Изучив в этой связи с приличествующим вниманием и тщанием выносимые на Собор тексты, мы намереваемся с благоговением представить Вашему вниманию следующие соображения.
Священный Кинот
Святой горы
Афон
Карея, 12/25 мая 2016
Номер протокола Ф.2/7/1085
Его Божественнейшему Всесвятейшеству
Всечестному Отцу нашему и Владыке
Варфоломею
в Фанар
Всесвятейший Отче и Владыко,
с глубоким сыновним почтением во Христе Воскресшем радостно обращаем к Вашему Божественнейшему Всесвятейшеству мировожделенные слова "Христос Воскресе".
Согласно установлениям нашего Святого места, мы сошлись на внеочередное сугубое собрание представителей и настоятелей, благочестивейше приняв во внимание следующее:
а) Ваше Честное Патриаршее письмо от 11 марта 2016 года, которым наш Священный Кинот был уведомлен о готовящемся созыве Святого и Великого Собора и к которому прилагались в порядке ознакомления шесть подготовленных для обращения к Святому и Великому Собору документов.
б) Ваше Патриаршее и Синодальное окружное послание от 20 марта текущего года, в котором ставится первейшей и главнейшей целью Всеправославного Собора "показать, что Православная Церковь есть Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь, обретающая единство в Таинствах, прежде всего в Божественной Евхаристии и Православной вере, а также в соборности", и объявляется, что "согласованные на общеправославном уровне и выносимые на Святой и Великий Собор документы публикуются и предоставляются в распоряжение всех благожелательно настроенных верующих в целях их оповещения и уведомления, в том числе чтобы они могли выразить свое мнение и свои ожидания от Святого и Великого Собора".
Откликнувшись на отеческое побуждение Вашего Божественнейшего Всесвятейшества, мы прилежно молимся со всеми боголюбиво подвизающимися на Святой горе отцами Единому Истинному Богу нашему Воскресшему Господу Иисусу Христу, чтобы Он благословил и направил в нужное русло важнейшую работу Святого и Великого Собора во благо Церкви Своей и на деле явил единство нашей Святой Православной Церкви как все той же Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.
Изучив в этой связи с приличествующим вниманием и тщанием выносимые на Собор тексты, мы намереваемся с благоговением представить Вашему вниманию следующие соображения.
Мы чтим и надлежащим образом почитаем Мать Великую Церковь Христову и Вас - Вселенского Патриарха и Отца нашего. Непрестанно молимся за мученическую Первопрестольную Церковь и поддерживаем Вселенский Патриархат в Его непреходящем несении тяжкого креста. Всякий же раз, когда появляются вопросы, отягощающие [соборное] сознание Святой Православной Церкви, мы, с сыновним почтением и любовью, как поступали и предшествующие нам отцы, с благоговением выражаем свое мнение и предложения.
Мы констатируем напряженные и заслуживающие всяческого одобрения усилия представителей Святейших Православных Церквей в рамках совещаний по подготовке Всеправославного Собора, направленные на выработку проектов выносимых на Собор текстов, которые были опубликованы по решению Честных Предстоятелей (21-28 января 2016).
Вместе с тем мы полагаем, что некоторые пункты выносимых на Собор текстов требуют уточнения - с тем, чтобы в них яснее проявлялась непреходящая традиция Святых Отцов и соборное наследие Церкви. По этим пунктам мы смиренно приводим свое мнение и выносим свои предложения на суд и оценку Церкви.
Первый пункт касается экклесиологии. Формулировка: "Православная Церковь, будучи Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью", - совершенно справедливо вынесена как титул в начало документа "Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром" - в знак понимания того, что это выражает ее исключительность. При этом Святой и Великий Собор, будучи более высоким соборным органом по сравнению с предваряющими его совещаниями, должен будет дополнить формулировку соответствующего текста и избегать употребления определения "Церковь" применительно к инославным, а вместо него использовать термин "христианские учения и конфессии". Таким образом, инославные будут ясно представлять, что мы, православные, думаем о них как их искренние собеседники. В этом отношении было бы более правильно ввести во второй абзац шестого параграфа этого текста формулировку "Православная Церковь констатирует (вместо "признает") [1] существование в истории других христианских конфессий..."
Далее, понятие единства Церкви также требует разъяснения. Мы верим, что в это ее единство входят только члены Православной Церкви, образуя Тело Христово, сопричастные "славе" (боготворящей Благодати Святого Духа), о которой молился Великий Архиерей Господь наш Иисус Христос. Только о них говорится "да будут едино, как Мы едино", по толкованию богоносных Отцов (Афанасия Великого, св. Иоанна Богослова и свт. Кирилла Александрийского). Это будет всем во благо и пойдет на пользу как самосознанию Православной паствы, так и самим инославным, если мы будем говорить о возвращении отделившихся в Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь или, по-нашему, в Святую Православную Церковь, которая крепко хранит "нерасторжимую связь между правой верой и общением в таинствах" [2], как это было выражено святыми Вселенских Соборов.
Имея в виду именно этот смысл своего единства, Церковь "всегда развивала диалог с отделенными от нее, ближними и дальними", и именно в этих рамках может быть выражена ее апостольская природа "в новых исторических условиях" [3] - с явной целью облегчить их возвращение в ее свято-духовное единство. Конкретнее, мы предлагаем, чтобы последняя фраза статьи 5-й об "утраченном единстве христиан" звучала бы в формулировке "возвращение к истине отпавших от нее (Церкви) христиан".
