Ii. поиск информации о вампирах
Поиск информации о вампирах сродни охоте на Бармаглота. В распоряжении исследователя имеется лишь приблизительное описание объекта и список некоторых его отличительных черт. С высокой степенью точности вампирологи установили, что вампиры обладают следующими признаками: потребность в регулярном употреблении крови, долгая продолжительность жизни, светобоязнь. К дополнительным признакам, относительно которых ведутся споры, причисляют: бесплодие, умение превращаться в животных, ночное зрение, способности к гипнозу, аллергическая реакция на благородные металлы (золото, серебро).
На практике это означает, что при работе с первоисточниками добросовестный вампиролог должен в первую очередь искать не прямые упоминания о вампирах, с помощью которых невежественные люди пытались объяснить труднообъяснимые явления, а описание одного или нескольких вышеперечисленных признаков применительно как какому-нибудь человеку или существу. Иначе говоря, вампир может притвориться человеком, однако оставленные им следы все равно укажут на его истинную сущность. Так, например, вампир не будет использовать в качестве орудия убийства яд или веревку, что не предполагает обильной кровопотери у жертвы, но, скорее всего, воспользуется ножом или каким-нибудь техническим устройством (автомобилем, станком, бензопилой), чтобы изуродовать труп и максимально осложнить работу следователям.
Основная задача вампира — скрыть факт изъятия крови у жертвы, поэтому зачастую убийства происходят на природе или неподалеку от рек и водоемов. Сбросив труп в воду, вампир заметает сразу два главных своих следа: его укус патологоанатомы спишут на рыб, а количество потерянной жертвой крови никто не станет даже считать. Из сказанного следует, что одних только признаков вампира недостаточно для плодотворного поиска его следов, необходимо так же изучать вампирские повадки и стиль охоты. Все это создает вокруг вампира некую аномальную зону, где не работает логика обычных человеческих отношений, но выходит на первый план беззащитность людей перед хитрым и опасным хищником, способным на все ради утоления своего голода.
Существует три основных источника информации о вампирах: исторические хроники, современные средства массовой информации и тайные книги, причем последние, наряду со свидетельскими показаниями, надлежит отнести в разряд ненадежных. О том, что свидетели редко бывают точны в своих показаниях, известно давно, причем ложь бывает иногда неосознанной, если очевидец хочет угодить интервьюеру, сообщив ему «важную» и «полезную» информацию. С книгами дело обстоит иначе. Большинство так называемых «тайных гримуаров» и «подлинных историй вампирского народа» являются очевидными подделками 19-20 веков, которые свидетельствуют лишь о буйной фантазии их авторов и ни о чем сверх этого. Поэтому добросовестный вампиролог должен относиться с подозрением к любой «тайной» книге о вампирах, особенно если ее ему пытаются всучить за деньги. Необходимо понимать, что все, кто пытался торговать настоящими тайнами, давно уже гниют в безымянных могилах (и это в лучшем случае).
Конечно, среди книг попадаются иногда толковые работы, написанные если не свидетелями вампирской деятельности, то, как минимум, людьми сведущими и неглупыми, однако не следует принимать на веру никакой текст, не подкрепленный реальными доказательствами. Без материальных свидетельств любой текст о вампирах — это всего лишь гипотеза, истинность которой неизбежно находится под сомнением мудрых читателей. Реальные доказательства существования вампиров пока не найдены, хотя это не значит, что их вовсе нет.
Следует понимать одну простую вещь: вампирологи не могут отличить, например, рисунок, сделанный вампиром, от человеческого. У них просто нет объективных критериев, однозначно указывающих на вампирское происхождение того или иного артефакта. Изображения существ, похожих на вампиров, в наскальной живописи, принадлежащей к доисторической эпохи, могут принадлежать как вампирской руке, так и обычному человеку. Есть лишь ряд косвенных признаков, позволяющих с осторожностью предполагать, что древний художник был вампиром: рисунок должен иметь явную вампирскую тематику насилия над человеком, он должен располагаться в месте, куда не проникает дневной свет и, наконец, на потолке не должно быть следов копоти от факелов. В совокупности эти три признака указывают на то, что рисунок делало разумное существо, обладающее отличным ночным зрением и воспринимающее людей в качестве пищи.
Схожую картину мы можем наблюдать в некоторых пирамидах, разбросанных по всему свету, в том числе и в прославленном комплексе на плато Гизы в Египте. Внутри пирамид остались следы разумной деятельности, однако на потолках отсутствует копоть. Официальная версия, что внутренности пирамид освещались при помощи огромных зеркал была экспериментально опровергнута. Предположения альтернативных историков о том, что в пирамидах были установлены примитивные электрические лампы, имеют в себе явный логический изъян: зачем изобретать электричество, опережая свою эпоху на 5 тысяч лет (!), если проще и дешевле зажечь несколько факелов? Есть еще более простое объяснение этой несуразности: тем, кто работал внутри некоторых пирамид, свет вообще был не нужен.