Образ Гекаты в древних источниках

Геката: божество-иерофант

Введение

Для многих язычников и оккультистов имя богини Гекаты сегодня значит многое. Как показывает практика, для каждого – что-то свое, личное, сокровенное. Непостижимая покровительница ведьм и колдунов, королева запредельного, ключница вселенной и повелительница мертвых – у нее множество имен и эпитетов. И почти каждый из них проливает свет на важнейшие космологические функции богини.

В Интернете есть определенное количество работ, посвященных Гекате. Работы эти исключительно разноплановые, одни носят характер краткой исторической справки, иные описывают практики, созданные в рамках некой конкретной традиции почитания. Но почти никто не пытается сформулировать твердую почву для самостоятельного исследования и почитания Леди. Более того, сложилась такая нехорошая ситуация, когда подавляющее большинство людей используют в качестве первоисточников не античные мифы и гимны, а вырезки из каких-нибудь некромагических книг десятилетней давности, что накладывает отпечаток не только на их личный опыт, но и на образ самой богини. Почти никаких новых, сколько-нибудь масштабных работ, посвященных Трехликой, в настоящее время в России не пишется, а то, что есть за рубежом, переводится медленно и неохотно.

Эта статья призвана, во-первых, исправить данное недоразумение и сформулировать новую интерпретацию образа богини на основании оригинальных источников. Во-вторых, пролить свет на почитание Гекаты в России, посмотреть, на основании каких материалов оно сложилось, показать основные сообщества, заинтересованные в почитании Гекаты и их собственные интерпретации ее. В-третьих, осветить основные теологические моменты: кем богиня является, кем не является, и на основании чего этот вопрос можно решить, а также обязательно обозначить некоторые практические моменты, связанные с ее почитанием. Также в конце статьи приведена вырезка из большинства имеющихся на русском языке первоисточников и выходные данные к ним.

Написание этой статьи не преследует цели создания каких-либо культов, сообществ или сект, посвященных Гекате. При этом я, конечно же, я не смог полностью абстрагироваться от любой интерпретации образа богини и посему ориентируюсь на общие ценности западного оккультизма.

Геката в истории

Для начала стоит совершить краткий исторический экскурс и в самых общих чертах ответить на вопрос о происхождении богини и возможных связях. Итак, где же искать истоки Гекаты?

В древние времена редко когда были канонические тексты, описывающие божеств и их атрибуты, не было и правил, регламентирующих почитание богов и организацию культа. Всё это людям заменяло живое, реальное общение с богами. Сложно судить, насколько оно было живым и реальным три с половиной тысячи лет назад, но даже позднеантичные источники 3–4 века нашей эры подробно описывают практику оживления статуй божеств.

Впервые о Гекате услышали где-то в районе Малой Азии, В Карии, или же во Фракии. То есть где-то на территории современной Турции (где именно, сказать, увы, невозможно). Именно оттуда эта богиня пришла на территории греков. Было это еще в те далекие времена, когда, возможно, и греков-то не было, а народы, населявшие эти земли, почитали титанов и даже не слышали об олимпийцах. Когда в середине-конце второго тысячелетия до нашей эры пелопонесский полуостров стал заселяться воинственными племенами ахейцев, дорийцев, ионийцев и т.д., туда пришли боги Олимпа. Титаны были свергнуты и в пантеон новых хозяев земли вошли совсем немногие старые божества. Среди этих немногих была и Геката, которая по каким-то причинам уничтожала титанов вместе с олимпийскими богами[1], а потому была принята последними с большими почестями. Геката, прежде чем сложились ее основные культовые атрибуты, испытала влияние разных местных малоазиатских богинь, и в значительной степени влияние неведомого божества, которое передало богине змей в качестве основного символа (как и Афине). Что это было за божество – практически никто сегодня не знает, единственное, что осталось – пара древних критских статуэток богини, увитой змеями.

