Составление методической разработки
Методическая разработка – это документ, который определяет методику и технику ведения экскурсии, как лучше организовать показ памятников и какие приемы показа и рассказа следует использовать. Методическая разработка составляется на каждую тему экскурсии в том число и при дифференцированном подходе. Оформление методической разработки:
1. На титульном листе располагаются следующие данные – наименование экскурсионного учреждения; тема экскурсии; вид экскурсии; протяженность маршрута в км (пешеходная м); продолжительность в академических часах; состав экскурсантов; фамилия и должность составителя и дата утверждения руководителем
2. На следующей странице располагаются цели и задачи экскурсии, а так же схема маршрута с указанием остановок и объектов во время экскурсии
3. Методическая разработка состоит из трех разделов: вступление, основная часть и заключение. Вступление, в свою очередь, состоит из 2ух частей (организационной и информационной) вступление к экскурсии может начинаться стихами, или цитатой по теме экскурсии. В заключении подводятся итоги, делаются выводы, экскурсовод прощается с группой и сообщает информацию о других экскурсиях данного экскурсионного учреждения.
4. Технологическая карта
маршрут | остановка | объекты показа | время | наименование подтем и перечень основных вопросов | организационные указания | методические указания |
ул.Новая, 5 – ул. Моросейка, 23 | ул. Моросейка | Храм Спаса Нерукотворного | 15 мин | Дата создания Автор Особенности Связь с известными людьми или событиями | Группа располагается перед входом в Храм | приемы показа и рассказы |
СОСТАВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТЕКСТА
Основой рассказа экскурсовода является индивидуальный текст, которые определяет последовательность и полноту изложения материала и помогает экскурсоводу логично строить свой рассказ. Такой текст каждый экскурсовод составляет самостоятельно, основой для него является контрольный текст экскурсии.
Основное отличие индивидуального текста от контрольного состоит в том, что он отражает структуру экскурсии и построен в полном соответствии с методической разработкой. Материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты и имеет четкое деление на части, каждая из них посвящается одной из подтем. Составленный в соответствии с этими требованиями индивидуальный текст представляет собой готовый для использования рассказ. При изложении сущности исторических событий не должно быть сокращений, и оценки их значения. Не допускается упоминание фактов без датировки и ссылок на источники. Индивидуальный текст отражает особенности речи исполнителя. Каждая из подтем в индивидуальном тексте должна быть связана логическим переходом между собой.
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО КАЖДОЙ ТЕМЕ ЭКСКУРСИИ
1. Список литературы и источников (перечисляются в се книги, брошюры, статьи, интернет ресурсы)
2. Карточки (паспорта) экскурсионных объектов, включенных в маршрут (сведения, характеризующие экскурсионный объект с иллюстрацией)
3. Контрольный текст экскурсии
4. Индивидуальные тексты экскурсовода
5. Схема, карта маршрута
6. Портфель экскурсовода
7. Методическая разработка
8. Материалы экскурсии (рефераты, справки, таблицы, цифровой материал, выдержки из документов, копии, цитаты из литературных произведений)
9. Список экскурсоводов, которые проводят экскурсии по данной теме
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ
Методика проведения экскурсии направлена на то, что бы экскурсантам было легче усваивать содержание экскурсии, делается это с помощью методических приемов, которые делятся на две группы : приемы показа и приемы показа.
1. Методические приемы показа
Наиболее многочисленную группу составляют приемы показа, которые позволяют упростить наблюдения объекта, выделяют его особенности, которые не заметны при обычном осмотре, дают возможность экскурсантам мысленно расчленить памятник на составные части, домыслить утраченные детали, «видеть» не существующий в настоящее время объект в его первоначальном виде, исторические события, которые происходили много лет назад.
- прием предварительного осмотра. Этот прием используется в тот момент, когда экскурсанты находятся на месте расположения памятника. Он представляет собой первую ступень наблюдения объекта
- прием панорамного показа дает возможность экскурсантам наблюдать вид местности.
- прием зрительной реконструкции (воссоздания). Сущность этого приема заключается в том, что словесным путем восстанавливается первоначальный облик исторического здания. Делает это экскурсовод, опираясь на зрительные впечатления экскурсантов.
- прием зрительного монтажа является одним из вариантов методического приема реконструкции. Экскурсовод, используя прием зрительного монтажа, составляет нужный образ, суммируя внешний облик нескольких памятников, а так же их отдельных частей. Составные части
- прием локализации событий
- прием абстрагирования
- прием зрительного сравнения
- прием интеграции
- прием зрительной аналогии
- прием переключения внимания
- методический прием движения
- прием показа мемориальной доски
Методические приемы рассказа делятся на две группы.
1. Объединяет приемы, связанные с формой рассказа (справка, описание, репортаж, цитирование)
2. Объединяет приемы характеристики, объяснения, вопрос-ответ и т.д., которые характеризуют внешнюю картину событий.