Правление Елизаветы Петровны
Всероссийская олимпиада
По истории России для 6-11 классов
Осенний сезон
Дорогой участник олимпиады!
Прежде всего, я хочу поблагодарить тебя за то, что ты решил участвовать в олимпиаде центра развития талантов «Мега-Талант». Всё лето наш коллектив готовился к новому сезону олимпиад. Я искренне надеюсь, что ты останешься доволен результатом нашей работы.
Олимпиада, в которой ты участвуешь, поможет тебе повторить материал, который ты изучал на протяжении прошедшего учебного года. Таким образом мы хотим помочь тебе продолжить изучение любимого предмета.
Тебя ждут 15 заданий, которые помогут, прежде всего тебе самому, оценить уровень своих знаний. Для наших олимпиад справедливо утверждение: «Главное – не победа, а участие». Я ценю твое решение участвовать в олимпиаде, ведь это показатель того, что ты хочешь совершенствовать свои знания и становиться лучше.
Я верю в твой талант и желаю тебе успехов!
С уважением, директор ЦРТ «Мега-Талант»
Перепелица Д. А.
1. Определите период расселения ираноязычных кочевых племен скиф-ских народов на территории Северного Причерноморья?
А) XVI – XIV в. до н.э. Б) VI – IV в. до н.э.
В) XI – IX в. до н.э. Г) VIII – III в. до н.э.
2. Определите основы внешней политики Ярослава Мудрого по отноше-нию к соседям Руси на основе которых князь был именован?
А) породнение с монархами Б) языческие взаимосвязи
В) мирные договора Г) военные завоевания
3. Во времена какого князя Руси был составлен сборник древнерусского права «Русская правда»?
А) Василько Ростиславич Б) Олег Святославич
В) Святополк Изяславович Г) Владимир Мономах
4. Назовите дату битвы на речке Калка между объединенным русско-половецким войском и ударными частями монголо-татарского войска Чингисхана?
А) 31 мая 1223 г. Б) 11 мая 1232 г.
В) 31 апреля 1223 г. Г) 11 апреля 1232 г.
5. Определите направления военной экспансии и внешней политики Ивана IV Грозного:
А) Казанско-Астраханское, Сибирское Б) Крымское и Ливонское
В) Англо-Французское Г) Иранское
6. Назовите главные результаты битвы на Куликовом поле 8 сентября 1380 года между войсками Дмитрия Ивановича и Мамая:
А) разрушение ордынского государства и его полное исчезновение с геопо-литической карты мира XIV-XV в.
Б)установление ордынской власти на территории всех русских княжеств
В) битва остановила продвижение азиатской экспансии вглубь европейского континента
Г) победоносное завершение битвы привело к политическому объединению русских земель вокруг Дмитрия Ивановича Донского
7. Основными задачами «опричнины» Ивана IV Грозного были:
А) сведение личных счетов с врагами, ослушавшимися боярами и дворянами
Б) формирование государства, основанного на боярской власти
В) укрепление и централизация самодержавной власти
Г) борьба с предателями российского государства
8. Соотнесите даты и события из военной истории России периода правле-ния Петра І:
А | 1695 г.,1696 г. | Ништадтский мирный договор между Россией и Швецией | |
Б | 1700–1721 гг. | Полтавская битва | |
В | 27 июня 1709 г. | Азовские походы | |
Г | 30 августа 1721 г. | Северная война |
А) А – 4, Б – 1, В – 3, Г – 2 Б) А – 2, Б – 1, В – 4, Г – 3
В) А – 3, Б – 4, В – 2, Г – 1 Г) А – 2, Б – 3, В – 4, Г – 1
9. Дополните текст, чтобы закончить мысль:«Петр І замыслил создать __________, что должно было стать мощным рычагом восхождения страны на более высокий цивилизационной уровень. Проект Петр І утвердил в 1724 г., а открытие произошло в 1725 г. уже после его смерти».
А) Кунсткамера Б) Морская академия
В) Российская академия наук Г) Тайная канцелярия
10. Расставьте в хронологической последовательности пребывание женщин на престоле Российской империи:
1) правление императрицы Екатерины ІІ
правление Елизаветы Петровны
3) правление императрицы Екатерины І
Правление Анны Иоанновны
А) 1, 2, 3, 4 Б) 4, 3, 1, 2
В) 3, 4, 1, 2 Г) 3, 4, 2, 1
11. Определите даты Крымской войны (Восточной войны) между Россий-ской империей и коалицией в составе Британской, Французской, Осман-ской империй и Сардинского королевства:
А) 1853–1856 гг. Б) 1844–1847 гг.
В) 1845–1848 гг. Г) 1866–1869 гг.
12. Соотнесите портреты и фамилии руководителей Российской империи:
А | Николай I Павлович – император Всерос-сийский, царь Польский и великий князь Финляндский, третий сын императора Павла I и Марии Фёдоровны, родной брат императора Александра I, отец императора Александра II. | ||
Б | Александр II Николаевич – император Все-российский, царь Польский и великий князь Финляндский из династии Романовых, стар-ший сын императорской четы Николая Павловича и Александры Фёдоровны. | ||
В | Александр I Павлович – император и само-держец Всероссийский, великий князь Финляндский, царь Польский, старший сын императора Павла I и Марии Фёдоровны, в официальной дореволюционной историо-графии именовался Благословенный. | ||
Г | Александр III Александрович – император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский, внук Николая I и сын императора Александра II, отец последнего российского монарха Николая II. |
А) А – 2, Б – 1, В – 4, Г – 3 Б) А – 4, Б – 2, В – 3, Г – 1
В) А – 1, Б – 2, В – 3, Г – 4 Г) А – 3, Б – 4, В – 2, Г – 1
13. Закончите мысль:«Берлинский трактат, подписанный 1 июля 1878 г. на Берлинском конгрессе касался вопроса урегулирования отношений …»
А) между славянскими народами, Австро-Венгерской и Османской империями на Балканах
Б) между Российской и Османской империями на Кавказе
В) между Россией и Великобританией в Средней Азии
Г) между Россией и Францией в Северной Африке
14. Определите событие по его описанию из законодательного акта ХІХ в.:
«…Они вразумятся, что, получая для себя более твердое основание собственности и большую свободу располагать своим хозяйством, они становятся обязанными пред обществом и пред самими собою благотворность нового закона дополнить верным, благонамеренным и прилежным употреблением в дело дарованных им прав. Самый благотворный закон не может людей сделать благополучными, если они не потрудятся сами устроить свое благополучие под покровительством закона. Довольство приобретается и увеличивается не иначе как неослабным трудом, благоразумным употреблением сил и средств, строгою бережливостию и вообще честною в страхе Божием жизнию.…».
А) освобождение «декабристов» Б) освобождение крестьян
В) наделение правами рабочих Г) наделение правами солдат
15. Назовите историческую личность, автора строк предложенной в цитате речи:
«…С потерей Москвы не потеряна ещё Россия, … но когда уничтожится армия, то погибнут и Москва, и Россия. … Приказываю отступить …»