Тактико-технические характеристики

Факультет Радиовтуз МАИ

Курсовая работа

По дисциплине

Введение в аэрокосмическую технику

На тему: «Исследование самолета ИЛ-2»

Вариант: № 15

Исполнитель: Титов Владислав

Группа: МРО-102С

Руководитель работы: Ильин В.Н.

Оценка:

Дата:

Подпись преподавателя

Москва 2016

Ил-2 (по кодификации НАТО: Bark) — советский штурмовик времён Великой Отечественной войны, созданный в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. Самый массовый боевой самолёт в истории, было выпущено более 36 тысяч штук.

История создания

В феврале 1938 г. авиаконст­руктор Сергей Ильюшин, занимавший высокий пост в Наркомате оборонной промышленности, написал Сталину докладную.

Он требовал срочного создания «бронированного штурмовика, или, иначе говоря, летающего танка». Инициатива наказуема - Ильюшинасняли с должности и отправили на завод № 39 этот самый «танк» строить.

Первые Ил-2 появились перед самой войной и несли неплохой арсенал: две 20-мм пушки, до 400 кг мелких бомб, 8 ракет. При этом они были одномест­ными, без стрелка, и нес­ли большие потери от истребителей.

«У меня за всю войну было 164 боевых вылета, - вспоминал Иван Пстыго, ставший после войны маршалом авиации. - В начале войны за 30 вылетов давали Героя. В 41-42-м гг. на одну боевую потерю Ил-2 приходилось 11 вылетов. Правда, лётчики гибли вдвое реже, чем их самолёты. В половине случаев они возвращались. Перевязанные, хромые, но возвращались. Броня!

Крылья и хвост штурмовика до 1944 г. ради экономии делали из дерева и фанеры… Где-то году в 43-м на фронте появились двухместные штурмовики со стрелками. Они сидели за спиной лётчика, бронекорпус их не защищал. Потери у них были страшные: на одного выбитого лётчика - семеро стрелков!»

С 1942 г. каждый третий боевой самолёт у нас был штурмовиком. Из-за этого страна строила меньше истребителей, но ни про один русский самолёт немцы не вспоминали с таким ужасом! Ил-2 из-за нечувствительности к зенитному огню они называли «бетонным бомбардировщиком», хотя на самом деле бронекорпус «держал» лишь пули винтовочного калибра.

Боевое применение

Боевое применение столь необычного самолёта, как Ил-2 столкнулось с массой проблем: технических, тактических, в подготовке пилотов и так далее. Первые результаты боёв были неудачными:

Подводя итоги 1941 г. можно утверждать, что это был один из самых трагических периодов в истории экипажей «Штурмовиков». Пилотов поспешно переучивали на эти самолёты и кидали на фронт, где их сбивали в массовых количествах. …Например один из полков, 280 ШАП, в течение трёх дней второй декады октября потерял 11 самолётов. Только 10 октября из вылета не вернулись три из пяти машин этого полка, а те которые добрались до своего аэродрома, находились в плачевном состоянии. — «Война в воздухе» № 7, 8 Ил-2/10

С учётом высокого риска применения Ил-2, звание Героя Советского Союза присваивалось уже за 10 боевых вылетов. По другим данным, до 1943 года звание Героя Советского Союза присваивалось за 30 боевых вылетов, а после 1943 года этот ценз увеличили до 80.

В соответствии с официальной статистикой Штаба ВВС Красной армии из примерно 1500 Ил-2 направленных в части до 31 декабря 1941 года было потеряно 1100. Тем не менее, Ил-2 имел достаточно хорошее бронирование и значительная часть от общего числа потерь составляли небоевые потери: аварии вследствие манёвров на слишком малой высоте при плохих погодных условиях.

