Уподобление, синхронизация, слияние
В ритуале «Берсерк» следует обратить внимание на следующие элементы: уподобление, синхронизация и слияние. Уподобление означает осознанное следование модели поведения, присущей внутреннему Зверю. Превращение в оборотня — это процесс обоюдного движения Человека и Зверя навстречу друг другу. В достижении равновесия между ними и в искусстве его правильного нарушения заключается одна из главных тайн трансформации.
Ищущий встречи со своим внутренним Зверем должен всячески демонстрировать свою готовность к общению с ним и отсутствие враждебных намерений. Демонстрации такого рода заключаются в сознательном подражании своему личному тотему как в уединении, так и на людях. Автор «Малого Трактата Оборотня» продемонстрировал изрядное чувство юмора, предложив своим читателям становиться на четвереньки и выть. Впрочем, с помощью таких странных советов посвященные уже не одну тысячу лет защищают свои знания от профанов. Юмор же ситуации заключается в том, что животные, как правило, вовсе не ходят на четвереньках, а значит смысл совета — в ином.
Уподобление тотему подготавливает человека к внутреннему преображению в Зверя, что в обязательном порядке должно предшествовать внешней трансформации. В практике уподобления человек не подражает своему тотему, словно обезьяна, но мысленно ставит себя на его место. Вопрос «Как бы поступил на моем месте Зверь?» лишен смысла, поскольку мир людей с его условностями и притворством чужд животным. Ключевым на данном этапе ученичества является другой вопрос: «Как бы поступил я на месте Зверя?»
Для того чтобы Зверь не запаниковал, пробудившись в «цивилизованном» мире, ученику необходимо научиться видеть Зверя в других людях и обнаруживать за лицемерным лоском социальных условностей животную природу человеческих взаимоотношений, сводящихся на самом деле к трем простым вещам: еда, секс и агрессия. Зверь не понимает слов, поэтому способен видеть истину, но для этого ему нужны глаза, способные отличать фальшь от сути.
Уподобляясь Зверю, человек в первую очередь учится смотреть на окружающий мир как Зверь и видеть целое там, где ослепленный примитивным материализмом разум способен разглядеть лишь безжизненные части и их механическое сочленение. В «Малом Трактате Оборотня» говорится так: «Сидя на земле, представляй себя одной из травинок, древом, что растёт неподалёку, воздухом окружающим тебя и смешаешься с природой воедино».
Синхронизация означает, что спящий Зверь неосознанно начал реагировать на сигналы, посылаемые ему человеку. Подстраиваясь друг под друга, они начинают действовать в унисон, словно две птицы, летящие в одной стае. Человек учится понимать потребности Зверя, Зверь воспринимает информацию о мире человеческих условностей в понятной ему форме. Подобное «воспитание» Зверя необходимо, чтобы он не впал в панику и не наделал глупостей, когда человек передаст ему контроль над телом или в том случае, если Зверь по каким-то причинам сможет заполучить контроль силой.
Многие ученики надолго застревают на данном этапе, наслаждаясь чувством сродства со своим личным тотемом. Занятие это бессмысленное и опасное, потому что может погрузить Зверя в еще более глубокий сон, откуда его будет практически невозможно извлечь. Ступень синхронизации считается успешно пройденной лишь тогда, когда в общении с личным тотемом человек забывает о том, что он человек, а Зверь — о навязанной ему роли зверя, то есть не-человека, противопоставленного людям. С точки зрения Зверя (если можно так выразиться) людей вовсе не существует, есть лишь более смышленые и весьма опасные животные, отчего-то передвигающиеся на задних лапах.
Признание иллюзорности границы между животными и людьми становится первым шагом на пути их слияния в единое целое, которое, строго говоря, никогда не разъединялось, но лишь пребывало в иллюзорном заблуждении относительно своей изначальной природы. Таким образом, происходит слияние без слияния или, иными словами, восстановление прежних связей, разорванных в детстве в процессе социализации и принудительного принятия господствующей картины мира.
Не сумев победить Зверя в Человеке, общество научилось усыплять его с помощью монотонной неподвижности школьных классов и гипнотических образов, изливающихся в голову ребенка с экранов телевизоров и из компьютерных мониторов. Дикий Зверь так и не превратился в послушную домашнюю скотину, поэтому всякий человек, который пытается пробудить своего внутреннего Зверя, чтобы управлять им, попросту не ведает, что творит. На протяжении тысячелетий общество со всеми его хитростями, уловками и технологической мощью не смогло победить животное хотя бы в одном-единственном человеке. Было бы наивной глупостью полагать, будто это удастся сделать одному-единственному человеку, который к тому же практически во всем зависит от своего Зверя.