Имя Гекаты на сегодняшний день является загадкой для исследователей. Установить (во всяком случае, научно), что конкретно значит ее имя, на данный момент никто не смог. Существует великое множество гипотез: некоторые исследователи пытаются переводить ее имя как «далекоидущая», «стоящая в стороне». Более вероятным является связь имени Гекаты со словом, обозначающим сотню. На этом основании некоторые переводят имя богини как «имеющая сто сил». Но однозначно сказать здесь, к сожалению, невозможно.

Почитание Гекаты в древности

Нет почти никаких сведений о том, как почитали Гекату во времена Гесиода и до него. Тем не менее, до нашего времени дошли некоторые сведения о том, как богиня почиталась в III веке до нашей эры. Во-первых, подробно описывает ритуальную практику Апполоний Родосский в своей «Аргонавтике». Согласно источнику, колдунья и жрица Гекаты Медея наставляет Ясона, чтобы он, дождавшись середины ночи, омылся, одел черную одежду выкопал яму, зажег там костер и зарезал овцу в жертву. Затем он должен прочитать воззвание к богине и принести ей в качестве подношения мед. Совершив это, он должен уйти без оглядки.

Так же существуют более поздние (III–IV в нашей эры) упоминания культовых элементов. Например, у Евсевия Кесарийского со ссылкой на Порфирия есть описание изготовления статуи Гекаты, излагаемое самой богиней:

«Без промедленья исполни все это; воздвигни мой образ

В белых одеждах; укрась меня щедро дарами Деметры;
Златом сандалий одень мои стопы, а девственный пояс
Длинными змеями так перевей, чтобы, гладко сплетаясь,
Кольцами тело укрыли мое от главы до подножья.
Так изваяй меня, — молвила, — взяв для искусной работы
Камень паросский иль бивень слоновий, блестящий и гладкий»[7].

У Порфирия существует так же еще целый ряд подробностей. Он ассоциирует ее с фазами Луны и фазы Луны соотносит с одеяниями Гекаты. Еще он упоминает, что статуи богини делаются из трех видов воска, черного, белого и красного. В других источниках как материал для изготовления статуй упоминается корень руты. Из атрибутов богини упоминается плеть, факел и меч. Скорее всего, в плеть трансформировался образ змей, характерный для более архаического образа Гекаты. Можно встретить различные описания снадобья из толченых ящериц, которыми умащали статуи богини или же использовали их с маслами (например, с миррой) в качестве благовония.

Иконография Гекаты.

На основании всего перечисленного выше можно рассмотреть систему символов, которые характеризуют внешний, «канонический»[8] образ Гекаты. Ее внешний образ складывался столетиями и потому можно проследить определенную динамику изменений.

Наиболее узнаваемой чертой Леди являются три лика. При этом, следует заметить, что данная черта не является обязательной, и, хотя значительная часть статуй Гекаты имеет три лика, существенная часть античных авторов описывают только один. Современные изображения богини тоже нередко изображают Гекату только с одним ликом. Что обозначают эти лики? Тут может быть много трактовок. Например, власть над тремя мирами, в каждом из которых, согласно Гесиоду, есть ее владения: «Зевс отличил Громовержец и славный удел даровал ей: Править судьбою земли и бесплодно-пустынного моря. Был ей и звездным Ураном почетный удел предоставлен…» - море часто заменяется подземным миром, но, в сущности, все это обозначает древнее представление о нижнем мире, присутствующим в любой мифологии со времен самого архаического шаманизма[9]. Подобная трактовка уместна еще и потому, что трёхликие божества других народов (напр. западнославянский бог Триглав) так же нередко почитаются как управители трёх миров.

Но эта трактовка не единственная. Геката, хотя и много больше, чем просто богиня, всё же, не является, подобно Зевсу «публичным» верховным божеством, а потому, ее власть больше тайная, она касается не столько самих миров, сколько их пределов, переходов между ними и неведомых путей в этих мирах. Другая интерпретация трёхликости касается связи с фазами Луны, и это нашло отражение в античных источниках. Виккане развили эту иконографию до образов Девы, Матери, и Старухи, соотносимых с фазами Луны. На основании этого некоторыми практиками выводится представление о четвертом, тайном лике Гекаты, соотносимым с периодом новолуния. Упомянутый выше Иоанн Лид раскрыл этот момент более подробно, на основании «халдейских письмен» соотнеся каждый лик со стихией и животным.

