Event study models of the Great Russian Revolution in the South Urals in the light of the development of the regional historical and cultural standard
УДК 908
ГСНТИ 03.01.45
ВАК 07.00.02
Модели изучения
Событий периода Великой Российской революции на Южном Урале
В свете разработки регионального историко-культурного стандарта
Event study models of the Great Russian Revolution in the South Urals in the light of the development of the regional historical and cultural standard
Ключевые слова / Keywords: Новейшая история / Contemporary history, революция / revolution, стандарты и программы / standards & programs, учебная литература / textbooks, краеведение / local history, Челябинская область / Chelyabinsk region.
Аннотация. Обосновываются подходы к разработке регионального историко-культурного стандарта по изучению на уроках исторического краеведения революционных событий 1917–1918 гг. на Южном Урале, который включает понятия и термины; персоналии; события и даты; основные документы; трудные вопросы региональной (локальной) истории.
Abstract. Are substantiated approaches to the development of the regional historical and cultural standard for the study of the lessons of local history of the revolutionary events of 1917-1918 in the Southern Urals, which includes concepts and terms; personalities; events and dates; key documents; difficult questions of the regional (local) history.
Великая российская революция 1917 г. по своим масштабам и силе воздействия на общемировые процессы признается одним из важнейших событий истории ХХ века. В Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории подчеркивается необходимость многоуровневого представления истории, что будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи (11, с. 16, 56). Конечно, в своей воспитательной работе учителя истории и других общественных дисциплин не могут обойтись без обращения к событиям Великой Российской революции как одной из памятных дат истории нашей страны (15). В связи с этим представляется настоятельно необходимым исследование вопроса о том, каким образом изучение в школьном курсе Великой российской революции 1917 г. и первых революционных преобразований большевиков должно сочетаться с рассмотрением на уроках истории событий региональной и локальной истории в этот период.
Прежде всего, по аналогии с историко-культурным стандартом (ИКС) по истории России, созданного под эгидой Российского исторического общества и Ассоциации учителей истории и обществознания, проводится разработка регионального ИКС [7, с. 22–26; 8, с. 16–29]. В нем должны быть представлены общая характеристика и основное содержание исторического периода; понятия и термины; персоналии государственных и военных, общественных и религиозных деятелей, деятелей культуры, науки и образования; даты важнейших событий; перечень ключевых источников; трудные вопросы региональной (локальной) истории.
Как убедительно показала И.С.Огоновская на примере темы «Россия от Февраля к Октябрю 1917 г.», в понятийном аппарате школьных учебников наиболее ярко выражается историческая концепция учебных изданий (28, с. 60). Несмотря на обновление терминологического аппарата современных учебников, в них по-прежнему прослеживается явный примат «политической истории» (3, с. 144). Список понятий и терминов, характеризующих Россию в годы «великих потрясений» (1914-1921 гг.), представленный в ИКС, включает 41 дидактическую единицу (11, с. 59). Думается, учителям нет необходимости перегружать рабочую программу и память учеников дополнительной исторической терминологией. Но изучение содержания многих понятий с привлечением местного и регионального материала станет более наглядным, приобретет объем и глубину.
Характеризуя ключевое явление революционного 1917 года, автор регионального учебного пособия М.С.Салмина делает важный аксиологический акцент: «Двоевластие … на Южном Урале, как и во всей провинции, реально оборачивается безвластием…, означая на деле паралич управления и контроля над происходящим» (31, с. 45). Также интересно, как в воспоминаниях ветерана-большевика А.Фоминых описывается реакция челябинцев на известие о первых большевистских декретах: «Все люди стали какими-то иными, добрыми, обнимают друг друга. И общий шум перекрыл крик: "Товарищи, счастье-то какое – мир!"» (33, с. 76). Конечно, для формирования критического мышления можно при этом задать учащимся вопрос о том, как можно оценить объективность воспоминаний и другие документы личного происхождения в качестве источника исторической информации. Для конкретизации представлений учащихся о национализации местной промышленности учитель может привлечь соответствующий документ – «Постановление Уральского облисполкома о национализации каменноугольных копей Челябинского района (31, с.65).
