Описание г.Мариуполя 1820 г.
«На берегу моря при устье речки Кальмиус с правой стороны лежит город Мариуполь, составляющий с 23 греческими селениями один округ Таганрогского Градоначальства. По положению его на горе высоко с моря, но с нагорной стороны за кряжами не виден. Грунт горы глинистый и каменистый. Под самым городом со стороны Калъмиуса выламываются из горы известковый камень, из коего выжигается известь, употребляемая гражданами на строение домов, заборов, груб, загонов и прочее. Глину копают из горы с морской стороны, песок же берут с поемных мест, лежащих от горы к берегу морскому.
Город сей простирается вверх по Кальмиусу на три, а от речки сей в степь на одну версту. Разделяется на шесть кварталов, имеет 606 дворов, 3 церкви и 1 собор, каменные, при коих священно и церковнослужителей 25. В городе числится греков мужского пола 1490 душ., а женского 964 души. В городе имеется, сверх Мариупольского греческого суда, духовное правление, таможенная застава, почтовая экспедиция, ведение береговой стражи и сверх того учреждена ныне карантинная застава. Кроме присутствующих членов суда, кои суть греки, прочие чиновники русские. Присутствующие суда, коих числом пять,избираются через каждые три года из среды греков по балатировке, председатель и двое заседателей из граждан, а другие двое из поселян. Из заведений имеется токмо училище, открытое в сентябре месяце сего года.
В проезд через здешний город Государя Императора в 1818 г. изготовлен был для отдохновения Его Величества дом, занимаемый прежде греческим судом по неимению в городе лучшего строения, который для сего был отделан и оставил название царского дворца.
Герб Мариуполя изображает щит, разделенный на 2 части, из коих в верхней в голубом поле изображен шестиконечный крест, а в нижней в черном поле серебряная луна с обращенными вниз рожками, касающаяся хребтом своим к голубому полю и представляющая подножие, на коем вознесен крест. Эмблема герба сего показывает освобождение христиан, единоверцев из-под владычества магометанского».
4. Описание города Славянска. 1837 г.
«Славянск первоначально назывался Тором, был крепостью, а потом уездным городом Екатеринославского наместничества. В 1797 г.... причислен к Слободско-Украинской губернии. Земли под строениями, улицами, площадями, садами и огородами считается 1058 десятин 457 сажень, под выгонами 1886 десятин 224 сажени.
Город разделен на 7 сотен. Мосты устроены через реку Тор (или Торец), ручей Калантаевку и по низменному месту на главной проезжей улице, именуемой Большой Изюмскою. Прочие улицы не имеют названия.
Приходское училище открыто в 1812 г., больница на 6 кроватей —в 1806 г. На Славянских ярмарках (Проводской, Троицкой, Евстафиевской ) торгуют рогатым скотом (суммою до 96 тыс.руб.) и разными другими товарами. Первая ярмарка значительнее прочих двух. Изделия здешних заводов частью раскупаются в самом городе, частью идут (преимущественно сало) к изюмским и харьковским оптовым торговцам. Большая часть ремесленников —сапожники и свитники. На садоводство не обращается особого внимания, хотя садов довольно много, а климат и почва весьма благоприятствуют произведению лучших фруктов. Обыкновенные садовые деревья: яблони, груши, сливы, вишни. Многие мещане пашут землю и разводят бахчи.
В Славянск съезжаются из разных губерний (преимущественно из Екатеринославской) люди всех сословий, и особенно помещики, чтобы пользоваться купаньями в соленых озерах, лежащих при самом городе. До открытия безопасного пути к крымским соляным озерам здешние доставляли главный запас соли (до 40000 пудов ежегодно), которая выпаривалась из воды на больших противнях или сковородах, повешенных над огромными печами, которые складывали и топили, не думая о сбережении дров. Оттого леса в окрестностях Славянска стали редки, что в 1843 г. запретили употребление дров на выварку соли, дозволив заменить каменным углем...
