А почему решили построить декорацию? Ведь можно было найти похожее на натуре?
- Один из основных рынков был совсем близко от «Ленфильма». Вышли на задворки и вот - «Сытный рынок». Но это уже другой рынок – куча ларьков. К сожалению, тех рынков уже не сохранилось в том виде, как это было. На настоящем рынке нужно было бы его работу остановить как минимум на сутки. И еще его пришлось бы декорировать, старить.
Кстати, рынки в блокадном Ленинграде были достаточно оживленными. Много людей, толкучки. Я много работал с фото документами из архивов. Удалось найти много свидетельств. Мне хотелось, чтобы народу было еще больше. Потому что там, в блокадном Ленинграде на рынках были сотни, сотни людей. Очень плотные толкучки. Фотографии Кузнечного рынка — людей как в метро в час пик. В то время рынок был центром жизни, где можно было попытать счастья обменять что-то из вещей на еду, рассказывали, что можно найти все.
А сцена в квартире. Настоящий взрыв или компьютерная графика?
- Самый настоящий. И дом настоящий мы нашли. Когда я работал над фильмом, я жил на Кронверкской улице и по ночам ходил гулять. Особое внимание привлекали расселенные дома. Потому что у нас в фильме довольно большой блок с бегством и погоней за криминальным элементом. И взрыв этой квартиры требовал особых условий: пустой дом, квартал. И я наткнулся здесь на такой дом на Пушкарской. Пришел к продюсеру и говорю: «Послушай, там дом такой интересный присмотрел. Давай «взорвем». Он подходит». И продюсер, скрепя сердце, дал добро. Это, конечно, огромные риски, опасность. Аварийный дом расселенный. Туда залезет группа в 50 человек. Будет шастать, что-то взрывать. Чем это дело кончится? Понятно, что продюсер отвечает за все. Леня Карпов зашел со своей бригадой за сутки, и я скажу, что по фотографиям архивным дом один в один. Не отличить.
Кто помогал со взрывами?
- У нас работали пиротехники. Профессионалы своего дела. Полиция оцепила дом, карета «скорой» на дежурстве. Все было сделано по правилам техники безопасности.
Завод «Красный треугольник» хорошо сыграл свою роль.
- «Красный треугольник», безусловно, эффектное место, но что удивительно - во время войны он значительно лучше выглядел, чем сейчас. Я также рассматривал фотографии «Красного треугольника» ноября 1941 года.
Но «Красный треугольник» как раз-таки в фильме не играет роль «Красного треугольника».
- Нам нужен был объект после артиллерийского обстрела. «Красный треугольник» подошел на эту роль.
- Фильм «Три дня до весны» еще не успел выйти в прокат, а уже говорят о продолжении. Рабочее название новой картины - «Трое». Можете приоткрыть завесу тайны над проектом?
- В первом фильме заложена некая основа истории. Она находится в развитии. Сейчас группа собирает материал. В новом фильме затронуты достаточно интересные истории. В частности рота особого назначения и ее деятельность. Персонажи будут другие. Наши герои из «Трех дней» могут появится в этой истории, поскольку это одно время, но тут берется совершенно другой срез блокадной эпопеи. Одно и тоже время рассматривается с разных сторон.
- Кстати, было бы интересно, если бы пересеклись герои.
- Возможно они пересекутся, но просто как друзья, соседи.
- Представляете, в одной из сцен второй части сделать отсылку на сцену из первой. Главный герой из «Трех дней» идет по городу, а во второй части другие герои разговаривают, а на заднем плане как раз Плетнев проходит.
- Приблизительно так и будет.
В начале фильма у нас звучит прекрасная музыка. Играет оркестр и девушка читает стихи. Довольно сильное и эмоциональное начало, которое привлекает внимание и готовит зрителя к серьезной картине. Этой сцены по сценарию не было. То есть, получается, добавили ее Вы. Это был такой специальный ход?
- Мне хотелось некоего камертона в начале фильма для всей этой истории, который был бы проверочной тональностью всего. Поэтому Берггольц, ее фрагмент февральского дневника и квинтет Шостаковича, который транслировали по радио. Я, целенаправленно для первого эпизода выяснял в радиокомитете, что по радио могло транслироваться в то время. Мне захотелось создать такой некий пролог эпитет.
Музыка является отельным полноправным героем фильма «Три дня до весны». «Ленфильм» очень давно не записывал музыкальное сопровождение живого оркестра. Кому пришла в голову такая идея — записать живой оркестр?
- Это произошло благодаря моей дружбе с композитором и музыкантом Антоном Лубченко, который в силу своего профессионального уровня работает только с живыми инструментами. Он принципиально не работает с электроникой. И поскольку мы затронули блокадную тему, а Антон ученик Мнацаканяна – ученика Шостаковича. Автор нескольких опер, один из лучших симфонических дирижеров нашей страны. И когда к нему материал попал в руки, он сказал: «Я сделаю все для того, чтобы мы смогли записать это с живым оркестром». Что, собственно, нам и удалось сделать, благодаря помощи Валерия Гергиева. Он любезно предоставил большой симфонический оркестр Мариинского театра и студию записи Мариинского театра, где мы и записали саундтрек к фильму. В фильме больше часа звучит симфоническая музыка.
Сильнее симфонического оркестра ничего не может быть. Это вообще счастье для режиссера поработать с оркестром. И выпадает такая удача очень редко.
Знаете, когда начинаются начальные титры картины... а сделаны они из архивных блокадных фотографий зимы 1941-1942 годов. На фоне этих фотографий звучит симфоническая музыка. Я сотый раз смотрю. У меня в сотый раз мурашки по коже бегут.