Среди политиков и военных, представленных в списке исторических персоналий этого периода в ИКС, необходимо выделить Василия Константиновича Блюхера, деятельность которого и разворачивалась на Южном Урале. В 1917 г. он прибыл сюда в составе отряда красных, будучи комиссаром батареи, был избран председателем Челябинского военно-революционного комитета. Впоследствии за руководство военными действиями на Урале В.К. Блюхер был награжден орденом Красного Знамени № 1 (34, с. 99). Видимо, региональный ИКС должен быть расширен за счет списка имен видных местных деятелей революции и разгоравшейся гражданской войны: Е.Л. Васенко (делегат II съезда Советов, председатель челябинского Совета рабочих и солдатских депутатов), А.Я. Елькин (комиссар по делам труда исполкома челябинского Совета, командир отряда Красной гвардии), братья И.Д. Каширин и Н.Д. Каширин (сформировали в Верхнеуральске казачий добровольческий отряд для борьбы с дутовцами), В.Д. Колющенко (организатор Социалистического союза молодежи в Челябинске), С.М. Цвиллинг (участник октябрьского вооруженного восстания, председатель военно-революционного комитета в Оренбурге). В советский период в их честь были названы улицы, площади и промышленные предприятия, их имена до сих пор на слуху, но современные школьники мало что о них знают, поэтому и не могут дать объективную и нравственную оценку их деятельности.
Среди исторических персоналий необходимо отметить и противников советской власти: А.-З. Валидов (лидер национального движения, руководитель военного отдела Башкирского правительства), С.Н. Войцеховский (начальник штаба 1-й чехословацкой дивизии, активный участник восстания против большевиков); А.И. Дутов (атаман Оренбургского казачьего войска, организовал восстание против советской власти); И.В. Пашнин (участник I Мировой войны, первый полный георгиевский кавалер в русской кавалерии, атаман Миасской станицы, не принял советскую власть); Г.Ф.Шмурло (брат известного российского историка, представитель челябинского земства в Государственном совете, отказался финансировать свои предприятия, поэтому их национализировали). Их имена возвращаются в современный научный и общественный дискурс, но по-прежнему мало что говорят учащимся. В ИКС также выделяют деятелей церкви, культуры, науки и образования, в чьих жизни и творчестве отразилась идеология и культура революционного периода. К этим деятелям следует отнести В.Л.Вандышева (художник, участник I Мировой войны), Я.Гашека (известный чешский писатель, работал в челябинских газетах), М.Д. Громогласова (верхнеуральский протоиерей, наряду с другими 200-ми замученными большевиками священнослужителями канонизирован Русской православной церковью за границей).
Список событий революционного периода в ИКС включает даты от Февральского переворота 1917 г. и падения монархии до восстания чехословацкого корпуса в мае 1918 г. и начала широкомасштабной Гражданской войны в России. По нашему мнению, региональный ИКС должен быть дополнен следующими событиями для конкретизации общероссийских процессов и в силу их значимости для истории Южного Урала: 6–8 марта 1917 г. – подписание актов о передаче власти пермским, оренбургским и уфимским губернаторами; март 1917 г. – создание на Южном Урале новых органов управления (комитеты общественной безопасности, советы рабочих депутатов и др.); август – сентябрь 1917 г. – перевыборы в местные Советы; 26 октября 2017 г. – приказ атамана А.И. Дутова о переходе всей власти в Оренбургской губернии в руки войскового правительства; 18 января 1918 г. – взятие Оренбурга отрядами сторонников советской власти; 2 марта 1918 г. – взятие Красной армией Верхнеуральска; апрель 1918 г. – разгром отрядов А.И.Дутова, завершение формирования местных органов Советской власти; 9 марта 1918 г. – первое организационное заседание Челябинского временного совета народного хозяйства; 27 мая 1918 г. – восстание чехословацкого корпуса в Челябинске.
Принципиальным методическим новшеством ИКС явилось включение в его состав перечня исторических источников для изучения учащимися. К сожалению, именно по курсу истории России ХХ века список приводится в обобщенном формате: например, «партийные и комсомольские документы: от материалов съездов, конференций, пленумов, программ и уставов – до документов первичных организаций» (11, с. 88). С одной стороны, такой подход не позволяет определить обязательный образовательный минимум, необходимый и достаточный для изучения этого насыщенного событиями и сложного для понимания учащимися исторического периода. С другой стороны, при определенной таким образом типологии исторических источников возникает настоятельная необходимость в конкретизации перечня документов на региональном и местном уровне, а у учителей появляется возможность проявить свое методическое творчество и мастерство.
