Раздел V. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
§ содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
§ наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
§ основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
§ основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
§ работать с книгой
§ определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
§ выявлять авторскую позицию;
§ выражать свое отношение к прочитанному;
§ выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
§ владеть различными видами пересказа;
§ строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
§ участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ урока п/п | Дата проведения урока | Тема урока | Тип урока | Планируемые виды деятельности | Планируемые результаты | |
планируемая | фактическая | |||||
1. | Литература как художественное отражение жизни. | Урок сообщения новых знаний. | Беседа, работа с книгой, индивидуальные сообщения. | Знать: литература как особая форма познания действительности, уметь конспектировать. | ||
2 – 3. | Устное народное творчество. | Уроки сообщения новых знаний. | Беседа, работа с текстами. | Знать жанры обрядового фольклора и уметь анализировать содержание и поэтику обрядовых песен. | ||
4. | Пословицы и поговорки. | Урок сообщения новых знаний и закрепления изученного материала. | Творческая работа, беседа. | Уметь отличать пословицу от поговорки, знать их отличительные признаки. | ||
5. | Древнерусская литература. «Повесть временных лет». | Урок сообщения новых знаний. | Работа с учебником, комментированное чтение, беседа. | Знать жанры древнерусской литературы и уметь характеризовать содержание и проблематику «Повести временных лет». | ||
6-7. | «Сказание о Белгородском киселе». | Урок сообщения новых знаний, формирования умений и навыков. | Беседа по прочитанному тексту, комментированное чтение. | Уметь пересказывать художественный текст и анализировать его. | ||
8. | Произведения русских писателей XVIII века. Русская басня. И.Дмитриев «Муха». | Урок актуализации имеющихся знаний о басне. | Работа с текстом, выразительное чтение, презентация. | Уметь анализировать басню и знать жанровые особенности басни. | ||
9- 10. | И.А.Крылов. Басни «Осел и соловей», «Листы и Корни» и «Ларчик». | Уроки систематизации знаний. | Работа с книгой, инсценированное чтение по ролям. | Уметь воспринимать и понимать характер героев басен. | ||
11 -12. | Произведения русских писателей XIX века. А.С,Пушкин. Страницы жизни и творчества. Стихотворение «И.Пущину». | Уроки сообщения новых знаний и систематизации изученного. | Сообщения учащихся (презентации), слово учителя, фильм. | Знать основные этапы жизни и творчества А.С.Пушкина, мотивы лирики поэта, уметь выступать с сообщением на определенную тему. | ||
13. | Стихотворение А.С.Пушкина «Узник». | Урок сообщения новых знаний. | Слово учителя, комментированное обучение выразительному чтению. | Знать основные мотивы лирики А.С.Пушкина и уметь выразительно читать стихотворение. | ||
14. | Р.Р. А.С.Пушкин «Зимнее утро». | Урок сообщения новых знаний. | Слово учителя, беседа по тексту. | Знать двусложные размеры и уметь определять их самостоятельно. | ||
15 – 16. | А.С.Пушкин «Дубровский». | Уроки сообщения новых знаний. | Комментированное чтение, беседа по прочитанному, презентация, фрагменты из фильма. | Знать историческую подоплеку романа, уметь анализировать эпизоды, приводя в примеры цитаты. | ||
17 – 18. | А.С.Пушкин. Знакомство с «Повестями Белкина». | Уроки сообщения новых знаний. | Слово учителя, презентации, дискуссия. | Знать содержание текстов, историю их создания, уметь проводить сопоставительный анализ и отстаивать свою точку зрения. | ||
19. | Р.Р. Сочинение «О чем заставляет задуматься одно из прочитанных произведений А.С.Пушкина». | Урок развития речи. | Творческая работа. | Уметь отражать в письменной форме результаты своей деятельности. | ||
20. | М.Ю.Лермонтов «Три пальмы», «Тучи». | Урок систематизации знаний. | Презентация, комментированное чтение, выразительное чтение стихотворений. | Знать основные мотивы лирики поэта и уметь выразительно читать стихотворный текст. | ||
21. | Тема красоты, гармонии человека с миром в произведениях М.Ю.Лермонтова. | Урок сообщения новых знаний. | Слово учителя, презентация, обучение выразительному чтению. | Знать трехсложные размеры; мотивы лирики поэта и уметь выразительно читать поэтический текст. | ||
