Тема 5. Делопроизводственные материалы XVI - ХХ веков как исторический источник. Методика анализа.
План изучаемой темы:
1. Писцовое делопроизводство XV-XVII веков. Особенности источниковедческого анализа.
2. Развитие делопроизводства в XVIII-XX веках. Проблемы источниковедческого анализа делопроизводственных документов.
Учебники и учебные пособия:
Голиков А.Г., Круглова Т.А. Источниковедение отечественной истории. М.,2008.
Данилевский, И.Д., Кабанов В.В., Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. Источниковедение. Теория. История. Метод. Источники российской истории. М., 1998 и более поздние издания.
Рекомендуемая литература:
Литвак. Б.Г. О закономерностях эволюции делопроизводственной документации ХУIII-ХIХ веков. К постановке вопроса. // Проблемы источниковедения истории СССР и специальных исторических дисциплин. М., 1984.
Воробьев Г.Г. Документ. Информационный анализ. М., 1973
Документы и делопроизводство. Справочное пособие. М., 1991.
Развитие советского документоведения (1917-1987). М., 1983.
Определения ведущих понятий и основное содержание указанной темы. Делопроизводственные материалы – вид исторических источников, функцией которых является документное обслуживание различных управленческих систем. В структуре делопроизводственных материалов выделяется группа разновидностей, обеспечивающих принятие и реализацию управленческих решений и группа разновидностей, обеспечивающих документооборот.
Писцовое делопроизводство XV-VII веков. Методика анализа.Цель – фиксация землевладения и государственного налогообложения. Разновидности писцового делопроизводства: писцовые книги, с середины XVII века – переписные книги. Писцовые книги были результатом общего описания территории государства или его части по уездам. Описание проводилось один раз в 20-30 лет. Наиболее древние из сохранившихся писцовых книг относятся к концу XV века и к описанию Новгородской земли после присоединения её к Великому княжеству Московскому. Наиболее важными являются писцовые книги 80-90-х годов XVI века, потому что они были основным документом, закреплявшим крестьян за владениями феодалов. В этот круг входят писцовые книги города Тулы и Тульского уезда 1587-1589 годов. Самый значительный комплекс писцовых книг Российского государства относится к 20-30-м годам XVII века. Самые поздние писцовые книги относятся к 1680 и 1710 годам. Дозорные книги составлялись между общими описаниями по челобитным с мест. Они смягчали налоговое бремя, не допуская полного падения платежеспособности населения. Платёжные книги составлялись на основе писцовых книг и фиксировали размер обложения каждого поместья или вотчины. Сотницы- выписки из писцовых книг на волость, на индивидуальное владение. Отказные или описные книги – описания вотчин поместий в момент перехода владения от одного лица к другому. Источниковая ценность писцового делопроизводства проявляется в области экономической и социальной истории. Это сложный, трудный для анализа источник. Многие вопросы методики использования писцовых книг не решены.
Развитие делопроизводства в XVIII- начале XX веков. Проблемы источниковедческого исследования делопроизводственных материалов.Особенностью делопроизводства XVIII – XIX веков является его законодательная основа. «Генеральный регламент» 1720 года – основополагающий акт, определявший систему делопроизводства до 1917 года. Разновидности делопроизводственных материалов: переписка учреждений ( в вышестоящие структуры об исполнении распоряжений – доношения, донесения, рапорты, экзекуции; между учреждениями одного уровня – промемории в XVIII веке и отношения в XIX веке; частное лицо в XVIII веке подавало вышестоящему челобитную, а в XIX веке – прошение); внутренние документы ( регистратуры – входящих и исходящих документов, при регистрации в XVIII веке текст документов часто копировался; журналы и протоколы заседаний). Эволюция формы делопроизводственных материалов. В 1700 году столбцовая форма делопроизводства была заменена тетрадной. В 1699 году была введена гербовая бумага, на которой писались прошения, часто являвшиеся инициативными документами. С 1830 года в делопроизводстве стали использовать бланки, на которых основные реквизиты исполнялись типографским способом.
Специальные системы делопроизводства: судебно-следственная, военная, дипломатическая. Для судебно-следственной документации существенны – в XVIII веке «пыточные речи», в XIX веке «протоколы допросов», «письменные показания подследственных»; доносы как инициативные документы. Основной массив судебно – следственных документов только сейчас привлекает внимание (раньше исследовались только яркие, относившиеся к декабристам, петрашевцам, Н.Г.Чернышевскому).
Справочные издания: можно отнести к делопроизводственным документам. Поскольку в XVIII-XIX веках содержали информацию почти исключительно о государственном аппарате – «Адрес-календари» ( 60-е годы XVIII века – 1917 год), публиковавшиеся списки чиновников различных учреждений, сведения о которых собирались независимо от других форм учёта чиновничества. С середины XIX века в губерниях стали издавать «Памятные книжки», в которых кроме сведений о чиновниках губернии, приводились данные о географическом положении губернии, разнообразные статистические сведения о промышленных предприятиях, землевладении и т.д.
