Первобытное общество славян
Введение
Восточные славяне ныне —население, говорящее на русском, украинском и белорусском языках.До образования отдельных восточнославянских народностей, в раннем средневековье, восточные славяне составляли единую древнерусскую (или восточнославянскую) народность, для которой были характерны общий язык и однородная материальная и духовная культура. Таким образом, восточные славяне — понятие не географическое, а этноисторическое.
В настоящее время все больше возрастает в обществе потребность в правдивом и непредвзятом изложении истории нашей Родины в освещении основных этапов ее становления и развития как одного из крупнейших государств средневекового и современного мира. Величина России не только в ее колоссальном экономическом потенциале, огромном территориальном пространстве, богатстве природных ресурсов, оно в ее многовековой истории, в уникальной древнерусской восточно-христианской цивилизации сложившейся на бескрайних просторах Евразии, феномен которой во многом оставался и остается загадкой для поколений исследователей.Поэтому, для изучения темы, была определена цель реферата:
Проанализировать и изучить историю возникновения славян
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1)Проанализировать основные занятия;
2)Проследить ход событий ;
3)Выявить и изучить основные направления .
Изучение происхождения и древнейшей истории славян представляет собой одну из наиболее сложных проблем в исторической науке. На ее решение направлены усилия разных специалистов-историков, археологов, лингвистов, антропологов, этнографов, чьи совместные изыскания должны в конце концов привести к определенным положительным результатам. Наибольшие споры возникают при определении территории формирования славян (их прародины), хронологических рамок сложения славянской общности, выяснением связей археологических культур со славянскими племенами и преемственности культур.Первобытное общество славян
История славян уходит своими корнями в глубокую древность, в тот самый длительный период развития человеческого общества, который называется первобытнообщинным строем. Одной из наиболее распространенных периодизаций этой формации является археологическая, т. е. деление ее на каменный век, меднокаменный (энеолит), бронзовый и ранний железный века. В основу периодизации положен принцип преобладания того или иного материала в производстве орудий труда. Каменный век, самый длительный в истории, делят еще на палеолит — древний каменный век, мезолит — средний каменный век и неолит — новый каменный век. В свою очередь, палеолит подразделяют на ранний (нижний) и поздний (верхний).
Первобытный строй — самый продолжительный по времени период истории человечества, в тропических и субтропических регионах (например, в Африке и Юго-Восточной Азии) он длился более 4 млн лет, в Европе — не менее 700 тыс. лет, в то время как все остальные, «классовые», общества занимали не более 5 тыс. лет.
Такая огромная продолжительность первобытного общества свидетельствует о крайне медленном хозяйственном и общественном развитии. Жизнь тысячи поколений людей проходила в почти неизменном виде, каждое «новшество» требовало десятков тысяч и тысяч лет.
Для первобытного общества характерен крайне низкий уровень производительных сил, едва обеспечивавший физическое выживание (да и то не всегда: после стихийных бедствий жизнь прекращалась порой на огромных территориях и восстанавливалась спустя тысячелетия).
Первобытная нищета и невозможность регулярного получения «прибавочного продукта» порождали такие особенности первобытного строя, как отсутствие частной собственности и эксплуатации человека человеком.
Первобытное равенство не было равноправием в современном понимании. Скорее это было равное бесправие личности перед родом: вся жизнь первобытного человека жестко регламентировалась родовыми традициями и обычаями, различными «табу». Это было настоящее «растворение» личности в родовом коллективе, что пагубно влияло на общественное развитие.
Первобытнообщинный строй в основном укладывается в рамки каменного века, когда орудия труда, охоты и войны изготовлялись из камня, кости, дерева. Употребление металлов означало уже начало разложения родового строя и постепенный переход (через период «военной демократии») к классовому обществу, рабовладельческому или феодальному.
Периодизация первобытного строя для европейских народов может быть предсташл5влена в таком виде:
1. 700 тыс. лет до новой эры — 100 тыс. лет до новой эры. Ранний палеолит. Основное средство добывания пищи — собирательство. В качестве орудий первобытный человек использовал «подручные предметы» (острые обломки камней, палки-дубины и т. д.); целенаправленно обрабатывать камень и дерево люди еще не умели. Небольшие группы людей объединялись для совместной борьбы за выживание в первобытное стадо, мало отличавшееся от стаи животных. Понятия о родственных связях отсутствовали.
2. 100 тыс. лет до н. э. — 15 тыс. лет до н. э. Средний и поздний палеолит. Человек научился изготовлять орудия из камня и кости, но основным средством добывания пищи оставалось собирательство — охотничья добыча имела нерегулярный характер. Человек научился использовать огонь, что сразу расширило возможности расселения человека в регионах с более суровым климатом, стало защищать его от крупных хищников (дикие звери боялись огня).