22. | И.С.Тургенев. «Записки охотника», «Бежин луг». | Урок сообщения новых знаний. | Аналитическая беседа, комментированное чтение, презентация. | Знать содержание рассказа и уметь анализировать текст. | ||
23. | Родная природа в стихотворениях русских поэтов. | Урок - концерт. | Чтение наизусть, музыкальные фрагменты, слово учителя. | Знать русских поэтов и понятия «лирический герой» и «художественный образ», уметь выразительно читать поэтический текст и анализировать его. | ||
24. | Н.А.Некрасов «Железная дорога», «Дедушка». | Урок сообщения новых знаний и обобщения изученного. | Слово учителя, беседа, комментированное чтение. | Знать трехсложные размеры стиха, уметь определять их и характеризовать стилистические средства. | ||
25. | Н.С.Лесков. «Левша» | Урок сообщения новых знаний. | Слово учителя, презентация, комментированное чтение. | Знать особенности сказа и уметь характеризовать язык и стиль писателя, выполнять художественный пересказ эпизода. | ||
26 – 27. | Н.С.Лесков «Левша». | Уроки систематизации знаний. | Чтение по ролям, беседа по вопросам, составление цитатного плана. | Знать фольклорные элементы в сказе, уметь составлять характеристику героя используя цитатный план. | ||
28. | Р.Р. Изложение на тему «Левша в гостях у англичан». | Урок развития речи. | Творческая работа. | Уметь определять тему, озаглавливать текст, писать подробное изложение. | ||
29. | А.П.Чехов. «Толстый и тонкий». | Урок сообщения новых знаний. | Слово учителя, презентация, комментированное чтение. | Знать сведения из биографии Чехова, жанр юмористического рассказа, уметь анализировать текст. | ||
30. | Обобщающий урок по разделу «Произведения русских писателей XIX века. | Урок обобщения и систематизации знаний. | Проблемные задания различного уровня сложности (презентации, проект). | Знать биографические сведения о писателях, содержания произведений, уметь давать характеристику герою и анализировать текст. | ||
31. | Произведения русских писателей XX века. А.С.Грин «Алые паруса». | Урок сообщения новых знаний. | Презентация, комментированное чтение, фрагменты фильма. | Знать факты биографии Грина и уметь анализировать фрагменты. | ||
32. | А.П.Платонов. Страницы жизни и творчества. Рассказ «Неизвестный цветок». | Урок сообщения новых знаний. | Слово учителя, презентация, комментированное чтение, мультфильм. | Знать факты биографии Платонова, содержание и своеобразие языка рассказа, уметь анализировать эпизоды. | ||
33. | М.М.Пришвин. Сказка – быль «Кладовая солнца». | Урок сообщения новых знаний. | Слово учителя, комментированное чтение, презентация. | Знать биографические сведения, жанр «сказка – быль», уметь характеризовать героев. | ||
34 – 37. | Анализ содержания сказки – были «Кладовая солнца». | Уроки обобщения и систематизации знаний. | Комментированное и выразительное чтение; беседа по прочитанному; инсценировка эпизодов. | Знать особенности композиции, философский смысл, уметь проводить сопоставительный анализ героев, выражать свое отношение к прочитанному. | ||
38 – 39. | Произведения о Великой Отечественной войне. | Уроки сообщения новых знаний. | Презентация, комментированное чтение, беседа, аудиозаписи. | Знать факты биографий поэтов, уметь выразительно читать стихотворные тексты, осмысливать тематику и нравственные аспекты произведений. | ||
40. | В.Астафьев. «Конь с розовой гривой». | Урок сообщения новых знаний. | Слово учителя, комментированное чтение, беседа по содержанию. | Знать факты биографии писателя, признаки рассказа как жанра и уметь проводить анализ отдельных эпизодов. | ||
41 – 42. | Нравственные проблемы рассказа Астафьева «Конь с розовой гривой». | Уроки обобщения и систематизации знаний. | Комментированное чтение, беседа по содержанию. | Уметь выражать свое отношение к прочитанному, определять нравственные проблемы, затронутые в тексте. | ||
43. | В.Распутин. «Уроки французского». | Урок - размышление. | Беседа по тексту, фрагменты фильма, презентация. | Знать факты биографии писателя, элементы композиции и их назначение, уметь проводить сравнительный анализ образов и составлять устную характеристику литературного героя. | ||
44. | Смысл названия рассказа «Уроки французского». | Урок обобщения знаний. | Беседа по прочитанному, фрагменты фильма, диалог. | Знать смысл названия рассказа, уметь составлять устный портрет литературного героя. | ||