В советский период количество делопроизводственных документов значительно увеличивается. Возрастает их роль в отражении всех аспектов жизнедеятельности общества, поскольку с самого начала в области руководства существовал низкий профессиональный уровень, а позднее сложилась командно-административная система управления всеми сторонами жизни государства. Формуляры большинства документов предшествовавшего времени вошли в практику советского периода, но изменились приоритеты среди их разновидностей, социальная окраска, направленность содержания информации. Приблизительная классификация документов советского периода выглядит следующим образом: организационно-распорядительная – определяет порядок какой-либо деятельности, структуру, компетенцию, задачи, формы и методы исполнения (положения, уставы, правила, статуты, обязательства, договоры, контракты, трудовые соглашения); распорядительная документация – служит для реализации управленческой деятельности и является продолжением организационной документации (решения, резолюции, приказы, инструкции, распоряжения, поручения, предписания, наказы, протоколы и стенограммы заседаний коллегий, собраний, съездов, конференций); текущая переписка предприятий и учреждений (письма, телеграммы, радиограммы, телефонограммы); плановая документация; учётная документация; контрольная документация; отчёты, в том числе и статистические.
Проблемы источниковедческого исследования делопроизводственных документов. К настоящему времени удовлетворительно изучены внешние признаки и структуры документов в рамках специальной дисциплины «история и организация государственного делопроизводства». В исторических сочинениях используется главным образом отчётная документация, причём проблема достоверности сведений при этом ставится не всегда. Обширные комплексы делопроизводственной документации с источниковедческой точки зрения не исследуются. Но именно такое изучение могло бы дать представление о том, как управлялась Российская империя, каковы были механизмы и эффективность функционирования государственной власти, хотя бы на уровне отдельной губернии или ведомства. Исследователь должен хорошо знать организацию системы делопроизводства с тем, чтобы оценить степень полноты сохранившегося комплекса делопроизводственных документов, суметь восполнить пробелы за счёт дублетной информации, выбрать оптимальный способ работы с большими массивами документов.
Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме (самоконтроль). Для достижения задач поставленных при изучении темы «Делопроизводственные материалы XVI-начала ХХ веков как исторический источник. Методика анализа» студент должен использовать результаты самостоятельной работы. Самостоятельная работа по теме «Делопроизводственные материалы XVI- ХХ веков как исторический источник. Методика анализа» предполагает знакомство с данным методическим пособием, учебниками и литературой по выбору студента. При этом следует обратить внимание на усвоение таких аспектов темы как писцовое делопроизводство XV-XVII веков, понимание его как комплекса однотипных источников, в котором представлена вся территория Российского государства этого периода, как важного источника по истории русских городов, уездов, по исторической географии ХV-XVII веков, как важного демографического источника, источника по истории ремесла и торгово-промышленной деятельности. Следует понимать главные тенденции развития делопроизводственной документации Российской империи и СССР, понимать их сходство и различие, проблемы информационных фальсификаций в делопроизводственных документах советского периода. Занятия по теме предполагают следующий прогнозируемый результат:
1. Понимать задачи писцового делопроизводства XV-XVII веков, его значение как исторического источника.
2. Знать особенности делопроизводства XVIII- начала XX веков.
3. Уметь прокомментировать особенности делопроизводственных источников XX века советского периода.
Тема 6.Источники личного происхождения XVIII-XX веков. Методика источниковедческого анализа.
План изучаемой темы:
1. Классификация источников личного происхождения, эволюция.
2. Мемуары – «современные истории», мемуары – автобиоргафии, эссеистика, исповедь.
3. Особенности документов личного происхождения советского периода.
4. Методика источниковедческого анализа мемуаров.
Учебники и учебные пособия:
Голиков А.Г., Круглова Т.А. Источниковедение отечественной истории. М.,2008.
Данилевский, И.Д., Кабанов В.В., Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. Источниковедение. Теория. История. Метод. Источники российской истории. М., 1998 и более поздние издания.
Рекомендуемая литература:
Тартаковский. А.Г. Русская мемуаристка ХVIII - I половины ХIХ веков. М., 1991.
Тартаковский. А.Г. Русская мемуаристика и историческое сознание ХIХ века. М.,1997.
Чекунова. А.Е. Русское мемуарное наследие 2 половины ХVII-ХVIII веков. Опыт источниковедческого анализа. М., 1995.