Положение Славянска представляет ему многие выгоды: через город пролегают дороги в Таганрог, на Дон, на Кавказ (отчего многие жители с выгодой держат постоялые дворы). Сюда идет почти весь хлеб, отправляемый к портам Азовского моря. Близость к Бахмуту, богатому каменным углем, алебастром. В Славянске 15 улиц и переулков (немощенных), 2 площади, 3 деревянных моста..., 967 домов (деревянных)... Жителей: 2918 душ мужского пола, 2932 души женского пола, 5850 душ обоих полов. Из них: духовного сословия —63, дворян и чиновников —120, служащих (военного ведомства) с отставными —62, служащих гражданского ведомства — 94,разночинцев —36, купечества —213 (только 3-й гильдии), мещан и посадских —1781, иностранцев —11, нижних воинских чинов (в основном отставных) —205, дворовых (при домах господ) — 122, крестьян —3299, в том числе казенных —3289, помещичьих —10, заключено браков — 70, родилось — 375, умерло —212 человек. Садов —52, огородов —35, лавок — 37, в том числе хлебных —1, с красным товаром —8, железных —2, москательных —3, трактирных заведений —2, погребов для продажи виноградного вина —1, питейных домов —18, ярмарок —3. Привоз товаров на ярмарки полагается 216000 руб.
Всех фабричных заведений —16, в том числе: мыловаренных — /,салотопенных —8, пивоваренных —4, кирпичных —3, мельниц ветряных —33. Ремесленников —36, в том числе портных — 9, сапожников —14, кузнецов —12. Учебных заведений (казенных) —1, учителей —1, учащихся —106».
5. Из истории Святогорской Успенской пустыни. 1844г. Возобновление обители.
«По случаю смерти княгини Юсуповой означенное имение —местность древнего Святогорского монастыря с лесами до 18 тыс. десятин, с землею пахотною до 9 тысяч, перешло во владение Александра Михайловича Потемкина. Потемкин, следуя благочестивому и христианскому чувству, не только не пожелал удерживать за собою Святые горы, принадлежащие к унаследованному им имению, но сам, по предварительному совещанию с Преосвященным Иннокентием, обратился в 1842 г. в Святейший Синод с прошением о восстановлении означенного монастыря, предлагая для сей обители 70 десятин лесной, сенокосной и огородной земли, прилегающей к Святым горам, и проценты с 10 тыс. руб. сереб. капитала, жертвуемого им для сей же цели.
Местное духовное начальство, видя предлагаемые г. Потемкиным к восстановлению Святогорского монастыря средства, а также и другие, доводило до сведения Святейшего Синода, что Украина вообще, а особенно южная сторона оной, весьма скудна монастырскими обителями; что Святогорское урочище по красоте своей и уединенному местоположению есть весьма редкое, а поэтому жители здешнего края, уважая место сие, как святое, притекают сюда, особливо в летнее время, для богомоления в великом множестве, и всегда с особенным сожалением взирают на запустение оного. По всем этим убеждениям, Харьковское духовное начальство ходатайствовало у Святейшего Синода о восстановлении сего монастыря в отраду и духовное утешение целой страны, для которой послужит это немаловажною опорою в духе Православия и любви к престолу.
По всеподданнейшему докладу Святейшего Синода обо всех обстоятельствах этого дела, Его Императорское Величество в 15 день января 1844г., в благой воле Своей высочайше повелевать соизволили:
- Упомянутую обитель восстановить под наименованием Успенской Святогорской общежительной пустыни.
- Установить в ней порядок, наиболее приближающийся к духу древнего пустынножительства, и потому правилами для оной назначить устав и чиноположение и все прочее, существующее в Софрониевской и Глинской пустынях Курской Епархии.
- Штат монашествующих в сей пустыни ограничить 24 лицами, из коих быть: 1 игумену, 1 казначею, 1 эконому, 8 иеромонахам, 7 иеродиаконам и 6 монахам, с послушниками в соответственном числе.
- Существующие на Святых горах церкви: каменную и пещерную, с находящимися там же строениями, обратить в монастырские.
- Способами содержания для сей обители назначить 70 десятин земли, жертвуемой г. Потемкиным, проценты с капитала 10 т. руб. сер., им же жертвуемого и собственные средства, какие откроются для обители от сборов: свечного, кружечного и от усердия богомольцев.
- За столь важное и для церкви полезное пожертвование объявить г. Потемкину благословение Святейшего Синода. Радостная весть о восстановлении Святогорской обители разлилась повсюду, и со всех окрестных и отдаленных стран притекли в сию обитель жители Украины в 9-й день мая, когда церковь христианская творит воспоминание о святом Великом чудотворце Николае, храм коего изсечен на высоте Святых гор. В одной пещерной церкви не могли поместиться усердные богомольцы: они заняли всю высоту горы... Киевский Высокопреосвященный Митрополит Филарет, узнав о восстановлении Святогорской обители и разделяя о сем общую радость, поспешил прислать от лица Лавры Киево-Печерской список чудотворных икон Успения Богоматери с мощами Угодников печерских за благословение новой обители. Самое торжество освящения обители совершилось в храмовый праздник 15 августа...»