Еще существует версия, что два других лика Гекаты, это Деметра и Персефона, с которыми она тесно связана. Допустимо так же соотнесение с Никтой (некоторые считают, что с Артемидой) и Селеной. У всех этих богинь есть определенное мифическое сродство, или же некоторое пересечение функций. Однако не стоит отождествлять этих богинь, тем более, что трёхликой изображается только Геката, а, следовательно, маловероятно, чтобы лики ее были другими богинями.

Что же касается иных атрибутов, то первым и главным из них в глаза является факел. На подавляющем большинстве рельефов, на керамике богиня изображается с двумя (реже с одним) факелами. Эти факелы она использует либо как оружие (поражая титана Клития на многих керамических изображениях), либо держит в руках, освещая путь в подземном царстве. О символике факела было уже сказано немало, стоит лишь кратко напомнить, что он обозначает Гекату как проводника сквозь тьму пределов.

Ключи – о них говорят многие тексты и мифы, «ключница вселенной» - один из основных эпитетов Гекаты. В современных изображениях богини, связка ключей, или один большой ключ часто изображается в ее руках. Символика здесь следующая: если есть ключ, значит есть и запертая дверь (двери), причем мирового масштаба. Геката хранит доступ к тайнам мира, тайным путям и тайным знаниям.

Змеи – один из частых атрибутов Гекаты, о котором говорят многие тексты. Змеи так же присутствуют на некоторых древних изображениях богини и почти на всех современных. Это один из самых очевидных, и в то же время один из самых загадочных символов. Традиционно змеи обозначают хтоническую природу божества, его связь со стихией земли, или хотя бы указывают на божество-предшественника[10]. В мифах большинства народов змеи связаны с мудростью, нередко с искушением. Змеи могут указывать на сокрытое золото в буквальном или фигуральном смысле. В алхимической символике, которая показывает процесс получения золота (в любом смысле) присутствует огромное количество змей, это и всевозможные уроборосы, и распятый на Т-образном кресте змей, и многое другое. Очень интересным, на мой взгляд, эстетическим решением является изображать змей, обвивающих руки Гекаты.

Кинжал – символ, который приписывают богине практически повсеместно, но который практически не встречается в мифах и редко встречается на изображениях. Это относительно новый символ, но ныне прочно вошедший в атрибутику Гекаты. В традициях, практикующих церемониальную магию кинжал обозначает связь со стихией воздуха, в викке и околовикканских системах – больше соотносится с огнем. Но в случае с Гекатой это вопрос спорный. На основании этого символа некоторые пытаются интерпретировать образ св. Екатерины Александрийской как христианизированный образ Гекаты, однако же реально, кроме меча/кинжала нет абсолютно никаких реальных оснований так считать.

Одеяние Гекаты на статуях – типично греческое, достаточно строгое, подпоясанное у талии платье без рукавов. В отличие от Афродиты, Гекату практически не изображают с обнаженной грудью. В источниках упоминается одеяние из змей и золотые (или бронзовые) сандалии. На голове ее традиционно изображается корона или венец, подобный тому, что можно видеть на американской Статуе Свободы, или же диадема. В современных изображениях часто можно встретить венец со стилизованным лунным серпом, но это уже абсолютно не аутентичное изображение. Так же важным символом богини является собака. На керамике иногда фигурирует трехглавый Кербер, иногда просто пес, сопровождающий богиню. Апполоний Родосский упоминает собак как свиту Гекаты: «Сразу подземные псы вкруг богини пронзительным лаем».

