Распределение заданий КИМ по содержанию и видам деятельности
Перечень элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ, представлен в разделе 1 кодификатора. Перечень включает 8 подразделов. На основании подраздела 1 «Сведения по теории и истории литературы» в формулировках заданий используются те или иные термины и понятия. Остальные подразделы распределяют произведения художественной литературы в соответствии с различными литературными эпохами:
- Из древнерусской литературы;
- Из литературы XVIII в.;
- Из литературы первой половины XIX в.;
- Из литературы второй половины XIX в.;
- Из литературы конца XIX – начала XX вв.;
- Из литературы первой половины XX в.;
- Из литературы второй половины ХХ в.
Для составления КИМ ЕГЭ указанные подразделы объединяются в содержательные блоки. В каждом варианте экзаменационной работы обязательно присутствуют задания из трех содержательных блоков:
1) древнерусская литература, литература XVIII в. и первой половины XIX в.;
2) литература второй половины XIX в.;
3) литература конца XIX–XX вв.
Ниже приводится таблица 2, представляющая в схематической форме примерные пропорции распределения заданий в соответствии с различными литературными эпохами.
Таблица 2
Примерные пропорции распределения заданий в соответствии
с различными литературными эпохами
№ | Раздел курса | Примерная доля (в %) |
Из древнерусской литературы | 0–10 | |
Из литературы XVIII в. | 0–10 | |
Из литературы первой половины XIX в. | 15–35 | |
Из литературы второй половины XIX в. | 20–35 | |
Из литературы конца XIX – начала XX вв. | 0–15 | |
Из литературы первой половины XX в. | 20–35 | |
Из литературы второй половины ХХ в. | 0–15 |
Задания всех частей работы, как уже отмечалось, ориентированы на проверку умения анализировать в единстве формы и содержания текст художественных произведений, относящихся к различным родам литературы (эпос, лирика, драма).
Группировка текстов для анализа подчинена принципу хронологического охвата предметного курса (от древнерусской литературы до литературы ХХ в.); представленные в частях 1 и 2 работы художественные тексты в зависимости от комплектации конкретного варианта экзаменационной работы в той или иной комбинации отражают различные литературные эпохи.
Для выполнения задания части 3 (письменный ответ на вопрос о литературном произведении) экзаменуемому предоставляется право выбора вопроса по произведению одной из трех литературных эпох:
– древнерусская литература, или литература XVIII в., или литература первой половины ХIХ в.;
– литература второй половины ХIХ в.,
– литература конца ХIХ–ХХ вв.
Экзаменационная работа по литературе требует владения следующими видами деятельности:
· осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров (все типы заданий);
· различные виды пересказа (С5);
· определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру (В1–В12);
· анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта (все типы заданий);
· письменные интерпретации художественного произведения
(С1–С5);
· выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения (все типы заданий);
· самостоятельный поиск ответа на вопрос, комментирование художественного текста (С1–С5);
· написание развернутых ответов, в том числе в жанре сочинения, на основе литературных произведений (С5);
· сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям, самостоятельное определение оснований для сопоставления и аргументация позиций сопоставления (С2, С4).
Контрольные измерительные материалы дают возможность проверить знание экзаменуемыми содержательной стороны курса (истории и теории литературы), а также сформированность комплекса умений по предмету, связанного с восприятием и анализом художественного произведения в его жанрово-родовой специфике.
Умения в соответствии с образовательным стандартом структурированы в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2012 году единого государственного экзамена по литературе (Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки выпускников, достижение которого проверяется на едином государственном экзамене по литературе).