Авторский текст произведения и его функционирование в социокультурной общности.

Интерпретировать текст вне произведения, в котором он представлен, невозможно.

Для источниковедческого анализа важна история произведения: автограф, варианты текста, редактирования. Важен факт перевода на другие языки. Изучая авторские варианты текста, можно более полно установить историю авторского замысла и его последующей реализации под влиянием тех или иных обстоятельств.

Произведение (источник) может иметь и собственную судьбу. Может переписываться или переиздаваться в течение многих веков, переводиться на другие языки. Тогда он попадает в иной (страна, время) культурный контекст и показывает ранее незамеченные свойства.

Следует чётко обозначить выходные данные и главные характеристики того издания произведения (источника), которым Вы пользовались.

Внимание!

Область решения исследовательских задач четвёртого этапа анализа источника – судьба произведения (источника) с автором и самостоятельная судьба произведения (источника) уже без автора.

Интерпретация источника.

Цель данного этапа анализа – установить (в той мере, в какой это возможно с учётом временной, культурной, любой другой дистанции, разделяющей автора произведения и его исследователя) тот смысл, который вкладывал в произведение его автор.

А.С. Лаппо-Данилевский придавал интерпретации произведения (источника) принципиальное значение. От неё зависти благонадёжность выводов историка, поскольку интерпретация стремиться установить только то именно значение источника, какое автор придавал ему.

Способы интерпретации:

- психологическое истолкование (признание чужой одушевлённости автора);

- типизирующий метод – соотнесение произведения (источника) с существующим типом культуры;

- индивидуализирующий метод - раскрытие индивидуальных особенностей творчества автора произведения (источника).

- герменевтика – включение смысла этого источника в современное понимание, которым обладает исследователь. Уже упоминавшийся нами историк Марру писал: «Исследователь средневековых текстов должен быть способен на какое-то время психологически войти в образ средневекового монаха». Но для ряда категорий источников такой подход неэффективен.

Внимание!

Этап интерпретации источника предполагает создание психологически достоверного образа автора источника. Предусматривается использование наряду с логическими категориями познавательного процесса таких категорий как здравый смысл, интуиция, сопереживание, симпатия. На этапе интерпретации источника исследователь движется в потоке сознания автора произведения. Источник предстаёт при этом как часть реальности прошлого.

Анализ содержания источника.

Задача – оценить источник логически, раскрыть богатство информации, которую содержит источник, поставленный в связь с данными современной науки.

На данном этапе анализа позиция исследователя меняется. Он рассматривает источник как часть той реальности, в которой находится сам. Иными словами анализ – взгляд на источник и его свидетельства глазами современного исследователя, человека другого времени.

Способы анализа содержания:

- логические суждения;

-логические доказательства;

- сопоставление данных;

- анализ согласованности данных друг с другом.

Внимание!

Решение задачи шестого этапа анализа источника – соотнесение полученных в его результате данных со всем объёмом личностного знания исследователя.

Исторический синтез.

Задача завершающего этапа изучения произведения (источника) – обобщение результатов анализа отдельных сторон, отдельных комплексов информации, полученной при исследовании его структуры и содержания. Но главными условиями исторического синтеза являются наличие интерпретации источника и анализ его содержания.

В итоге произведение (источник) рассматривается более полно и обобщённо – как явление культуры своего времени.

Обращение к цельности произведения как явлению культуры открывает возможность широких культурологических компаративных исследований, вовлекающих в поле изучения сходные явления культуры других времён и народов.

Возникают возможности синтеза более высокого уровня:

- воспроизведение явлений общечеловеческой истории;

- феноменологии культуры.

Внимание!

Аргументированная оценка значения источника даёт основание для практических рекомендаций о возможностях его научно-практического использования.

Наши рекомендации