По нашему мнению, учащихся необходимо не только познакомить с содержанием ключевых документов, но и отработать с ними навыки критического анализа следующих источников: «Манифест об отречении Николая II от престола…» (2 марта 1917 г.); телеграмма городскому Голове Челябинска от председателя Временного комитета Государственной Думы М.Родзянко о переходе власти к Временному Комитету Государственной Думы (2 марта 1917 г.); письмо жены помощника полицмейстера г. Челябинска Н.И.Де-Гросс-Добровольской М.Родзянко (14 марта 1917 г.); информация об организации рабочих дружин (8 июля 1917 г.) и о выборах в городскую Думу (1 августа 1917 г.), опубликованная в газете «Союзная мысль»; телеграмма Челябинского уездного комиссара Оренбургскому губернскому комиссару о переходе власти в г. Челябинске в руки Совета рабочих и солдатских депутатов, опубликованная в газете «Уральская жизнь» (2 ноября 1917 г.); приказ № 3 Челябинского военно-революционного комитета об образовании штаба главноначальствующего вооруженными силами (30 ноября 1917 г.) (35, с. 207–219), лотерейный билет Оренбургского казачьего войска «В пользу станиц, пострадавших от большевиков (27, с. 70). Наряду с уже упомянутыми оронимами (городскими названиями) (12), к особой группе источников, сохраняющих и определенным образом формирующих историческую память о революционных событиях на Южном Урале, относятся произведения художественной литературы (18, с. 29–52) и живописи (2), монументальные памятники и мемориальные доски (13; 32). Например, в Верхнеуральске всем погибшим в братоубийственной Гражданской войне казакам установлен как знак примирения поклонный крест (1, с. 87). Обращение к таким памятникам-реалиям будет способствовать преодолению ставшего заметным в последнее время отчуждения современных провинциальных школьников от истории Родины (29, с. 203).
Анализ современных научно-педагогических работ по истории России позволяет нам выделить несколько моделей изучения революционных событий 1917–1918 гг. на Южном Урале в системе историко-краеведческого образования [14, с. 18]. Выбор этих моделей тесно связан с используемым учебно-методическим комплексом.
Дисперсно-урочная модель предусматривает распределение краеведческого материала по содержанию базового курса истории России ХХ века, проведение отдельных занятий с включением хронологически и тематически связанных фрагментов по локальной и региональной истории. Традиционный методический прием «привлечения» краеведческого материала на уроке – сообщения учащихся. В свете требований ФГОС, достижению не только предметных, но и метапредметных образовательных результатов, развитию универсальных учебных действий будет способствовать выполнение учащимися разнообразных учебных проектов. Так, авторы нового учебника, выпущенного в издательстве «Дрофа», предлагают всего лишь одно задание, направленное на осмысление региональной специфики революционных процессов в России: «Соберите информацию и подготовьте сообщение об установлении власти большевиков в вашем родном городе (районе) в конце 1917 – начале 1918 г.» (5, с. 60). Учащимся также могут быть предложены поисково-информационные и исследовательские проекты: биографический словарь «Деятели белого движения на Южном Урале», статья в школьную стенгазету «Этот день 100 лет назад», топонимический словарь «Память о Великой Российской революции в городских названиях», буклет «Мемориальные доски и памятники, посвященные революционным событиям 1917 г. на карте нашего города». К практическим и творческим проектам относятся: эскиз мемориальной доски или объёмная модель памятника жертвам Российской революции, сочинение-стилизация «Статья в челябинской газете о революционных событиях», рассказ от имени челябинца – участника II съезда Советов или VI съезда РСРП(б) (24).
Модульно-тематическая модель реализуется посредством включения в базовые учебные дисциплины специальных тем – модулей, которые отражают своеобразие историко-культурного развития региона в определенные исторические периоды. Например, в новом учебнике, выпущенном в издательстве «Просвещение», представлен специальный материал для самостоятельной работы и проектной деятельности «Революция и Гражданская война на национальных окраинах» (6, с. 70-78), что позволяет организовать проведение отдельного урока, посвященного этой теме (25). При этом авторы предлагают учащимся более сложные задания: «Сравните процесс установления советской власти на разных окраинах России. Выделите основные отличия национально-государственных образований»; «Выясните современный статус территорий, о которых идет речь в материалах учебника» (6, с. 78).
Помимо традиционных комбинированных уроков, учителя могут использовать и другие формы учебных занятий: театрализация «Митинг, посвященный известию об отречении Николая II»; конференция «Особенности установления советской власти в различных территориях Южного Урала»; суд «Самуил Цвиллинг: народный защитник или разбойник?»; пресс-конференция «Партийные программы на выборах в Учредительное собрание на Южном Урале»; читательский клуб «Революционный Челябинск на страницах местных газет»; мозговой штурм «Была ли неизбежна Гражданская война на Южном Урале?» (10, с. 145–172). Основой для определения тем таких проблемных уроков сможет стать разрабатываемый перечень трудных вопросов по региональной истории (23, с. 155–156). Особо следует выделить проблемы социально-экономических предпосылок революционных событий на Южном Урале (22; 26), характеристика условий повседневной «жизни в катастрофе» (19), иностранного влияния на эти события (20; 30).
