Вступление. Возникновение историй о супергероях

Лицей 1525

«Образ супергероя в американской культуре

как образец мифологии 20-21 веков»

курсовая работа

ученицы 10 класса гуманитарного направления

Васюниной Ульяны

Научный руководитель – Боровская Н.Ф.

Москва 2015

Вступление. Возникновение историй о супергероях

Оглавление

Лицей 1525. 1

Вступление. Возникновение историй о супергероях. 2

Капитан Америка. 3

Магнето. 8

Вселенная MARVEL vs вселенная DC. 13

Заключение. Боги современности. 18

В первом комиксе о первом супергерое, Action Comics #1, представило миру Супермена, бога для современности в плаще. Спустя считанные годы, небеса воображаемого мира наполнились странными, но бдительными мутантами и пришельцами: Бэтмен, Чудо-Женщина, Фантастическая Четвёрка, Капитан Америка, Железный Человек, Люди Икс и прочими, чьи имена нам сейчас известны так же хорошо, как наши собственные. Меньше чем через век они вместо того, чтобы не существовать вообще, они стали появляться абсолютно везде: на экранах кинотеатров и телевизоров, в наших видеоиграх, снах и мечтах. Но почему?

Современные рассказчики историй о супергероях считают, что они не просто обычные персонажи, но мощные архетипы, чьи продолжительные, охватывающие десятилетия истории отображают и предсказывают направление человеческого существования: через них мы рассказываем истории самих себя.

Творцы комиксов опираются на историю, искусство, мифологию и свои собственные изумительные путешествия по этой альтернативной вселенной, чтобы поведать хроники супергероя и задать несколько вопросов: почему они имеют значение, почему они всегда будут с нами, и что они могут рассказать нам о том, кто мы есть.

Уникальность такого явления заинтересовала меня и подвигла на написание этой работы, цель которой – ответить на эти вопросы и попытаться понять, кто такие супергерои и из каких жизненных реалий они возникают.

Супермен появился в напечатанном виде в 1938- спустя девять лет после Биржевого Краха Уолл Стрит, ставшего причиной для катастрофической депрессии мирового масштаба. В США банки перестали иметь всякий смысл, люди теряли дома и рабочие места, и, в особых случаях, переезжали в новые, построенные на скорую руку трущобы. В СССР была диктатура Сталина.

В Европе всё тоже было неспокойно. Там амбициозный канцлер Адольф Гитлер, после триумфальной победы на выборах пять лет назад, провозгласил себя диктатором Германии. Как только в мире появился первый суперзлодей, несущий в себе угрозу для всего мира, два застенчивых любителя научной фантастики - Джерри Сигел и Джозеф Шастер, дали ему образный отпор в лице существа с другой планеты, положив начало не одной, как они думали, а впоследствии сразу двум вселенным комиксов, которые существуют и даже продолжают расти в нашей с вами вселенной, где мы живём – DC, образованная из двух компаний- Detective Comics и Action Comics в 1938 году, и MARVEL (1939) , которая раньше была дочерней компаний Timely Comics и Atlas Comics.