45-46. | Р.Р. Нравственный выбор моего ровесника (по произведениям Астафьева, Распутина). | Уроки развития речи. | Творческая работа. | Знать содержание текстов , понятие нравственного выбора, уметь писать творческую работу и выражать свое отношение к героям произведений. | ||
47. | В.Шукшин. «Странные люди», рассказ «Срезал». | Урок сообщения новых знаний. | Слово учителя, комментированное чтение, беседа по содержанию. | Знать основные темы произведений Шукшина, особенности юмора в них и уметь объяснять понятие «странные люди» в творчестве писателя. | ||
48. | Ф.Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». | Урок сообщения новых знаний. | Слово учителя, комментированное чтение, беседа. | Знать факты биографии писателя, содержание рассказа, уметь определять нравственные проблемы, затронутые в тексте. | ||
49 – 50. | Родная природа в стихотворениях поэтов XXвека. | Уроки - заочное путешествие. | Презентации, просмотр видеоматериалов, выразительное чтение. | Знать сведения о жизни и творчестве Есенина и Блока; темы лирики поэтов, уметь выразительно читать стихотворный текст. | ||
51 – 52. | А.Ахматова и Н.Рубцов. Постижение красоты. | Уроки сообщения новых знаний. | Слово учителя, проект, комментированное чтение стихотворений. | Знать сведения о жизни и творчестве поэтов и уметь видеть поэтический мир произведений. | ||
53. | Р.Р. «Мой любимый уголок природы» (сочинение - миниатюра). | Урок развития речи. | Творческая работа. | Знать тему и основную мысль текста, уметь составлять план и выполнять творческую работу. | ||
54 – 55. | Из литературы народов России. Г.Тукай «Родная деревня». | Урок сообщения новых знаний. | Рассказ учителя, презентация, работа с текстом. | Знать сведения о жизни и творчестве Тукая и уметь выразительно читать текст. | ||
56 – 57. | К.Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…». | Урок сообщения новых знаний. | Рассказ учителя, беседа, работа с книгой, опорные записи. | Знать сведения о жизни и творчестве поэта и уметь выразительно читать стихотворный текст. | ||
58. | Из зарубежной литературы. «Мифы Древней Греции». | Урок сообщения новых знаний и обобщения изученного. | Презентации, беседа, мультфильм. | Знать содержание Мифов (по выбору), уметь анализировать и делать выводы, отличать особенности мифа и сказки. | ||
59. | Понятие о легендие. «Легенда об Арионе» | Урок сообщения новых знаний. | Рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по прочитанному. | Знать отличительные особенности легенды, уметь владеть навыками пересказа. | ||
60 -61. | Из древнего эпоса. Гомер «Илиада», «Одиссея» | Урок познания. | Проблемные задания различного уровня сложности, мультфильм. | Знать содержание отрывков из поэмы, уметь давать характеристику герою, анализировать его поступки. | ||
62. | Обобщающий урок по теме «Мифы Древней Греции». | Урок обобщения и систематизации знаний. | Проблемные задания различного уровня сложности. | Знать содержание изученных мифов, основные образы мифологии, уметь анализировать эпизод и владеть навыками пересказа. | ||
63. | Произведения зарубежных писателей. Сервантес «Дон Кихот». | Урок сообщения новых знаний. | Слово учителя, презентация, аналитическая беседа. | Знать тематику произведения и уметь давать характеристику героям. | ||
64. | Шиллер. Баллада «Перчатка». | Урок сообщения новых знаний. | Слово учителя, комментированное чтение, беседа по прочитанному. | Знать жанр баллады, уметь владеть навыками анализа текста. | ||
65. | П.Мериме. Новелла «Матео Фальконе». | Урок сообщения новых знаний. | Слово учителя, комментированное чтение, беседа по прочитанному. | Знать жанр новеллы и уметь владеть навыками анализа текста. | ||
66 – 67. | Сент - Экзюпери. «Маленький принц». | Уроки сообщения новых знаний. | Презентация, проблемные задания, беседа, фрагменты мультфильма. | Знать содержание сказки, уметь анализировать и определять философский смысл сказки. | ||
68. | Итоговый урок. | Урок обобщения и систематизации знаний. | Беседа по прочитанным произведениям, задания дифференцированного типа., рекомендации по летнему чтению. | Знать теоретико-литературные понятия, изученные в 6 классе, уметь определять роды и жанры произведений, пересказывать эпизоды, отстаивать свою точку зрения, проводить сравнительный анализ образов. |