Умения | | Типология вопросов Формулировки заданий |
Умения источниковедческого анализа Понимание текстов |
Выделение из текстов явной информации | | · Вопросы на точное воспроизведение информации: дат, имен, географических названий, понятий, утверждений · (Укажи, назови, выдели, …Кто, где, когда…) · Заполнение таблицы, в которую уже занесены характеристики (параметры), определения, «величины» необходимо вписать · Вопросы на воспроизведение последовательности информации · Вопрос с выбором верного (не верного) ответа · Вопросы с выбором нескольких ответов, (например, отметь знаком те утверждения, которые есть в тексте, или отметь верные (не верные) утверждения) · (Какие сведения можно извлечь из текста, сведения о…) · Вопрос с выбором правильного ответа и подтверждением его текстом · Вопросы на установление соответствий (только та информации, которая представлена в текстах) |
Выделение из текста явной, но разрозненной информации | |
Определение цели написания исторического текста | | Вопросы, на определение цели написания текста, например, Кому было адресовано послание (текст)? Какие (слова) приемы использует автор, чтобы подчеркнуть … характер текста Как создатели текста пишут о …(ком, чем) (задания с выбором ответа) Подкрепите цитатами из текста (или обоснованно опровергните) следующее утверждение: цель создателей произведения - … Как описывается в тексте … Измерьте достоверность текста на шкале «правда -домысел - вымысел» Вопросы, связанные с общей оценкой текстов, исходя из происхождения и цели написания источника, например, Исходя из происхождения и цели создания документов D и E , определите их ценность и ограниченность для историка, изучавшего… |
Определение принадлежности автора | |
Умение выделить главную мысль, главную идею текста, смысла текста Восстановление по тексту внутренней, смысловой стороны его содержания (скрытая информация) | | · Вопросы на определение главных и второстепенных фактов · Определение главной идеи (мысли) высказывания, текста (собственные формулировки, задания с выбором ответов) · Определение главного понятия, идеи текста, аргументируя словами из текста (подчеркни, слова, которые подтверждают ответ) · Подберите наиболее подходящий заголовок из предложенных ниже вариантов (озаглавьте текст)(2 уровень) · Замени содержание рассказа (текста) пословицей, поговоркой, афоризмом (3 уровень) · Вопрос с выбором правильного ответа и подтверждением его текстом или своими словами об авторской точке зрения · Оценка типа и характера аргументации автора · «Игровые» задания с закрытой информацией, проверяющие общее понимание (например, А и В поспорили, А утверждает, что…, а В утверждает что… Кто из них прав?) · Отличать фактическую информацию от мнения (аргументов) автора. · Извлечение информации не явно представленной в тексте, например, определить отношение автора к событиям и действующим лицам · Вопросы на интерпретацию авторской позиции (присутствуют ли противоречия в суждениях авторов текста…, с каким чувством пишет автор…, о чем предупреждает автор…) |
Умения источниковедческого синтеза Интерпретация и реконструкция события и явления на основе исторических источников |
Анализ классификация и соотнесение информации, перекодирование информации | | · Вопросы на структурирование текста (абзацы, план), объяснение решения · Вопросы на классификацию фактов, например, Выделите из текста факты, которые доказывают … Подчеркните одной чертой то, что автор считает … (целями, симптомами и т.п.), двумя чертами то, что автор относит к…(причинам, участникам, следствиям и т.д.). Что из перечисленного…относится к сведениям: о власти, о войске, о хозяйстве, о религии и т.п. (об общественном устройстве, о мировоззрении, о социальной структуре) · Вопросы на обоснование классификации периодов, явлений, выделение и обоснование критериев, например, Перед вами основные периоды жизни страны,…Что служит основанием для периодизации. Выберите нужное. Определите, какому периоду … истории соответствует каждый символ. Дайте пояснения. · Вопросы, связанные с анализом, обобщением фактов и определение стоящего за ними процесса (используя различные тексты фотографии, схемы, таблицы, картины и т.п.), например, О каком событии… рассказывает …? Дайте подробный комментарий, опираясь на детали изображения. Проанализируйте данные… Выделите (сформулируйте) основной процесс (явление) · Вопросы на соотнесение информации представленной в разных типах источников (документы, картины, фотографии), например, Определите, к какому из документов относится каждая из иллюстраций. На чем основаны Ваши выводы? · Вопросы, связанные с переносом информации на разные типы текстов (перекодирование информации), например, Дан древнерусский алфавит и высказывание на щите. Вопрос - прочти, что написано на щите. Перенос информации в тексте на карту, в схему |
Умение обосновывать собственную позицию с помощью фактов. Выстраивать собственную систему аргументации | | · Выбор оценки из числа предложенных, обоснование выбора · Вопросы объяснения, обоснования. Объясните, почему… зачем? Назовите не менее трех аргументов · Вопросы на обоснование типов исторических источников, например, Среди документов А и В один – фотография, другой – картина. Определите, что есть что. Приведите свои аргументы, позволившие Вам сделать выводы. |
Реконструкция исторического события, явления с использованием дополнительной информации Применение полученной информации в новой ситуации | | · Выявление информации и объяснение с помощью этой информации новой ситуации, нового текста, например, Используя информацию о …, описанную, объясните смысл нижеприведенных пословиц. Объясните в связи, с какими указами, событиями на Руси появились пословицы · Описание (рассказ) о событии (явлении, личности) по самостоятельно составленному плану · Проведение мини исследования по проблеме · Участие в дискуссии. Подготовка системы аргументации · Написание исторического эссе |