Г.
Личность
Сложный и противоречивый характер.
Воспитан бабушкой (EII), оторван от семьи.
Воспитатель – Ла Гарп, швейцарец, умеренный республиканец.
Юность – републиканец-либерал,
Молодость – консерватор,
Зрелость – реакционер, религиозный мистик.
Не хотел быть «военным императором». Поначалу носил гражданский костюм, а не военную форму; подчеркивал, что он такой же, как все.
Внутренняя политика. Реформы.
Александр I– окружил себя своими единомышленниками –
1801 г. – «кружок молодых друзей» = негласный комитет
Чарторыйский, Новосильцев, Кочубей, Строганов
Цель: коренные реформы. но реформы кружка были поверхностными.
1801 г. – разрешение на покупку земли мещанами, купцами и крестьянами (!)
1802 г. – коллегии заменялись министерствами, «министерская реформа»
Во главе министерства – министр – ответственная за все личность.
8 министерств. В дальнейшем количство увеличивалось.
1803 г. – «Указ о вольных хлебопашцах» – позволение помещикам отпускать крестьян. Освободилось… 1,5% крестьян.
М.М. Сперанский
Из семьи священника.
1807 г. Александр приближает к себе Сперанского.
С 1809 г. Сперанский подает Александру проекты государственных преобразований.
1-я главная идея: разделить 3 власти: на государственную, исполнительную, судебную
2-я главная идея: создание сословно-представительного, законосовещательного органа власти = Государственная Дума.
3-я главная идея: создание при царе социального органа, контролирующего Три Власти = Государственный Совет.
Разделение властей: реализовано частично.
Государственная Дума: не реализована сразу (лишь век спустя – в 1905 г.)
Государственный Совет: реализована (создан в 1810 г.)
Государственный Совет не имел законодательной функции, а имел лишь законосовещательную.
После создания Государственного Совета против М. М. Сперанского ополчились многие высокопоставленные чиновники, окружавшие Александра I (в т.ч. – А. А. Аракчеев).
Самый сильный удар по реформам Сперанского нанес Н. М. Карамзин.
Он подал Александру I «Записку о древней и новой России», в которой излагал историю России с древнейших времен до наших дней. В ней он показал, что во все времена Россия гибла от «разновластья» и спасалась «мудрым единоначалием»
«Самодержавие – есть палладиум России. Целость его необходима для его счастья».
После Записки Александр I понял, что ему нужна поддержка широких кругов дворянства, а не нововведения.
Александр I создал условия, при которых Сперанский должен был уйти в отставку. В 1812 г. Сперанский сослан в ссылку.
Просвещение.
Цель Александра I: создать повсюду университеты.
Университеты старые: Москва, Петербург, Дербт.
Университеты: Казань, Харьков.
Лицей в Царском Селе (1811 г.).
Внешняя политика России в начале XIX г., 1800-1812 гг.
Основное противоречие XVIII-XIX вв.: англо-французская борьба за гегемонию.
Конец XVIII в.: в России антифранцузские настроения. В 2 антифранцузских коалициях.
Павел спутал все карты: заключил договор с Францией, разорвал отношения с Англией – одна из причин переворота 1801 г.
Начало XIX в.: восстановление отношений с Англией.
1803 г. – первые встречи на дипломатическом уровне.
1805 г. – Третья Антифранцузская коалиция (Аглия+Австрия+Россия)
Война, развязанная коалицией против Наполеона, неудачна.
ноябрь 1805 г. – поражение под Аустерлицем. (Л. Н. Толстой. «Война и мир»)
1806 г. – Четвертая Антифранцузская коалиция (Англия+Пруссия+Россия)
Война неудачна. Пруссия не существует как государство.
г. – Тильзитский мир. Договор о континентальной блокаде
В то время как Россия вела войны с Францией, на юге и северо-западе развернулось несколько конфликтов.
1) Русско-турецкая война, 1806-1812.
Итог: Бухарестский мир. Подтвердил владения России на Черном море.
+ Бессарабия.
2) Русско-иранская война, 1804-1813.
Итог: Гюлистанский мир. Дагестан + Северный Азербайджан входят в состав России
3) Русско-шведская война, 1808-1809.
Итог: Фридрихсгамский мир. К России присоединена Финляндия.
Александр I даровал Финляндии автономию.