Iii. анализ информации о вампирах
Анализ информации о вампирах следует начинать с внимательного ознакомления с первоисточниками. Значение имеет все: изображения, неправильно написанные имена, логические ошибки и явные противоречия известным фактам. Если вампиролог имеет дело с летописным документом, легендой или мифом, необходимо обратить самое пристальное внимание на появление в тексте потусторонних существ, враждебных человеку и обладающих звериными чертами, например клыками или крыльями. Появляются ли эти существа днем или приходят лишь по ночам? Чувствует ли человек упадок сил в их присутствии? Подчиняется ли безропотно их воле? Даже самое подробное и точное описание вампира может быть искажено до неузнаваемости недобросовестными и суеверными пересказчиками. В таких ситуациях на помощь вампирологу приходит умение видеть суть, скрытую под слоем мистических и потусторонних наслоений.
Долгожительство вампиров — отличный признак, по которому их можно обнаружить среди древних правителей или в их ближайшем окружении. Из этого вовсе не следует, что каждый император-долгожитель был вампиром, однако многократное расхождение продолжительности жизни царя или его советника со среднестатистической для его времени должна заставить вампиролога повнимательнее присмотреться к рассматриваемому периоду. Известно, что фараон Рамсес II дожил до 90 лет при средней продолжительности жизни в Древнем Египте приблизительно 23 года. Немного уступил ему византийский император Юстиниан I (83 года), чьи подданные редко переступали тридцатилетний рубеж. Оба правителя вели продолжительные кровопролитные войны с соседями, а Юстиниан осуществил успешный во всех отношениях геноцид двух народов: вандалов и остготов, от которых не осталось и следа. При них велось строительство с использованием новейших технологий, неожиданно оказавшихся в их распоряжении. Юстиниан возвел Софийский собор, построенный якобы по внушению неведомого «ангела», принесшего императору чертежи будущего архитектурного шедевра. Рамсес прославился строительством колоссальных храмов, при возведении которых использовались неведомые современным ученым методы, позволявшие египтянам перемещать на значительные расстояния гранитные камни весом до 1000 тонн, из которых делались величественные статуи фараона. Думаю, тщательный анализ упомянутых фактов будет интересен не только вампирологам, но и современным инженерам, интересующимся историей архитектурных достижений человечества и тех, кто жил рядом с людьми на протяжении долгих тысячелетий.
Однако вампиры или иные неведомые существа не всегда проявляют себя столь явно. Зачастую их незримое присутствие можно обнаружить по странным решениям руководства той или иной страны, оказывающим судьбоносное влияние на ход всего человечества. Мудрый император вдруг отправляется в гибельный поход и умирает в расцвете лет за многие тысячи километров от родины. Князь-язычник неожиданно принимает чуждую ему веру и впускает в страну проповедников из враждебного государства, с которым его предки воевали несколько столетий подряд. Царь отрекается от престола, чтобы сохранить свою страну и жизнь, а в результате теряет и то и другое. Проницательный тиран, захвативший полмира, вдруг начинает совершать нелепейшие ошибки, и, в конце концов, пускает пулю себе в лоб, бросив свою разоренную врагами страну на произвол судьбы. Перечисленные события могут иметь множество объяснений, однако не следует думать, будто самое простое толкование всегда оказывается единственно верным — так бывает в большинстве случаев, но все-таки не всегда.
Если будет доказано, что вампиры действительно существует, то всю историю человечества придется пересмотреть, поскольку лишь очень наивные и недалекие люди могут верить в то, что вампиры прошли сквозь тысячелетия, не оказывая никакого влияния на человечество и ход его развития, будто их совершенно не касался процесс возвышения и гибели прославленных империй, будто религиозные войны и действия инквизиции не могли не затрагивать их жизненных интересов и, наконец, будто вампиры никогда не пытались захватить власть над людьми, чтобы обезопасить себя от полного уничтожения на многие века вперед. История вампиров неотделима от истории человечества, и думать иначе было бы верхом глупости или обыкновенным предательством.
Вампирский Ад
I. Дело Инквизиции
Вскоре после сокрушительного разгрома вампиров в Окситании в 1209 году Папа Римский Иннокентий III создал Инквизицию для поиска и уничтожения остатков «ночного народа». Сегодня многие утверждают, будто в Ватикане был специальный отряд для этих целей, однако следует признать, что вся так называемая война против еретиков, развязанная католиками в эпоху Средневековья, была всего лишь ширмой, надежно скрывающей подлинные цели «воинов христовых». Вампиры являлись единственной серьезной угрозой владычеству Ватикана на территории Западной Европы, и война с ними велась не на жизнь, а на смерть. Это была борьба за власть над людьми, которую христианам удалось выиграть ценой неимоверных усилий.
