Памятка по работе с активом музея
Работа школьного музея организуется на основе самоуправления. Руководит ею Совет, избираемый на собрании актива музея. Количественный состав Совета определяется характером и объемом работы школьного музея.
Педагогическое руководство работой актива музея осуществляет учитель, назначаемый приказом директора школы.
Из числа членов совета музея избираются: председатель совета, его заместитель, руководители групп (секций) музея (поисковой, по обработке фондов, переписки, экскурсионной, лекторской, экспозиционной или художественно-оформительской).
В совет музея входят активисты разного возраста.
В таком коллективе накапливаются опыт и знания, соблюдается преемственность, лучше решаются вопросы руководства старших младшими и распределения между ними обязанностей.
Совет планирует работу музея, организует подготовку лекторов, экскурсоводов, учебу актива, разрабатывает поисковые задания по теме музея экспедиционным отрядам, проводит смотр поисковой работы, награждает отличившихся.
В помощь музею может быть создан совет содействия. В его состав входят учителя, представители государственных музеев, архивов, местных отделений охраны памятников истории и культуры, ветераны войны и труда, родители и др.
Совет содействия оказывает помощь активу музея в работе, а так же способствует установлению связей с научными учреждениями, государственными и общественными музеями района, города и страны. Совет содействия решает вопрос о судьбе коллекций музея в случае его закрытия.
Планирование работы совета музея.
Работу совета музея рекомендуется планировать по следующим разделам:
1. Организационная работа
Этот раздел может включать:
а) пополнение актива (выборы в совет музея);
б) разработка плана работы музея, совета музея;
в) проведение встреч-отчетов по результатам поисковых экспедиций;
г) организация учета работы музея (ведение дневника-летописи).
При составлении плана необходимо указать сроки планируемых мероприятий и ответственных за их выполнение.
Содержание этого раздела для музеев различных профилей будет одинаковым, так как оно представляет собой общие организационные дела совета.
2. Поисковая и научно-исследовательская работа
Этот раздел отражает профиль музея и его специфику поисковой работы по теме. Он включает в себя изучение документов и литературных источников, работу в фондах архивов и музеев, составление тематических, библиографических и других карточек, разработку тематики докладов, лекций, рефератов, научных работ по теме музея.
Здесь должно найти отражение планирование поисковых заданий по классам, экспедиционным отрядам по теме поиска.
3. Учет и хранение фондов
В этом разделе может быть спланировано: упорядочение хранения материалов фонда музея, их аннотация и отбор для экспонирования, постановка на государственный учет и подготовка наиболее ценных из них для передачи в фонды государственных музеев, оформление инвентарных карточек в соответствии с требованиями, создание условий для надлежащего хранения фондов.
4. Работа с активом
Она может включать различные формы обучения актива:
- организацию школ краеведов, поисковых отрядов;
- посещение занятий районной или областной школы актива;
- взаимное прослушивание и обсуждение экскурсий экскурсоводами;
- участие в работе районных и областных профильных краеведческих лагерей;
- подготовка краеведческих исследовательских работ;
- организация мероприятий по охране природного и историко-культурного наследия и т. д.
5. Экскурсионно-массовая и общественно-полезная работа
а) разработка обзорных и тематических экскурсий;
б) разработка тематики бесед и лекций по материалам школьного музея (совместно с учителями-предметниками);
в) составление графика проведения бесед, экскурсий, лекций;
г) учет экскурсионной работы (журнал учета, путевки, книга отзывов и т. д.);
д) планирование всех массовых мероприятий, организуемых и проводимых на базе школьного музея, поисковой и общественно-полезной деятельности;
е) планирование тематики экскурсий, маршрутов походов и экспедиций, связанных с темой поиска.
Раздел II. Практика школьно-музейного дела