Второй пункт, в который следовало бы внести изменения с целью отражения непреходящего самосознания Церкви, связан с тем, что сообщается о двусторонних и многосторонних межхристианских диалогах. Способ проведения и сам ход богословских дискуссий не внушают успокоения всей полноте Церкви, причем наш Священный Кинот в разное время и в связи с разными обстоятельствами выражал свое мнение в официальных документах против богословских договоренностей с инославными, протестуя против совместных молитв и других богослужебных действий (в частности, лобзания на литургии), в результате чего создается ложное впечатление единения с ними, как указывается в документе нашего собрания настоятелей (ΕΔΙΣ) от 9/22 апреля 1980 года. Конкретнее, в статье 18-й документа "Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром" после слов "Православная Церковь не может принять единство Церкви как некий межконфессиональный компромисс" должно быть добавлено "или как участие в совместных молитвах и других богослужебных действиях", которые вызывают смущение в самосознании полноты Православной Церкви. Кроме того, мы не можем не выразить свою резкую озабоченность и справедливые возражения по поводу продолжения участия Православных во "Всемирном Совете Церквей" (ВСЦ).
В-третьих, что касается "Регламента организации и работы Святого и Великого Собора Православной Церкви"мы понимаем все сложности, поэтому и не даем выражения своей общей озабоченности, которую вызывает у нас способ организации и равноправное участие епископов. Тем не менее, статья 22-я документа "Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром", где упоминается "высший критерий Церкви в вопросах веры" [4], могла бы стать яснее, если бы было дополнительно разъяснено, что церковная традиция признает в качестве высшего критерия в вопросах веры [соборное] сознание полноты Церкви, которое в некоторых случаях выражается отдельными лицами или собраниями иерархов или верующих, и которое затем утверждается посредством соборных решений.
Также мы считаем, что в решения Святого и Великого Собора должно быть включено упоминание Великих Соборов Православной Церкви, последовавших после Святого Седьмого Вселенского Собора (при Фотии Великом 879 года, при св. Григории Паламе 1341-1351 годов и тех, которые провозгласили ничтожными результаты Лионского и Флорентийского лжесоборов униатов), - в отношении отмеченных этими соборами догматических и экклесиологических отличий от инославных (filioque, тварная Благодать, папский примат и т.д.), чтобы они были совершенно прояснены.
Четвертый и последний из отмеченных нами пунктов связан с духом документа "Миссия Православной Церкви в современном мире". Данный текст отличается духовной тонкостью, хотя мы, святогорцы, будучи наследниками подвижнической традиции священнобезмолвия, полагаем, что это могло бы быть весьма удачно дополнено (предпочтительно в параграфе 6.13) более развернутым изложением Православной антропологии и космологии в том ее виде, в каком она была сформулирована, прежде всего, святителем Григорием Паламой. Конкретнее, это могло бы быть дополнено следующим образом:
"Бог может открыться человеку и вступить с ним в непосредственное общение, когда последний подвизается по Христу, постоянно взыскуя Его посредством умной молитвы. Целью этой строгой и тайноводственной духовности является обожение, то есть личное переживание молящимся Божественного Света и Преображения. Непременным условием этого служит то, чтобы эта личностная завершенность, выраженная в общении с Богом и Его откровении, происходила только в лоне Церкви. Вся эта подвижнеческая брань совершается только с Божией Благодатью и ни в коем случае не отдельно от нее (тем более, не с применением различных приемов, встречающихся в некоторых древних и современных оккультных течениях или путем автономного развития человеческого разума и знания).
В этих рамках центральное место занимает рассуждение о сущности и нетварных энергиях Бога. Бог вовсе не пребывает недоступным для человека, но вступает в непосредственную связь и личное общение с ним посредством Своих нетварных энергий. Таким образом, человек становится причастным божественной жизни и становится богом по благодати. Энергия Бога не является некой неопределенной силой или сверхсилой, она есть живой троичный в лицах Бог, являющийся доступным для человека, который может Его причаститься; она входит в его историю и жизнь, чтобы он "стал причастником божественной природы", несущим в себе "по образу" и стремящимся быть "по подобию" посредством подвига, добродетельной жизни и избавления от страстей".
Посредством изложенного выше боготворящего пути, в сердце человека входит мир по Христу - "вышний мир", который должен противопоставляться понятию внутримирского мира, достигаемого путем межрелигиозных инициатив и мероприятий.
Всесвятейший Отче и Владыко,
глубоко ценя старания потрудившихся на совещаниях по подготовке Всеправославного Собора, мы можем сказать в заключение, что подготовленные для вынесения на Собор документы требуют некоторых улучшений, необходимых для того, чтобы лучше выразить соборное сознание нашей Святой Православной Церкви. Подаем сыновье прошение, чтобы, среди прочих, были приняты во внимание и изложенные здесь предложения, выработанные нами обдуманно, внимательно и молитвенно - с тем, чтобы Святой и Великий Собор "стал истинным выражением канонической традиции и непрерывного церковного делания посредством работы соборной системы" [5] Церкви. Тогда великая радость настанет на небе и на земле и будут преодолены возможные распри и расколы, а вся полнота Церкви "едиными усты и единым сердцем" восславит Пресвятого Троичного Бога как надежду на спасение всего этого мира.
На этом завершаем, вознося от всего сердца горячие молитвы к Воскресшему Господу за Ваше Божественнейшее Всесвятейшество и за благоприятный исход намеченного к созыву Святого и Великого Собора, пребывая в глубочайшем почтении и сыновьей преданности.
Все участвовавшие во внеочередном сугубом собрании представителей и настоятелей двадцати Святых и Благостных обителей Святой Горы Афон.
С уведомлением: