Легисакционный судебный процесс (иски по закону, законный процесс). 5 страница
Дети до 7 лет были недееспособны, они назывались «бессловесными», то есть не могли произнести определенные торжественные фразы, необходимые при заключении сделок. Они являлись совершенно неправоспособными, не могли приобретать что-либо и отвечать за свои действия. Мальчики от 7 до 14 лет и девочки от 7 до 12 лет могли заключать ряд сделок. Ответственность за проступки возникала с 10 лет.
Дети с 7 до 12 лет обучались в начальной школе. Следующей ступенью была школа грамматики, где обучение длилось 4 года. С 16 лет начиналось обучение в школе риторики (подобие современной высшей школы). Учителя-риторы обучали искусству красноречия, правильности построения фраз. При изучении математики стол посыпали песком и по нему чертили геометрические знаки.
3.3. Правовое положение латин.
Самое выгодное положение среди иностранцев занимали латины, прежде всего это жители города Лациума. Объединение латинских городов, возникшее около 500 г. до н.э., было союзником Рима. На основе договора 494 г. до н.э. латинский союз включен в состав римского государства. Борьба латин за свои права закончилась их поражением в 338 г. до н.э. Рим заключил с каждым латинским городом отдельный договор.
Статус латина предполагал право на земельный надел в Лациуме согласно традиционным нормам и порядку наделения им. Латинское гражданство подразумевало право вступать в брак и заключать договоры, что сильно сближало с римскими гражданами.
Латинские общины пользовались самоуправлением, но их граждане не участвовали в выборах и не могли избираться на должности, связанные с управлением всей республикой. Римское гражданство латинам разрешалось приобретать лишь оставив дома своего сына, способного нести гражданские обязанности. Выдвигалось условие, чтобы ранее это лицо занимало у себя на родине высшие должности. Другие латинские общины и колонии, заселенные латинскими гражданами, не имели самоуправления, а управлялись от лица римского претора префектами.
Имущественные споры латин рассматривались римскими судами. Латины служили во вспомогательных войсках римской армии. В 90 г. до н.э. правовое положение старых латин было приравнено к римским гражданам.
Несколько отличалось правовое положение жителей латинских и римских колоний, основанных до 338 г. до н.э. Они обладали лишь коммерческим правом.
3.4. Правовое положение перегринов.
В глубокой древности положение иностранцев (перегринов) было бесправным. Иностранцы считались врагами, и законы Рима не защищали их от произвола. Не считались правонарушением обман, грабеж и даже убийство перегрина. Любой римский гражданин мог обратить в рабство чужестранца. Торговые отношения иностранцы вели с помощью своих представителей (в лице римского гражданина), которые непосредственно заключали сделки. С развитием хозяйственного оборота в Риме правовое положение иностранцев улучшается. Прежде всего, в результате заключения мирных договоров с другими государствами, где содержались нормы о защите интересов граждан двух стран.
Император Клавдий (41–54 гг. н.э.) запретил иностранцам принимать римские имена (по крайней мере, родовые). Кто ложно выдавал себя за римского гражданина, тому отрубали голову на Эсквилинском поле.
Перегрины имели право пользоваться своими национальными системами. Исключение составляли иностранцы, покоренные силой, они значительно ограничивались в своих правах. Получение иностранцами римского гражданства было значительно труднее, чем для латин. Основным способом получения римского гражданства иностранцами являлась милость государственных органов Рима (народного собрания, сената, консулов, преторов, принцепса).
Положение иностранцев регулирует постепенно формирующееся право народов. После постановления 212 г.н.э. все перегрины стали римскими гражданами. Мачеха императора Каракаллы, Юлия Домна, в связи с финансовым кризисом в стране от имени Каракаллы опубликовала эдикт, по которому все свободное население провинций получало римское гражданство. Приравнивание к римским гражданам лишало провинциалов многих привилегий в отношении налогов. Таким образом, руководство страной пыталось повысить собираемость налогов. Теперь иностранцами считалось все население, жившее вне границ Римской империи (германцы, славяне и т.д.).
3.5. Правовое положение рабов.
Рабы (servi – «серви») появляются в Риме в глубокой древности. Существование рабства можно условно разделить на два периода:
1. Период раннего, архаичного, патриархального рабства. В этот период рабов было очень мало, они дорого стоили. Жили и работали рабы в семьях, их внешний вид зачастую был не различим со своими не очень богатыми хозяевами (принимали пищу совместно). Рабы все же считались мыслящими существами и допускались к совершению семейных религиозных празднеств. Могила раба охранялась сакральным правом, запрещалось при продаже разлучать родственников. Положение несвободных было довольно сносным. Это отчасти объясняется тем, что большинство рабов были у римлян представители родственных племен.
2. Второй период включает в себя время классического рабства. Это период расцвета римского государства. Рабов пригоняли тысячами. Основной источник – военный плен. Рабов в Риме появляется большое количество, цена на них падает и, соответственно, и отношение к ним ухудшается. Правовое положение рабов в этот период характеризуется фразой «раб есть вещь», схожая со стулом или собакой. Как отмечал римский юрист Гай в Институциях: «господа имеют над рабами право жизни и смерти…».
3. Третий период – это время заката государства. Следует отметить, что положение рабов начинает улучшаться после принятия в качестве государственной религии христианства в IV в. н.э. Нормы христианства вносили в общественное сознание любовь к ближнему, сострадание, осуждение убийства рабов и издевательства над ними. Количество рабов уменьшается в связи с сокращением завоевательных походов, соответственно поднимаются цены на невольников. К тому же рабский труд становился все менее эффективным (при незаинтересованности в своем труде раба), многочисленные восстания рабов подтачивают государственную машину. Римские правители, предвидя неблагоприятные последствия выступлений рабов, пытаются улучшить их положение своими распоряжениями. Так, Домициан запретил кастрацию рабов. Если при продаже рабыни давалось условие, что она не будет заниматься проституцией (prosecutor – «выставлять напоказ»), и это будет нарушаться новым хозяином, то рабыня становилась вольноотпущенницей продавца. По эдикту императора Клавдия, брошенный хозяином больной раб получал свободу. Освобождением считалась высадка больного раба (чтобы его не лечить) на Асклепиев остров на Тибре, в соответствии с эдиктом Клавдия (47 гг. н.э.).
В глубокой древности римляне не часто оставляли пленных для себя, для своего хозяйства: в их примитивном экономическом хозяйстве не было места плодотворно использовать рабов. Пленных убивали или, продавали сородичам побежденного за выкуп. Только гораздо позже, обыкновенно лишь с переходом к оседлости и земледелию, пленников начинают сохранять (servi), и тогда появляется институт рабства. И лишь с переходом к земледелию, рабов стали широко использовать в своей экономической деятельности.
Рабское состояние считалось естественным, прирожденным свойством. Обычно рабов приобретали во время войны. Воин, побеждая врага, имел право его убить. Если он его забирал в плен, в рабство, то это право (распоряжение его жизнью) оставалось у собственника раба. Древние считали, что нахождение в рабском состоянии – это вина самих побежденных или преступников и должников, а также их потомков. Римляне к рабам относились, как собственник к вещи. «Того, кто развратит чужую рабыню, следует принудить вернуть другую», писал римский юрист Юлий Павел.
Древнейшие источники рабства: военный плен, рождение от рабыни, перевод в рабское состояние преступника, продажа в рабство патерфамилиасом своего ребенка. После взятия Терента в рабство было обращено 30 тысяч человек, после победы над карфагенянами при мысе Экноме консулом Регулом было отправлено в Рим 20 тыс. рабов, при захвате города Эпира рабами стали около 150 тыс. человек. Консул Марий в Югуртинскую войну, даже после капитуляции города Югурты, приказал перебить взрослых нумидийцев, всех остальных же продали в рабство.
В рабское состояние переводились те граждане, которые не зарегистрировались для выполнения налоговых и военных обязательств, не выполнили вовремя договорных обязательств, совершили кражу. Римские граждане продавались в рабство за границу. Позднее запрещалась продажа в рабство римских граждан за долги.
