Почитание Гекаты в древности
Нет почти никаких сведений о том, как почитали Гекату во времена Гесиода и до него. Тем не менее, до нашего времени дошли некоторые сведения о том, как богиня почиталась в III веке до нашей эры. Во-первых, подробно описывает ритуальную практику Апполоний Родосский в своей «Аргонавтике». Согласно источнику, колдунья и жрица Гекаты Медея наставляет Ясона, чтобы он, дождавшись середины ночи, омылся, одел черную одежду выкопал яму, зажег там костер и зарезал овцу в жертву. Затем он должен прочитать воззвание к богине и принести ей в качестве подношения мед. Совершив это, он должен уйти без оглядки.
Так же существуют более поздние (III–IV в нашей эры) упоминания культовых элементов. Например, у Евсевия Кесарийского со ссылкой на Порфирия есть описание изготовления статуи Гекаты, излагаемое самой богиней:
«Без промедленья исполни все это; воздвигни мой образ
В белых одеждах; укрась меня щедро дарами Деметры;
Златом сандалий одень мои стопы, а девственный пояс
Длинными змеями так перевей, чтобы, гладко сплетаясь,
Кольцами тело укрыли мое от главы до подножья.
Так изваяй меня, — молвила, — взяв для искусной работы
Камень паросский иль бивень слоновий, блестящий и гладкий»[7].
У Порфирия существует так же еще целый ряд подробностей. Он ассоциирует ее с фазами Луны и фазы Луны соотносит с одеяниями Гекаты. Еще он упоминает, что статуи богини делаются из трех видов воска, черного, белого и красного. В других источниках как материал для изготовления статуй упоминается корень руты. Из атрибутов богини упоминается плеть, факел и меч. Скорее всего, в плеть трансформировался образ змей, характерный для более архаического образа Гекаты. Можно встретить различные описания снадобья из толченых ящериц, которыми умащали статуи богини или же использовали их с маслами (например, с миррой) в качестве благовония.
Иконография Гекаты.
На основании всего перечисленного выше можно рассмотреть систему символов, которые характеризуют внешний, «канонический»[8] образ Гекаты. Ее внешний образ складывался столетиями и потому можно проследить определенную динамику изменений.
Наиболее узнаваемой чертой Леди являются три лика. При этом, следует заметить, что данная черта не является обязательной, и, хотя значительная часть статуй Гекаты имеет три лика, существенная часть античных авторов описывают только один. Современные изображения богини тоже нередко изображают Гекату только с одним ликом. Что обозначают эти лики? Тут может быть много трактовок. Например, власть над тремя мирами, в каждом из которых, согласно Гесиоду, есть ее владения: «Зевс отличил Громовержец и славный удел даровал ей: Править судьбою земли и бесплодно-пустынного моря. Был ей и звездным Ураном почетный удел предоставлен…» - море часто заменяется подземным миром, но, в сущности, все это обозначает древнее представление о нижнем мире, присутствующим в любой мифологии со времен самого архаического шаманизма[9]. Подобная трактовка уместна еще и потому, что трёхликие божества других народов (напр. западнославянский бог Триглав) так же нередко почитаются как управители трёх миров.
Но эта трактовка не единственная. Геката, хотя и много больше, чем просто богиня, всё же, не является, подобно Зевсу «публичным» верховным божеством, а потому, ее власть больше тайная, она касается не столько самих миров, сколько их пределов, переходов между ними и неведомых путей в этих мирах. Другая интерпретация трёхликости касается связи с фазами Луны, и это нашло отражение в античных источниках. Виккане развили эту иконографию до образов Девы, Матери, и Старухи, соотносимых с фазами Луны. На основании этого некоторыми практиками выводится представление о четвертом, тайном лике Гекаты, соотносимым с периодом новолуния. Упомянутый выше Иоанн Лид раскрыл этот момент более подробно, на основании «халдейских письмен» соотнеся каждый лик со стихией и животным.
Еще существует версия, что два других лика Гекаты, это Деметра и Персефона, с которыми она тесно связана. Допустимо так же соотнесение с Никтой (некоторые считают, что с Артемидой) и Селеной. У всех этих богинь есть определенное мифическое сродство, или же некоторое пересечение функций. Однако не стоит отождествлять этих богинь, тем более, что трёхликой изображается только Геката, а, следовательно, маловероятно, чтобы лики ее были другими богинями.
Что же касается иных атрибутов, то первым и главным из них в глаза является факел. На подавляющем большинстве рельефов, на керамике богиня изображается с двумя (реже с одним) факелами. Эти факелы она использует либо как оружие (поражая титана Клития на многих керамических изображениях), либо держит в руках, освещая путь в подземном царстве. О символике факела было уже сказано немало, стоит лишь кратко напомнить, что он обозначает Гекату как проводника сквозь тьму пределов.
Ключи – о них говорят многие тексты и мифы, «ключница вселенной» - один из основных эпитетов Гекаты. В современных изображениях богини, связка ключей, или один большой ключ часто изображается в ее руках. Символика здесь следующая: если есть ключ, значит есть и запертая дверь (двери), причем мирового масштаба. Геката хранит доступ к тайнам мира, тайным путям и тайным знаниям.
Змеи – один из частых атрибутов Гекаты, о котором говорят многие тексты. Змеи так же присутствуют на некоторых древних изображениях богини и почти на всех современных. Это один из самых очевидных, и в то же время один из самых загадочных символов. Традиционно змеи обозначают хтоническую природу божества, его связь со стихией земли, или хотя бы указывают на божество-предшественника[10]. В мифах большинства народов змеи связаны с мудростью, нередко с искушением. Змеи могут указывать на сокрытое золото в буквальном или фигуральном смысле. В алхимической символике, которая показывает процесс получения золота (в любом смысле) присутствует огромное количество змей, это и всевозможные уроборосы, и распятый на Т-образном кресте змей, и многое другое. Очень интересным, на мой взгляд, эстетическим решением является изображать змей, обвивающих руки Гекаты.
Кинжал – символ, который приписывают богине практически повсеместно, но который практически не встречается в мифах и редко встречается на изображениях. Это относительно новый символ, но ныне прочно вошедший в атрибутику Гекаты. В традициях, практикующих церемониальную магию кинжал обозначает связь со стихией воздуха, в викке и околовикканских системах – больше соотносится с огнем. Но в случае с Гекатой это вопрос спорный. На основании этого символа некоторые пытаются интерпретировать образ св. Екатерины Александрийской как христианизированный образ Гекаты, однако же реально, кроме меча/кинжала нет абсолютно никаких реальных оснований так считать.
Одеяние Гекаты на статуях – типично греческое, достаточно строгое, подпоясанное у талии платье без рукавов. В отличие от Афродиты, Гекату практически не изображают с обнаженной грудью. В источниках упоминается одеяние из змей и золотые (или бронзовые) сандалии. На голове ее традиционно изображается корона или венец, подобный тому, что можно видеть на американской Статуе Свободы, или же диадема. В современных изображениях часто можно встретить венец со стилизованным лунным серпом, но это уже абсолютно не аутентичное изображение. Так же важным символом богини является собака. На керамике иногда фигурирует трехглавый Кербер, иногда просто пес, сопровождающий богиню. Апполоний Родосский упоминает собак как свиту Гекаты: «Сразу подземные псы вкруг богини пронзительным лаем».
К сожалению, в источниках нет никаких сведений о цвете волос и глаз Гекаты. Можно строить лишь догадки. Интересен тот факт, что абсолютное большинство современных изображений богини рисует ее с темными волосами, что вполне указывает на ее малоазиатское происхождение (не секрет, что божества бывают похожи на почитающий их народ). Так же иногда Леди называют змеевласой, но редко таковой изображают. На основании этого же можно сделать вольное предположение, что и цвет глаз у Гекаты правильно будет изображать как темно-карий или черный. Но это только догадки.