Ожидания семьи, связанные с психотерапевтом 3 страница
Круговая каузальная связь, напротив, предполагает, что никакого «козла отпущения» нет, то есть ни на какого конкретного члена семьи всю вину за конфликты возлагать нельзя. Скорее, все члены семьи взаимно и обоюдно формируют поведение друг друга. В процессе этого взаимного формирования возникают характерные паттерны интеракций, которые в той или иной мере являются функциональными или дисфункциональными.
Содержание и динамика процесса
Переход к системной модели позволяет провести четкое различие между содержанием и процессом при определении проблемы и в ходе терапевтических сессий. Содержание (content) имеет отношение к конкретной теме, которая обсуждается на сессии, то есть к тому, что говорится. Процесс (process) связан с тем, как эта тема представлена в семейных интеракциях. Другими словами, процесс — это повторяющаяся серия интеракций, которая лежит в основе обсуждения какого-либо вопроса. Например, споры семьи Джеймсов могут касаться любого количества самых разных вопросов: установки Рэнди, выбор друзей, школьная успеваемость, его позднее возвращение домой и т. д. Тем не менее процесс высказывания этих претензий, точнее, лежащий в их основе повторяющийся дисфункциональный паттерн решения проблем в
Содержание (content)— конкретные вопросы, которые обсуждаются на терапевтической сессии. |
Процесс (process)— внутриличностная динамика и паттерны интеракций, которые лежат в основе содержательных вопросов. |
семье, был одинаковым вне зависимости от содержания вопроса, который занимал центральное положение в любой конкретный момент психотерапии.
Так, мистер и миссис Джеймс обозначили, что семейная проблема состоит в поведении сына. Когда их просили обрисовать проблему более четко, родители выразили желание изменить самого Рэнди. Для начала они назвали то, что нужно бы поменять в сыне: им хотелось, чтобы Рэнди хорошо учился, подчинялся правилам, лучше относился к отцу и матери и т. д. Несмотря на это терапевт интересовался ответами на вопросы, связанными с динамикой процесса.
• Какое место занимает поведение Рэнди в паттернах семьи?
• Почему поведение Рэнди проявилось именно в это время?
• Как члены семьи решают свои проблемы?
• Каким образом каждый член семьи формирует и подкрепляет поведение других членов семьи?
• Какую функцию выполняет поведение Рэнди в семейной системе?
Для терапевта особенно важное значение имеет последний вопрос. Папп (Рарр, 1983) указывает, что в настоящее время ведутся споры относительно того, выполняет ли симптом (в нашем примере это поведение Рэнди) гомеостатическую функцию (морфостаз — сохранение семьи в неизменном состоянии) или эволюционную (морфогенез — поощрение системы к формированию новых паттернов функционирования).
Если рассматривать ситуацию с морфостатической точки зрения, Рэнди, возможно, играет роль в скрытом супружеском конфликте. Его конфликтное поведение привлекает внимание семьи и таким образом уводит родителей от их собственных межличностных разногласий. Родителям легче спорить по поводу Рэнди, чем признать разочарование друг в друге. Кроме того, их супружеские конфликты не всплывают на поверхность и не угрожают существованию семьи. Таким образом, в семье сохраняется .пусть шаткое, но равновесие. С этой точки зрения Рэнди приносит себя в жертву, чтобы сохранить семейную целостность.
Другая возможная морфостатическая гипотеза такова: поведение Рэнди поддерживает ориентацию семьи на отношения между родителями и детьми. Подростковый возраст — это отделение от родителей и движение к взрослости. То, что одним родителям приносит долгожданное облегчение, — угроза для других, особенно в том, что касается области их контроля. Если Рэнди остается ребенком, то в семье сохраняется равновесие (по критерию контроля). По иронии судьбы конфликтное поведение Рэнди не только не способствовало обретению юношей независимости, но и привело к тому, что взрослые стали контролировать его жизнь еще более жестко. Ведь и преподавательский коллектив школы, и родители накладывали на него все больше ограничений. Мальчик протестовал, добиваясь свободы, но поступал таким образом, что заставлял взрослых все больше его ограничивать. В итоге родители воспринимали Рэнди не как молодого, формирующегося взрослого, а как ребенка, за которым все еще нужно приглядывать и контролировать каждый его шаг.
