Раздел V. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

§ содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

§ наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

§ основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

§ основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

§ работать с книгой

§ определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

§ выявлять авторскую позицию;

§ выражать свое отношение к прочитанному;

§ выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

§ владеть различными видами пересказа;

§ строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

§ участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

№ урока п/п Дата проведения урока Тема урока Тип урока Планируемые виды деятельности Планируемые результаты
планируемая фактическая
1.     Литература как художественное отражение жизни. Урок сообщения новых знаний. Беседа, работа с книгой, индивидуальные сообщения. Знать: литература как особая форма познания действительности, уметь конспектировать.
2 – 3.     Устное народное творчество. Уроки сообщения новых знаний. Беседа, работа с текстами. Знать жанры обрядового фольклора и уметь анализировать содержание и поэтику обрядовых песен.
4.     Пословицы и поговорки. Урок сообщения новых знаний и закрепления изученного материала. Творческая работа, беседа. Уметь отличать пословицу от поговорки, знать их отличительные признаки.
5.     Древнерусская литература. «Повесть временных лет». Урок сообщения новых знаний. Работа с учебником, комментированное чтение, беседа. Знать жанры древнерусской литературы и уметь характеризовать содержание и проблематику «Повести временных лет».
6-7.     «Сказание о Белгородском киселе». Урок сообщения новых знаний, формирования умений и навыков. Беседа по прочитанному тексту, комментированное чтение. Уметь пересказывать художественный текст и анализировать его.
8.     Произведения русских писателей XVIII века. Русская басня. И.Дмитриев «Муха». Урок актуализации имеющихся знаний о басне. Работа с текстом, выразительное чтение, презентация. Уметь анализировать басню и знать жанровые особенности басни.
9- 10.     И.А.Крылов. Басни «Осел и соловей», «Листы и Корни» и «Ларчик». Уроки систематизации знаний. Работа с книгой, инсценированное чтение по ролям. Уметь воспринимать и понимать характер героев басен.
11 -12.     Произведения русских писателей XIX века. А.С,Пушкин. Страницы жизни и творчества. Стихотворение «И.Пущину». Уроки сообщения новых знаний и систематизации изученного. Сообщения учащихся (презентации), слово учителя, фильм. Знать основные этапы жизни и творчества А.С.Пушкина, мотивы лирики поэта, уметь выступать с сообщением на определенную тему.
13.     Стихотворение А.С.Пушкина «Узник». Урок сообщения новых знаний. Слово учителя, комментированное обучение выразительному чтению. Знать основные мотивы лирики А.С.Пушкина и уметь выразительно читать стихотворение.
14.     Р.Р. А.С.Пушкин «Зимнее утро». Урок сообщения новых знаний. Слово учителя, беседа по тексту. Знать двусложные размеры и уметь определять их самостоятельно.
15 – 16.     А.С.Пушкин «Дубровский». Уроки сообщения новых знаний. Комментированное чтение, беседа по прочитанному, презентация, фрагменты из фильма. Знать историческую подоплеку романа, уметь анализировать эпизоды, приводя в примеры цитаты.
17 – 18.     А.С.Пушкин. Знакомство с «Повестями Белкина». Уроки сообщения новых знаний. Слово учителя, презентации, дискуссия. Знать содержание текстов, историю их создания, уметь проводить сопоставительный анализ и отстаивать свою точку зрения.
19.     Р.Р. Сочинение «О чем заставляет задуматься одно из прочитанных произведений А.С.Пушкина». Урок развития речи. Творческая работа. Уметь отражать в письменной форме результаты своей деятельности.
20.     М.Ю.Лермонтов «Три пальмы», «Тучи». Урок систематизации знаний. Презентация, комментированное чтение, выразительное чтение стихотворений. Знать основные мотивы лирики поэта и уметь выразительно читать стихотворный текст.
21.     Тема красоты, гармонии человека с миром в произведениях М.Ю.Лермонтова. Урок сообщения новых знаний. Слово учителя, презентация, обучение выразительному чтению. Знать трехсложные размеры; мотивы лирики поэта и уметь выразительно читать поэтический текст.