Определения ведущих понятий и основное содержание указанной темы. Источники личного происхождения – группа видов исторических источников, функцией которых является установление межличностных коммуникаций. Они наиболее последовательно воплощают процессы самоосознания личности, становление межличностных отношений и эмансипации человеческой индивидуальности. Источники личного происхождения, в частности мемуары, - повествования о прошлом, основанные на личном опыте и собственной памяти мемуариста. Поэтому они представляют собой реализацию исторического самосознания личности. В мемуарах находит своё отражение степень осознания мемуаристами сущности явлений и процессов общественного развития, связи индивидуального и социального в общественной жизни. Классификацияисточников личного происхождения, в основе которой – направленность устанавливаемых коммуникационных связей: автокоммукативные (дневники); межличностной коммуникации: с фиксированным адресатом (эпистолярные, отчасти мемуары – биографии, адресованные собственным потомкам), с неопределённым адресатом (мемуары-«современные истории», эссеистика, исповеди). Эволюцияисточников личного происхождения. Появление их можно заметить в XVII веке после Смуты. В начале XVIII века -1760-х годах общество находилось под сильным вмешательством государства. Источники личного происхождения этого периода слаборазвиты, появляются мемуары – автобиографии. Мемуары – автобиографии преследуют внутрифамильные цели. При этом личность, осознавая свою отделённость от окружающего её социума, начинает понимать ценность своего индивидуального опыта. Классическими в этом отношении являются мемуары нашего земляка А.Т. Болотова «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков. 1738-1793»( СПб.,1870-1873) , который стремился передать именно свой индивидуальный опыт, а не историческое бытие. Такой же характер имели мемуары нашего земляка П.С.Батурина «Жизнь и похождения Г.С.С.Б. Повесть справедливая, писанная им самим» ( Голос минувшего. 1918. № 1-9). В 60-е годы XVIII века в русском обществе начал проявляться интерес к истории, пока ещё не к истории собственного народа и государства, а к её классическим образцам. В 60-е годы XVIII -60-е годы XIX веков произошла «демократизация» авторского состава мемуаристов. Мемуары – автобиографии сохраняются, но отходят на второй план. Примером таких мемуаров являются воспоминания нашего земляка мещанина Абрама Булыгина «История города Тулы мещанина Абрама Булыгина о чудных его на свете похождениях, охоте, весёлостях и о работах» (И.Н.Юркин. Абрам Булыгин: чудности, весёлости, «непонятная философия»… Тула, 1994), хотя общественный интерес вызывают мемуары – автобиографии преимущественно творческих деятелей. В этот период появляются мемуары – «современные истории» - такой вид источников личного происхождения, целью которых является индивидуальная фиксация общественно-значимых событий для передачи их в эволюционном целом. Мемуары –«современные истории» в большей степени характерны для западноевропейской источниковой базы. В России автором таких мемуаров был Силвестр Медведев – современник и участник событий периода регентства Царевны Софьи Алексеевны. Отечественная война 1812 года породила обильный корпус мемуарных произведений. Примечательность его в том, что он инициирован общественно-значимым событием. В 60—е годы XIX века завершается становление исторического сознания русского общества. Об этом свидетельствует начало издания исторических журналов, в частности «Русского архива» П.И.Бартенева. От традиционных журналов их отличает внимание преимущественно к недавней отечественной истории XVIII-XIX веков, чем предшествующая историография почти не интересовалась. Мемуаристка приобретает статус исторического свидетельства. На протяжении XIX-XX веков любое общественно-значимое событие вызывало к жизни более или менее обширную мемуаристику. В этот период развивается эссеистикаи появляется исповедь. Автор эссе излагает своё мнение по произвольно выбранной им или по общественно значимой проблеме. В отличие от публициста эссеист не выступает от имени какой-то социальной группы. Примером могут служить «Избранные места для переписки с друзьями» Н.В.Гоголя, «Философические письма» П.Я.Чаадаева. Но в России эссеистика очень быстро была подавлена публицистикой- личностная позиция автора подчинена общественному интересу. Примером могут служить «Роза мира» Д.Л.Андреева, «Уединение» В.В.Розанова. Исповедь – вид философских сочинений, в которых утверждается уникальность человеческой индивидуальности. Этот вид исторических источников личного происхождения не является распространённым. Примером могут служить «Исповедь» Л.Н.Толстого и «Самопознание» Н.А.