К сожалению, в источниках нет никаких сведений о цвете волос и глаз Гекаты. Можно строить лишь догадки. Интересен тот факт, что абсолютное большинство современных изображений богини рисует ее с темными волосами, что вполне указывает на ее малоазиатское происхождение (не секрет, что божества бывают похожи на почитающий их народ). Так же иногда Леди называют змеевласой, но редко таковой изображают. На основании этого же можно сделать вольное предположение, что и цвет глаз у Гекаты правильно будет изображать как темно-карий или черный. Но это только догадки.

Немного о соответствиях

Здесь стоит сказать несколько слов о соответствиях, связанных с Гекатой. Соответствия я взял из первоисточников, работ Селара, из Liber 777 (материалы традиций Золотой зари и Телемы), а также материалы из работ «Группы УР» - коллектива итальянских оккультистов начала прошлого века. Частично корректировал на основании личного опыта практиков. И я ни в коем случае не призываю резать в жертву собак, овец, толочь ящериц и приносить вред любым живым существам. Все написанное тут – общая сводка из истории, теории и практики. Что из этого использовать – каждый решает сам.

Число: 3

Дни празднования: исторически праздновалось первое полнолуние сентября. В сети ходит информация о ночах Гекаты (с 16 по 17 ноября) и о лунных днях Гекаты: 9, 15, 23 и 29 лунные дни.

День недели: понедельник (общее астрологическое правило, ибо понедельник под влиянием луны),

Время: ночь; два первых и два последних дня Луны;

Растения: миндаль, чернобыльник, лещина, гроздовник, лютиковые

Растительные снадобья: можжевельник, болотная мята, всё, что вызывает менструацию.

Растения (дополнительно, из первоисточников): Аконит, черное дерево, чеснок, мандрагора, дуб (священное дерево Зевса, но листья дуба посвящались и Гекате), шафран (в связи с Артемидой), тис (маловероятно, но в «Макбете» упоминается, так же это дерево у греков было связано со смертью).

Животные: собака (по Селару – черная собака), змеи.

Животные-ипостаси (версия по (кажется, Порфирию) и Селару): кобыла, собака, лев.

Животные ипостаси и стихии (версия по Иоанну Лиду (IV в. н.э.)) – Гидра как водное начало, собака как земное начало, конь – голова и бык – воздух.

Драгоценные камни: лунный камень (основной), жемчуг, хрусталь.

Благовония: менструальная кровь, камфора, алоэ, ладан, могра, мирра, толченые ящерицы (по позднеантичным источникам снадобье из ящериц, ладана и мирры). Некоторые практики успешно используют серу (для человека токсична – дома не жечь).

Соответствие элемента восьмеричного пути в буддизме (по Liber 777, вдруг кому пригодится Геката как тантрический йидам?) правильное мышление.

Связанные способности: Белая Тинктура, Ясновидение, Толкование Снов

Геометрические фигуры: энеограмма

Металлы: серебро

Соответствие в гексаграмме: самая нижняя точка

Старший аркан Таро: II (жрица/верховная жрица/папесса)

Мифические существа: лемуры, призраки.

Заболевания: всё, что связано с менструальным циклом.

Цвета: серебряный, бледно-голубой, синий, серебряный с небесно-голубым отсветом.

Подношения (не благовония): медовые лепешки, мед (лучше дикий, из сот, но можно и обычный), многие современные сладости (личный опыт и опыт многих практиков), вино, в т.ч. вино с собственной кровью, семена кунжута, некоторые успешно подносят хорошее пиво и снадобья, описываемые в «элевсинских» мифах.

Первоисточники:

В этом разделе я выписал все интересные фрагменты из источников, какие нашел. Нельзя сказать, что здесь собрано абсолютно всё, что касается Гекаты, однако это значительная часть, то, что реально может пригодиться.

Ранние источники

Там же: Гл. 30.