22.     И.С.Тургенев. «Записки охотника», «Бежин луг». Урок сообщения новых знаний. Аналитическая беседа, комментированное чтение, презентация. Знать содержание рассказа и уметь анализировать текст.
23.     Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Урок - концерт. Чтение наизусть, музыкальные фрагменты, слово учителя. Знать русских поэтов и понятия «лирический герой» и «художественный образ», уметь выразительно читать поэтический текст и анализировать его.
24.     Н.А.Некрасов «Железная дорога», «Дедушка». Урок сообщения новых знаний и обобщения изученного. Слово учителя, беседа, комментированное чтение. Знать трехсложные размеры стиха, уметь определять их и характеризовать стилистические средства.
25.     Н.С.Лесков. «Левша» Урок сообщения новых знаний. Слово учителя, презентация, комментированное чтение. Знать особенности сказа и уметь характеризовать язык и стиль писателя, выполнять художественный пересказ эпизода.
26 – 27.     Н.С.Лесков «Левша». Уроки систематизации знаний. Чтение по ролям, беседа по вопросам, составление цитатного плана. Знать фольклорные элементы в сказе, уметь составлять характеристику героя используя цитатный план.
28.     Р.Р. Изложение на тему «Левша в гостях у англичан». Урок развития речи. Творческая работа. Уметь определять тему, озаглавливать текст, писать подробное изложение.
29.     А.П.Чехов. «Толстый и тонкий». Урок сообщения новых знаний. Слово учителя, презентация, комментированное чтение. Знать сведения из биографии Чехова, жанр юмористического рассказа, уметь анализировать текст.
30.     Обобщающий урок по разделу «Произведения русских писателей XIX века. Урок обобщения и систематизации знаний. Проблемные задания различного уровня сложности (презентации, проект). Знать биографические сведения о писателях, содержания произведений, уметь давать характеристику герою и анализировать текст.
31.     Произведения русских писателей XX века. А.С.Грин «Алые паруса». Урок сообщения новых знаний. Презентация, комментированное чтение, фрагменты фильма. Знать факты биографии Грина и уметь анализировать фрагменты.
32.     А.П.Платонов. Страницы жизни и творчества. Рассказ «Неизвестный цветок». Урок сообщения новых знаний. Слово учителя, презентация, комментированное чтение, мультфильм. Знать факты биографии Платонова, содержание и своеобразие языка рассказа, уметь анализировать эпизоды.
33.     М.М.Пришвин. Сказка – быль «Кладовая солнца». Урок сообщения новых знаний. Слово учителя, комментированное чтение, презентация. Знать биографические сведения, жанр «сказка – быль», уметь характеризовать героев.
34 – 37.     Анализ содержания сказки – были «Кладовая солнца». Уроки обобщения и систематизации знаний. Комментированное и выразительное чтение; беседа по прочитанному; инсценировка эпизодов. Знать особенности композиции, философский смысл, уметь проводить сопоставительный анализ героев, выражать свое отношение к прочитанному.
38 – 39.     Произведения о Великой Отечественной войне. Уроки сообщения новых знаний. Презентация, комментированное чтение, беседа, аудиозаписи. Знать факты биографий поэтов, уметь выразительно читать стихотворные тексты, осмысливать тематику и нравственные аспекты произведений.
40.     В.Астафьев. «Конь с розовой гривой». Урок сообщения новых знаний. Слово учителя, комментированное чтение, беседа по содержанию. Знать факты биографии писателя, признаки рассказа как жанра и уметь проводить анализ отдельных эпизодов.
41 – 42.     Нравственные проблемы рассказа Астафьева «Конь с розовой гривой». Уроки обобщения и систематизации знаний. Комментированное чтение, беседа по содержанию. Уметь выражать свое отношение к прочитанному, определять нравственные проблемы, затронутые в тексте.
43.     В.Распутин. «Уроки французского». Урок - размышление. Беседа по тексту, фрагменты фильма, презентация. Знать факты биографии писателя, элементы композиции и их назначение, уметь проводить сравнительный анализ образов и составлять устную характеристику литературного героя.
44.     Смысл названия рассказа «Уроки французского». Урок обобщения знаний. Беседа по прочитанному, фрагменты фильма, диалог. Знать смысл названия рассказа, уметь составлять устный портрет литературного героя.