Капитан Америка

Действие фильма происходит в 1943 году. Молодой юноша по имени Стивен Роджерс мечтает вступить в ряды солдат американской армии, чтобы сражаться за свою Родину. Однако у Стива есть не одна, а целый ряд проблем со здоровьем, да и выглядит он не как человек, который способен поднять оружие. Получая отказ за отказом, он пробует получить заветную печать на своей карточке в разных штатах, но всё безуспешно.
Чтобы поднять настроение Стиву, его друг Джеймс Барнс предлагает ему провести вечер на научной выставке перед отъездом "годного" Барнса в часть. Главный герой нехотя соглашается. Помимо всего прочего оказывается, что на выставке тоже можно пройти проверку в местном военкомате. Развлечения развлечениями, а об идущей войне забывать никак нельзя. Решив попытать удачу ещё раз, Стив заходит в кабинет.
Оказывается, что человек, который в ответе за данный военкомат, не рядовой врач, а беглый профессор-немец по имени Армин Зола, который ищет юношу для своего эксперимента. Творение этого учёного- особая сыворотка, способная так воздействовать на клетки человеческого организма, что его свойства меняются, тем самым делая подопытного гораздо сильнее и выносливее, замедляя старение, словом, повышая его физические возможности, делая из него "суперсолдата". Но профессор хотел не просто сделать обычного американского парня сильнее остальных. Он хотел быть уверенным в том, что после действия сыворотки этот парень останется человеком с устойчивыми моральными принципами, потому что новая сила не вскружит ему голову. И в Стивене Роджерсе, несмотря на его тщедушный вид, он разглядел именно такого человека, который достаточно силён душой, чтобы быть сильным телом.
Здесь следует немного больше рассказать о характере героя. О том, что Стивен горячо любит свою родину и готов пойти на всё, чтобы её защитить, мы уже узнали. Скорее всего это идёт из его семьи, ведь его отец, погибший до его рождения, был военным, а мать-медсестрой, которая, заразившись, также скоропостижно скончалась, когда ему было около двух лет. ЧуднО то, что все ужасы войны, из-за которых он лишился детства в любящей семье, не отпугнули его от линии фронта, от присутствия на которой он был освобождён из-за многочисленных болезней. Это демонстрирует просто железную силу его характера, которой постоянно противопоставляется наружная сила других солдат. Тем самым перед нами ставят вопрос: можно ли увидеть настоящую силу в более широком её понимании, и является ли внешняя сила настоящей?
Всё это делалось с установкой : «Если эксперимент пройдёт удачно, то такую сыворотку можно будет вколоть каждому солдату американской армии». Эксперимент действительно прошёл удачно, и Стив физически стал именно таким, как было задумано в изначальной концепции. Но, к сожалению, как только болезненный процесс реакции организма Стива на сыворотку завершился, учёного убили. Состав сыворотки был известен только ему, а Стив в одиночестве не представлял угрозы для огромной вражеской армии, поэтому проект быстро прикрыли, а Роджерсу предложили исполнять другие обязанности, очень схожие с тем, для чего он был первоначально создан в реальном, нашем мире в 1941 году – быть пропагандистским символом американской армии. Он, как цирковой артист, путешествует по стране с представлениями под данным ему псевдонимом «Капитан Америка», одетый в костюм цветов американского флага : белый, синий и красный.
Но Стивен хотел совсем не этого. Он желал защищать свою отчизну от врагов, участвовать в настоящих боевых действиях, а не быть просто чем-то демонстрируемым напоказ без всякой на то цели кроме как заработать на новоиспечённом сверхчеловеке, не пуская его силу в нужное русло.
Большинство обладателей физической силы в данном фильме не обладают внутренней, поэтому использование их силы происходит в очень некрасивых ситуациях. К примеру, когда Стив ещё был больным и слабым юношей, его часто избивали. Сам он на конфликты не нарывался. Поводом для драки с ним могла стать самая безобидная фраза, им же произнесённая, вроде просьбы говорить потише в кинотеатре, а отвечали ему кулаками. Сдачи он дать, естественно, не мог. Это не значит, что физическая сила-это плохо. Это значит, что существование одной силы без другой вредит, и этого нужно пытаться избегать настолько, насколько это возможно. К примеру, главный злодей в этом фильме – это Иоганн Шмидт, который впоследствии будет известен как «Красный Череп». Он один из главных антагонистов во всей почти семидесятилетней истории комиксов о Капитане Америке в целом. Иоганн Шмидт — нацист и лидер террористической организации Г.И.Д.Р.А. , которая намерена с помощью таинственного источника энергии в виде куба проложить себе дорогу к мировому господству. Впоследствии обнаружится, что источник в виде куба-это тессаракт-один из шести камней бесконечности, которые являются сильными магическими артефактами. С этим же магическим артефактом герои будут иметь дело в фильме «Мстители». Каждый из камней бесконечности отвечает за особую силу или субстанцию –Магию, Реальность, Разум, и так далее. Тессаракт совмещает в себе силы Науки и Мифологии.