К источникам рабства относили и самопроизводство (рождение детей рабынями). Но, несмотря на выплату премий за рождение и воспитание детей, рождение детей рабынями не перекрывало высокую смертность среди рабов. Необходимо было постоянно пополнять рабскую массу извне. Рожденные в рабских семьях дети назывались вернами. Они воспитывались в покорности, обучались какой-либо профессии, такие рабы ценились очень дорого.
Много рабов поставляли в Рим пираты. В классический период в рабство могли отдать неблагодарного вольноотпущенника, свободную женщину, замеченную в сексуальной связи с рабом (после трехкратного предупреждения).
Рабов подвергали пыткам и казням, чтобы обезопасить положение богатых семей. Свою смерть рабы принимали обычно распятыми на кресте. Силианский сенатусконсульт 9 г. н.э. установил совершение казни всех рабов, находившихся в доме убитого домовладельца и не пришедших к нему на помощь. В качестве наказания рабов применяли пытку перед казнью. Свободных били палкой, рабов наказывали кнутом. «Кто укрыл беглого (раба), тот вор… Сенатусконсультом предоставлялся военным и гражданским лицам доступ в имения сенаторов или обывателей для розыска беглых… Желающим разыскивать беглецов давались письма к магистратам, и устанавливался штраф в 100 солидов к магистратам, которые, получив письма, не помогали разыскивающим.
В период домината ужесточаются наказания рабов. По постановлению императора Константина восстанавливалось право господина наказывать плохих рабов, вплоть до смертной казни. Подстрекательство к бегству наказывалось розгами и пыткой (а не штрафом, как раннее). Рабов, пытавшихся перейти к варварам, отправляли на работы в рудники, а особо опасным отрезали ногу. Подобные жестокие законы, направленные против рабов, имели своей целью подавить малейшее сопротивление и в других слоях общества.
Публичные казни, как рабов, так и преступников, часто превращались в театрализованные представления, привлекающие массу зевак. Осужденный изображал Геракла, сжигая себя на костре. Олицетворяющий Икара скользил по привязанной веревке до середины амфитеатра, но после обрыва веревки разбивался насмерть под восхищенные крики публики.
Император Тиберий гордился тем, что мог проткнуть пальцем твердое яблоко или поранить голову мальчика или даже юноши (такие эксперименты с рабами римляне проделывали, не стесняясь).
В первый период республики пленники считались собственностью римского государства. После публичных продаж они переходили в собственность частным лицам.
Рабы жили в казармах, подчиняясь строгой дисциплине. Рабы не могли заключать брак с рабыней. Только раб, управляющий поместьем (вилик), мог вступать в рабский брак (конкуберниум) и иметь пекулий (pecculium) – право выгона скота на пастбище господина.
Рабов часто заковывали в цепи, они жили в общих спальнях, утром выгонялись на работу бичами. Лучшее платье раба хранилось в кладовой вилика и выдавалось лишь в праздничные дни. Для контроля над рабами проводили переклички. В сельскохозяйственных поместьях имелись лазареты для больных рабов и карцеры для провинившихся.
Образовывались крупные центры, специализировавшие на продаже «живого товара». Одним из центров оптовой торговли рабами был остров Делос. Здесь количество проданных рабов ежедневно достигало 10 тыс. человек. В Риме рабский рынок находился около храма Кастора.
В классический период преобладали крупные сельские хозяйства с большим количествам рабов (в Африке и на Сицилии). Наиболее выгодно было возделывать оливки, виноград, производить галантерею, заниматься скотоводством. Римский историк Плиний Старший, рассказывает об одном сенаторе, имевшем 4116 рабов.
Рабы выполняли самую грязную и тяжелую работу. Они строили здания, добывали глину, работали в каменоломнях, топили печи, переносили тяжести и т.д. Масса рабов выполняла домашнюю работу. Рабы охраняли дом, сообщали хозяину о прибывших, рабы-банщики натирали и опрыскивали духами тела господ, рабы оказывали медицинскую помощь, готовили пищу и прислуживали за столом, разносили хлеб и мясо, пробовали еду прежде своих хозяев, молодые рабы, находящиеся у ног рабовладельца, исполняли любой приказ и забавляли его шутками. Рабы сопровождали своего господина при выезде из дома, при проведении выборов, приветствовали встречных прохожих, напоминая хозяину их имена. У хозяйки дома был свой штат рабов: повивальная бабка, телохранители, носильщики, рабыни, занимавшиеся ткачеством, пряжей и шитьем. Часто жены, движимые тщеславием, старались взять при выезде из дома как можно больше слуг. В огромных домах устраивались библиотеки с большим штатом рабов.