Напротив, если наши рассуждения двинутся по эволюционной линии (морфогенез), то мы придем к выводу, что поведение Рэнди заставляет семью перейти на новый уровень организации. Протестуя и выступая против того, что кажется ему ограниченностью семьи («Они хотят, чтобы я стал таким же, как и они»), мальчик заставляет семью перестраиваться, а следовательно, расти. Его поведение свидетельствует о том, что состояние морфо-стаза было эффективным для семьи раньше, когда ни один из детей еще не достиг десяти лет, но для шестнадцатилетнего юноши оно не годится. У подростков такие симптомы сообщают о заблокированной последовательности развития, а также сигнализируют о необходимости наладить «более глубокое взаимопонимание» между ними и семьей (Worden, 1991). Таким образом, с точки зрения эволюционного подхода семью можно рассматривать на приеме у психотерапевта как организацию, которая, столкнувшись с новыми требованиями (внутренним или внешним давлением), продолжает реагировать старыми, неэффективными способами, — а это только усугубляет проблемы.
Итак, вы видите, что переключение внимания с содержания (то, что семья предъявляет как свою проблему) на процесс (баланс морфостаза и морфогенеза) играет решающую роль для терапевта. Содержательно-ориентированный терапевт работал бы с семьей Джеймсов в направлении обсуждения или решения каждого содержательного вопроса: время возвращения домой, выбор друзей и школьная успеваемость. Содержательно-ориентированный терапевт искал бы дисфункциональные паттерны, которые лежат в основе содержания жалоб: что мешает семье решить ее проблемы? Как или почему морфостатические силы доминируют в семье Джеймсов?
Практическая применимость системной перспективы
Индивидуальные модели поведения едва ли применимы к семейной динамике. Когда пионеры семейной психотерапии только начали отходить от своих теорий и приступили к практической работе с семьями, Они осознали необходимость концептуализации новых данных, которые в изобилии появлялись по мере присоединения членов семьи к лечебному процессу. Кибернетика и общие теории систем послужили фундаментом новой модели психотерапии, которая придавала особое значение концепции семьи как системы, круговой каузальности и процессу, а не содержанию.
Вместе с тем следует отметить, что системная парадигма ни.в коем случае не принижает другие существующие модели. Мы можем узнать много нового и полезного, изучая теории развития человека и такие ориентированные на индивидуальность модели, как психоаналитическая, поведенческая, гуманистическая, когнитивная и др. На самом деле всесторонне образованный клиницист только выиграет, если будет располагать знаниями в этих областях. Тем не менее системный подход предлагает уникальный способ осмысления поведения, поскольку клиницисты переходят с индивидуального уровня анализа на уровень семьи. Когда в вашем кабинете вот-вот готова разразиться эмоциональная буря, системную модель можно использовать для того, чтобы упорядочить хаос. Не менее важно и то, что с помощью этой же модели вы сможете разработать стратегии терапевтического вмешательства, поскольку она позволяет по-иному, более широко взглянуть на происходящее.
И, наконец, как вы в дальнейшем узнаете из этой книги, а также и из курса лекций по семейной психотерапии, термин «теория систем» понимают по-разному. В целом можно сказать, что это общий термин для группы связанных элементов (членов семьи), которые взаимодействуют как целое (семья). Но самое главное — это скорее способ мышления, чем логически последовательная стандартизованная теория (Nichols & Schwartz, 1991). Сильная сторона теории систем — это то, что она позволяет рассматривать индивида в семейном контексте и обращать внимание на то, как члены семьи взаимодействуют друг с другом. Таким образом, теория систем открывает новые возможности для оценки и вмешательства.
