Деятельность музея по основным направлениям.

1. Комплектование и обработка фондов музея. Комплектование фондов музея осуществляется путем проведения историко-краеведческих экспедиций клуба «Исток» (обработано более 700 музейных предметов, преимущественно вещевые источники).

2. Обеспечение сохранности и использование фондов музея. Часть коллекций (стекло, керамика, дерево) хранятся в фондохранилище на стеллажах, а часть музейных предметов (железо, бумага, ткань) хранятся в помещении музея (комод, сундуки, гардероб) и в кладовой музея.

3. Экспозиционная работа музея. Экспозиционная работа ведется постоянно в основной экспозиции. С весны 2006 года началось более активное использование жилого интерьера помещения для проведения музейно-педагогических занятий. Весной 2007 года была оформлена передвижная экспозиция, посвященная памяти незахороненных в годы Великой Отечественной войны солдат.

4. Научно-исследовательская работа музея. По материалам музея были написаны пять исследовательских работ. Все они стали лауреатами городских конференций, две работы стали лауреатами областной олимпиады «Мир через культуру». Одна – стала лауреатом международного конкурса «Дети и война».

5. Научно-просветительская работа. В 2004-2005 учебном году экскурсиями было охвачено более 2000 человек. В 2005-2006 учебном году музей посетили немногим более 1000 человек. Спад посещаемости был вызван несколькими причинами: а) 2005 год – юбилейный год Победы в Великой отечественной войне; б) не проводилась целенаправленная работа по привлечению аудитории.

В 2006-2007 учебном году музей посетили более 2300 человек.

SWOT-анализ

Сильные стороны

1. Музей расположен в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования «Дворец детского и юношеского творчества им. Алексеевой А.А.», где существуют давние краеведческие традиции.

2. Инициатором и организатором социального проекта по созданию музея является туристско-краеведческий клуб «Исток», который имеет десятилетний опыт историко-краеведческих экспедиций, опыт проведения городских краеведческих игр и конкурсов, опыт организации научно-исследовательской работы. Все это дает возможность организовать целенаправленное комплектование фондов музея, облегчает создание системы научно-просветительской работы.

3. В фондах музея хранится немало воспоминаний и музейных предметов по истории ХХ века, которые можно использовать в экспозиционной, научно-исследовательской, научно-просветительской деятельности музея.

4. Клуб «Исток» имеет опыт социального проектирования, что говорит об инновационной направленности в деятельности музея. Педагогический коллектив клуба так же имеет большой опыт и потенциал творческой и инновационной деятельности.

5. Музей имеет слаженную систему самоуправления. Функционирование на базе клуба «Исток» детской общественной историко-патриотической организации дает возможности финансирования музейных мероприятий.

6. Клуб «Исток» имеет постоянно пополняющуюся библиотечку по музееведению.

7. Клуб «Исток» имеет выход на федеральные и областные структуры, занимающиеся школьными музеями, дружит с краеведческими коллективами Дубны, Нерехты, Санкт-Петербурга, Москвы, Ростова Великого, Ярославля и др., что позволяет постоянно обмениваться опытом работы.

8. Большую помощь в создании и деятельности музея оказывает методист по школьным музеям высшей квалификационной категории.

9. Музей является базой для проведения семинаров руководителей школьных музеев и учебы активистов школьных музеев города.

Слабые стороны

1. Педагогический коллектив работает в музее на общественных началах.

2. Площади для хранения фондов недостаточны.

3. Фонды содержат большое количество дубликатов музейных предметов.

4. Фонды музея не до конца обработаны.

5. Дальнее расстояние от большинства школ города затрудняет посещение его детьми.

6. Нет постоянно действующего совета музея.

7. Услугами музея пользуются, в основном, ученики младших классов.

Риски

1. Фонды музея постоянно пополняются за счет экспедиций, а площади для хранения фондов ограничены.

  1. Малая востребованность фондов музея.
  2. Снижение интереса школьников к проблемам музееведения.

Возможности

1. Использование финансовых возможностей детской общественной организации.

2. Создание выездных экспозиций и экспресс-выставок.

3. Поиск новых целевых аудиторий (ветераны, старшеклассники и др.).

4. Разработка PR-компании, фандрейзинговой кампании с целью привлечения новых ресурсов для деятельности музея.

5. Разработка музейных уроков, соответствующих школьной программе по предметам.

Развитие основных направлений деятельности музея:

  1. Комплектование фондов музея.
    • Целенаправленность комплектования фондов музея в соответствии с планом комплектования, который пишется на год.
    • Использование новых форм комплектования фондов (чердачная археология, целенаправленная работа с ветеранским активом и др.) наряду с основной существующей в настоящее время формой комплектования – историко-краеведческими экспедициями.
    • Комплектование фондов проводить в соответствии с утвержденной полевой документацией.
    • Привлечение к комплектованию фондов школьников города путем создания экспедиционных отрядов в движении «Виват, Россия!».
  2. Обеспечение сохранности и использование фондов музея
    • Закончить обработку уже существующих фондов.
    • Провести реструктуризацию фондов с целью передачи дублетных фондов путем проведения ежегодных выставок-презентаций.
    • Обеспечить хранение фондов в соответствии с нормативами хранения.
    • Развивать систему вторичного учета.
    • Использовать электронную форму учета фондов.
    • Передавать музейные предметы на временное хранение для организации выставок в образовательных учреждениях города.
  3. Экспозиционная работа музея
    • Разработка системы тематических передвижных и экспресс-выставок.
    • Привлечение к разработке дизайна художественного оформления экспозиций выпускников клуба «Исток», студентов и выпускников отделений факультетов изобразительного искусства.
    • Использование метода проектов для создания экспозиций.
  4. Научно-исследовательная работа музея
    • Привлечение членов туристско-краеведческого клуба «Исток» к научному описанию музейных предметов.
    • Использование материалов музея для научно-исследовательской работы в секции исторического краеведения НОУ ДДиЮТ.
    • Создание исследовательских проектов по музееведческой тематике.
  5. Научно-просветительская работа
    • Постепенно расширять целевую музейную аудиторию.
    • Разрабатывать новые формы научно-просветительной работы, в том числе с использованием мультимедиатехнологий.
    • Создание картотеки новых форм научно-просветительной деятельности школьного музея.
    • Создание системы работы с одиночными посетителями.
    • Использование метода проектов для создания новых музейных программ.

6. Работа с активом школьного музея

· Привлечение всех членов клуба «Исток» к деятельности музея.

· Создание постоянно действующего состава совета музея.

7. Трансляция опыта деятельности музея

· Освещение деятельности музея в СМИ.

· Выступление с освещением опыта на семинарах руководителей школьных музеев.

· Участие в городских, областных и всероссийских смотрах школьных музеев.

· Создание сайта «Исторический музей клуба «Исток».

Этапы реализации программы

Наши рекомендации