Один богатый римский гражданин по имени Сабин никак не мог запомнить имена Ахилла, Одиссея и Приама. Но, желая иметь репутацию просвещенного человека, он купил себе раба, знавшего наизусть Гомера, другого раба, изучавшего Гесиода, и еще девять, которые поделили между собой 9 греческих лириков. Сабин держал этих рабов за столом: они подсказывали ему на ухо стихи, которые тот, иногда перевирая, цитировал в своих разговорах с сотрапезниками.
Множество рабов отдавали в гладиаторы. Гладиаторские бои зародились в древности, их проводили в качестве языческих жертвоприношений. На могиле умершего вождя пленников заставляли убивать друг друга.
Позднее такие бои стали одним из любимых развлечений плебса. В 254 г. до н.э. впервые были проведены гладиаторские битвы. Устраивали морские, сухопутные баталии с участием гладиаторов. В правление Юлия Цезаря в одном из таких представлений участвовало 320 пар гладиаторов. Образовывались многочисленные гладиаторские школы, где рабов учили убивать друг друга.
В гладиаторы отдавали не только рабов и преступников, свободный также мог стать гладиатором. Однако ими становились в основном вольноотпущенники из провинций, не имевшие римского гражданства.
С гладиаторами обращались, как с преступниками. Они жили под постоянным наблюдением воинов, за малейший проступок их заковывали в цепи, клеймили, били бичами. Единственное, чего не жалели для них, это пищи. Она была необходима для поддержания хорошей физической формы.
Гладиаторами становились и свободные женщины. Это были «выдвиженки из низов», мучимые тщеславием и готовые завоевать восторг публики даже такой ценой.
В гладиаторской школе Лентула Батиата вспыхнуло восстание рабов под предводительством Спартака (74-71 гг. до н.э.), потрясшее всю римскую государственную машину. Помимо этого знаменитого восстания были и другие «рабские войны». В 198 г. до н.э. в Лации был раскрыт заговор рабов, казнено 500 человек. В 196 г. до н.э. в Этрурии регулярная воинская часть подавила вооруженное выступление рабов. В 137 г. до н.э. произошло восстание под руководством раба Эвна, восставшие насчитывали около 200 тыс. человек. В 104 г. до н.э. на Сицилии произошло мощное выступление рабов.
Положение рабов зависело и от их владельцев. Большенство рабовладельцев относилась к своими рабами очень плохо. Марк Порций Катон в своем труде «О земледелии» рекомендует при кормлении рабов собирать уже упавшие оливы и вместе с рассолом из уксуса давать им в пищу. Император Август своего раба Косму приказал заковать в цепи за высказанное им оскорбление. Рабов в случае провинностей заключали в тюрьмы, находившиеся в каждом имении. Раба могли отправить на рудники или подвергнуть мучительной смерти. Опасаясь объединения рабов, их стремились набирать из представителей разных народов.
Для полного морального подавления рабов заставляли почитать культ ларов (лары – души предков господ, хранители домашнего очага), культ гения (якобы сопровождающего римлян в течение их жизни). Рабы участвовали в семейных праздниках, проводившихся хозяином или виликом.
Цена на раба в I в. н.э. составляла от 250 до 2500 денариев. Она зависела от возраста, пола, обладания профессией. Среди рабов выделялся привилегированный слой: врачи, юристы, архитекторы и т.д. В основном это были греки. В среднем рабы стоили 500 денариев.
Достаточно хорошим было положение домородных рабов (рабов, родившихся в доме своего хозяина). Часто их отцами были сами рабовладельцы, которые относились к ним более мягко и даже могли их освободить и предоставить часть имущества.