Социальный конструктивизм
Социальный конструктивизм (social constructionism) — эпистемологическая перспектива, которая считает убеждения продуктом социальных интеракций, формирующихся и подкрепляющихся в социуме по взаимному согласию. |
Системная теория стала фундаментальной основой для большинства семейных психотерапевтов. Однако по мере развития клинической практики теории пересматриваются, переформулируются и претерпевают значительные изменения, возникают новые техники, а устоявшиеся представления оспариваются. Социальный конструктивизм бросает эпистемологический вызов теории систем или, как уже говорилось выше, становится ее дополнением.
Как и теория систем, социальный конструктивизм (social constructionism)понимается по-разному и также является мировоззрением. Красной нитью через концепции социального конструктивизма проходит представление о том, что знания об окружающем мире или значения, которые придаются тем или иным явлениям, формируются в социальных отношениях (Gergen, 1985). То, что мы считаем истиной, развивается благодаря социальным интеракциям, тогда как те или иные убеждения — результат социальной договоренности.
Например, когда-то общепринятым фактом было убеждение в том, что земля плоская. В результате появления новых гипотез (земля круглая) и новых данных (путешествие Колумба) на смену общепринятому факту пришло новое убеждение. Таким образом, сконструированные в социуме и принятые в результате социального соглашения убеждения становятся нашими определениями «реальности».
Большинство социальных конструктивистов одобрили бы по крайней мере одно из следующих утверждений (Gergen, 1985):
1. Мир можно постичь различными способами; объективной реальности не существует. Понимание реальности меняется в зависимости от личности и культуры. Это предположение высказывается в работах антропологов, которые доказывают, что разные культуры придерживаются различных представлений о мире.
2. Люди взаимодействуют друг с другом и активно выстраивают свое понимание мира. Реальность является социальным продуктом. То, что было политически корректным двадцать лет назад, сегодня таковым уже не является, и даже наоборот, может быть воспринятс преступным.
3. Специфические представления популярны или преобладают в той или иной сфере потому, что они полезны. Например, индивидуальная психотерапия доминировала в области психического здоровы до тех пор, пока в работе с семьей не начали использовать системную теорию. Центром внимания стала семья, и терапевтические возможности расширились.
4. Эти социально сконструированные представления прямо влияют на воспоиятие окружающей среды и способы реагирования в ней. Поэтому убеждения, которых я придерживаюсь по отношению к себе и окружающему миру, прямо влияют на мое поведение.
В этих допущениях, хотя и опосредованно, но все же отражается значимость языка. Социальные построения вырастают из человеческого диалога. Мы формируем наши убеждения посредством языка и слова. Поэтому втерапии язык и процесс разговора имеет большое значение.
Предложив иную эпистемологию, представители социального конструктивизма интересуются тем, как люди понимают окружающий мир, каким смыслом его наполняют и как эти смысловые значения формируются. В итоге человек рассматривается не как пассивный реципиент своего окружения, а как активный созидатель, пользующийся своим восприятием для создания представлений о мире.
Проблемно-сфокусированная терапия (problem-focused therapy) —терапевтический подход, в котором в качестве проблем рассматриваются паттерны поведения, нуждающиеся в изменении. |
Терапия, сфокусированная на решениях (solution-focused therapy) —терапевтический подход, который активизирует позитивные стороны семейного функционирования, для того чтобы усилить желаемое поведение. |
Таким образом, когда бы дело ни происходило, в той или иной сфере доминирует одна модель, а рано или поздно на смену ей приходит новое социальное соглашение. Например, область психотерапии в своем развитии продолжает эволюционировать. Поведенческий подход появился как протест против психоаналитической теории, а когнитивная терапия обращается к тем областям, в которых модификация поведения сводится до минимума. Семейная психотерапия также прошла путем замещения уже существующих, когда-то господствовавших моделей новыми парадигмами или моделями. Если пересмотреть различные системы семейной психотерапии за последние 30 лет, то вы наверняка заметите, что какая-нибудь одна из моделей доминирует по популярности в книгах, статьях и докладах на кон ференциях, но со временем ее вытесняют другие модели и теории.
