Наследственные права женщин
На данный момент в нашей исторической литературе господствует убеждение, что частная жизнь Древней Руси наиболее верно и полно отразилась в правовом памятнике – Русской Правде.
Существует определенный список вещей, которые наследуются по Русской Правде: дом, двор, товар, рабы, скот. В то же время ничего не говорится о землях, скорее всего, в силу того, что право собственности на землю находилось еще в стадии становления, в тот временной период, и не регулировало переход земли по наследству в правовом аспекте.
Многие считают, что права женщин всегда были преуменьшены, по сравнению со своими мужьями и отцами в Древней Руси, но так ли это на самом деле? Правда ли права женщин были так принижены, как многие уверенны? Хотелось бы подробнее остановиться на проблеме особенности системы наследования и углубиться в вопросе о праве наследования женской части населения на примере такого правового документа как «Русская Правда».
Начнем с того, что существует общий порядок наследования и определяется он следующими правилами:
1. После отца, которые не оставил после себя завещания, наследовали законные наследники, то есть его дети. Часть наследства шла церкви «На помин души», часть в пользу супруги умершего, если муж при жизни не назначал ей доли из своего наследства.
2. Дочери бояр и дружинников тоже имели право на наследство.
3. У смердов наследовать могли лишь сыновья, при их отсутствии имущество поступало в пользу князя. Наследство между сыновьями делилось поровну, но младший сын имел преимущество – он получал двор отца.
4. Незаконнорожденные дети наследственных прав не имели, но если их матерью была раба-наложница, то они вместе с ней получали свободу.
Интересно заметить, что при наличии сыновей и всяческой мужской линии дочерям наследство не предназначалось. Зато, братья были обязаны содержать их до замужества и обеспечивать приданным до вступления в брак, но при отсутствии сыновей женщины уже теряли право наследовать и все имущество поступало снова в княжескую казну.
Очень хорошо подтверждает существование обычая делать завещательные распоряжения касательно матерей статья 93 «А матерня часть не надобе детям; но кому мати дасть, тому же взяти; дасть ли всем, а вси розделять, без языка ли умереть, то у кого будеть на дворе была и кто ю кормил, то тому и взяти». Следовательно, пока мать «не потеряла языка» или другим словами имела право голоса, она распределяла свое имущество между наследниками на случай смерти. Выше представленная статья говорит о праве матери делать завещательное распоряжение и избирать наследника среди всех сыновей или даже дочерей. И это в Киевском государстве, где, как было указано, положение женщины было приниженным. К тому же, распоряжения такого типа мог делать только глава семьи – отец.
Чтобы более подробно показать положение женщин в Древнерусском обществе, вдобавок ко всему, необходимо остановиться на положении вдовы. Церковь на тот момент играла важную роль и говорила рассматривать такую женщину как человека требующего заботы и опеки со стороны других лиц. Вдовы имели особый статус по сравнению с другими. Например, если женщина после развода так и не вступила в замужество во второй раз, то она считалась такой же правоспособной, как и мужчина, то есть вполне заменяла мужа и становилась главой семейства. Скорее всего, это во многом связано с той важной ролью, что играла женщина в Древнерусском обществе. При всем этом в Русской Правде говорилось, что мать не является ответственной за имущество перед детьми. Только при вступлении во второй брак мать должна была возместить те имущественные потери, которые понесли дети во время ее опекунства. При замужестве вдовы и передачи имущества покойного опекунам такая передача осуществлялась перед свидетелями, которые назначались от самого общества. До окончания воспитания детей, во время управления их имениями, опекуны пользовали всеми доходами, получаемыми с земли и со всего имения.
Еще более интересна ст. 106 РП, устанавливающая наличие у древнерусских женщин не только наследственных прав, но и права женщины в отличие от своего мужа выбирать, кому из детей передать свое наследство. По этой статье предпочтение отдавалось тому, кто проявил больше внимания к матери: «...аже и вен сынове ей будут лисп, а дочери может дати, кто и кормить». Впоследствии это правило было зафиксировано и в Псковской судной грамоте[1].
В статье 91 Пространной правды говорится: «Аще смерд умре, то задница князю, аще будут дщери у него дома, то даяти ни нее, аще будут замужем, то не даяти части им». Только имущество бояр, не имевших сыновей, переходило по наследству к дочерям.
Остановимся более подробно на праве простой женщины наследовать имущество по сравнению со своими мужьями и отцами, поскольку необходимо уточнить была ли возможность у женщин быть собственницами своего родового имущества. Наследование жены определялось законодательством того периода следующим образом: «Аще жена сядет по мужи, то дата ей часть, а у своих детей взятии часть; а что на ню муж взложил, тому есть госпожа, а задница ей мужняя не надобе; будут ли дети, то что первой жены, то возьмут дети матери своей, любо си на жену будеть взложил, обаче матери своей возьмут». Опираясь на представленный отрывок, можно сделать вывод о том, что жена после смерти мужа имела право унаследовать такую же долю, какую получат и все сыновья, при условии, что муж при жизни не выделит ей часть своего имущества.
Обратимся и к зарубежному опыту. Так, например, основой семейно-имущественных отношений Земского права служило положение об общности имущества мужа и жены. С момента вступления в брак имущество жены полностью переходило в распоряжение ее супруга, который выступал ее законным опекуном.
Женщина, особенно на юге Франции, под влиянием римского и канонического права стала допускаться до наследования феодов, сначала при отсутствии мужского потомства, позже с XII в. - и при разделах. Служить она должна была через представителя; в роли последнего выступал ее муж, который приносил присягу сеньору.
Таким образом, можно сказать, что права женщин при наследовании и разделе имущества в разных странах были приуменьшены по сравнению с мужем и сыновьями.
Проанализировав один из памятников древнерусского права - Русскую правду, регулирующую имущественное положение супругов, можно прийти к выводу о том, что женщины в то время в значительной мере распоряжались принадлежащим им имуществом, а также имуществом своей семьи, когда в качестве опекунов осуществляли управление делами семьи. Это не соответствует Европейскому опыту, поскольку в Земском праве, как уже говорилось, все имущество переходило в полное распоряжение ее мужу. В сравнении с опытом других стран в этой правовом аспекте, Русская Правда еще весьма щадяще относится к правам женщин любых категорий, поэтому можно говорить о том, что права женщин хоть и были преуменьшены, учитывая всю строгость того времени, но не на столько сильно, как многие об этом думают. Бесспорно, Русская Правда является уникальнейшим памятником древнерусского права.
Список использованной литературы
1. Пушкарёва Н.Л. Женщины Древней Руси.М.: "Мысль", 1989ISBN 5-244-00281-3
2. Шашков С.С. История русской женщины., 1879. — 370 с.
3.Русская Правда – [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.osh.ru/pedia/history/justice/Rus/RP-pol.shtml
4.Цитовиц П.П. Исходные моменты в истории русского права наследования. – Харьков, Университетская типография., - 1870. – 173с.
[1] Пушкарева Н.Л Женщины Древней Руси. – М.: «Мысль». – 1989.