В целом же к рабам относились как к вещи, которая должна приносить выгоду, и излишняя строгость (не говоря об убийстве или увечье раба) была не выгодна собственнику. За раба уплачены деньги, он должен, следовательно, работать на благо своего господина.
Бывали случаи, когда рабам передавалась часть наследства, и они становились вольноотпущенниками. Раб не мог отказаться от наследства.
Способным к хозяйственной деятельности рабам передавалась во владение часть хозяйского имущества, так называемый пекулий (peculium – «скот», первыми пекулиями было поголовье скота). Своим трудом они приумножали богатства хозяина. Владение пекулием было выгодно и рабам, это обеспечивало более свободное положение и вызывало заинтересованность в своем труде. Сделки совершались рабом от имени рабовладельца. Преторское право освободило держателя от сдерживающих его экономических препонов. Рабы – владельцы пекулиев часто сами имели рабов и были практически самостоятельными людьми. В памятниках римского права упоминаются рабы – капитаны кораблей и рабы – управляющие имением.
Часто рабов отдавали в наем другому лицу, причем рабам предоставлялась часть заработанной ими платы. Все это указывало на кризис рабовладения.
Отношения между рабами и хозяевами были не всегда враждебными. Во время резни в Риме в ноябре 43 г. до н.э., устроенной триумвиратом (Антоний, Лепид и Октавиан), часть рабов показывала верность, сострадание, человеколюбие по отношению к своим господам. Даже под пыткой они их не выдавали. Преданный раб сенатора Вендития вывел своего хозяина из города, переодевшись солдатом.
Рабов, ведавших хозяйственными расходами и денежной отчетностью, называли диспенсаторами.
В ходе развития римского права, под влиянием христианства, появляются нормы, ограничивающие произвол рабовладельцев. Улучшение положения рабов в имперский период коснулось и семейного права. Ранее рабам запрещалось создавать семьи. Разрешение на брачные связи между рабами – конкуберниум (concubernium) – запрещало продажу рабской семьи по частям. В постклассический период количество рабов резко сокращается, исчезают хозяйства, основанные на рабском труде, рабы уже не живут в казармах и могут иметь семьи. По постановлению императора Антонина Благочестивого, сурово наказывалось убийство своего раба без причины. Они имели право искать защиты от жестокого обращения около статуй императоров или в храмах. При выявлении чрезмерной жестокости господ, император приказывал им продать своих рабов другим лицам.
3.6. Правовое положение вольноотпущенников – либертинов.
Вольноотпущенники (либертины) – это получившие свободу рабы. Правовое положение вольноотпущенников зависело от правового положения их господ. Рабы, освобожденные перегринами, получали правовое положение перегринов, освобожденные латинами – правовое положение латинян, римскими гражданами – могли обрести или римское гражданство, или положение свободного. Отданные в рабство в качестве наказания и затем освобожденные приравнивались к правовому положению покоренных народов. Они не могли проживать ближе 100 миль к Риму и им запрещалось получение римского и латинского гражданства.
Римскими гражданами становились лишь те вольноотпущенники, которые освобождались с помощью определенных форм. «Манумиссио» (manumissio) – одна из форм освобождения раба. Полное освобождение из рабства по цивильному праву совершалось с помощью «ин юре цессио». К претору приходили раб и его господин. В присутствии магистрата на голову раба налагался прут (виндикта) и говорилось, что он свободен, хозяин не возражал и магистрат торжественно объявлял раба свободным.
Освобождение проходило и путем внесения цензором бывшего раба в список римских граждан, становившегося с этого момента налого- и военнообязанным, либо по завещанию, в присутствии христианского священника, с помощью письма, приглашения раба на совместную трапезу, объявление друзьям. «Согласно закону Фуфия, рабы по завещанию могут быть отпущены только поименно. Под поименным освобождением подразумевается собственно такой образец: «да будет Стих свободным…». Не мог получить римского гражданства вольноотпущенник, на теле которого господином было нанесено клеймо о ненадежности раба.