В настоящее время влияние социального конструктивизма проявляется прежде всего в популярности нарративных терапевтических подходов и переходе от проблемно-сфокусированной терапии (problem-focused therapy) к терапии, сфокусированной на решениях (solution-focused therapy).Хотя этот вопрос будет подробно освещен позже, сейчас следует сказать несколько слов о базовых различиях между системной, проблемно-сфокусированной семейной терапией, и нарративной психотерапией, ориентированной на решения.
Если мы рассматриваем «реальность» как социальное построение, то есть то, что находится под значительным влиянием языка, наше представление 6 семьях и психотерапии претерпевает значительное изменение. Вместо того чтобы сосредоточиться на изменчивых паттернах семейных интеракций, социальный конструктивист воспринимает терапию как деятельность по созданию языка и значений, в которой клиент и терапевт создают смысловые значения в процессе общения друг с другом (Berg.& DeShazer, 1993). Мы рассказываем свои истории мысленно и в беседе с другими, и эти истории поясняют, кто есть мы и кто есть другие люди. Наши истории — это наша сконструированная реальность.
В нарративной терапии (narrative therapy)клиент сначала рассказывает доминирующую историю или нарратив, повествование о своей проблеме. Характерно, что доминирующая история настолько «пропитана проблемой», что исключает переживания, свободные от «проблемы», а также отделяет беспроблемные переживания от воспоминаний и перцепций человека (White & Epston, 1990). Когда на сессию приходят несколько членов семьи, то в результате звучат разные истории об одном и том же событии (конкурирующие истории) или одна целостная, пронизанная конкретной проблемой, доминирующая история. Иногда это история или рассказ, в котором нет выхода, нет надежды.
В семье Джеймсов вниманию терапевта были представлены конкурирующие истории. Мистер Джеймс рассказал историю о своих попытках справиться с «вышедшим из-под контроля» сыном Рэнди. В этой истории мистер Джеймс был заботливым, ответственным отцом мальчика, который стремительно катится по наклонной плоскости. История миссис Джеймс перекликалась с историей мужа, но обладала отличительными чертами. Хотя в ее истории также говорилось о проявлениях бунтарского поведения Рэнди, миссис Джеймс опасалась, что конфликт между мужем и сыном может привести к кровопролитию. В поддержку истории родителей выступал рассказ учителей о том, что в школе Рэнди находится на грани исключения за плохое поведение. История Рэнди, с другой стороны, была историей притеснений. На него давят со всех сторон и он реагирует соответствующим образом.
К сожалению, каждая история была насыщена проблемой и лишена надежды на изменение. Семья находилась в порочном круге борьбы за доминирование и контроль. Ко времени прихода к терапевту индивидуальные истории прочно устоялись. В процессе психотерапии эти истории или рассказы постоянно боролись бы за внимание терапевта.
В нарративной психотерапии терапевт принимает каждый рассказ как реальность для членов семьи, но также помнит о том, что истории социально сконструированы. Терапевт вовлекает членов семьи в разговор и приглашает их пересказать истории, изменяя формулировки таким образом, чтобы в них была надежда и какие-то новые, неизведанные альтернативы. Например, бывают моменты, когда Рэнди не протестует, а проявляет заботу или кому-либо помогает. Возможно, Рэнди ищет в жизни свою дорогу, как в свое время искал его отец. Мистер Джеймс не хочет ограничивать и наказывать сына, но старается направить и защитить его. Когда истории переписаны, обнаруживаются скрытые возможности и позитивные стороны семейного функционирования.
Другое тонкое различие между системной и нарративной психотерапией заключается в роли терапевта. Еще раз напоминаю, что этот вопрос будет обсуждаться далее (в главе 3, где рассматривается роль терапевта). Как правило, большинство системных подходов превращает терапевта в эксперта. В условиях такой иерархической организации терапевт выступает в роли эксперта, который направляет ход терапии и способствует изменениям.