45-46.     Р.Р. Нравственный выбор моего ровесника (по произведениям Астафьева, Распутина). Уроки развития речи. Творческая работа. Знать содержание текстов , понятие нравственного выбора, уметь писать творческую работу и выражать свое отношение к героям произведений.
47.     В.Шукшин. «Странные люди», рассказ «Срезал». Урок сообщения новых знаний. Слово учителя, комментированное чтение, беседа по содержанию. Знать основные темы произведений Шукшина, особенности юмора в них и уметь объяснять понятие «странные люди» в творчестве писателя.
48.     Ф.Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Урок сообщения новых знаний. Слово учителя, комментированное чтение, беседа. Знать факты биографии писателя, содержание рассказа, уметь определять нравственные проблемы, затронутые в тексте.
49 – 50.     Родная природа в стихотворениях поэтов XXвека. Уроки - заочное путешествие. Презентации, просмотр видеоматериалов, выразительное чтение. Знать сведения о жизни и творчестве Есенина и Блока; темы лирики поэтов, уметь выразительно читать стихотворный текст.
51 – 52.     А.Ахматова и Н.Рубцов. Постижение красоты. Уроки сообщения новых знаний. Слово учителя, проект, комментированное чтение стихотворений. Знать сведения о жизни и творчестве поэтов и уметь видеть поэтический мир произведений.
53.     Р.Р. «Мой любимый уголок природы» (сочинение - миниатюра). Урок развития речи. Творческая работа. Знать тему и основную мысль текста, уметь составлять план и выполнять творческую работу.
54 – 55.     Из литературы народов России. Г.Тукай «Родная деревня». Урок сообщения новых знаний. Рассказ учителя, презентация, работа с текстом. Знать сведения о жизни и творчестве Тукая и уметь выразительно читать текст.
56 – 57.     К.Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…». Урок сообщения новых знаний. Рассказ учителя, беседа, работа с книгой, опорные записи. Знать сведения о жизни и творчестве поэта и уметь выразительно читать стихотворный текст.
58.     Из зарубежной литературы. «Мифы Древней Греции». Урок сообщения новых знаний и обобщения изученного. Презентации, беседа, мультфильм. Знать содержание Мифов (по выбору), уметь анализировать и делать выводы, отличать особенности мифа и сказки.
59.     Понятие о легендие. «Легенда об Арионе» Урок сообщения новых знаний. Рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по прочитанному. Знать отличительные особенности легенды, уметь владеть навыками пересказа.
60 -61.     Из древнего эпоса. Гомер «Илиада», «Одиссея» Урок познания. Проблемные задания различного уровня сложности, мультфильм. Знать содержание отрывков из поэмы, уметь давать характеристику герою, анализировать его поступки.
62.     Обобщающий урок по теме «Мифы Древней Греции». Урок обобщения и систематизации знаний. Проблемные задания различного уровня сложности. Знать содержание изученных мифов, основные образы мифологии, уметь анализировать эпизод и владеть навыками пересказа.
63.     Произведения зарубежных писателей. Сервантес «Дон Кихот». Урок сообщения новых знаний. Слово учителя, презентация, аналитическая беседа. Знать тематику произведения и уметь давать характеристику героям.
64.     Шиллер. Баллада «Перчатка». Урок сообщения новых знаний. Слово учителя, комментированное чтение, беседа по прочитанному. Знать жанр баллады, уметь владеть навыками анализа текста.
65.     П.Мериме. Новелла «Матео Фальконе». Урок сообщения новых знаний. Слово учителя, комментированное чтение, беседа по прочитанному. Знать жанр новеллы и уметь владеть навыками анализа текста.
66 – 67.     Сент - Экзюпери. «Маленький принц». Уроки сообщения новых знаний. Презентация, проблемные задания, беседа, фрагменты мультфильма. Знать содержание сказки, уметь анализировать и определять философский смысл сказки.
68.     Итоговый урок. Урок обобщения и систематизации знаний. Беседа по прочитанным произведениям, задания дифференцированного типа., рекомендации по летнему чтению. Знать теоретико-литературные понятия, изученные в 6 классе, уметь определять роды и жанры произведений, пересказывать эпизоды, отстаивать свою точку зрения, проводить сравнительный анализ образов.

Наши рекомендации