Вольноотпущенник принимал имя своего патрона. Его юридическое положение было таким же, как и юридическое положение патрона. Законным местом жительства вольноотпущенника становился дом господина. Юристы утверждают, что патрон имел право наказывать своего вольноотпущенника.
Часто освобождение возникало с помощью выкупа за счет пекулия. Свободным от рабского состояния считался раб, бежавший к своим соплеменникам. Освобождались от рабской неволи рабы, донесшие о подготовке бунта или восстания, или выдавшие убийц своего хозяина. Считали свободным от рабства того, кто долгое время пользовался фактическим свободным состоянием.
При освобождении из рабства вольноотпущенник мог давать клятву своему господину об оказании помощи. К таким услугам относились: сопровождение в пути патрона, охрана его дома, ремесленные работы и т.д. Но нельзя было налагать на бывшего раба бесчестные услуги. Чаще всего вольноотпущенник обещал отдавать патрону часть своего труда. Этот труд измерялся днями (рабочими), кто-то из вольноотпущенников обещал 10 дней в году, другой 20, иной «столько дней, сколько угодно будет патрону.
Правовое положение либертинов значительно ограничивалось. Они не могли заключать браки со свободнорожденными, женщинами из сенаторских семей, им запрещалось занимать сенаторскую должность. Император Нерон (54-68 гг. н.э.) долгое время запрещал занятие сенатской должности даже сыновьям вольноотпущенников. Запрет налагался на занятие вольноотпущенниками магистратуры, службу в легионах, голосование в народном собрании. Вольноотпущенники могли лишь служить в пожарной охране и на флоте. Моряки занимали самое низкое положение в римской армии. Римляне презрительно относились к морякам, т.к. не уважали их тактики ведения боя (то наступление, то отступление), матросы избегая опасностей, побеждали врага не храбростью, а хитростью.
Связь между хозяином и рабом не прерывалась и после освобождения. Вольноотпущенник обязан был помогать и уважительно относиться к своему патрону. Каждый вольноотпущенник должен был выражать свое почтение своему патрону так, чтобы это ни у кого не вызвало сомнения в его благодарности за свое освобождение. Обычно это выражалось в подношении подарков в праздники, финансовой помощи патрону, помощи при выкупе патрона из рабства, при выполнении работ в семье патрона. Нарушение этих условий могло привести к возвращению в рабское состояние. Рабство возникало, если либертин покидал своего патрона во время его болезни или бедности. Зачастую угроза перевода в рабы использовалась патронами как еще одна форма эксплуатации либертинов. Император Клавдий (41 – 54 гг. н.э.) возвращал в рабство вольноотпущенников, на которых за неблагодарность жаловались патроны.
Отпущение на волю раба, принесшее ущерб кредиторам, считалось недействительным. Многочисленные восстания рабов и становившаяся очевидной экономическая невыгодность их эксплуатации порождали массовые отпущения рабов. Условия освобождения из рабства то ужесточались, то существенно смягчались. Император Август считал, что римский народ не должен быть испорчен примесью чужеземной или рабской крови. По его постановлению раб, хотя бы раз побывавший в оковах или под пыткой, уже не мог получить гражданства ни при каком отпущении. По закону Фуфия Канилия (2 г. до н.э.) устанавливалась норма отпуска рабов на основании завещания. Имевшие от 2 до 10 рабов не могли отпустить на волю более половины от общего числа. Кто имел от 30 до 100 рабов, обладал правом отпустить на свободу четверть их числа. Собственникам более сотни рабов дозволялось освободить пятую часть. Запрещалось освобождать на волю более 100 рабов. После смерти вольноотпущенника, не оставившего завещания, по законам XII таблиц, все имущество переходило к его патрону.
В классический период положение либертинов значительно улучшилось. На основании рескрипта императора вольноотпущенник имел право носить золотое кольцо, что уравнивало его правовое положение с лицами, рожденными на свободе.
