Авторский текст произведения и его функционирование в социокультурной общности.
Интерпретировать текст вне произведения, в котором он представлен, невозможно.
Для источниковедческого анализа важна история произведения: автограф, варианты текста, редактирования. Важен факт перевода на другие языки. Изучая авторские варианты текста, можно более полно установить историю авторского замысла и его последующей реализации под влиянием тех или иных обстоятельств.
Произведение (источник) может иметь и собственную судьбу. Может переписываться или переиздаваться в течение многих веков, переводиться на другие языки. Тогда он попадает в иной (страна, время) культурный контекст и показывает ранее незамеченные свойства.
Следует чётко обозначить выходные данные и главные характеристики того издания произведения (источника), которым Вы пользовались.
Внимание!
Область решения исследовательских задач четвёртого этапа анализа источника – судьба произведения (источника) с автором и самостоятельная судьба произведения (источника) уже без автора.
Интерпретация источника.
Цель данного этапа анализа – установить (в той мере, в какой это возможно с учётом временной, культурной, любой другой дистанции, разделяющей автора произведения и его исследователя) тот смысл, который вкладывал в произведение его автор.
А.С. Лаппо-Данилевский придавал интерпретации произведения (источника) принципиальное значение. От неё зависти благонадёжность выводов историка, поскольку интерпретация стремиться установить только то именно значение источника, какое автор придавал ему.
Способы интерпретации:
- психологическое истолкование (признание чужой одушевлённости автора);
- типизирующий метод – соотнесение произведения (источника) с существующим типом культуры;
- индивидуализирующий метод - раскрытие индивидуальных особенностей творчества автора произведения (источника).
- герменевтика – включение смысла этого источника в современное понимание, которым обладает исследователь. Уже упоминавшийся нами историк Марру писал: «Исследователь средневековых текстов должен быть способен на какое-то время психологически войти в образ средневекового монаха». Но для ряда категорий источников такой подход неэффективен.
Внимание!
Этап интерпретации источника предполагает создание психологически достоверного образа автора источника. Предусматривается использование наряду с логическими категориями познавательного процесса таких категорий как здравый смысл, интуиция, сопереживание, симпатия. На этапе интерпретации источника исследователь движется в потоке сознания автора произведения. Источник предстаёт при этом как часть реальности прошлого.
Анализ содержания источника.
Задача – оценить источник логически, раскрыть богатство информации, которую содержит источник, поставленный в связь с данными современной науки.
На данном этапе анализа позиция исследователя меняется. Он рассматривает источник как часть той реальности, в которой находится сам. Иными словами анализ – взгляд на источник и его свидетельства глазами современного исследователя, человека другого времени.
Способы анализа содержания:
- логические суждения;
-логические доказательства;
- сопоставление данных;
- анализ согласованности данных друг с другом.
Внимание!
Решение задачи шестого этапа анализа источника – соотнесение полученных в его результате данных со всем объёмом личностного знания исследователя.
Исторический синтез.
Задача завершающего этапа изучения произведения (источника) – обобщение результатов анализа отдельных сторон, отдельных комплексов информации, полученной при исследовании его структуры и содержания. Но главными условиями исторического синтеза являются наличие интерпретации источника и анализ его содержания.
В итоге произведение (источник) рассматривается более полно и обобщённо – как явление культуры своего времени.
Обращение к цельности произведения как явлению культуры открывает возможность широких культурологических компаративных исследований, вовлекающих в поле изучения сходные явления культуры других времён и народов.
Возникают возможности синтеза более высокого уровня:
- воспроизведение явлений общечеловеческой истории;
- феноменологии культуры.
Внимание!
Аргументированная оценка значения источника даёт основание для практических рекомендаций о возможностях его научно-практического использования.