Тема 2. Летописные источники эпохи традиционализма и методика их анализа.
План изучаемой темы:
1. Долетописная историческая традиция в литературе Киевской Руси.
2. Летописные памятники Киевской Руси.
3. Летописание периода уделов XII-XV веков.
4. Летописание Московского царства XVI века.
5. Российское летописание XVII века.
6. Летописи как исторический источник и методы их изучения.
Учебники и учебные пособия:
Голиков А.Г., Круглова Т.А. Источниковедение отечественной истории. М.,2008.
Данилевский, И.Д., Кабанов В.В., Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. Источниковедение. Теория. История. Метод. Источники российской истории. М., 1998 и более поздние издания.
Рекомендуемая литература:
Лихачев Д.С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.-Л., 1947.
Насонов А.Н. История русского летописания ХI – начала XVIII вв. М., 1969.
Тихомиров М.Н. Русское летописание. М., 1979.
Шмидт С.О. Российское государство в сер. XVI стол. М., 1984.
Определения ведущих понятий и основное содержание указанной темы:
Характеристика долетописных памятников и первых памятников русского летописания XI века связана с гипотетической реконструкцией картины начального периода отечественного летописания, представленной в исследовании А.А. Шахматова «Повесть временных лет» (Пг., 1916), проведённом в методике изучения исторических источников, предложенной А.С.Лаппо-Данилевским. Долетописная историческая традицияпредставлена двумя группами памятников: исторической письменностью киевской церкви Рождества Богородицы (Десятинной) и сочинениями политического характера киевского происхождения. В первую группу входят памятники, связанные с историей церкви, которая была построена по указанию князя Владимира I и освящена в 996 году: «Сказание о варягах – мучениках» (кровавые события 983 года, на месте варяжского двора и была построена позднее Десятинная церковь), «Сказание о крещении княгини Ольги», «Сказание о кончине княгини Ольги» ( прах её был перенесён в церковь Рождества Богородицы приблизительно в 1007 году), «Молитва князя Владимира в Десятинной церкви» с 996 года («Господи! В сем храма, мною сооруженном, да внимаешь всегда молитвам добрых россиян»), «Память и похвала Владимиру Иакова Мниха» ( 1015 год, после смерти Владимира I). Вторая группа – политические памятники середины XI века - имела киевское происхождение и демонстрировала полянославянскую концепцию образования древнерусского государства и варяжскую концепцию происхождения княжеской династии в нём. Это «Сказание о начале русской земли», которое ассоциировалось с городом Киевом и деятельностью князя Кия; «Сказание о призвании варяжских князей», «Сказание о русских князьях», которое посвящалось политической деятельности киевских князей Игоря, Ольги, Святослава, Владимира с 945 года по 980 год. Все эти памятники датируются до середины XI века, они посвящены или отдельным историческим событиям или отдельным историческим деятелям. В отличие от них летопись – средневековый опыт построения истории государства, народа или народов.
Летописание Киевской Руси. К нему относятся три основных исторических памятника, созданных в XI-начале XII веков в Киево-Печерском монастыре. «Древнейший киевский летописный свод». Время написания – 50-е годы XI века, время княжения Ярослава Мудрого. События описаны до 1039 года: призвание варягов новгородцами, распространение их власти на южные полянские земли, общерусская политика Рюриковичей – князей Игоря, Ольги, Святослава, Владимира, великого князя Ярослава Мудрого до 1039 года. Особо выделена тема принятия христианства. Идеология свода: создание единого христианского государства – великий подвиг князя Владимира I; идея спасительности христианства, в том числе и для политики Рюриковичей. «Начальный летописный свод». Время написания – 1096-1099 годы, время княжения Святополка Изяславича. События описаны до 1093 года: использование фактического материала «Древнейшего киевского летописного свода» до 1039 года; великое княжение Ярослава Мудрого от 1039 года до его смерти в 1054 году; великие княжения Изяслава Ярославича до 1077 года и Всеволода Ярославича до 1093 года. Идеология свода: восхваление княжения Ярослава Мудрого как продолжателя политики единства Владимира I, направленного на всестороннее усиление Руси; и осуждение князей Изяслава и Всеволода за сепаратизм и его следствия – междоусобные войны и клятвопреступления. Автор «Начального летописного