Глава 5. Из Библиотеки Сновидений

[1] Рассказав историю сна Думузи, я умолчал о главном фрагменте этого цикла, который отсутствует в самих стихах. В качестве расплаты за свое возвращение на землю из Подземного мира Инанна должна была принести в жертву душу другого человека. Она ходит из города в город в сопровождении демонов galla , пытаясь определить, кто из ее многочисленных супругов‑царей заслуживает такой судьбы. Она выбирает Думузи, потому что он проводит время в кутежах и, кроме того, оказывает ей неподобающий прием.

Перевод сна Думузи см. в: Diane Wolkstein and Samuel Noah Kramer, Inanna, Queen of Heaven: Her Stories and Hymns from Sumer (New York: Harper & Row, 1983), pp. 74–84.

Информацию в поддержку моей теории об имени супруга Гештианны см. в: Curtis Hoffman, “Dumuzi’s Dream Analysis in Ancient Mesopotamia”, Dreaming 14 , no. 4 (December 2004): 249.

Думузи (впоследствии получивший имя Таммуз) является мистическим богом, который умирает и возрождается, а цикл его повторяющихся смертей и возрождений совпадает с сельскохозяйственным циклом на территории современного южного Ирака. Он умирает весной, когда иракские фермеры в своей жаркой стране собирают урожай пшеницы и ячменя; он возрождается, когда они заканчивают сев. По христианскому календарю это время приходится на праздник Пасхи. Ритуал шиитов в память о замученном Имаме Хуссейне на месте битвы при Карбала, который Саддам пытался отменить, происходит в это же самое время. Жизнь следует определенным ритмам, которым также подчиняются жизненные циклы богов. См. E. W. Fernea, Guests of the Sheikh (Garden City, NY: Doubleday, 1969).

[2] Bert O. States, Dreaming of the Sheikh (Garden City, NY: Doubleday, 1969).

[3] Bert O. States, “Authorship in Dreams and Fictions”, Dreaming 4 , no. 4 (December 1994):239.

[4] Ibid., p. 240.

[5] Samuel Beckett, Proust (New York: Grove, 1931), p. 56.

[6] Stefania Pandolfo, Impasse of the Angels: Scenes from a Moroccan Space of Memory (Chicago: University of Chicago Press, 1997), p. 259.

[7] Ibid., p. 265.

[8] Charles Dickens, письмо к доктору Стоуну от 2 февраля 1851 года; см. Warrington Winters, “Dickens and the Psychology of Dreams”, PLMA 63 , no. 3 (September 1948): 984–1006

[9] C. S. Lewis, “It All Began with a Picture”, Junior Radio Times 68 (July 15, 1960), reprinted in Of Other Worlds (San Diego: Harcourt Brace, 1975), p. 42.

[10] W. B. Yeats, “Per Amica Silentia Lunae”, in Mythologies (New York: Macmillan, 1959), p. 346.

[11] Helen Darbishire, ed., The Early Lives of Milton (London: Constable, 1932), p. 33.

[12] G. E. Von Grünebaum and Roger Caillois, eds., Le rêve et les sociétés humaines (Paris: Editions Gallimard, 1967).

[13] Ibid.

[14] Graham Greene, A Sort of Life (New York: Simon and Schuster, 1971), p. 32. В своих мемуарах Грин пишет, что в то время ему было пять лет.

[15] Ibid., p. 98.

[16] Ibid., pp. 32–33.

[17] Письмо Грина к своей невесте Вивьен Дэйрел‑Браунинг от 11 декабря 1925 года, см. Norman Sherry, The Life of Graham Greene: Volume 1, 1904–1939 (New York: Viking, 1989), p. 106.

[18] Graham Greene, Ways of Escape (London: Penguin Books, 1982), p. 210.

[19] Greene, Sort of Life , p. 101.

[20] Norman Sherry, The Life of Graham Greene: Volume 3, 195–1991 (New York: Viking, 2004), p. 477.

[21] Greene, Ways of Escape , p. 210; этот роман вошел в сборник «Чувство реальности» .

[22] Ibid., p. 211.

[23] Ibid.

[24] Sherry, Life of Graham Greene: Volume 3 , p. 103.

[25] Graham Greene, A World of My Own: A Dream Diary (London: Reinhardt Books/Penguin, 1992), pp. 59–60.

[26] Yvonne Cloetta, In Search of a Beginning: My Life with Graham Greene , as told to Marie‑Francoise Allain., trans. Euan Cameron (London: Bloomsbury, 2004), p. 45.

[27] Речь Грина «Добродетель вероломства» по случаю получения премии им. Шекспира в Гамбурге в 1969 году; см. Cloetta, In Search of a Beginning , p. 101.

[28] Greene Sort of Life , p. 27

[29] Greene, World of My Own , pp. 115–116.

[30] Cloetta, In Search of a Beginning , p. 185.

[31] Ibid., p. 186.

[32] Ibid., p. 204.

[33] Graham Greene, The Confidential Agent (London: Heineman, 1954).

[34] Stanley Krippner and Laura Faith, “Exotic Dreams: A Cross‑Cultural Study”, Dreaming 11 , no. 2 (June 2001): 73–82.

[35] Faddey Venediktovich Bulgarin, Memoirs of the Unforgettable Alexander Sergeyevich Griboyedov (1830; reprint, Moscow: Sovremennik, 1990).

[36] Черновик письма на французском языке находится по веб‑адресу: http://feb‑web.ru/feb/griboed/TEXTS/FOM88/PS88_29.htm

[37] Michael R. Katz, Dreams and the Unconscious in Nineteenth‑Century Russian Fiction (Hanover, HN: University Press of New England, 1984), pp. 28–35, 157–158.

[38] Peter Hopkirk, The Great Game: The Struggle for Empire in Central Asia (New York: Kodansha Globe, 1997), pp. 113, 122. См. также Laurence Kelly, Diplomacy and Murder in Tehran: Alexander Griboyedov and the Tsar’s Mission to the Shah of Persia (London: I.B. Tauris, 2002).

[39] Katz, Dreams and the Unconcious , p. 38.

[40] Ibid., p. 67.

[41] Николай Гоголь, «Страшная месть».

[42] Николай Гоголь, «Портрет».

[43] Katz, Dreams and the Unconscious , p. 84.

[44] La Révolution Surréaliste 8 (1925): 15.

[45] Natalia Kodrianskaya, Aleksey Remizov (Paris, n.p., 1959), p. 41.

[46] Ibid.

[47] W. B. Yeats, A Vision (London: Macmillan, 1937), p. 221.

[48] Алексей Ремизов, «Мартын Задека».

[49] Там же.

[50] Juliet Barker, The Brontёs (New York: St. Martin’s Press, 1995).

[51] Samuel Taylor Coleridge, The Major Works (Oxford: Oxford University Press, 1985), p. 102.

[52] Norman Fruman, Coleridge, the Damaged Archangel (New York: George Braziller, 1971).

Наши рекомендации