Однако, вопреки устоявшемуся мнению, не следует думать, будто тотальный геноцид вампиров был главной целью инквизиторов. Необходимо помнить, что многие из них искренне верили в учение Иисуса Христа и желали не только избавить человечество от страшной напасти, явленной в образе демонических кровососов, но и спасти души тех, кто по своей воле перешел на сторону зла, пополнив ряды «ночного народа». Методы, коими инквизиторы пытались вернуть вампиров обратно к свету и очистить их души от всякой скверны, были ужасны как в своем воплощении, так и в последствиях, лишивших разума и жизни множество вампиров, волею судьбы попавших в руки к своим заклятым врагам.
Вначале вампиров просто убивали, причем настолько успешно, что в течение 13 века Европа была практически очищена от их присутствия. Но со временем эта политика была поставлена под сомнение весьма авторитетными церковными иерархами. Суть проблемы сводилась к следующему: убивая вампира, инквизиторы лишали его душу возможности спастись от вечных мучений в Аду, что в корне противоречило фундаментальным основам христианского вероучения. Церковь превратилась в карательную машину, вместо того, чтобы служить путеводным маяком для тех, кто по слабости духовной отвернулся от Бога и сделался приспешником Сатаны.
Так внутри самой Инквизиции произошел раскол: одни выступали за полное и безоговорочное уничтожение вампирского племени, другие же задались целью, быть может, вовсе невыполнимой, а именно превратить вампиров обратно в людей и вернуть им шанс на спасение души через покаяние и искупление своих грехов. Убивая вампиров, Церковь признавалась в своей беспомощности перед силами зла, что ставило под сомнение истинность ее вероучения. Вампиризм в то время считался одним из проявлений козней Дьявола, с которым христиане должны были бороться за каждую душу. Считалось, что нераскаявшиеся вампиры после смерти пополняли адские легионы, чего допускать было никак нельзя. Результатом долгих дебатов, в которых сошлись представители двух враждующих партий, стала победа тех, кто выступал за борьбу с Сатаной, а не с вампирами, попавшими под его пагубное влияние.
II. Первые опыты
В конце 13 века политика Церкви в отношении вампиров изменилась. Инквизиторам было предписано по возможности брать вампиров в плен и применять к ним те же «душеспасительные» методы, что и к обычным еретикам. При этом совершенно не учитывалось, что вампиризм, в отличие от ереси, имеет биологические причины, которые невозможно устранить пытками и раскаянием. Когда стало ясно, что стандартные схемы с вампирами не работают, инквизиторы занялись разработкой и внедрением новых методик, способных, по их мнению, вырвать человека из лап Дьявола и вернуть его в лоно Церкви.
На практике все это обернулось настоящим кошмаром для плененных вампиров. Их морили голодом, выставляли ненадолго на солнечный свет, а затем втирали соль в обожженную кожу. Рядом с ними постоянно находился священник, который читал вслух Библию и заставлял их молиться. На допросах от них требовали рассказать, как и при каких обстоятельствах они продали душу Дьяволу. Если вампир не хотел или не мог ответить на вопросы палачей, его пытали с удвоенной силой, и снова допрашивали. Чтобы вампир не умер от голода раньше положенного срока, его кормили крысиной кровью и держали связанным, опасаясь, что он может покончить с собой. Многим тогда казалось, что они попали в Ад, но самое страшное ждало вампиров впереди.
Однажды молодой, но уже весьма опытный инквизитор обратил внимание на то, как вампиры спят. По чистой случайности он заметил, что у вампира, сохранявшего полную неподвижность во время сна, под закрытыми веками быстро и хаотично двигаются глаза. Он предположил, что во сне вампира терзают демоны, которыми он одержим. С дозволения начальства, молодой инквизитор допросил вампира, и под пытками тот признался, что многих из них мучают кошмарные сновидения, полные насилия и безысходности. В этих видениях вампир неизменно предстает в роли жертвы, терзаемой убитыми им людьми или омерзительными на вид чудовищами. Со временем вампир учится забывать свои сны, чтобы память о них не отравляла его повседневное существование. Перед тем, как отправиться обратно в свою камеру, вампир с усмешкой сказал своему мучителю, что его сновидения страшнее любых пыток инквизиции, хотя лучше бы он держал язык за зубами.
