Чины и обряды, исправленные при патриархе Никоне

Разница в обрядах.Сами раскольники главной причиной раскола считают введение новых обрядов и новопечатных книг. Те и другие, по их мнению, были не только новыми, но, главное, «еретическими». Говоря об обрядах, следует помнить, что никаких догматических и канонических установлений о перстосложении(как, впрочем, и других обрядах) в Церкви нет.Это объясняется, в первую очередь, тем, что в первые века в этом не было нужды, в разных Поместных Церквах были разные обычаи, но ни перстосложению, ни другим обрядам не придавали догматического значения. Положение изменилось в IV веке, когда еретики стали усваивать той или иной форме перстосложения еретический смысл. Так, например, армяне и несториане, отпавшие от Вселенского Православия, стали креститься двумя перстами и в их среде оно приобрело силу догмата. Поэтому для Православных Церквей двоеперстие стало признакомереси.

Чины и обряды, исправленные при патриархе Никоне - student2.ru Что изменил патриарх Никон.Изложим точку зрения «старообрядцев». Патриарх Никон, или, как они его называли, «волк и еретик», совершил следующие «злодеяния»:

1. Вместо двоеперстия («как и Христос крестился») при крестном знамении ввел «неизвестное» русским людям троеперстие, которое употребляли олатинившиеся греки.

2. Вместо 16 земных поклонов при чтении молитвы Ефрема Сирина приказал класть только четыре, чем ввел «крестопоклонную ересь».

3. Вместо сугубой (двойной) «Аллилуйи» велел петь ее три раза.

4. Вместо веками принятого хождения посолонь (по солнцу, то есть за Христом) приказал ходить противосолонь (навстречу солнцу, то есть против Света — Христа).

5. Вместо правильного восьмиконечного креста стал употреблять латинский четырехконечный и шестиконечный.

6. Вместо имени Христа Исус в новопечатных книгах приказал писать Иисус, которое содержит число антихриста 666.

7. В 8-м члене Символа веры («В Духа Святаго Господа истинного») убрал слово «истинного», а значит, не признает Духа Святого истинным.

8. Вместо семи просфор на литургии велел служить на пяти.

Представление о характере раскольнических обвинений дает текст челобитной самого известного идеолога раскола, неистового Аввакума, которую он послал царю в 1663 г. Слово «неистовый, не-истовый» означает «безумный, бешеный, находящийся в исступлении». Это антоним слова «истовый», то есть «истинный, верный, правдивый» (см. Церковно-славянский словарь). Правильный смысл этого слова не все знают. Поэтому поклонники Аввакума иначе как неистовым его не называют и явно уверены, что это означает нечто похвальное — несгибаемый в борьбе, принципиальный и т.п. Но неистовым изверженного из сана и отлученного от Церкви протопопа назвали люди XVII века, а они знали смысл этого слова и вовсе не придавали ему положительного смысла.

Это пояснение полезно само по себе, но заодно предваряет нижеприведенный текст, написанный явно находящимся в исступлении человеком. В своей челобитной к царю Алексею Михайловичу в 1663 году он пишет явные клеветы, и вряд ли их можно назвать заблуждениями, ведь Аввакум не был безграмотным человеком: «Душа моя не хочет принять его [Никона] новых беззаконных законов. Мне было откровение от Бога, что он, Никон, мерзок пред Богом. Всежелающие принять его новые законы будут на Страшном суде слыть никонианами, как древние ариане (замечу, что все раскольники до сих пор так и считают. — Н.М.). Он, Никон, не исповедует в своих новых законах Христа, во плоти пришедшего, не исповедует Христа Царем и Воскресение его, подобно иудеям, скрывает; не называет Духа Святаго истинным, и сложение креста в перстах разрушает, и истинное метание в поклонах отсекает, и многими ересями людей Божиих и твоих наполнил».

Наши рекомендации