Нарративная терапия (narrative therapy)— терапевтический подход, при котором фокус изменений сосредоточен на системе убеждений отдельного человека или семьи. |
Нарративная семейная психотерапия переводит альянс терапевт—семья из условий иерархической организации в более равноправные отношения (Andersen, 1993). Терапевт не является экспертом, но сотрудничает с семьей. Таким образом, терапевт и семья вместе конструируют более позитивные истории, чтобы изменить рассказы, насыщенные проблемой.
Итак, еще раз о содержании и значении высказываний: все семьи приходят на терапию с набором «проблемного» поведения: например, «Рэнди вышел из-под контроля». Таким образом, Рэнди является семейной проблемой, и его необходимо изменить. (Конечно, Рэнди придерживается иной версии семейной истории, но его точка зрения теряется в рассказах родителей и учителей.) Если психотерапевт проводит проблемно-сфокусированную психотерапию, то он примет эту историю как факт и сосредоточится на изменении Рэнди. Эта стратегия, скорее всего, вызвала бы у Рэнди сопротивление.
Подход, сфокусированный на решении, меняет терапевтические цели. Вместо того чтобы пытаться изменить Рэнди (даже если предпринимаются попытки изменить паттерны семейных интеракций), терапевт, сфокусированный на решении, опирается на сильные стороны и потребности семьи, а не на застарелые проблемы. Он задается вопросом: что семья делает хорошо и в чем она еще нуждается? Семья Джеймсов нуждается во взаимном уважении и сотрудничестве друг с другом. Уважение и сотрудничество присутствуют в семье, но не в том объеме, который требуется. Значит, терапевт должен помочь семье найти некое решение, которое повысит удовлетворенность семейной жизнью. В результате сильные стороны семьи получают максимальное подкрепление.
Текущая полемика
Как уже говорилось выше, новые теории появляются и оспаривают существующие представления, а им на смену, в свою очередь, приходят другие теории и модели. В настоящее время в области семейной психотерапии идет активная дискуссия о том, как примирить между собой расхождения теории систем и социального конструктивизма. Сторонники теории семейных систем и семейные психотерапевты утверждают, что существуют очевидные паттерны интеракций, которые резко отличают оптимально функционирующие и дисфункциональные семьи. Эти паттерны настолько объективны, что разные наблюдатели «увидели» бы одно и то же. Следовательно, терапевт является экспертом по оценке и изменению этих паттернов.
В то же время сторонники теории социального конструктивизма и нарративной психотерапии настаивают на том, что теории семейных систем – это социальные конструкты, следовательно, они не могут объективно отражать реальность. В таком случае ни одну из рассматриваемых моделей нельзя признать более эффективной, чем прочие. Поэтому то, что «видит» наблюдатель, действительно является с его точки зрения правдой. Если вы занять поиском иерархии власти, вы ее увидите. Если вы ищете границы, вы найдете их.
Левин и Фиш (Levine & Fish, 1999) называют теорию систем и теорию социального конструктивизма кибернетикой первого и второго порядка, Кибернетические теории первого порядка (семейные системы) предоставляют клиницистам различные техники для изменения дисфункциональных аспектов семей. Терапевт является экспертом, который оценивает и пытается изменить функциональные и дисфункциональные паттерны семьи, Кибернетическая теория второго порядка (теории социального конструктивизма, например такие как нарративная психотерапия) ставит под сомнение объективность терапевта. С точки зрения нарративистов, представление терапевта о семье — это еще один конструкт, который по качеству ничуть не лучше, чем взгляд семьи на их проблему — он столь же субъективен. Поэтому в процессе психотерапии семья и терапевт вместе создают новую реальность или, в терминах нарративного подхода, новый сюжет в истории.
Многие семейные психотерапевты выбирают социальный конструктивизм, потому что он освобождает их от роли эксперта, который судит и пытается изменить дисфункциональные паттерны в семьях. Терапевт скорее стоит на позиции сотрудничества с семьями, вместе с ними создавая новые, более полезные истории.