Изначально Г.И.Д.Р.А была нацистской партией, задачей которой было создание оружия для немецкой армии, но затем постепенно она стала самостоятельной, чтобы использовать плоды своих трудов для самоличного захвата мира, действуя отдельно от других нацистских партий. Так вот, на самом деле, Иоганн Шмидт был первым, кто испытал на себе сыворотку. Вот только тогда сыворотка была ещё недоработана, поэтому это привело к ужасной деформации его тела- у Шмидта не осталось кожи, только мышечная масса и кости. Он перестал быть даже похож на человека, показав миру своё истинное лицо человеческой плоти, насилия и ужаса – лицо самой войны.

Стивен Роджерс, более известный под именем "Капитан Америка" -безусловно, целенаправленно созданный патриотический персонаж, появившийся в комиксах во время Второй Мировой Войны, что делает его одним из первых супергероев в целом. На это же время пришёлся и пик его популярности. Если Стивен Роджерс - это Капитан Америка, то его образ - это не только самые великие люди американского народа, такие как президенты с горы Рашмор или прочие символы величественного патриотизма на государственном уровне, как, к примеру, Дядя Сэм. Капитан Америка-это, к тому же, простой молодой человек из народа, "парень из Бруклина", как он всегда представляется сам.

Но «главная» сила Стивена Роджерса не физическая. Он представляет собой не только символ духовной мощи нации, как американская мечта, или символ пропаганды силы американской армии. В фильме его одно время пытались представить в таком свете во время театральных представлений, но это ему было не по душе, потому что он не такой, не может быть таким.

Он считает себя простым солдатом, одним из многих, просто американцем, в конце концов. Он не только символ нации, но ещё и её часть, гражданин. Его патриотизм и жертвенность себя во благо других трогают читателей уже много десятилетий. Поэтому, несмотря на то, что изначально он был создан во время войны, надобность в нём не исчезла тогда, когда эта война уже закончилась, он не был забыт. Будет Америка, будут американцы, значит, будет и Капитан Америка. И это в нём самое главное, его принципиальное отличие от шаблона.

Идея создания такого суперсолдата, каким был Капитан Америка, абсолютно реальна, вот только возникла она на вражеской стороне.

Во время Второй мировой войны в нацистских концлагерях проводилось множество различных экспериментов над пленными. Целей у них было множество, но, в общем, немецкие учёные желали создать такую сыворотку (или несколько вакцин), чтобы человеку, которому её введут, будут нипочём ни погодные условия, ни инфекционные заболевания, и который сможет давать такое же плодовитое, здоровое потомство. Медленно идя к этому, учёные проводили множество опытов и исследований. Например, чтобы вывести вакцину от малярии, здоровых обитателей лагеря возрастом от 25 до 40 лет заражали этой болезнью при помощи самих комаров или инъекции экстракта комариной слюнной железы. После заражения заключённым прописывали курсы различных препаратов, чтобы выяснить их эффективность. Половина из более 1000 людей, вынужденных участвовать в этом эксперименте, умерли.

Когда проводили серию экспериментов по изучению гипотермии, чтобы выяснить, как лучше спасти человека в состоянии переохлаждения, мужчин в немецкой униформе помещали в ванну, наполненную ледяной волной, на 3 часа, или держали несколько часов на улице обнажёнными. В ходе эксперимента было обнаружено, что спасти человека, у которого из-за обморожения пострадал мозжечок, практически невозможно. Поэтому был разработан специальный спасательный жилет с небольшим подголовником в зоне затылка, чтобы задняя часть черепа не погружалась в воду и вероятность спасения человека резко возрастала.

Это далеко не все зверские опыты, которые проводились в концлагерях не только ради военных нужд, но и ради уничтожения пленённых народов. Были также эксперименты по стерилизации, эксперименты, когда люди не употребляли в пищу ничего, кроме морской воды, эксперименты с ядами (яды подмешивали в пищу, отчего люди мгновенно или медленно умирали), эксперименты по воздействию перепадов давления на человека, и многие другие.

Более того: опыты проводились не только на заключённых концлагерей, но и на «истинных арийцах». Не так давно на территории Украины было обнаружено большое захоронение нацистских солдат. Находка привел археологов в ужас : часть тел была обезглавлена, у других были распилены берцовые кости, у третьих имелись отверстия вдоль позвоночника. Также было установлено, что при жизни на людей воздействовали химическими препаратами, а также во многих черепах были отчетливо видны разрезы.