свода» полагал, что примером старших (князей, собиравших и укреплявших Русскую землю) можно исправить младших ( сепаратистов Ярославичей); что ослабление и разделение Руси на части – это грех (Русь принимала христианство всем народом, единым государством). В итоге данный летописный свод превратился в анитикняжескую летопись. Реакция великого князя Святополка Изяславича была свирепой – настоятель Киево-Печерского монастыря отец Иоанн был арестован и сослан в Туров. «Повесть временных лет». Автор Нестор. Время написания 1113 год, время окончания княжения Святополка Изяславича и начала княжения Владимира Мономаха. Центральный памятник древнерусского летописания. События описаны до 1110 года: использование фактического материала «Начального летописного свода» до 1098 года, использование многочисленных византийских и европейских хроник, договоров Руси с Византийской империей, великое княжение Святополка Изяславича до 1110 года. Уникальность задачи Нестора состояла в том, что он должен был впервые осуществить целенаправленное изложение русской истории. Он объяснил название государства – Русь, используя при этом полянославянскую концепцию происхождения древнерусского государства и варяжскую концепцию происхождения власти в нём; показал соседей Руси; обозначил место Руси в мировой истории как свободное, равноправное государство и свободный, равноправный другим народам русский народ (исторический народ); представил официальную концепцию истории Руси, суть которой - упорная деятельность Рюриковичей по собиранию Русской земли и созданию единого государства и задача которой – не допустить разделения. Центральным событием русской истории до 1110 года Нестор обозначил принятие христианства. Идеология «Повести временных лет»: показ Рюриковичей как собирателей Русской земли и создателей единого мощного и процветающего государства для недопущения разделения Руси на части. «Повесть временных лет» редактировалась при великом князе Владимире Мономахе в 1116 и 1118 годах.
Летописание периода уделов XII-XV веков. Отличительные особенности летописания этого длительного периода – наличие областного летописания, личных родовых летописцев князей, летописных повестей о княжеских преступлениях. Кроме того, сохранилось общерусское летописание. Его наличие в удельный период объясняется не только претензиями отдельных князей на общерусский масштаб политической деятельности, но и тем, что русская культурная традиция всегда одинаково неодобрительно относилась и к перспективам и к факту разделения Руси на части. Владимиро – Суздальское общерусское летописание. Оно относится только к домонгольскому периоду70-х годов XII века – 10-х годов XIII века. Владимирские своды представляют Владимиро-Суздальское княжество новым объединительным центром Руси в новых условиях, показывают Владимир как новый политический и религиозный центр Руси, который следует рассматривать преемником старого Киева. Тверское общерусское летописание. Оно относится к началу XIV – середине XV веков. Своды этого времени представляют Тверское княжество единственным наследником лучших традиций русской истории, не скомпрометировавшим себя союзничеством с Золотой Ордой и угодничеством перед её ханами. Поэтому только Тверь может быть реальным и перспективным новым центром русских земель. Напротив, моральная нечистоплотность московских князей, связанная с блокированием с татарскими ханами, лишает Москву таких перспектив. Московское общерусское летописание. Оно относится к XV веку. Это Троицкая летопись 1409 года и Московские летописные своды 1477 и 1479 годов. Идеология московского летописания: именно Москва является преемницей Киева, потому что суть киевской и московской истории одинакова – борьба с неверными. В киевский период это печенеги и половцы. Киевские князья эту борьбу выиграли. В московский период это монголо-татары. Московские князья эту борьбу выиграли. К тому же в киевский период Новгородская земля подчинялась великим киевским князьям, поэтому в московский период она должна подчиняться московским великим князьям как преемникам киевских. Новгородское общерусское летописание. Это Софийский свод 1448 года. Новгород никогда не рассматривал себя в качестве общерусского центра. Но новгородцы, понимая свою неразрывную связь с русскими землями, хотели иметь особый статус среди них. Таким образом, культурная традиция на всём протяжении эпохи уделов отстаивала идею единства русской земли.
