Пример выполнения заданий.
Задание 1.
Сравните процент выпускников, не преодолевших минимальный порог по своему предмету и 3 следующим за ним (для группы 142 выпускники текущего года), (для группы 141 выпускники предыдущих лет).
Задание 2.
Выбрать 10 предметов, начиная с выбранного.
Ярославль, Кострома 2012 – сравнить 2011-2012 годы,
Россия, 2011 год – сравнить 2010-2011 годы,
Россия, 2012 год – сравнить 2010-2012 годы.
Сравните процент выпускников, не приступавших к заданиям с развернутым ответом.
Сравните процент выпускников, получивших 0 баллов за задания с развернутым ответом.
Сравните процент выпускников, получивших больше 0 баллов за задания с развернутым ответом.
Пример выполнения заданий.
Задание 1. Сравните процент выпускников текущего года, не преодолевших минимальный порог по истории, математике, русскому языку и английскому языку.
математика | 1,9 | 1,9 | 2,7 |
русский язык | 1,5 | 1,4 | 1,4 |
английский язык | 4,8 | 2,8 | 2,8 |
история | 8,2 | 8,2 | 10,5 |
1. Проранжируем исходные данные вне зависимости от того к какой группе они принадлежат.
Исходные данные | 10,5 | 8,2 | 8,2 | 4,8 | 2,8 | 2,8 | 2,7 | 1,9 | 1,9 | 1,5 | 1,4 | 1,4 |
Порядковые номера | ||||||||||||
Ранги | 2,5 | 5,5 | 8,5 | 11,5 |
Ранги исходных данных
математика | 8,5 | 8,5 | |
русский язык | 11,5 | 11,5 | |
английский язык | 5,5 | 5,5 | |
история | 2,5 | 2,5 | |
Просуммируем полученные ранги.
2. Вычислим эмпирическое значение критерия
3. Строим ось значимости и делаем вывод.
Процентное отношение не сдавших данные предметы различается незначимо год от года.
Теперь проанализируем зависит ли процент не сдавших от выбранных предметов.
математика | русский | физика | химия | |
1,9 | 1,5 | 4,8 | 8,2 | |
1,9 | 1,4 | 2,8 | 8,2 | |
2,7 | 1,4 | 2,8 | 10,5 |
1. Заполним таблицу рангов и вычислим сумму рангов по каждому предмету.
математика | русский | физика | химия | |
8,5 | 2,5 | |||
8,5 | 11,5 | 5,5 | 2,5 | |
11,5 | 5,5 | |||
Сумма |
4. Вычислим эмпирическое значение критерия
5. Строим ось значимости и делаем вывод.
Процентное отношение не сдавших экзамены значимо различается для выбранных предметов, на уровне значимости .
Задание 2.Проверить, отличается ли процентное отношение получивших 0 баллов за задания с развернутым ответом по выбранным предметам.
разность | модуль разности | |||||
математика | 30,5 | 23,5 | ||||
русский язык | 1,6 | 1,5 | 0,1 | 0,1 | ||
физика | 20,5 | 16,7 | 3,8 | 3,8 | ||
химия | 12,8 | 10,3 | 2,5 | 2,5 | ||
биология | 6,5 | 6,9 | -0,4 | 0,4 | ||
география | 6,9 | 7,4 | -0,5 | 0,5 | ||
обществознание | 0,8 | 0,8 | ||||
история | 4,2 | 3,4 | 0,8 | 0,8 | ||
информатика | 16,2 | 15,1 | 1,1 | 1,1 | ||
литература | 1,3 | 1,7 | -0,4 | 0,4 |
1. Найти разности между показателями (из результатов 2012 года вычитаем результаты 2011 года).
2. Вычисляем количество положительных, отрицательных и нулевых сдвигов.
3. Определяем, каких сдвигов меньше «отрицательных» или «положительных». Меньше отрицательных сдвигов.
4. Находим модуль разности.
5. Ранжируем модули разностей.
6. Вычисляем эмпирическое значение критерия, как сумму рангов «нетипичных» сдвигов, т.е. тех, которых меньше. В данном случае находи сумму рангов, для которых разности отрицательные.
6. Строим ось значимости и делаем вывод.
Процентное отношение получивших 0 баллов значимо не различается в 2011 и 2012 годах для выбранных предметов.