Первый класс, второе полугодие – 89 час.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
1. | Тематическая композиция «Ежик и его мир». | |
2. | «Бабочка – фантазия». | |
3. | Композиция из полукругов и сегментов. | |
4. | Морозные узоры. | |
5. | Эскиз мозайки «Петух» | |
6. | Композиция в овале или круге. | |
7. | Батик. Знакомство с техникой. | |
8. | Разработка 3х эскизов. | |
9. | Исполнение эскизов в технике «Холодный батик». | |
10. | Разработка эскизов в техники «Горячий батик» или свободный батик. | |
11. | Исполнение эскизов | |
ВСЕГО ЧАСОВ: | ||
ИТОГО ЧАСОВ В ГОД: |
Второй класс, первое полугодие – 81 час.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
1. | Творческая работа «Цирк». | |
2. | Композиция в овале с вазой. | |
3. | Фантазийная работа «Замок». | |
4. | Ночной пейзаж, гротаж. | |
5. | Разработка символа года. | |
6. | «Снежная королева». | |
7. | Изображение снеговиков, лыжников и т.д. Подготовительный материал. | |
8. | Создание новогоднего плаката. | |
ВСЕГО ЧАСОВ: |
Второй класс, второе полугодие – 89 час.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
1. | Сюжетно – тематическая композиция по сказке А.С. Пушкина. | |
2. | Композиция на тему «Быт». | |
3. | Композиция из пяти фигур, негатив и позитив. | |
4. | Композиция на тему «Школа». | |
ВСЕГО ЧАСОВ: | ||
ИТОГО ЧАСОВ: |
Третий класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
1. | Лекция по истории ковроткачества. | |
2. | Виды красок (анилины, ализарины и др.). | |
3. | Изготовление эскизов. | |
4. | Обсуждение эскизов. | |
5. | Подготовка основы к ковроткачеству. | |
6. | Изготовление кромочной косички, кромочной тесьмы. | |
7. | Заправка станка. | |
8. | Гладкое безворсовое гобеленовое ткачество. | |
9. | Завершение работы. | |
10. | Оформление гобеленов. | |
ВСЕГО ЧАСОВ: |
Четвертый класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
1. | Знакомство с историей возникновения, приемами использования, техниками холодного и горячего батика. | |
2. | Разработка эскизов для свободного батика. | |
3. | Исполнение эскизов на ткани без резерва. | |
4. | Разработка форэскизов с резервом (восковые мелки, акварель). | |
5. | Проработка больших работ на эскизах в технике «холодный батик». | |
6. | Исполнение их в ткани. | |
7. | Исполнение эскизов технике «горячий батик» с кракелюрами. | |
8. | Выполнение в ткани. | |
9. | Техника печати с помощью матриц. | |
10. | Трафарет на ткани. | |
11. | Аэрография. Исполнение коротких работ с набрызгиванием. | |
12. | Техника бандаж – узелковый батик. Отварка ткани – спонтанный эффект. | |
13. | Творческая работа в технике «холодный батик». | |
ВСЕГО ЧАСОВ: |
Содержание курса «Композиция».
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
Первый класс, первое полугодие | ||
Задание 1. | Вводная беседа. Что такое композиция. Какие задания включает этот курс. Какие бывают жанры композиции. Показ работ выпускников и репродукций. | |
Задание 2. | Эскизы «Пандор» - ххххх полурельефное изображение в рамке с определенной смысловой нагрузкой. Материал: бумага А5, гуашь. Цель: изображение какого-либо сказочного образа. Задача: организация композиции в целом с учетом ххххх, как части композиции. | |
Задание 3. | Исполнение «пандор» в материале. Материал: глина, ПВА, гуашь, толка, нитки, картон, ткани, блестки, мех, прутья, проволока, клей и др. Цель: лепка головы и рук модели эскиза, соблюдение придуманного образа. Задача: собрать и смоделировать целостный образ сказочного или какого-либо другого персонажа. | |
Задание 4. | Гротаж. Тема «Ночной Шишкин Лес» и свободная тема, например, «Аквариум», «Космос» и т.д. Материал: парафин, тушь, гвоздь, акварель. Цель: увлеченность созидательным процессом. Техника загадочна, непредсказуема. Задача: эффект цветной графики со светящимся эффектом дает возможность детям раскрыться творчески, не нагружая их пока законами композиции. | |
Задание 5. | Конь. Фантазийная работа (наездник, цирковая лошадка, спортивная и др.). Материал: бумага А5, гуашь. Цель: композиция в формате листа А5, изображение конкретного образа. Задача: привить интерес к процессу творчества. | |
Задание 6. | Подготовка к работе «Новогодняя открытка». Изображение Деда Мороза. Поэтапное рисование. Материал: бумага А5, гуашь. Цель: усвоение общих пропорций и принципов рисования. Задача: создание своего образа. | |