Как позже выяснилось, это были жертвы экспериментов «Аненербе» (реальная ГИДРА), - тайной организации Третьего Рейха, которая занималась созданием сверхчеловека и стояла за многими бесчеловечными экспериментами, поскольку её президентом был сам Генрих Гиммлер.

Но что же вообще из себя представляет «Аненербе»? С немецкого языка слово Ahnenerbe переводится как «наследие предков». Полное название организации- «Немецкое общество по изучению древней германской истории и наследия предков». Она существовала с 1939 года по 1945 год с целью изучения традиций, истории и наследия германской расы для оккультно-идеологического обеспечения функционирования государственного аппарата Третьего Рейха. Несмотря на то, что было доказано : ничего выдающегося этой организации достичь не удалось, мистические байки об «Аненербе» (например, «организации удалость достигнуть иного уровня научного прогресса»), ходят по сей день, и, скорее всего, это тоже послужило основой для выдуманных опытов как с Капитаном Америкой, так и с Магнето.

Идеологической основой для «Аненербе» послужила теория Германа Вирта, изложенная в книге «Происхождение человечества». Он полагал, что у истоков человечества стоят две расы: «нордическая», являющаяся духовной расой с Севера, и пришельцы с южного континента Гондвана, охваченные низменными инстинктами, раса Юга. Причиной всех недостатков в обществе нордической расы («гиперборейцев»), согласно Вирту, явилось расовое смешение гиперборейцев с примитивными существами, населявшими другой континент — Гондвану. В дальнейшем его взгляды послужат для нацистов научным обоснованием для всей «расовой гигиены».

Следующему персонажу, которому мы уделим особенное внимание, жестокий расовый отбор сломал жизнь. Капитана Америку и следующего героя объединила одна война.

Следующему персонажу, которому мы уделим особенное внимание, жестокий расовый отбор сломал жизнь. Капитана Америку и следующего героя объединила одна война.

Магнето

Летом 2000 года в кинотеатрах появился первый фильм о людях Икс. Технологии догнали воображение художников комиксов, и верить в то, что человек может летать, было так же легко, как в то, что гигант может превратиться в карлика. Брайан Сингер (режиссёр фильма), показал зрителям историю о новой стадии эволюции человека, пытающейся найти своё место в пугающем мире, полном опасностей. Этот фильм о супергероях не полагался на товарные знаки и суперсилы. Он был о персонажах, в которых мы точно могли узнать себя, и с темой, которая была особенно актуальна на рубеже нового века: старое против нового. Традиции против завтрашнего дня. Следующий герой как раз-таки искажённо символизирует возможный «завтрашний день».

Магнето - глава «Братства Мутантов» - экстремистской группировки мутантов. Первое появление в комиксах – 1963 год, в первом выпуске комиксов о Людях Икс.

Он считается одним из самых могучих персонажей вселенной MARVEL, обладая способностью контролировать все электромагнитные силы, то есть, в комиксах он может не только контролировать металл, но и генерировать тепло, контролировать радиоволны, манипулировать человеком через нервную систему, изменять свет, тем самым делая себя невидимым, и даже контролировать воду на молекулярном уровне. Но в кинематографической вселенной решили заострить внимание только на самой известной его способности - металлокинетизме.