«Из богов эгинеты чтут больше всего Гекату и каждый год совершают таинства в честь Гекаты; они говорят, что эти таинства установил у них фракиец Орфей. Храм Гекаты находится внутри ограды. Деревянное ее изображение, работы Мирона, имеет одно лицо и одно тело. Как мне кажется, впервые Алкамен создал Гекату в виде трех соединенных друг с другом статуй; афиняне называют эту Гекату «Хранительницей крепости» (Эпипиргидия); она стоит у храма «Бескрылой победы»»

Геката: божество-иерофант

Введение

Для многих язычников и оккультистов имя богини Гекаты сегодня значит многое. Как показывает практика, для каждого – что-то свое, личное, сокровенное. Непостижимая покровительница ведьм и колдунов, королева запредельного, ключница вселенной и повелительница мертвых – у нее множество имен и эпитетов. И почти каждый из них проливает свет на важнейшие космологические функции богини.

В Интернете есть определенное количество работ, посвященных Гекате. Работы эти исключительно разноплановые, одни носят характер краткой исторической справки, иные описывают практики, созданные в рамках некой конкретной традиции почитания. Но почти никто не пытается сформулировать твердую почву для самостоятельного исследования и почитания Леди. Более того, сложилась такая нехорошая ситуация, когда подавляющее большинство людей используют в качестве первоисточников не античные мифы и гимны, а вырезки из каких-нибудь некромагических книг десятилетней давности, что накладывает отпечаток не только на их личный опыт, но и на образ самой богини. Почти никаких новых, сколько-нибудь масштабных работ, посвященных Трехликой, в настоящее время в России не пишется, а то, что есть за рубежом, переводится медленно и неохотно.

Эта статья призвана, во-первых, исправить данное недоразумение и сформулировать новую интерпретацию образа богини на основании оригинальных источников. Во-вторых, пролить свет на почитание Гекаты в России, посмотреть, на основании каких материалов оно сложилось, показать основные сообщества, заинтересованные в почитании Гекаты и их собственные интерпретации ее. В-третьих, осветить основные теологические моменты: кем богиня является, кем не является, и на основании чего этот вопрос можно решить, а также обязательно обозначить некоторые практические моменты, связанные с ее почитанием. Также в конце статьи приведена вырезка из большинства имеющихся на русском языке первоисточников и выходные данные к ним.

Написание этой статьи не преследует цели создания каких-либо культов, сообществ или сект, посвященных Гекате. При этом я, конечно же, я не смог полностью абстрагироваться от любой интерпретации образа богини и посему ориентируюсь на общие ценности западного оккультизма.

Геката в истории

Для начала стоит совершить краткий исторический экскурс и в самых общих чертах ответить на вопрос о происхождении богини и возможных связях. Итак, где же искать истоки Гекаты?

В древние времена редко когда были канонические тексты, описывающие божеств и их атрибуты, не было и правил, регламентирующих почитание богов и организацию культа. Всё это людям заменяло живое, реальное общение с богами. Сложно судить, насколько оно было живым и реальным три с половиной тысячи лет назад, но даже позднеантичные источники 3–4 века нашей эры подробно описывают практику оживления статуй божеств.

Впервые о Гекате услышали где-то в районе Малой Азии, В Карии, или же во Фракии. То есть где-то на территории современной Турции (где именно, сказать, увы, невозможно). Именно оттуда эта богиня пришла на территории греков. Было это еще в те далекие времена, когда, возможно, и греков-то не было, а народы, населявшие эти земли, почитали титанов и даже не слышали об олимпийцах. Когда в середине-конце второго тысячелетия до нашей эры пелопонесский полуостров стал заселяться воинственными племенами ахейцев, дорийцев, ионийцев и т.д., туда пришли боги Олимпа. Титаны были свергнуты и в пантеон новых хозяев земли вошли совсем немногие старые божества. Среди этих немногих была и Геката, которая по каким-то причинам уничтожала титанов вместе с олимпийскими богами[1], а потому была принята последними с большими почестями. Геката, прежде чем сложились ее основные культовые атрибуты, испытала влияние разных местных малоазиатских богинь, и в значительной степени влияние неведомого божества, которое передало богине змей в качестве основного символа (как и Афине). Что это было за божество – практически никто сегодня не знает, единственное, что осталось – пара древних критских статуэток богини, увитой змеями.

