Легисакционный судебный процесс (иски по закону, законный процесс). 1 страница
РИМСКОЕ ПРАВО
Учебное пособие
Барнаул 2009
ББК 67.3
С 89
Суверов, Е.В.
Римское право : учебное пособие / Е.В. Суверов. – Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2009. – 146 с.
Рецензенты:
Анохин Ю.В. д.ю.н., доцент (Барнаульский юридический институт МВД РФ)
Туманова А.С. д.и.н., д.ю.н., профессор (Государственный университет Высшая школа экономики)
Учебное пособие по римскому праву подготовлено в качестве дополнительного источника при изучении данной дисциплины. Автор на основе широкого круга источников рассматривает процессы становления права Древнего Рима. В данной работе содержится авторский анализ различных взглядов исследователей римского права. Пособие включает учебный материал, фрагменты важнейших историко-правовых документов.
Учебное пособие предназначено для курсантов вузов МВД, студентов юридических и других гуманитарных институтов и университетов и всех интересующихся римским правом и всеобщей историей права и государства.
ã Суверов Е.В., 2009
ã Барнаульский юридический институт МВД России, 2009
ВВЕДЕНИЕ
Римское право является бесценным наследием античной цивилизации, оно формировалось веками, многими поколениями древних римлян. Право древних римлян поражает своей разумностью и практичностью. Безусловно, не следует считать римское право совершеннейшим. Созданное людьми всегда имело, имеет, да и, конечно, будет иметь определенные изъяны. Хотя нормы римского права образовались тысячи лет тому назад, действие ее ощущается и по сей день, оказав существенное влияние на формирование правовых систем многих стран.
Представленное учебное пособие предлагается использовать при подготовке к занятиям по римскому праву, а также по истории государства и права зарубежных стран.
Пособие включает 10 тем, раскрывающих источники и значение римского права, правовое положение римских граждан и других субъектов римского права, иски, гражданские и уголовные судебные процессы, семейные правоотношения, право собственности и права на чужие вещи, обязательственное право, договорные отношения и право наследования.
Многие пособия посвящены вопросам частного права. Римское публичное право изучается лишь в курсе всеобщей истории права и государства. Для более глубокого изучения дисциплины в пособие включена тема «Государственные органы Древнего Рима». Данная тема необходима, для лучшего усвоения механизма принятия правовых норм в Риме.
Особенностью данного пособия, является наличие достаточно большого материала, взятого из трудов древних авторов: Гая Светония Транквилла, Плутарха, Гая Юлия Цезаря, Гая Саллюстия Криспа, Корнелия Тацита, Цицерона, Юлия Павла, Домиция Ульпиана, а также знаменитых немецких исследователей Древнего Рима – Т. Моммзена, К.Ф. Беккера, М. Вебера. Это дает нам право надеяться, что насыщение работы интересными фактами позволит избежать «сухости», «примитивной краткости» пособия, даст возможность для лучшего запоминания и проявления интереса к более глубокому изучению римского права.
Учебное пособие по римскому праву можно использовать при изучении не только римского права, но и всеобщей истории права и государства.
Глава 1. ЗНАЧЕНИЕ И ИСТОЧНИКИ РИМСКОГО ПРАВА.
1.1. Влияние римского частного права на становление мировой юриспруденции.
Как известно, Западная Римская империя перестала существовать в 476 г. н.э., а спустя тысячу лет погибла и Восточная Римская империя (Византия). Но римское частное право оказало огромнейшее влияние на формирование правовых баз практически всех стран мира. В чем же причина такого успеха?
Римское частное право – это абстрактное право, которое можно применять к любым частным отношениям, возникающим в любом обществе. В своем развитии римское частное право впитало все лучшее, что выработали правовые системы античного мира. Это право развивалось под влиянием практической деятельности преторов и юристов, и именно постоянная практика «отполировала» нормы римского права.
Причиной высокой популярности также являются и сам дух римского права, его основные принципы «справедливости» и «доброй совести». Римские магистры и юристы зачастую отступали от несправедливых институтов строгого права, не останавливались даже перед прямым нарушением различных норм, вносили в рассмотрение дела заведомо несуществующие факты (так называемая юридическая фикция).