Также он считается одним из самых нравственно сложных персонажей в американских комиксах из-за его идеологии, заключающейся в желании если не истребить полностью, то поработить человеческую расу, тем самым обеспечив его собратьям-мутантам безопасное существование. Однако когда мы встречаем его в первый раз, он совсем другой, и далеко не такой могучий. В 1944 году Магнето звали Эрик Леншерр, и он был ещё совсем юным четырнадцатилетним парнем, которому в это страшное, жестокое, красно-бело-чёрное несправедливое время сжигаемых книг, цвастик, парадов и знамён сильно не повезло родиться не чистокровным арийцем, а евреем. Известно, в каком месте было предпочтительно видеть евреев в то время-в концлагере. В одном из таких «рабочих лагерей» мы и знакомимся с Эриком.
Нет нужды описывать всю жестокость происходящего в таких местах. Когда Эрика разлучают с матерью, он теряет контроль над своими силами и пытается открыть железные ворота лагеря (скорее всего, ворота Освенцима-Бикернау, судя по надписи «Arbeit Macht Frei»), не прибегая к помощи рук и используя лишь свои силы. Это ему удаётся, но охранник заставляет мальчика потерять сознание ударом по голове прежде чем Эрик смог бы выбраться. Демонстрация таких сил сильно заинтересовывает доктора Клауса Шмидта, на данный момент занимавшего значимую должность в лагере.
Спустя какое-то время доктор Шмидт вызывает Эрика к себе. Он очень дружелюбен с ним, и даже предлагает ему плитку шоколада, от которой мальчик отказывается. Его единственное желание - воссоединиться со своей матерью. Сначала Шмидт не реагирует на его просьбу, а вместо этого просит его согнуть монетку с гербом Третьего Рейха. У Эрика не получается. Тогда доктор приказывает стоящим за двери стражам ввести в комнату мать мальчика, наставляет на неё дуло пистолета и заявляет, что если монетка не будет согнута до момента, когда он досчитает до трёх, он убьёт её. Эрик пытается ещё раз, и, несомненно, в сотни раз больше хочет, чтобы это у него всё-таки вышло. Но, увы, монетка и на этот раз не меняет своей формы. Шмидт выполняет обещание и хладнокровно убивает мать на глазах её собственного ребёнка. Эрик приходит в ярость, и от этого гневного состояния его силы выходят из-под контроля, деформируя каждый металлический предмет в комнате. Однако Шмидт от этого приходит в абсолютный восторг, говоря, что за такими как он и Эрик (Шмидт – тоже мутант, обладающий способностью поглощать энергию), будущее. Все годы, которые Эрик находится в концлагере, он внушает ему то, что впоследствии и станет главной идеей всей его жизни : будущее только за мутантами, мутанты-новая ступень эволюции, люди будут только бояться и угнетать их, мешать им, поэтому они больше совсем не нужны этому миру. Воспалённый разум Эрика проникнулся этой теорией, как бы горько и даже странно после всего, что он видел каждый день, что происходило из-за похожих слов о превосходстве одних над другими, это ни было.
После неминуемого освобождения из концлагеря и окончания войны, единственной целью жизни Эрика становится найти Клауса Шмидта и уничтожить его, чтобы тем самым отомстить за смерть своей матери. На его поиски у него уходит около 10 лет. Уже юношей Эрик становится жестоким. Убить человека, стоящего на его пути, мешающего ему или отказавшегося ему помогать не составляет для него труда. Увиденное зверское убийство самого важного и любимого человека в его жизни и долгое пребывание в столь мрачном месте навсегда сломало многое в нём. Он вышел из концлагеря, как Эдмонд Дантес из замка Ив, с единственной целью: отомстить тем, кто превратил его жизнь в Ад. Поэтому необычайно сильной является сцена в аргентинском баре, где Эрик, узнав в двух мужчинах бывших нацистов, не раздумывая убивает и их, и бармена, за этим наблюдавшего. Он показал им превосходство того худого еврейского мальчишки, который несколько лет назад не мог согнуть ту самую злосчастную монетку, к слову, оставшуюся у него. Впоследствии он убьёт Шоу той самой монеткой, фактически умертвляя своего мучителя тем, из-за чего умерла его мать.
Далее следует тот короткий период, когда Эрик и его главный идейный противник, Чарльз Ксавьер, считавший, что мирное сосуществование мутантов с людьми всё-таки возможно, находились на одной стороне. Сверхспособность Чарльза – телепатия. В отличие от Эрика, Чарльз верит в мирное сосуществование людей и мутантов, никогда ни в чём не нуждался в материальном плане, был защищён от большинства военных горестей. В будущем Чарльз организует школу для молодых мутантов, чтобы помочь им научиться контролировать свои способности.

Вся история о Людях Икс частично основана на теории эволюции Дарвина. Но противостояние Ксавьера и Лэншерра, по моему мнению, является аллегорией на так называемый «чёрный расизм», или «блэкизм».