Летописание Московского царства XVI века. Летописание приобрело новые черты под влиянием хронографов и архивных документов. Хронографы поэтапно изображали всемирную историю от сотворения мира. В России Хронограф появился в 1442 году в редакции 1512 года. События в редакции 1512 года доведены до паления Византийской империи в 1453 году. Чётко обозначены положения теории «Москва – Третий Рим, а Четвёртому не быть». Следуя жанру хронографов, изложение всемирной истории подчинено в них чисто литературным повествовательным задачам: факты были материалом для занимательного чтения, для моральных выводов. Историческое лицо в хронографах интересно не само по себе, а как пример для нравоучения. Историческое событие, таким образом, в хронографах занимает подчинённое положение. Под влиянием хронографов в русских летописях XVI века усилилась повествовательность, появился вымысел, появляется стремление к полной литературной переработке предшествовавшего литературного текста. Летописная манера XVI века ощутила стиль и содержание деловых бумаг московских приказов, особенно Посольского. Постепенно летопись стала превращаться в свод важнейших государственных документов. В XVI веке русское летописание изменилось и под воздействием хронографов и под воздействием архивных документов. Хронографическая манера преобладала в той части летописного свода, которая составлялась на основе предшествующих летописных памятников. Они перерабатывались в новой повествовательной манере. Документальный состав преобладал в описании современных летописцу событий. Основные летописные памятники Московского царства XVI века: «Воскресенская летопись» - официальная летопись I половины XVI века, события доведены до 1560 года, имеет точную датировку, содержит текст «Сказания о князьях Владимирских»; «Никоновская летопись», самая обширная летопись XVI века, особенно заметно влияние хронографов, события доведены до 1558 года; «Лицевой летописный свод» до 1568 года, содержит 16 тысяч миниатюр, «Царственная книга» этого свода с 1533 по 1568 годы носит следы грубого редактирования текста в духе опричной политики Ивана IV, направленной на усиление самодержавной власти царя.
Летописание Московского царства XVII века. Превращение летописной традиции в сочинения исторического характера. Примером служит «Новый летописец» начала 30-х годов XVII века. По названию и по форме это летопись, но по сути связь с летописью разорвана. Это историческое сочинение о смутном времени, в котором преобладают две проблемы – оценка смуты и легитимность Романовых. В этот период произошёл всплеск областного летописания в связи с присоединением Сибири к Московскому царству. Это «Киприановская летопись» 1622 года, «Есиповская летопись» конца 30-х годов XVII века, «Строгановская летопись», «Ремизовская летопись» конца XVII века и «Кунгурская летопись». Основная тема – превращение языческой Сибири в огромную христианскую землю и основной герой присоединения Сибири –Ермак Тимофеевич.
Летописи как исторический источник и методы их изучения. Анализируя летописные памятники, следует учитывать, что русское летописание развивалось, главным образом, под влиянием действительности и только частично под влиянием литературной традиции. Русское летописание и русская жизнь были тесно связаны на протяжении 700 лет. Летопись всегда была политическим атрибутом, поэтому велика роль княжеского контроля над ней. С конца XI века летописание приобретает официальный характер. Вместе с тем, летописание всегда служило целям национального объединения. В XVI-XVII веках задача летописи – воспитывать читателя в духе официальных политических воззрений. Летопись – основа фактического материала для исторических построений IX-XVII веков. Поэтому надо знать историю летописания, уметь делать анализ содержащегося в летописях фактического материала, связывая его с требованием исторической действительности. Нужно уметь читать летописный текст, сличая все списки исследуемой редакции, понимать личность летописца, правильно истолковывать текст.
Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме (самоконтроль):Для достижения задач поставленных при изучении темы «Летописные источники эпохи традиционализма и методика их анализа» студент должен использовать результаты аудиторной работы – лекций и самостоятельной работы. Она предполагает умение различать долетописную, собственно летописную и постлетописную исторические традиции. В летописной традиции следует выделять памятники, происхождение которых носит гипотетический характер. Следует представлять общую картину русского летописания, знать самые выдающиеся памятники ХI-ХVII веков, понимать их идеологическую направленность. В истории летописания следует различать главную тенденцию его развития с Х по ХVII века. Надо понимать значение летописи в контексте культуры, идеологии, политики определенного периода отечественной истории. Следует ориентироваться в основных положениях методики изучения летописных источников. Основные положения темы могут быть более активно усвоены благодаря непосредственному знакомству с определенными летописными текстами. Основные их издания следующие: Полное собрание русских летописей. Т.1-24. СПб., 1846-1921; Т.25-29. М.- Л., 1949-1963; Т.30-39. М.-Л.,1965-1994; Т.41. М., 1995. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М. Л., 1950. Повесть временных лет. Часть 1-2. М. - Л., 1950. Радзивилловская летопись. Кн. 1-2. СПб., 1994.
Все виды занятий по теме предполагают следующий прогнозируемый результат:
1. Уметь выделять летописные памятники как определённый вид исторических источников.
2. Знать главные периоды развития отечественного летописания.
3. Понимать место летописных памятников в истории отечественной культуры.
4. Знать наиболее важные летописные памятники.
5. Ориентироваться в методике источниковедческого анализа летописных текстов.