Бердяева. Для советской эпохи мемуары особенно ценны, потому что история этого периода гораздо меньше отражена в документах, чем в умах людей. В данном случае речь идёт о «бесцензурных» мемуарах. Что же касается мемуаров, изданных в советское время, «подцензурных» (или направленных) мемуаров, то им присущи: идеологическая заданность и выдержанность( эти качества на всех уровнях контролирующих инстанций соблюдались особенно строго); выбор тем и набор сюжетов; объект воспоминаний – не личные переживания автора, а события или вождь; стремление быть сопричастным тому или иному событию; стандартизация в характеристиках ситуаций, людей; формирование образа врага; недоговоренность, эзопов язык. Разновидности мемуаров советской эпохи: классические воспоминания; тематические формальные записи, сюжетные или путевые записи; воспоминания, записанные с помощью анкет (малограмотным рабочим, крестьянам, солдатам, «помогали» вспоминать свои впечатления о революции и гражданской войне сотрудники Истпарта, «Крестьянской газеты»); мемуары «больших людей», которым помогали вспоминать и, главное, написать писатели, журналисты, делая их воспоминания связными; мемуары, созданные «помощниками», а затем отредактированные авторами ( мемуары Н.С.Хрущева); воспоминания, изложенные по рассказам автора другим лицом ( воспоминания митрополита Евлогия «Путь моей жизни» изложены по его рассказам Т. Манухиной); мемуары, подготовленные к изданию после смерти автора родственниками и близкими покойного, которые выбирали содержание текста из вариантов, из большого количества имеющегося материала ( воспоминания А.Д. Сахарова, Л.М. Кагановича); «воспоминания детей» конца 80-х – начала 90-х годов XX века, как дополнения к мемуарам отцов ( дочери Г.К. Жукова, сыновей Н.С. Хрущева, А.И.Микояна) в том числе в оправдание деятельности своих отцов (серия «Осмысление века: дети об отцах» - первая книга «Мой отец – Лаврентий Берия» М., 1994); блиц - воспоминания; «новая» или «лагерная» проза; устные рассказы (И. Андронников, М. Ромм); исторические интервью. Методика источниковедческого анализа мемуаров предполагает изучение личности автора мемуаров, установление положения автора в описываемых событиях, то есть его осведомлённость, времени, прошедшем между событиями и мемуарами ( чем длиннее это время, тем больше вероятность искажения, утраты деталей, но временная дистанция даёт возможность более объективнее оценить прошлое), методом проверки полноты и достоверности мемуаров может служить сопоставление с другими источниками, в которых отражены описываемые события. Анализируя мемуарную литературу, необходимо помнить о субъективизме этого источника, но воспринимать это не как недостаток, а как его свойство. Мемуары являются первостепенным источником для написания биографий, для воссоздания политической истории, для реконструкции исторического факта. Используя мемуары, исследователь вправе надеяться на правду, некоторые обстоятельства мешают этому: свойства памяти мемуариста, особенности его индивидуального психического склада, в силу чего человек помнит одно и забывает другое, «встроенность» в условия эпохи, которая накладывает отпечаток на степень правдивости, особенно в советское время.
Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме (самоконтроль). Для достижения задач поставленных при изучении темы «Источники личного происхождения XVIII-XX веков. Методика источниковедческого анализа» студент должен использовать результаты самостоятельной работы. Самостоятельная работа по теме «Источники личного происхождения XVIII-XX веков. Методика источниковедческого анализа» предполагает знакомство с данным методическим пособием, учебниками, литературой и мемуарными источниками по выбору студента. При этом следует обратить внимание на усвоение таких аспектов темы как достоинства и недостатки источников личного происхождения, важность источников личного происхождения для изучения истории советского общества, умение анализировать источники личного происхождения, в главных составных частях такого анализа ( личность автора, время, прошедшее между событиями и описанием их в мемуарах). Для этого Вам предлагаются следующие мемуары на выбор или другие, с которыми Вы знакомы:
Болотов А.Т. Жизнь и приключения А.Болотова, описанные им самим для своих потомков (СПб., 1870-1873. Т. 1-4); Витте С.Ю. Воспоминания. Таллин (1994. Т. 1-3); Герцен. Былое и думы. Разные издания; Вишневская Г.П. Галина. История жизни ( СПб., 1994); Воспоминания генерала, барона Н.П. Врангеля (М., 1992); Воспоминания крестьян-толстовцев. 1910-1930 ( М., 1989); Воспоминания о В.И. Ленине ( М., 1989-1991. Т. 1-8); Гиппиус З.Н. Петербургский дневник(М., 1991); Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте. Мемуары ( М., 1993); Махно Н.И. Воспоминания (М., 1992); Сахаров А.Д. Воспоминания (М., 1996. Т. 1-2); Симонов К.М. Глазами человека моего поколения (М., 1990); Сорокин П.А. Дальняя дорога. Автобиография (М., 1992); Чуев Ф.И. Сто строк бесед с Молотовым (М., 1991); Троцкий Л.Д. Моя жизнь (М., 1990); Троцкий Л.Д. Портреты революционеров (М., 1991); Хрущев Н.С. Пенсионер союзного значения (М., 1991).
Занятия по теме предполагают следующий прогнозируемый результат:
1. Знание видов источников личного происхождения и эволюцию их на протяжении ХVIII-ХIХ веков, знать наиболее популярные мемуары.
2. Знание особенностей мемуарных источников советского времени.
3. Умение прокомментировать достоинства и недостатки мемуарных источников на примере проанализированных Вами источников.