Памятка по работе с активом музея

Работа школьного музея организуется на основе самоуп­равления. Руководит ею Совет, избираемый на собрании ак­тива музея. Количественный состав Совета определяется ха­рактером и объемом работы школьного музея.

Педагогическое ру­ководство работой актива музея осуществляет учитель, на­значаемый приказом директора школы.

Из числа членов совета музея избираются: председатель совета, его заместитель, руководители групп (секций) музея (поисковой, по обработке фондов, переписки, экскурсионной, лекторской, экспозиционной или художественно-оформитель­ской).

В совет музея входят активисты разного возраста.

В таком коллективе накапливаются опыт и знания, соблю­дается преемственность, лучше решаются вопросы руководства старших младшими и распределения между ними обязан­ностей.

Совет планирует работу музея, организует подготовку лек­торов, экскурсоводов, учебу актива, разрабатывает поисковые задания по теме музея экспедиционным отрядам, проводит смотр поисковой рабо­ты, награждает отличившихся.

В помощь музею может быть создан совет содействия. В его состав входят учителя, представители государственных музеев, архивов, местных отделений охраны памятников исто­рии и культуры, ветераны войны и труда, родители и др.

Совет содействия оказывает помощь активу музея в рабо­те, а так же способствует установлению связей с научными учреждениями, государственными и общественными музеями района, города и страны. Совет содействия решает вопрос о судьбе коллекций музея в случае его закрытия.

Планирование работы совета музея.

Работу совета музея рекомендуется планировать по сле­дующим разделам:

1. Организационная работа

Этот раздел может включать:

а) пополнение актива (выборы в совет музея);

б) разработка плана работы музея, совета музея;

в) проведение встреч-отчетов по результатам поисковых экспедиций;

г) организация учета работы музея (ведение дневника-летописи).

При составлении плана необходимо указать сроки плани­руемых мероприятий и ответственных за их выполнение.

Содержание этого раздела для музеев различных профи­лей будет одинаковым, так как оно представляет собой общие организационные дела совета.

2. Поисковая и научно-исследовательская работа

Этот раздел отражает профиль музея и его специфику по­исковой работы по теме. Он включает в себя изучение доку­ментов и литературных источников, работу в фондах архивов и музеев, составление тематических, библиографических и других карточек, разработку тематики докладов, лекций, ре­фератов, научных работ по теме музея.

Здесь должно найти отражение планирование поисковых заданий по классам, экспедиционным отрядам по теме поиска.

3. Учет и хранение фондов

В этом разделе может быть спланировано: упорядочение хранения материалов фонда музея, их аннотация и отбор для экспонирования, постановка на государственный учет и под­готовка наиболее ценных из них для передачи в фонды госу­дарственных музеев, оформление инвентарных карточек в со­ответствии с требованиями, создание условий для надлежащего хранения фондов.

4. Работа с активом

Она может включать различные формы обучения актива:

- организацию школ краеведов, поисковых отрядов;

- посещение занятий районной или областной школы актива;

- взаимное прослушивание и обсуждение экскурсий экскурсоводами;

- участие в работе районных и областных профильных краеведческих лагерей;

- подготовка краеведческих исследовательских работ;

- организация мероприятий по охране природного и историко-культурного наследия и т. д.

5. Экскурсионно-массовая и общественно-полезная работа

а) разработка обзорных и тематических экскурсий;

б) разработка тематики бесед и лекций по материалам школьного музея (совместно с учителями-предметниками);

в) составление графика проведения бесед, экскурсий, лек­ций;

г) учет экскурсионной работы (журнал учета, путевки, книга отзывов и т. д.);

д) планирование всех массовых мероприятий, организуемых и проводимых на базе школьного музея, поисковой и общественно-полезной деятельности;

е) планирование тематики экскурсий, маршрутов походов и экспедиций, связанных с темой поиска.

Раздел II. Практика школьно-музейного дела

Наши рекомендации