Примирить навязанную извне вражду между Зверем и Человеком можно лишь через их добровольное слияние в изначальное целое. Однако для этого ученику необходимо победить три излюбленных человеческих страха: боязнь потерять иллюзию собственного «Я», боязнь потерять иллюзию контроля над своей жизнью и страх перед темным «бессознательным», которого нет, но которое и есть Человек. Победив эти вымышленные страхи, человек сливается со своим внутренним Зверем и обнаруживает его подлинную природу.
Страх, встреча, пробуждение
Последний достойный упоминания способ как стать оборотнем из «Малого Трактата Оборотня» носит название «Внутренний Зверь». В нем под покровом секрета разворачивается тайна: «…не бойся зверя, ибо с момента сего вы будете одним целым, и разделить вас будет не под силу никому». Секрет мы раскроем, но тайну каждый должен найти сам — в этом смысл ученичества.
Прежде чем будет закончен процесс слияния, человеку нужно побороть три своих страха, мешающих его воссоединению со Зверем. Первый из этих страхов заключается в боязни потерять собственное «Я». Поначалу ученик парадоксальным образом воспринимает Зверя как нечто внешнее по отношению к собственному сознанию — нечто, желающее проникнуть в его личность или поглотить ее, подчинив себе его Волю. Подобный страх вполне понятен и не имеет под собой никаких реальных оснований.
Человек и Зверь не являются двумя разными существами, волею судьбы заключенными в одном теле и борющимися за контроль над ним. Выражаясь поэтически, человек — это кошмарный сон Зверя, изуродованного дрессировкой и неподвижной изоляцией во тьме. Таким образом, человек боится не Зверя, а самого себя: своих тайных желаний, мыслей и чувств, противоречащих его положительному мнению о самом себе и тому виртуальному образу, который он создает и поддерживает в глазах окружающих.
Человек боится Зверя не в уединении, а будучи на виду, на глазах у всех. Он боится потерять право называться человеком, словно в этом есть какая-то особая привилегия или сакральный смысл. Однако же следует запомнить, что ярлыки «человек», «зверь» и все прочие не несут в себе никакого потаенного смысла, а лишь указывают направление, в котором следует смотреть. Присвоенное людьми право навешивать ярлыки создает у них иллюзию, будто они научились контролировать себя и окружающий мир. Страх потерять эту иллюзию контроля над самим собой становится вторым заметным препятствием на пути ученичества.
Излечение этого страха в ученике не составляет большого труда для опытного Мастера. В восточных единоборствах существует ряд практик и физических упражнений, призванных убедить ученика в том, что его тело лучше знает, что ему нужно, быстрее реагирует на внешние угрозы и прекрасно обходится без руководства разума во сне или в стрессовых ситуациях, действуя в соответствии со своими реальными, а не вымышленными способностями и потребностями. Задача человека сводится не к капризному повелеванию телом в потакании своим прихотям, но к тому, чтобы обучить тело желаемому.
Страх перед глубинным неизвестным — намного более опасный враг, нежели перечисленные выше. Люди более или менее научились примиряться с непредсказуемостью окружающего мира, разработав религии и идеологии, утверждающие, будто все вокруг происходит по воле какого-нибудь высшего существа или подчиняется известным физическим законам. Но внутренняя неизвестность по-прежнему пугает человека настолько, что он не осмеливается даже краешком глаза заглянуть вглубь себя.
Парадокс налицо: люди овладели ядерной энергией, отправили человека в космос и сумели разглядеть в телескопы самые далекие галактики, однако большинство из них ничего не знает о самих себе: как действует мозг? что такое сознание? существует ли бессознательное? кто мы есть в реальности без иллюзий и слов? Нет ответов. И не будет до тех пор, пока человек не осмелится заглянуть внутрь себя открытыми глазами, без идеологических установок и моральных предубеждений. «Малый Трактат Оборотня» говорит нам, что, заглянув в себя, человек встретит Зверя, и когда это случится, их слияние завершится пробуждением оборотня. Практическому описанию этих двух этапов и будет посвящена Последняя часть данной работы.