Задание 7. | Поэтапное рисование «Снегурочки». Материал: бумага А5, гуашь. Цель: усвоение общих пропорций и принципов рисования. Задача: создание своего образа. | |
Задание 8. | Поэтапное рисование елочки с декором. Материал: бумага А5, гуашь. Цель: усвоение общих пропорций и принципов рисования. Задача: создание своего образа. | |
Задание 9. | Использование заданий № 6, 7, 8 для создания открытки на тему «Новый год». Проект и исполнение. Материал: бумага А5, гуашь, гуашь с блестками, фольга, акварель, акрил. Цель: 1). Знакомство с сюжетной композицией. 2). Выполнение сюжетной композиции с использованием изображений Деда Мороза, Снегурочки, елки, элементов пейзажа. 3). Целостность композиционного решения на выбранном формате. 4). Использование симметричного и ассиметричного расположения элементов композиции, попытка выделения главного. | |
Первый класс, второе полугодие | ||
Задание 1. | «Ежик и его мир», «Домик хомяка». Тематическая композиция. Материал: гуашь, акварель, тушь, перо, бумага А3. Цель: создать образ жилища любимого героя. Задача: целостность композиционного решения на выбранном формате. Ритмическое равновесие, акцент на главное. | |
Задание 2. | Бабочка – фантазия. Материал: гуашь, акварель, бумага А3, акрил, тушь, перо, восковые мелки. Цель: симметричная композиция с разработкой внутри формы. Задача: создание собственного образа-видения объекта композиционного творчества. | |
Задание 3. | Композиция из полукругов и сегментов. Материал: картон, гуашь, бумага А5. Цель: сформировать понятие «ритм» и «акцент». Задача: выполнение эмоционально-выразительной композиции, в темно-холодной гамме. | |
Задание 4. | Морозные узоры. Материал: цветные карандаши, картон М, бумага А5. Цель: пластическое и равновесное решение композиции. Задача: общее колористическое и пластическое решение задачи. | |
Задание 5. | Композиция в овале или круге. Материал: гуашь, акварель, акрил, картон М, бумага А5. Цель: создание замкнутой композиции, принципы ее создания. Задача: закрепление материала по обобщению, остановке движения или замкнутому движению. | |
Задание 6. | Батик. Разработка мотивов – эскизов с целью ознакомления с техникой «холодной батик». Материал: бумага, восковые мелки, акварель, ткань, рохх кнопки, резерв, стеклянные рейсфедеры, краски анилиновые, пластмассовые палитры. Цель: ознакомление с техникой росписи ткани «батик». Задача: создание образа-мотива для осуществления идеи и творческого воплощения. | |
ИТОГО ЧАСОВ: | ||
Второй класс, первое полугодие | ||
Задание 1. | Творческая работа «Петух», образ. Материал: гуашь, акварель, акрил, бумага А5. Цель: пластическое решение, завершенность образа. Задача: выделение главного при использовании контрастов и нюансов тона. | |
Задание 2. | Композиция в овале с вазой. Материал: гуашь, бумага А5, картон М. Цель: композиционное завершение движения, центр композиции, ритмическое соотношение. Задача: решение разнообразных композиционных задач. | |
Задание 3. | Фантазийная работа «Замок». Материал: цветные карандаши, бумага А5, фломастеры. Цель: ритмы, контрасты форм, разработки внутри форм. Использование материала. Задача: создание равновесных композиций с ярко выраженным декоративным началом. | |
Задание 4. | Техника «гротаж». Тема «Ночной пейзаж» или «Цветы». Материал: акварель, парафин, гуашь, гвоздь. Цель: создание целостного эмоционального образа. Задача: эффект цветной графики со светящимся эффектом дает возможность творчески раскрыться. | |
Задание 5. | Разработка символа года. Материал: гуашь, цветные карандаши, бумага А5. Цель: создание обобщенного образа. Задача: отработка символа для дальнейшего использования. | |
Задание 6. | «Снежная королева». Материал: гуашь, блестки, картон М, бумага А5. Цель: создание образа конкретного или образа в сюжете. Индивидуально для каждого ученика. Задача: сбор изобразительного материала для создания новогоднего плаката. | |
Задание 7. | Изображение снеговиков, Бабы – Яги, лыжников, конькобежцев и пр. Материал: гуашь, акварель, бумага А5. Цель: отработка технического материала для последующих композиций. Задача: подбор конкретного композиционно-сюжетного материала. | |