Имя Гекаты на сегодняшний день является загадкой для исследователей. Установить (во всяком случае, научно), что конкретно значит ее имя, на данный момент никто не смог. Существует великое множество гипотез: некоторые исследователи пытаются переводить ее имя как «далекоидущая», «стоящая в стороне». Более вероятным является связь имени Гекаты со словом, обозначающим сотню. На этом основании некоторые переводят имя богини как «имеющая сто сил». Но однозначно сказать здесь, к сожалению, невозможно.

Образ Гекаты в древних источниках

Поскольку на сегодняшний день большинство из нас не могут спросить Леди непосредственно об ее атрибутах, символах и деяниях, то приходится опираться на имеющиеся письменные источники. Источники эти довольно многочисленны, охватывают около двух тысячелетий истории, но при этом далеко не всегда целостно раскрывают образ богини. Геката в них предстает как кровавой разрушительницей, о чем свидетельствуют эпитеты Бримо (злобная), Персеида (разрушительница, или дочь Перса), так и нежной духом девой, покровительницей деторождения. Ее эпитеты: Аталос (нежная), Куротрофос (защитница детей) и т.д. Такой парадоксальный характер богиня получила от своих родителей. Мать ее – титанида Астерия была божеством звездного неба, красота которого во все времена вдохновляла поэтов и других творческих личностей. Отец ее – титан Перс был жестоким божеством разрушения[2].

Сама богиня, хотя прямо и не относится к роду титанов, всё же довольно близка к ним. Она сохранила все их наследие и в то же время олимпиец Зевс почитает ее почти как родную дочь. Уделы ее, согласно Гесиоду есть и на небесах, и в земле, и даже в морской пучине. Геката может ходить там, где пожелает. Все пути и все дороги принадлежат ей, в том числе путь мистерий, на котором она выступает самое меньшее проводником-иерофантом. Согласно гомеровым гимнам, когда Аид похитил Персефону, именно Геката услышала из своих подземных чертогов ее крик о помощи, и она же вызвалась помочь ее безутешной матери Деметре, с которой тесно связана.

В некоторых гимнах Деметре приписываются черты, характерные для Гекаты, и наоборот. Подобное слияние божеств особенно характерно для орфических текстов (что неудивительно, учитывая мистический характер орфизма, выходящий за рамки традиционного политеистического мировоззрения). Когда же Деметра, наконец, нашла свою дочь Персефону и договорилась с Аидом о том, что полгода та будет у него, а полгода у нее, опять же Геката стала проводницей и покровительницей Персефоны в ее путешествиях в подземное царство. Как гласит миф, знающая все пути и дороги, только Геката-Хтония (земная) может безопасно провести по ним, освещая путь факелом. На ее светоносную сущность указывает очень многое, в том числе эпитет Фосфора/Фосфорос. Казалось бы, странно, почему Аид неспособен обеспечить своей жене, королеве подземелья дорогу к нему? Но именно это проливает свет на космологическую сущность Гекаты. Никто не может пересекать пределы без ее позволения. Даже богам Олимпа путь в Аид заказан. На это же указывает и Гесиод: «вверил ей Гекате Зевс попеченье о детях, которые узрят после богини Гекаты восход многовидящей Эос» - фактически здесь Трехликая отождествляется с Ночью. В том числе с богиней Никтой. Однако речь идет не о простой ночи: богиня зари Эос, и ее негреческие аналоги неспроста были тесно связаны с плодородием, также как и Геката связана со смертью. Она допускает рождение, она же и принимает мертвых.