В результате внимание психотерапевта сосредоточено не на проблемах и ограничениях, а на сильных сторонах семейного функционирования. Объективная оценка замещается субъективным мнением. Например, этнические и расовые семейные паттерны рассматриваются не с точки зрения одной системной модели, такой как структурная семейная психотерапия, но каждая семья рассматривается в более широком этническом и расовом контексте.
Все мы знаем, что качнувшись в одну сторону, маятник затем неизбежно начнет движение в обратную. Субъективность нарративной психотерапии заменяет объективность теории систем. Однако зададимся вопросом: «Не получается ли так, что принимая относительность социального конструктивизма, мы выплескиваем ребенка вместе с водой?» Ведь тем самым мы рискуем отказаться от построения эмпирической основы знаний.
Если не существует объективной реальности и, следовательно, мы не признаем существование различимых семейных паттернов, которые могут быть функциональными или дисфункциональными, тогда как мы оценим семью? Как принять решение, что именно подвергать изменению? Что мы делаем в качестве психотерапевтов, когда сталкиваемся в семье с насилием над ребенком или женщиной? А если семью подтачивает алкоголизм? Оцениваем ли мы эти паттерны объективно, как дисфункциональные, или мы рассматриваем их как истории, нуждающиеся в переписывании? Откажемся ли мы от литературы по развитию ребенка и стилям родительского воспитания, перестанем ли пользоваться данными исследований?
Таким образом, если объективность отрицается, то как же мы формируем основу знаний? Оценивая результаты применения нарративной психотерапии, Этчинсон и Кляйст считают, что исследования ценности этого подхода немногочисленны, а виной тому — конструктивисты, которые отрицают саму возможность классификации и категоризации семейных паттернов. Вывод очевиден: «Существует лишь ограниченное количество исследований, посвященных использованию нарративной психотерапии. Поскольку невозможно составить представление о нарративной психотерапии как о подходе, трудно его использовать для решения конкретной семейной проблемы» (Etchinson & Kleist, 2000, p. 65).
Бертрандо (Bertrando, 2000) считает, что нарративная психотерапия без системного подхода имеет незавершенный характер, и что две эти методики дополняют друг друга. Нарративный подход к психотерапии подчеркивает субъективность значений, которые люди приписывают себе как личности. Системная теория, с другой стороны, помещает личность в контекст отношений. Используя оба эти подхода, психотерапевт постоянно сосредоточивает внимание То на отдельных членах семьи, то на семейной системе, и наоборот.
Чтобы сочетать оба подхода, Пилгрим (Pilgrim, 2000) принимает точку зрения скептического социального реализма. Скептический социальный реализм— это убеждение, что существуют факты, которые основаны на эмпирических исследованиях и потому^ могут объяснять различные явления. Мы знаем, что определенные семейные паттерны, например отрицание алкоголизма, наносят вред семейному функционированию. То есть каждая семья творит свою собственную, уникальную историю алкоголизма. При работе с таким типом семей терапевт обычно оказывается в состоянии непрерывного перемещения то в одну, то в другую сторону, между влиянием алкоголизма на семейную систему и субъективным значением алкоголизма для каждого члена семьи.
Резюме
Системный подход лежит в основе введения в семейную психотерапию. Однако, как и в любой области, по мере ее развития ранее доминировавшие парадигмы будут оспариваться с появлением новых. Семейная психотерапия не является исключением и имеет свои конкурирующие, замещающие прежние модели семейной «реальности».
Социальный конструктивизм вводит новую эпистемологию, которая открыла область семейной психотерапии для нарративных моделей психотерапии и моделей, сосредоточенных на решении проблемы. Поскольку новая эпистемология содержит тонкие, но существенные различия во взгляде на семейную психотерапию, социальный конструктивизм может дополнить теорию систем и предложить новые возможности для оценки семей и вмешательства.
С позиции социального конструктивизма теория систем является некой утилитарной призмой, через которую воспринимаются семейные интеракции. Эта.теория .выступает в качестве руководства по проведению оценки и вмешательства, тем самым обеспечивая единство в рассуждениях и действиях психотерапевта.