Всего за 1941—1945 годы СССР потерял 23,6 тыс. штурмовиков, из них 12,4 тыс. составили боевые потери. Всего потеряли 7837 лётчиков-штурмовиков. Подготовили 356 авиаполков. Формировали 140 авиаполков 1 раз, 103 авиаполка 2 раза, 61 авиаполк 3 раза, 31 авиаполк 4 раза и 21 авиаполк 5 раз. К 10 мая 1945 г. в составе воздушных армий фронтов насчитывалось 3075 штурмовиков Ил-2 и Ил-2У, 214 Ил-2КР и 146 Ил-10. Кроме этого, в ВВС ВМФ имелось 197 Ил-2. Если к началу войны Ил-2 имелось менее 0,2 %, то к осени 1942 г. их удельный вес вырос до 31 % и в дальнейшем удерживался на уровне 29-32 % общего числа боевых самолетов фронтовой авиации. (источник Драбкин А. В. — Я дрался на штурмовике) Общая выживаемость Ил-2 за войну составила около 53 самолёто-вылетов на одну безвозвратную потерю. В течение всей войны выживаемость в штурмовой авиации была ниже чем в бомбардировочной и истребительной, несмотря на то, что Ил-2 превосходил по защищённости все советские самолёты. Причина этого — тактика применения, Илы большую часть времени висели над линией фронта на небольших высотах, притягивая к себе огонь всей вражеской зенитной артиллерии. По данным анализа боевой работы штурмовых подразделений 3-й воздушной армии в Витебской, Полоцкой, Двинской, Бауской и Шяуляйской операциях, общий уровень боевых потерь Ил-2, характеризуемый безвозвратными потерями, составил 2,8 % от общего количества самолёто-вылетов. При этом боевые повреждения регистрировались в 50 % самолёто-вылетов. Отмечались случаи, когда самолёт самостоятельно возвращался с боевого задания, имея более 500 пробоин в крыле и фюзеляже. После восстановительного ремонта, проводимого силами полевых армейских мастерских, самолёт возвращался в строй. На 10 мая 1945 года в строю числилось 3289 Ил-2 и 146 Ил-10.

Проблема с Ил-2 была не только в высоком уровне потерь, но и в неверной тактике его применения из-за чего результативность штурмовок в первые годы была очень низкая.

Обычно Ил-2 посылали на штурмовки переднего края обороны противника. Но солдаты переднего края были всегда начеку и всегда знали где им прятаться в случае неожиданного обстрела или авиа налета. Поразить в таких условиях живую силу противника можно было лишь при прямом попадании. Не случайно по статистике Ил-2 уничтожали только 1% целей (хотя от них ожидали не менее 5%).

Опять же тактика действия = "выстроились в круг и пикируем по очереди" давала возможность противнику спрятаться от штурмовки, а высокий уровень потерь летного состава мешал им накопить

и передать новичкам новые тактические приемы. Только в 1944 ряд подразделений штурмовиков перешли на тактику "все разом" - когда группа Ил-2, неожиданно появившись над позициями противника,

одновременно сбрасывала на него все бомбы и РС.

Еще более эффективными были штурмовки колонн на марше, скоплений машин, переправ, позиций артиллерии и т.д. (но для этого не надо было упорно нацеливать Ил-2 на передний край).

В частности во время операции "Багратион" Ил-2 были ориентированы в первую очередь на подавление позиций артиллерии, и эффективность их применения была достаточно высокой.

Ил-2 принял активное участие также и в борьбе с противником в составе ВВС Балтийского, Черноморского и Северного флотов. Наряду с традиционной «работой» по наземным объектам и целям (вражеские аэродромы, позиции войск и зенитной артиллерии, порты и береговые укрепления и др.), штурмовая авиация результативно атаковала и надводные цели, применяя «топмачтовое» бомбометание. К примеру, за время боёв в Заполярье на боевом счету 46-го ШАП ВВС СФ более 100 потопленных судов противника

Тактико-технические характеристики

Тип Штурмовик
Разработчик ОКБ 240
Производитель Авиационные заводы № 1, № 18 и № 30
Главный конструктор Ильюшин, Сергей Владимирович
Первый полёт 2 октября 1939 года
Начало эксплуатации
Конец эксплуатации
Статус Снят с вооружения
Основные эксплуатанты ВВС СССР
Годы производства 1941-1945
Единиц произведено

Летные характеристики

Максимальная скорость у земли 386 км/ч
Максимальная скорость 414 км/ч
Крейсерская скорость 380 км/ч
Дальность полёта 720 км
Практический потолок 5500 м
Скороподъёмность 10.4 м/c

Наши рекомендации