Обрадованный тем, что его теория о демонах подтвердилась, молодой инквизитор выпросил дозволение провести ряд опытов с вампирами, с помощью которых он вознамерился изобрести простой и действенный способ изгнания Дьявола из человека, сделавшегося вампиром. Его идея заключалась в том, чтобы заставить вампира увидеть своего демона, признать его существование и захотеть от него избавиться. Молодой инквизитор искренне верил, что таким образом человек сможет излечиться от вампиризма и вновь обрести Бога в своей душе. Он с энтузиазмом взялся за решение этой проблемы, и спустя всего полгода разработал чудовищную по своему варварству и бесчеловечности пытку, вошедшую в историю под названием «Стрелы Бога».
III. Стрелы Бога
Изобретенная молодым инквизитором пытка длилась очень долго, поэтому во все времена ее применяли только к самым упрямым и несговорчивым вампирам. Когда слухи о ней распространились среди вампиров, остававшихся на свободе, многие из них шли на самые отчаянные меры, лишь бы не попасть в руки инквизиторов живьем. В самом крайнем случае они попросту кончали жизнь самоубийством, предварительно истребив как можно больше своих врагов. Из-за этого охота на вампиров сделалась слишком непредсказуемым занятием, смертельно опасным для инквизиторов и для их добровольных помощников. В результате «Стрелы Бога» пришлось повсеместно отменить, а затем и вовсе предать забвению эту позорную страницу христианской истории. По обобщенным данным через эту пытку прошли всего 100 — 150 вампиров. Результат был стопроцентным: все, кто выжил, признали свою связь с Дьяволом, раскаялись в грехах и умерли во Христе. Именно «Стрелы Бога» убедили инквизиторов в том, что вампиризм является неизлечимым телесным заболеванием, что в конечном итоге привело к скорой смене приоритетов Конгрегации священной канцелярии, сосредоточившей свою основную деятельность на ведьмах и еретиках.
Даже схематичное описание этой пытки вызывает содрогание у неподготовленных читателей, поэтому особо впечатлительным особам рекомендуется пропустить данный абзац, удовольствовавшись лишь последующими выводами из него. Итак, в темном помещении, куда не проникает солнечный свет, устанавливалось особое кресло, к которому крепко привязывали вампира. Голову его фиксировали в специальных тисках таким образом, чтобы он никак не мог ею пошевелить. Веки пришивались грубой нитью к верхним бровям, оставляя глаза постоянно открытыми. Впоследствии глаза стали просто зашивать, чтобы жертва не моргала, а все манипуляции проводились сквозь кожу. Затем на подлокотники кресла устанавливался специальный механизм с регулируемой выдвижной частью, в которую вставлялись две тончайшие серебряные иглы. Эти иглы медленно вводились через зрачки в глаза вампира и далее прямо в мозг на строго выверенную глубину. От соприкосновения с благородным металлом вампир испытывал нечеловеческую боль и вскоре лишался сознания, погружаясь в некое подобие сна, полное невообразимых кошмаров и адских видений. Отличие от обычного сновидения заключалось в том, что вампир не мог проснуться до тех пор, пока иглы не будут извлечены из его глаз. Пытка длилась от нескольких часов до нескольких дней. За это время вампир успевал не только вспомнить всех своих жертв, но и познакомиться с самыми потаенными страхами, прятавшимися в глубинах его подсознания. Прождав отведенное время, инквизиторы вынимали иглы и спрашивали у пробудившегося вампира, готов ли он отречься от Дьявола и раскаяться в своих прегрешениях. Если вампир упорствовал, пытку повторяли до тех пор, пока он не сломается и не признает все, что от него требуют. Рано или поздно ломались все. Вампир, говоривший с молодым инквизитором, оказался прав: демоны души были страшнее любых пыток.
IV. Демоны души
Признавшихся в сношениях с Дьяволом и раскаявшихся вампиров отправляли обратно в камеру дожидаться решения суда, неизменно выносившего смертный приговор. Впрочем, до казни доживали немногие. Оставленные серебряными играми раны лишали вампиров возможности забывать свои сновидения, и они постоянно пребывали в кошмарном хаосе, порожденным их подсознанием и выплеснутым в явь. Многие сходили с ума еще в пыточной камере, другие пытались сопротивляться яростному натиску кошмаров, но и они довольно быстро погружались в пучину безумия, откуда не было возврата.
