Экономическое и военно-политическое значение края в хvii веке

1. Астрахань в ХVII веке. Озаренная пожарами, вступила Ас­трахань в ХVIIвек. Пожар 1539 года опустошил город. В огне исчезли многие дома и строения. Но центр города быстро отстра­ивался, появлялись каменные гостинные дворы - Русский, Индий­ский, Гилянский, Бухарский.

экономическое и военно-политическое значение края в хvii веке - student2.ru Астрахань ХVII века производила на путешественников двоякое впечатление. Из-за множества башен и колоколен город снаружи, со стороны Волги имел довольно красивый вид. «В настоящее вре­мя как по величине, так и по красоте город принадлежит к зна­чительнейшим городам Московии»,- писал голландец Стрюйс. Внут­ри же, состоящая большей частью из деревянных, зачастую ветхих строений, Астрахань теряла свою привлекательность.

экономическое и военно-политическое значение края в хvii веке - student2.ru экономическое и военно-политическое значение края в хvii веке - student2.ru Численность населения города быстро росла, увеличивалась и его территория. Часть земли за Кремлем была обнесена каменными стенами и названа Белым городом. Всегда многонациональное население города в ХVII веке становится еще более пестрым. Астрахань вела оживленную торговлю со странами Востока, купцы из которых наводнили город. «В городе проживают Персияне, и Индийцы, и все они имеют там свои собствен­ные торговые площади. Также Бухарцы, Крымские и Ногайские Тата­ры, Армяне, Христиане, и все эти народы ведут всякого рода то­варами значительную торговлю и промышленность, так, что город этот доставляет Его Царскому Величеству ежегодно громадные сум­мы, принося одними, пошлинами 12 тысяч рублей», - писал путешест­венник Адам Олеарий.

2. Астраханские промыслы. Недалеко от Астрахани находилось несколько соленых озер. Под действием солнечных лучей вода в них испарялась, и по берегам откладывалась чистая соль. Ее отка­лывали и свозили на берега Волги, ссыпая в большие кучи, потом развозили по многим городам России.

Работа по добыче соли не требовала большой квалификации или особых приспособлений. Соль сгребали в кучи деревянными лопатами, кололи и грузили на суда. На такую

экономическое и военно-политическое значение края в хvii веке - student2.ru работу часто нанимались жившие под Астраханью юртовские татары.

Волжские воды были богаты рыбой. Река делилась на части, каж­дую из которых брали на откуп купцы. Они нанимали рыбаков для лова рыбы. Часть рыбы продавалась здесь же в Астрахани, часть поставляли в другие города России. «Волга в этом месте и до Кас­пийского моря... доставляет чрезвычайно богатый лов всякого ро­да рыбы, которая здесь весьма дешева», - писал Адам Олеарий.

На островах, лежащих недалеко от Астрахани, поросших камышом и кустарником, водилось множество всякого рода дичи. Охотились на нее с помощью соколов и ястребов, которых умело приручали.

экономическое и военно-политическое значение края в хvii веке - student2.ru Астраханская почва и жаркий климат были непригодны для выра­щивания зерновых культур. Но что касается садовых культур и ово­щей: яблок, грецких орехов, дынь, арбузов - их выращивали в большом количестве. В ХVIIвеке персидские купцы

привезли в Ас­трахань виноградные лозы, которые посадил один монах. Вскоре на этом месте появился целый виноградный сад, который приносил превосходный крупный и сладкий виноград.

3. Корабль «Орел». Еще в 1666 году находящийся на русской службе голландец Андрей Виниус подал в Посольский при-

каз "ста­тьи" о строительстве флота на Каспийском море. Но проект был не принят. Когда же на Каспии участились нападения на купечес­кие караваны, русское правительство решило приступить к созда­нию военного флота.

По инициативе боярина Афанасия Лаврентьевича Ордин-Нащокина для защиты торгового пути из стран Востока по Каспийскому морю и Волге в селе Дединове на реке Оке был заложен первый русский парусный военный корабль "Орел". 19 июня 1667 года царь Алексей Михайлович под­писал указ о посылке из Астрахани на Хвалынское море людей для строительства флота. В этом указе говорилось, что «великий государь и великий князь Алексей Михайлович, всея Великие и Ма­лые и Белые Руси самодержец указал для посылок из Астрахани на Хвалынское море де­лать корабли в Коломенском уезде в селе Дединове...»

В Голландию был послан купец фон Сведен с поручением подыс­кать людей, знающих корабельное дело. Пока строился корабль, фон Сведен не только набрал команду, но изавербовал Давида Бутлера капитаном корабля. Астраханскому воеводе Прозоровскому по­слали извещение, чтобы он приготовил место для стоянки судна.

Весной 1668 года корабль "Орел" был спущен на воду. Длина его составляла около 23, а ширина около 6 метров. Год спустя корабль совершил первое самостоятельное плавание в Нижний Новгород, где был оснащен 22 пушками, 40 мушкетонами и 80 пистолями.

Летом 1669 года корабль прибыл в Астрахань. Парусный мастер Стрюйс писал об этом событии: «14 августа вечером мы прибыли в город и, став на якорь, дали салют одиннадцатью выстрелами из пушек и залпом из мушкетов».

О НАЗВАНИИ ГОРОДА

В древние времена этот город лежал в развалинах и в нем нахо­дился дракон - аждерха. Пожирая всех сынов человеческих, обита­ющих в степи Хейхат, и всех живых тварей, он погубил несколько стран. Впоследствии некий хан-богатырь убил этого дракона, а всю округу сделал безопасной и благоустроенной. Поэтому эту страну стали называть Аждерхан.

Эвлия Челеби. Книга путешествия.

экономическое и военно-политическое значение края в хvii веке - student2.ru 1. Прочитайте документ. Почему такая легенда родилась в на­шем крае? Какие версии названия города вам еще известны?

2. Что вам известно об астраханских промыслах?

3. Подготовьте рассказ о корабле "Орел".

Наши рекомендации