Краткий обзор книги
Существует множество разнообразных моделей семейной и системной психотерапии: психоаналитическая, транспоколенная, групповая, символически-экспериментальная, поведенческая, контекстуальная, эриксоновская, фокальная, психообразовательная, стратегическая и структурная (Gurman & Kniskern, 1991). Каждая из этих концептуальных моделей предлагает свой собственный взгляд на семейное функционирование и формирование симптомов, а также уникальные методы вмешательства. В данной книге мы не задавались целью подробно рассматривать эти модели или анализировать принципы, которые лежат в их основе. Подобной задаче посвящены работы следующих авторов: Голденберг и Голденберг (Goldenberg & Goldenberg, 1985); Гурман и Книскерн (Gurman & Kniskern, 1991); Николе и Швартц (Nichols & Schwartz, 1991); ПерсииСпренкль(Р)егсу&8ргепк1е, 1986). В настоящем издании подробно освещаются такие темы, как системная динамика, круговая каузальность и процессуальная ориентация, чтобы читатель мог составить общее представление о семейной психотерапии. Кроме того, мы исследуем актуальное влияние социального конструктивизма, нарративных моделей и моделей, сфокусированных на решениях. Обсуждаемые темы и концепции охватывают широкий спектр методик семейной психотерапии. Мы остановили свой выбор именно на них как на наиболее универсальных и к тому же известных большинству семейных психотерапевтов. Несмотря на попытку в равной степени представить разнообразные подходы начинающему семейному психотерапевту, книга отражает пристрастие, автора к структурным и стратегическим системным моделям и более современным нарративным, сфокусированным на решениях подходам. Предпочтения автора наиболее ярко проявляются в исследовании семейных паттернов и стремлении сделать эти паттерны фокусом терапии, в особенности в текущей ситуации на семейной сессии.
Каждая глава содержит обсуждение теоретического вопроса, изложение клинического случая и терапевтические примечания. Хотя книга и не является в полном смысле руководством, она демонстрирует сложности работы с семьями и должна повысить уверенность читателя в необходимости проведения семейной психотерапии.
Глава 2 освещает начальный этап психотерапии: первое интервью. В ходе оценки семейных паттернов и формирования терапевтического альянса психотерапевт сопоставляет содержание проблемы с процессом ее обсуждения. Глава также знакомит вас с семьей Мартинов, которая будет наблюдаться на различных этапах психотерапии. (Во имя соблюдения конфиденциальности в случае семьи Мартинов нашли отражение истории нескольких семей, с которыми я работал как психотерапевт.) На примере одной и той же семьи читатель сможет прочувствовать все оттенки работы семейного психотерапевта, начиная с первого интервью и до окончания терапии.
Глава 3 посвящена терапевтическому альянсу, который формируется на первом этапе психотерапии. На процесс формирования альянса оказывают влияние как особенности семьи (гендерные роли, этническая принадлежность и этап жизненного цикла семьи), так и особенности терапевта (теоретическая подготовка и обучение, гендерные предубеждения, его семейное происхождение и биография). Особое внимание уделяется роли психотерапевта в мотивации членов семьи (включая маленьких детей) к участию в терапевтическом процессе. Считается, что возможности для коррекции психики расширяются, когда формируется прочный терапевтический альянс.
В это издание добавлена новая глава. Глава 4 обсуждает значение диагноза и представляет читателю три эмпирических подхода к оценке семьи. В области психического здоровья для постановки диагноза американские специалисты используют «Руководство по диагностике и статистике» (DSM). DSM построено на основе медицинской модели и сосредоточено на патологии отдельных членов семьи, тем самым резко отличаясь от диагностического подхода, принятого в семейной психотерапии. Вместо обследования индивидов семейные психотерапевты изучают системы. Три эмпирические модели, которые обсуждаются в этой главе, относятся к структурному подходу. Кроме того, каждая модель предлагает свои техники оценки.