Это был настоящий Ад, и суть его заключалась в том, что вампир, привыкший к постоянному самообману, со всей возможной ясностью прозревал свою подлинную сущность, составлявшую основу его ужасного бытия. Впервые в жизни он видел себя таким, каков он есть на самом деле — в самом центре своей души он находил ненасытный черный вихрь, не ведающий ни любви, ни мук совести, ни раскаяния. Этот набирающий обороты вихрь все засасывает в себя и ничего не дает взамен, кроме вечной жажды заполучить еще больше. Все, что попадает в него, проваливается в черную дыру Преисподней, откуда нет возврата, а вампир — это лишь врата, через которые Ад пытается поглотить весь мир без остатка.
И самое страшное знание, приобретенное вампиром в миг прозрения, заключалось в том, что ничего уже нельзя изменить. Никто не в силах ему помочь: ни Бог, ни инквизиторы, ни он сам. Поселившаяся в его душе бездна будет и дальше пожирать все, что окажется в ее досягаемости, а если вампир откажется выполнять ее безмолвные приказы, то она поглотит его так же, как и все остальное. Выхода нет, надежда умерла, спасение невозможно. Ослепленный и прозревший вампир отказывается от борьбы, теряет волю к жизни, поскольку никакой жизни у него нет. Он пуст, ведь даже голод, к которому он привык как к неотъемлемой своей части, принадлежит не ему, а бездне, ставшей его хозяйкой и повелительницей. Остается лишь смерть — единственное, чем вампир еще волен распоряжаться по своему усмотрению. Осознав все это, вампир бросается в бездну и умирает, хотя в действительности его падение будет длиться бесконечно долго, потому что у Ада нет дна.
Слухи о вампирах
I. Язык вампиров
Отсутствие достоверной информации о вампирах порождает множество противоречивых слухов. Некоторые из них могут быть легко опровергнуты — для этого достаточно воспользоваться обычной логикой и применить ее к имеющимся в нашем распоряжении сведениям. Другие оказываются весьма живучи, поскольку люди, занимающиеся их распространением, не утруждают себя приведением доказательств, которые могут быть поставлены под сомнение в результате тщательного и всестороннего анализа. В сложившейся ситуации, когда о вампирах говорят все, кроме них самих, следует относиться с осторожностью и разумным подозрением к любым рассказам о «ночном народе», сколь бы правдивыми они ни казались.
К непроверенным слухам следует отнести так называемый «язык вампиров», информация о котором появилась в Интернете и вызвала неподдельный интерес у начинающих вампирологов. Язык это весьма примитивен, и любой толковый лингвист многое сможет рассказать об умственных способностях тех, кто его сочинил. Речь, однако, пойдет не о самом языке вампиров, а о тех условиях, в которых он мог бы возникнуть. Следует признать, что таких условий нет, поскольку он попросту не нужен вампирам для общения. Сегодня международным средством коммуникации является английский язык, и с его помощью любой может общаться с людьми разных национальностей, не прибегая к дополнительным средствам, вроде приснопамятного эсперанто и прочих искусственных лингвистических уродцев.
Для передачи секретной информации вампирам вполне хватает современных систем шифрования, обеспечивающих безопасность общения на более высоком уровне, нежели особый язык, которому может выучиться любой их недоброжелатель и в первую очередь охотники на вампиров. Миф о вампирском языке имеет две главные предпосылки. Во-первых, вампиры прочно ассоциируются с эпохой, когда не существовало Интернета, мобильной связи и даже электричества. В сознании большинства людей вампир с ноутбуком в руках выглядит слишком обыденно, однако нет ни единой причины, по которой «ночной народ» должен избегать даров прогресса и оставаться в своем развитии на уровне Средневековья. Во-вторых, древние вампиры, пришедшие в Египет с далекого юга действительно говорили на языке своей погибшей родины, хотя нет никаких данных о том, что они учили этому языку новые поколения соплеменников. Дело обстояло с точностью до наоборот: из соображений безопасности вампиры учились разговаривать на языке людей, чтобы ничем не отличаться от них. В деле мимикрии они достигли вершин мастерства, недоступных никому из смертных.