Программно-курсовая модель может быть реализована за счет введения в образовательную программу школы дополнительных учебных курсов по истории региона, что требует разработки специальной рабочей программы и соответствующего учебно-методического комплекса (25). Необходимо отметить, что для ряда территорий Челябинской области изданы и успешно используются в педагогической практике «Тетради юных краеведов» – учебно-методические пособия нового жанра по комплексному изучению муниципального района или городского округа. В каждом из этих пособий имеется раздел «Век потрясений и свершений», в котором представлен местный материал о революционных событиях (9). Вместе с тем, требуется подчеркнуть необходимость повышения квалификации и тьюторского сопровождения учителей истории по вопросам внедрения историко-культурного стандарта с учетом особенностей социальной средышколы (4; 16; 17).
Смеем надеяться, что представленные модели изучения исторических событий периода Великой Российской революции в школах Челябинской области будут способствовать достижению системного эффекта в общекультурном, личностном и познавательном развитии учащихся.
Библиографический список
1. Виноградов Н.Б., Гитис М.С., Кузнецов В.М. Историческое краеведение. Челябинская область. – Челябинск: Абрис, 2009. – 128 с.
2. Волков Е.В. Площадь павших революционеров: чехословацкий «мятеж» глазами советского художника. – Челябинск: Каменный пояс, 2015. – 158 с.
3. Гришина Н.В., Егорова А.А., Кузнецов В.М. Представления о мобилизационной модели экономики в школьных учебниках Новейшей истории России // Победа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. как исторический феномен и существенный вклад народов Южного Урала в её достижение: матер. межрегион. многоуров. науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. – Уфа, ИРО РБ, 2014. – С. 137–144.
4. Донской А.Г. Мировоззренческие особенности историко-культурного стандарта в системе повышения квалификации учителей истории и обществознания // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2015 г. − № 3 (24). – 124 с. – С. 55–62.
5. История России. 10 кл.: учеб. / О.В. Волобуев, С.П. Карпачев, П.Н. Романов и др. – М.: Дрофа, 2016. – 368 с. – (Вертикаль).
6. История России. 10 кл.: учеб. для общеобразоват. организаций. В 3 ч. Ч. 1. / М.М. Горинов, А.А. Данилов, М.Ю. Моруков и др.; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016. – 175 с.
7. История. Челябинская область. 5–7 (8) классы: метод. пособ. для учителей общеобразовательных организаций по проектированию учебного предмета с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей территории / под ред. В.М. Кузнецова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2015. – 128 с.
8. История. Челябинская область. 8 (9) класс: методическое пособие для учителей общеобразовательных организаций по проектированию учебного предмета с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей территории / А. В. Ражев, Е. Ю. Захарова, Д. И. Никитин и др.; под ред. В. М. Кузнецова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2016. – 144 с.
9. Какорина И.Ю., Кузнецова Е.В. «Тетрадь юного краеведа» − инновационный жанр учебно-методического пособия // Проблемы культурного образования. – Вып. 8. – Челябинск, 2011. – С. 186–188.
10. Коваль Т.В. Конспекты уроков по истории России ХХ в. 9 кл.: метод. пособ. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 400 с. – (Конспекты уроков).
11. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории // Вестник образования. – 2014. – № 13. – С. 10–124.
12. Конюченко А.И. Проблемы лица Челябинска // Гороховские чтения: матер. VII регион. музейной конф. – Челябинск: ОГБУК ГИМ ЮУ, 2016. – С. 117-120.
13. Краеведение. Челябинская область. 7 кл. / под ред. В.М.Кузнецова. – Челябинск, 2009. – 128 с.
14. Кузнецов В.М. Модели историко-краеведческого образования в школе (на материале Челябинской области) // Преподавание истории в школе. – 2016. – № 7. – С. 16–20.
15. Кузнецов В.М. Памятные даты истории России в воспитательной работе учителей общественных дисциплин // Современное общественно-научное образование школьников: инновационные ориентиры развития: сб. матер. I всеросс. науч.-практ. конф., 14–25 марта 2014 г. – Екатеринбург, 2014. – 424 с. – С. 379–382.
16. Кузнецов В.М., Алпатиков Д.А., Баева Т.В. и др. Структура и содержание инновационной образовательной программы модульного курса повышения квалификации «Деятельность учителей-предметников в условиях введения Историко-культурного стандарта» // Проблемы культурного образования. Ч. 2. – Челябинск: Край Ра, 2014. – С. 79–90.