Задание 8. | Создание новогоднего плаката. Материал: гуашь, полный формат или полный ватман разрезанный вдоль и склеенный по ребру. Цель: создание новогоднего сюжета из разработанных ранее образов. Задача: 1). Построение движения с помощью различных видов и форм ритма.Связь основного направления с форматом композиции. 2). Соразмерность всех частей композиции. 3). Соразмерность фигур животных и элементов пейзажа. 4). Соблюдение композиционного центра и соподчиненности ему. 5). Целостность. | |
Второй класс , второе полугодие | ||
Задание 1. | Сюжетно-тематическая композиция по сказке А.С. Пушкина (на выбор). Материал: гуашь, акварель, бумага А3. Цель: понятия «план», «пространство», «ритм», «масштаб». Соразмерность элементов. Задача: выполнение требований: главное, второстепенное; достижение выразительности образов. | |
Задание 2. | Композиция на тему «Быт». Материал: тушь, перо, бумага А2. Цель: раскрыть тему в различных вариантах («Уборка», «Пришли друзья», «Помогаем маме» и т.д.). Задача: средствами графики, штриховки, пятна и даже размывки, создать цельны иллюстративный образ. | |
Задание 3. | Композиция из пяти фигур негатив и позитив. Материал: тушь, кисть, бумага А3. Цель: на основе набросков фигур создать пластически увязанную группу, объединенную ритмами и движением (можно статикой). Задача: усвоить приемы построения, а также законы композиции. | |
Задание 4. | Композиция на тему «Школа». Материал: гуашь, бумага А3. Цель: создание образа школы (можно музыкальной, театральной или художественной), подготовка вспомогательного материала, набросков, зарисовок. Задача: подчинение светотонального решения замыслу идеи, решение ритмических, плановых задач. | |
ИТОГО ЧАСОВ: | ||
Третий класс | ||
Задание 1. | Лекция по истории ковроткачества. Знакомство с материалами для работы. | |
Задание 2. | Виды красок (анилины, ализарины и др.). Техники для крашения шерсти и других волокнистых материалов. | |
Задание 3. | Изготовление эскизов. | |
Задание 4. | Обсуждение эскизов. Обработка эскизов на технологической основе. | |
Задание 5. | Подготовка основы к ковроткачеству. Намотка основы. | |
Задание 6. | Изготовление кромочной косички, кромочной тесьмы. | |
Задание 7. | Заправка станка. Изготовление ремизок, прокладка бердо (линейки), закрепление картона эскиза под раму. | |
Задание 8. | Гладкое безворсовое гобеленовое ткачество. Выкраска шерсти в процессе работы. Использование меланжи при достижении градиента цвета. | |
Задание 9. | Завершение работы. Кромочная косичка, тесьма. | |
Задание 10. | Оформление гобеленов. Срез, отпарка, оформление в багетную рамку. | |
ИТОГО ЧАСОВ: | ||
Четвертый класс | ||
Задание 1. | Знакомство с историей возникновения, приемами использования, техниками холодного и горячего батика. | |
Задание 2. | Разработка эскизов для свободного батика. | |
Задание 3. | Исполнение эскизов на ткани без резерва. | |
Задание 4. | Разработка форэскизов с резервом (восковые мелки, акварель). | |
Задание 5. | Проработка больших работ на эскизах в технике «холодный батик». | |
Задание 6. | Исполнение их в ткани. | |
Задание 7. | Исполнение эскизов технике «горячий батик» с кракелюрами. | |
Задание 8. | Выполнение в ткани. | |
Задание 9. | Техника печати с помощью матриц. | |
Задание 10. | Трафарет на ткани. | |
Задание 11. | Аэрография. Исполнение коротких работ с набрызгиванием. | |
Задание 12. | Техника бандаж – узелковый батик. Отварка ткани – спонтанный эффект. | |
Задание 13. | Творческая работа в технике «холодный батик». | |
ИТОГО ЧАСОВ: |
Оборудование:
• Мольберты.
• Табуреты.
• Швейные машины.
• Ножницы.
• Линейки.
• Иглы, булавки.
Материалы:
• Бумага.
• Карандаши.
• Ткани (ситец, бязь, бархат, сатан, др.).
• Кружево, тесьма.
• Клей ПВА.
Методическое оснащение учебного процесса:
• Наглядные пособия.
• Фонд работ учащихся.
• Периодические издания: журналы «Юный художник», библиотека «Юного художника», «Искусство», альбомы и книги о лоскутном шитье и об орнаментах.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Большаков М. В. Декор и орнамент в книге. - М., 1990.
2. Власов В. Г. Стили в искусстве. - СПб., 1996.
3. Волков Н. Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1965.
4. Зайцев Е. А. Наука о цвете и живопись. - М., 1986.
5. Кандинский В. В. О духовном в искусстве. - М., 1910.
6. Логвиненко Г. М. Декоративная композиция. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. -М.: ВЛАДОС, 2004.