Экономическое и военно-политическое значение края в хvii веке
1. Астрахань в ХVII веке. Озаренная пожарами, вступила Астрахань в ХVIIвек. Пожар 1539 года опустошил город. В огне исчезли многие дома и строения. Но центр города быстро отстраивался, появлялись каменные гостинные дворы - Русский, Индийский, Гилянский, Бухарский.
Астрахань ХVII века производила на путешественников двоякое впечатление. Из-за множества башен и колоколен город снаружи, со стороны Волги имел довольно красивый вид. «В настоящее время как по величине, так и по красоте город принадлежит к значительнейшим городам Московии»,- писал голландец Стрюйс. Внутри же, состоящая большей частью из деревянных, зачастую ветхих строений, Астрахань теряла свою привлекательность.
Численность населения города быстро росла, увеличивалась и его территория. Часть земли за Кремлем была обнесена каменными стенами и названа Белым городом. Всегда многонациональное население города в ХVII веке становится еще более пестрым. Астрахань вела оживленную торговлю со странами Востока, купцы из которых наводнили город. «В городе проживают Персияне, и Индийцы, и все они имеют там свои собственные торговые площади. Также Бухарцы, Крымские и Ногайские Татары, Армяне, Христиане, и все эти народы ведут всякого рода товарами значительную торговлю и промышленность, так, что город этот доставляет Его Царскому Величеству ежегодно громадные суммы, принося одними, пошлинами 12 тысяч рублей», - писал путешественник Адам Олеарий.
2. Астраханские промыслы. Недалеко от Астрахани находилось несколько соленых озер. Под действием солнечных лучей вода в них испарялась, и по берегам откладывалась чистая соль. Ее откалывали и свозили на берега Волги, ссыпая в большие кучи, потом развозили по многим городам России.
Работа по добыче соли не требовала большой квалификации или особых приспособлений. Соль сгребали в кучи деревянными лопатами, кололи и грузили на суда. На такую
работу часто нанимались жившие под Астраханью юртовские татары.
Волжские воды были богаты рыбой. Река делилась на части, каждую из которых брали на откуп купцы. Они нанимали рыбаков для лова рыбы. Часть рыбы продавалась здесь же в Астрахани, часть поставляли в другие города России. «Волга в этом месте и до Каспийского моря... доставляет чрезвычайно богатый лов всякого рода рыбы, которая здесь весьма дешева», - писал Адам Олеарий.
На островах, лежащих недалеко от Астрахани, поросших камышом и кустарником, водилось множество всякого рода дичи. Охотились на нее с помощью соколов и ястребов, которых умело приручали.
Астраханская почва и жаркий климат были непригодны для выращивания зерновых культур. Но что касается садовых культур и овощей: яблок, грецких орехов, дынь, арбузов - их выращивали в большом количестве. В ХVIIвеке персидские купцы
привезли в Астрахань виноградные лозы, которые посадил один монах. Вскоре на этом месте появился целый виноградный сад, который приносил превосходный крупный и сладкий виноград.
3. Корабль «Орел». Еще в 1666 году находящийся на русской службе голландец Андрей Виниус подал в Посольский при-
каз "статьи" о строительстве флота на Каспийском море. Но проект был не принят. Когда же на Каспии участились нападения на купеческие караваны, русское правительство решило приступить к созданию военного флота.
По инициативе боярина Афанасия Лаврентьевича Ордин-Нащокина для защиты торгового пути из стран Востока по Каспийскому морю и Волге в селе Дединове на реке Оке был заложен первый русский парусный военный корабль "Орел". 19 июня 1667 года царь Алексей Михайлович подписал указ о посылке из Астрахани на Хвалынское море людей для строительства флота. В этом указе говорилось, что «великий государь и великий князь Алексей Михайлович, всея Великие и Малые и Белые Руси самодержец указал для посылок из Астрахани на Хвалынское море делать корабли в Коломенском уезде в селе Дединове...»
В Голландию был послан купец фон Сведен с поручением подыскать людей, знающих корабельное дело. Пока строился корабль, фон Сведен не только набрал команду, но изавербовал Давида Бутлера капитаном корабля. Астраханскому воеводе Прозоровскому послали извещение, чтобы он приготовил место для стоянки судна.
Весной 1668 года корабль "Орел" был спущен на воду. Длина его составляла около 23, а ширина около 6 метров. Год спустя корабль совершил первое самостоятельное плавание в Нижний Новгород, где был оснащен 22 пушками, 40 мушкетонами и 80 пистолями.
Летом 1669 года корабль прибыл в Астрахань. Парусный мастер Стрюйс писал об этом событии: «14 августа вечером мы прибыли в город и, став на якорь, дали салют одиннадцатью выстрелами из пушек и залпом из мушкетов».
О НАЗВАНИИ ГОРОДА
В древние времена этот город лежал в развалинах и в нем находился дракон - аждерха. Пожирая всех сынов человеческих, обитающих в степи Хейхат, и всех живых тварей, он погубил несколько стран. Впоследствии некий хан-богатырь убил этого дракона, а всю округу сделал безопасной и благоустроенной. Поэтому эту страну стали называть Аждерхан.
Эвлия Челеби. Книга путешествия.
1. Прочитайте документ. Почему такая легенда родилась в нашем крае? Какие версии названия города вам еще известны?
2. Что вам известно об астраханских промыслах?
3. Подготовьте рассказ о корабле "Орел".