Чёрный расизм – это расизм наоборот, то есть, утверждение о превосходстве негройдной расы над европеойдной. Всё началось в 1920 г, когда известный борец за права негров, Маркус Гарви, основал Всемирную ассоциацию по улучшению положения негров. Это звучит совсем неплохо, вот только в своих речах он часто подчёркивал расовую чистоту негров, а европеойдов называл «белыми дьяволами». Также он призывал своих последователей гордиться своим цветом кожи («mutant and proud» - слоган «Братства мутантов»).

Уже в 1960 годы движение по прекращению расизма в США разделилось на два лагеря : последователи Мартина Лютера Кинга, который выступал за равные права как для чёрных, так и для белых, и поддерживал ненасильственное сопротивление дискриминации чёрных, следуя стопам Махатмы Ганди; и последователи Малкольма Икса (люди Икс!), который обвинял белых людей в многочисленных преступлениях против афроамериканцев, распространял точку зрения о превосходстве чёрных, призывал к разделению американцев европейского и африканского происхождения.

Именно к этому времени, с осознанием факта угнетения и возрастанием протестных настроений, умами чернокожего населения Северной Америки овладевает идея обратного расизма, поскольку она, по их мнению, является пропорциональным ответом на проявление белого расизма на протяжении стольких лет.

Самой известной экстремисткой группировкой с идеями чёрного расизма является «Нация ислама», основанная в 1930 году и существующая до сих пор. Организация не даёт точных данных о количестве её членов, но, по примерным подсчётам, их от 20 до 50 тысяч, а, по слухам, ещё больше. Хоть Малкольм Икс и считается основным идеологом этой группировки, он сам узнал о ней от сокамерников в тюрьме, куда попал в 20 лет, и после этого стал проповедовать её идеи.

Мартин Лютер Кинг и Чарльз Ксавьер схожи своей демократической позицией и верой в мирное сосуществование угнетающих и угнетённых . Малкольм Икс же схож с Эриком Лэншерром не только идеологически, но и биографически: в шесть лет Малкольм Икс лишился отца, который, предполагаемо, был убит белыми, «нормальными» расистами. Снова присутствует мотив мести за несправедливо убитого родителя людьми, которые считали, что были лучше. Малкольм Икс тоже является вторым «главным» идеологом чёрного расизма, как Эрик Лэншерр после Шмидта, который внушал ему о превосходстве мутантов все годы пребывания в концлагере.

Связанный с Магнето оксюморон – это «Гитлер-еврей», как бы абсурдно это ни звучало, ведь, грубо говоря, из-за Гитлера он с его матерью попал в концлагерь, где убили самого дорогого человека для ещё такого маленького мальчика - маму, могли убить и его. Разве мог он думать, что одни могут быть лучше других, если видел своими глазами, к каким последствиям это приводит, если сам был этим «другим» и понимал, насколько ужасно им быть? Но, тем не менее, он стал очень похож на человека, который был виновен во всём, произошедшем в его детстве.

Месть – это первоначальный мотив Эрика. Но если Эдмонд Дантес, хоть и осознав, что в своей мести он зашёл слишком далеко, заставляя страдать и убивая не только тех людей, которые подставили его, но и их семьи, смог остановиться, счастливо зажив со своей избранницей Мерседес, то такой вариант событий не представлялся для Эрика возможным.

Уничтожив Шоу (так Шмидт начал впоследствии называть себя), он решил пойти дальше, объявив, что мутанты – это новая ступень эволюции, следовательно, люди, которые так боятся их, могут только навредить им, поэтому всех представителей более низкой ступени нужно уничтожить и тем более никоим образом не сотрудничать с ними. Он мстит не предателям, он мстит за свою боль всему человечеству.

Помимо графа Монте-Кристо, он схож ещё и с Матиасом-Шадором из одноимённой книги Жюля Верна (тоже революционер, стремящийся к прекращению действующей власти). Месть также была целью Гулливера Фойла из фантастического романа Альфреда Бестера «Тигр! Тигр!». Они оба развивают свои способности ради мести тем, кто не помог им (людям, в случае Эрика), после долгого выживания в одиночестве.

Наши рекомендации