Однако самостоятельно добывать огонь человек еще не умел и пользовался естественным огнем (от лесных пожаров, вулканов, молнии и т. д.). Огонь поддерживался непрерывно, иногда сотни и даже тысячи лет; такие «вечные» очаги на стоянках древнего человека обнаружены археологами.
Этому периоду первобытного общества соответствовал матриархат (материнский род). Доминирующая роль женщины в роде объяснялась тем, что женщина традиционно была хранительницей огня. Только по женской линии прослеживалось нисходящее потомство, что и определяло ведущую роль женщины в системе родственных связей. Чисто же «мужское» занятие — охота по-прежнему не занимала ведущего места в обеспечении родовой общины пищей.
3. 15 тыс. лет до н. э. — 5 тыс. лет до н. э. Неолит (новый каменный век). В этот период отмечается значительный прогресс в развитии производительных сил. Совершеннее и удобнее стали орудия труда и охоты. Они тщательно обрабатываются и шлифуются. Были изобретены лук и стрелы, что сделало охоту более удачной. Человек научился добывать огонь трением кусков сухого дерева и при помощи кремня и трута. Отпала необходимость непрерывного поддержания огня, что сделало человека более подвижным, не привязанным к большим родовым поселениям. Люди легко переселялись в новые, более богатые дичью и рыбой местности. И, наконец, самое главное — появляется примитивное земледелие и скотоводство. Это имело принципиальное значение: человек переходил от при-сваивающей к производящей экономике, он не только потреблял готовые продукты, но и производил пищу сам.
Большие изменения в производительных силах первобытного общества привели к наступлению патриархата (отцовского рода). Мужчина, скотовод и земледелец, занял ведущее место, а затем и возглавил родовую организацию. Немалую роль сыграло и то, что женщина утратила свою главную общественную функцию — быть хранительницей огня.
Велики были и социальные последствия изменения характера хозяйствования, недаром некоторые исследователи назвали их «неолитической революцией». Ее результатом было появление прибавочного продукта, что сделало экономически возможным накопление богатств и эксплуатацию человека человеком. Пленников теперь не убивали и не отпускали на волю, а превращали в рабов. Усиливалось имущественное неравенство, выделялась родовая знать.
Разложение родового строя и формирования классового общества — процесс длительный, постепенный. Этот переходный период называется «военной демократией». В это время выделяются военные вожди, имевшие постоянные дружины, власть вождей становится наследственной, но еще продолжали существовать важные родовые институты, главное из которых — народное собрание, «вече».
Уже в период «военной демократии» металл (медь или железо) становится основным материалом для изготовления оружия, вытесняя камень. Окончательно оформляется система религиозных представлений в виде язычества (обожествление стихийных сил природы, а позднее — появление обрядов и верований, связанных с земледельческим культом).
Такова примерная схема развития первобытного общества.
Следует учитывать, что для каждого региона хронологические рамки первобытного общества и отдельных его периодов значительно отличаются друг от друга. Так, появление первобытного человека на территории нашей страны датируется примерно 300 тыс. лет до н. э., а конец каменного века — 1 тыс. лет до н. э. Объясняется это суровыми климатическими условиями, а также неоднократными наступлениями ледников, которые буквально сметали все живое. Особенно сильным было обледенение в период среднего палеолита (около 100 тыс. лет до н. э.), когда ледники километровой толщины доходили до среднего течения Днепра и Дона. После отступления ледников человеку приходилось заново осваивать равнины Восточной Европы и Сибири.
Несмотря на все это и на территории нашей страны первобытное общество последовательно прошло все основные стадии развития, что подтверждается археологическими данными. Известно 180 стойбищ периода раннего палеолита, в том числе и в лесостепной зоне Восточной Европы, на Северном Кавказе, в Южной Сибири. Более 500 памятников относится к верхнему палеолиту, еще больше неолитических поселений.
Выделение скотоводческих и земледельческих племен изменило исторические судьбы разных народов. В степях Восточной Европы, Прикаспия и Южной Сибири поселились скотоводческие племена. Кочевое скотоводство по своей природе было экстенсивным, экономический рост был жестко ограничен размерами пастбищ, надолго сохранялись консервативные, застойные формы хозяйственных и общественных отношений.
Исторический же прогресс был связан в первую очередь с земледельческими племенами, которые расселились в лесостепной зоне Восточной Европы, Урала и Зауралья, Верхнего Енисея, Алтая.
Одним из древних и многочисленных земледельческих народов были восточные славяне.