Характер у Леди очень своенравный, согласно мифам, она может дать богатство, может возвысить любого на войне или в обществе, а может тут же отобрать всё, что очень сочетается с ее чертой ходить везде, где ей вздумается. Вместе с Гермесом она «множит скотину», то есть в сущности богатство, поскольку в Древней Греции скот долгое время заменял деньги. В позднеантичных источниках появляются другие указания на связь Гекаты с Гермесом. Оба эти божества хтонические, у обоих в разное время имеются указания на тройственную сущность (вспомним Гермеса Трисмегиста). В некоторых позднеантичных дефиксионах (табличках с проклятиями, обращенных к подземным божествам) фигурирует даже такое составное имя как Гермеката. На связь Гекаты с Гермесом указывает множество других данных. Гермес, один из немногих олимпийцев имеет доступ в царство Аида, его же гомеровы гимны называют «Сновидений вожатай»[3], неспроста именно Гермес становится в эпоху эллинизма божеством, как и Геката, тесно связанным с мистериями. Иными словами, оба этих божества имеют меркуриальную природу, могут выступать в роли психопомпа (проводника душ). Только Геката здесь имеет более консервативную природу, направленную на удержание пути в целостности, а гений воровства[4] Гермес – ориентирован непосредственно на движение, проникновение.

О мистериях, связанных непосредственно с Гекатой есть ряд упоминаний в источниках III –IV веков н. э. «Я прошел посвящение, я спускался в [подземные] палаты дактилей и созерцал там, внизу, прочие вещи — деву, собаку и все остальное. <…> и если тебя ведут на смерть, произнеси это, разбрасывая семена кунжута, и тем спасешься»[5]. Более поздние источники воспроизводят предания о том, что посвящения Гекате проводились в подземельях. В частности, существовала легендарная пещера в городе Зеринф, где ей, согласно преданию, приносились в жертву собаки. Конкретное местонахождение этой пещеры неизвестно, и разные источники указывают то на Самофракию, то на Фракию. Больше известны мистерии на острове Эгина, которые косвенно были связаны с некими таинствами Гекаты. В дополнение существует несколько кратких упоминаний римских писателей о посвященных Гекаты. Но, к сожалению, больше ничего существенного по данному вопросу нет.

Чем ближе мы подходим к нашей эре, тем более мрачным становится облик богини. Если в «Теогонии» Геката предстает перед нами защитницей, покровительницей на охоте и на народных собраниях, хранительницей детства и юности, то уже в «Аргонавтике» Аполлония Родосского образ Гекаты радикально переосмысляется: ужас-богиня, обвитая наводящими страх змеями, ее явление вызывает вопли у местных нимф и трепет у придорожных лугов. Но при этом она еще не демонизируется. Сохраняется немало положительных ее черт. А вот уже в более поздних источниках Геката даже теряет часть своих божественных черт. Христианские «гоэтические» гримуары отводят ей место среди всевозможных иерархий демонов, другие источники воспевают ее жестокость, к Гекате обращены бесчисленные прошения навести порчу, навредить, приворожить, в этот период она фактически (как и Гермес) становится покровительницей некромагии и народного колдовства.

Именно в эпоху поздней античности и раннего христианства демонический, или, позволю себе «восточную» интерпретацию, гневный образ Гекаты становится ведущим. Почему богиня стала пониматься таким образом? Во-первых, к тому есть очевидные исторические предпосылки. Деградация язычества в народе, христианизация в «верхах» общества, упадок института мистерий. Во-вторых, «случайно» это совпало с ее генеалогией. Она дочь разрушителя Перса. Но все же, несмотря на это демонизировать Гекату не стоит. В большинстве случаев это всё то же мистериальное божество, покровительница дорог и границы миров, королева запредельного. Это отчасти объясняет ее ужасный лик. Ужасна она в первую очередь своей чуждостью земному, профаническому миру. Это священный, очищающий, запредельный ужас, который уничтожает обыденную картину мира. В то же время, по мнению некоторых исследователей, на слабых духом Геката насылает безумие[6], что вполне логично укладывается в картину ее инаковости.

Очевидно одно – даже в облике кровавой богини, человеконенавистницы и разрушительницы профанного мира Гекату нельзя назвать демоном, однозначно «злой» или «клипотической» сущностью, стремящейся ввергнуть мироздание в беспорядочное саморазрушение. Это противоречит самой ее природе, изначально направленной на поддержание пределов и порядка их преодоления.

Наши рекомендации