В период становления империи правители использовали членов своих семей, слуг, вольноотпущенников для управления страной. Император Гальба предоставил широкие полномочия своему вольноотпущеннику Икелу, подарив ему кольца и всадническое имя Марциан. Таким образом, он нарушил закон Юния 17 г. до н.э., запрещавший получение отпущенными рабами римского гражданства и занятие ими государственных должностей. Он предоставил своему отпущеннику всадническое сословие и право ношения золотого кольца, что означало принадлежность к данной группе. Император Нерон оставлял своего вольноотпущенника Гелия для управления «вечным городом». Некий Вителий предпочитал слушать советы своих вольноотпущенников, чем друзей, которым он не доверял. Император Клавдий назначил управлять центральной частью Иудеи своего вольноотпущенника Антония Феликса.
3.7. Колоны
Возникновение колоната связано, прежде всего, с уменьшением количества сельского населения. Заниматься сельским трудом стало невыгодно в связи с преобладанием товаров, изготовленных рабским трудом. Масса хлеба завозилась из покоренных провинций, его продавали по очень низким ценам или раздавали бесплатно многочисленной армии неработающих люмпенов. Крестьяне, не выдерживая конкуренции, разорялись, уходили в города. В Риме жили тысячи неимущих, существовавших за счет бесплатной раздачи хлеба. Тысячи крестьян погибли в завоевательных войнах, многие переселились в колонии. Крестьяне бежали со своих земель из-за невыносимых условий. Так, только в провинции Египет население платило 50 натуральных и более 450 денежных налогов, существовали повинности по ремонту дорог, содержанию чиновников и путешественников, принудительное получение в аренду земель плохого качества.
Уход крестьян с земель резко сокращал количество собираемых налогов, подрывал боеспособность римской армии. Именно свободные крестьяне составляли основу римской армии (в отличие от наемников, привлекавшихся в период империи на службу и чуждых государственным интересам римлян). Рабов также становилось все меньше, труд их был малоэффективным.
Усиливавший экономический кризис требовал разрешения. Выход был найден в насильственном закреплении крестьян к земле – прообразе крепостных крестьян, развитие феодальных отношений. Первоначальная арендная плата крестьянина заменяется барщинными отработками собственнику земли.
Колонами становились и рабы (квазиколоны). Правовое положение квазиколона было значительно выше, чем у раба. Позднее различие между колонами и квазиколонами стираются.
Пленные варвары переходили в разряд колонов, проживающих на приграничных землях. На пустующих землях (особенно северных и северо-западных провинций) императорами насильственно закреплялись целые племена варваров. Условия были достаточно мягкими: уплата небольшого налога и выполнение ряд повинностей (строительство дорог и др.). Особенно практиковалась такая форма колоната при императоре Марке Аврелии.
Особенности развития колоната связаны с различными областями Римской империи. Родиной колоната принято считать Египет. Зарождение колоната в Египте связано еще с греческим владычеством. Обработка государственной земли осуществлялась так называемыми «царскими земледельцами». Деятельность царских земледельцев жестко контролировались чиновниками. Владычество римлян особых изменений в институт колоната не внесло. Правовое положение государственных крестьян было одинаковым с остальным населением Египта. Городские советы и должностные лица, чиновники контролировали деятельность государственных крестьян. Тяжелое положение крестьян вынуждало их к бегству. Как государственные, так и частные съемщики недвижимости все более и более прикреплялись к земле. В Малой Азии государственные крестьяне имели лишь право пользования участком. Они жили на храмовых землях.
Крупные римские магнаты владели большим количеством земли, превратившись практически в местных князьков. Император Август изменил это положение – земля стала принадлежать императору. Во главе имений стояли императорские чиновники, крестьяне прикреплялись своему участку. В Африке настоящими собственниками земли становятся римские колонисты. Большая часть земли находится в публичной собственности.
Колоны делились на две категории: арендаторов по договору (использовали труд рабов) и арендаторов, давно живших на землях собственников. Общественное отношение к колонам было плохим, лица, работающие на другого, вызывали презрение у римлян.
Колоны были правоспособными, могли заключать договоры, иметь семью, наследовать и оставлять наследство, предъявлять иски к третьим лицам. Юридически колоны считались свободными, однако, по римским представлениям, хозяин земли находился по отношению к своему колону в качестве патрона. Позднее закрепление этого обычая в правовой норме привело к возникновению института колоната и особого сословия римского общества – крепостных колонов.