17. Кузнецов В.М., Трошков С.Н. Содействие педагогам в изучении социальной среды при конструировании образовательной программы // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. − 2015. − № 4. – 140 с. – С. 61–68.
18. Литература России. Южный Урал / Т.Н. Крохалева, Т.В. Соловьева, Л.И. Стрелец. – 2-е изд., испр. – Челябинск: Взгляд, 2004. – 447 с.
19. Нарский И.В. Жизнь в катастрофе: Будни населения Урала в 1917-1922 гг. – М.: РОССПЭН, 2001. – 633 с. – (Социальная история России XX в.).
20. Новиков И.А. Использование труда военнопленных в годы Первой мировой войны на горных заводах Южного Урала // Российское общество и войны XX в.: матер. всеросс. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию начала русско-японской и 90-летию Первой мировой войн. Адлер, 27-28 мая 2004 г. Краснодар, 2004. - С. 498-100.
21. Новиков И.А. История регионов России в свете историко-культурного стандарта // Проблемы культурного образования. Вып. 11. – Челябинск: Край Ра, 2014. – С. 119–128.
22. Новиков И.А. Металлургическая промышленность Южного Урала в истории Российской государственности XVIII-XXI вв. // Преподавание истории в школе. – 2012. – № 9. – С. 25-29.
23. Новиков И.А. Некоторые трудные вопросы истории родного края – Южного Урала (когда Златоуст стал городом) // Проблемы культурного образования. – Вып. 12. – Челябинск: Край РА, 2015. – 310 с. – С. 153–165.
24. Новиков И.А. Революцией призванный: византинист М.Я. Сюзюмов на Урале // Вопросы всеобщей истории. Вып. 18. В 2 ч. Ч. 1. - 2016. - С. 48-58.
25. Новиков И.А. Региональный учебник в концепции единого учебно-методического комплекса по истории России // Современный учебник по истории: теоретико-методологические, содержательные и методические аспекты. XVIII всеросс. истор.-педагог. чтения. – Екатеринбург, 2014. – Ч. I. – 258 с. – С. 49–61.
26. Новиков И.А. Роль Горных начальников Златоустовского горного округа в улучшении нравственного облика рабочих на рубеже XIX – XX вв. // Истор. чтения. Вып. 10: матер. науч. конф. «Культура Урала. XX век», посвящ. 90-летию со дня образования в Челябинске Комитета по организации разумных развлечений. 24 ноября 2005 г. – Челябинск: ЦИКНЧ, 2007. – С. 59-63.
27. Обухов Л.А., Шкерин В.А., Шкребень Г.С. История Урала XIX–XX вв.: учеб. пособие для осн. шк. – Екатеринбург: СОКРАТ, 2005. – 144 с.
28. Огоновская И. С. Школьный учебник истории СССР – России как инструмент и источник формирования исторической памяти (на примере революционных событий 1917 г.) // Вопросы всеобщей истории. Вып. 18. – Екатеринбург: УрГПУ, 2016. – 306 с. – С. 58–73.
29. Попов А.А., Захарова Е.Ю. Проблемы внедрения историко-культурного стандарта в педагогическую практику основной школы // Проблемы культурного образования. – Вып. 12. – Челябинск: Край Ра, 2015. – С. 199–204.
30. Ражев А.В. Февральская революция в России и военная политика великобритании в январе-апреле 1917 г. // Вопросы всеобщей истории. Вып. 18. – Екатеринбург: УрГПУ, 2016. – 306 с. – С. 102–106.
31. Салмина М.С. История Южного Урала. XX – начало XXI в.: учеб. пособ. для 9 кл. – Челябинск: Взгляд, 2004. – 254 с.
32. Самсонов В.Ф. Память о подвиге и славе (По мемориальным местам Челябинска). – Челябинск: Алое поле, 2005. – 240 с.
33. Челябинск в разных измерениях / Сост. А.А. Золотов. – Челябинск: ЮУКИ, 1986. – 152 с.
34. Челябинск: Энцикл. / Сост. В. С.Боже, В.А.Черноземцев. – Челябинск: Каменный пояс, 2001. – 1076 с.
35. Чистякова Н.М., Калинкина Е.А. Из истории деятельности органов власти и милиции в Челябинске. События гражданской войны на Южном Урале // Исторические чтения: матер. науч. регион. конф. Центра ист.-культ. наследия г. Челябинска «Крушение царизма и гражданская война на Южном Урале» (1997). – Челябинск: ЦИКНЧ, 1998. – 245 с. – С. 206–222.