Римская империя объединяла огромные территории, населенные различными нациями. После падения Рима, на ее территории образовались многочисленные «варварские» государства, право которых формировалось под влиянием римского права.
В изучении и применении римского права были заинтересованы главы европейских государств, стремившиеся к абсолютной власти и опиравшиеся в своей борьбе на нормы римского права периода империи. Также и католическая церковь, доминирующая в Европе, желала создания единого христианского государства – прототипа Римской империи, с ведущей ролью римских пап и римского права.
Рецепция римского права была добровольная и недобровольная (насильственно навязанная извне). Так, право Вьетнама имеющая значительные черты римского права, было создано во время колонизации Францией Вьетнама.
Конечно, нельзя считать римское право «совершеннейшим», «писаным разумом», безгрешным. В нем имеются существенные недостатки, тем более что нормы его изменяли, искажали, приспосабливали к новым условиям.
В V в. н.э. Западная Римская империя прекращает свое существование и на ее территории образуются многочисленные королевства «варваров», где продолжает действовать право Древнего Рима. И действует оно не только среди покоренных римлян, но и у их победителей-варваров. Возникает «варваризированное» римское право.
В королевстве остготов римское право применялось для римлян, а иногда и в случае конфликта римлян и варваров. Особенно интенсивно римское право развивалось в Вестготском королевстве. В 506 г. н.э. был введен «Римский закон вестготов», большое значение в котором имели нормы имущественных и обязательственных прав.
В возрождении интереса к римскому праву свою роль сыграла и Византия (Восточная Римская империя). Ведя войны в Италии и Испании с варварами, захватывая новые территории, она приносила и свои законы.
С XII века к римскому праву интерес усиливается. Он был вызван бурным развитием торговли и товаропроизводства и необходимостью применения более совершенных правовых норм.
Появились школы в Равенне, Павии, Орлеане, изучающие и систематизирующие римское право. Возникает знаменитый Болонский университет. Глава университета Ирнерей преподавал римское право и пытался его комментировать. Ирнерей и его последователи писали комментарии на полях изучаемых рукописей. Позднее эта школа получила название глоссаторов. В начале XIII в. в Болонском университете обучалось около 10 тысяч студентов. Они хорошо знали латынь, а также основы римского права. В ходе обучения проводились диспуты, с помощью которых у студентов вырабатывались навыки практического применения римского права. В Испании римское право стали преподаваться с XIII века в университетах г. Саламанка и с XVI г. Алкале.
В 1158 г. германский император Фридрих I пригласил знатоков римского права из Болонского университета для разработки законодательства, регулирующего отношения между императором и городами северной Италии. Ученые в своей работе опирались, прежде всего, на принципы и доктрины романистов, излагаемые в комментариях к Дигестам Юстиниана, и свои университетские курсы.
. В XIII в. появились так называемые постглоссаторы, которые усовершенствовали схоластический метод изучения и признали верховенство естественного права. Однако многочисленные школы не оказали существенного влияния на развитие частного права. Зачастую трактовки глоссаторов и постглоссаторов искажали подлинный смысл изучаемых норм.
Глоссаторы, в отличие от своих предшественников, не просто стали изучать тексты более тщательно, они придавали ему высшее значение. При изучении текста применялся так называемый схоластический метод. Согласно этому учению, мысль, воплощенная в тексте, – истинна сама по себе и не может быть опровергнута реальной жизнью. Схоластический метод изучения римского права имел и ряд положительных сторон. Правовой текст стало пользоваться всеобщим авторитетом. Право, привязанное к тексту, становится независимым от конкретных социальных общностей.
Огромное влияние римское право оказало на формирование частного национального права во Франции, Германии, а также Англии.
Во Франции, на севере страны, преобладало обычное право – кутюмы, на юге господствовало римское право. Но и на севере в случае коллизии применялись его нормы. Так продолжалось до 1804 г., когда был принят французский гражданский кодекс, несущий следы сильного влияния римского права. В двухлетней работе над его составлением принимал участие Наполеон. 21 марта 1804 г. был принят закон о введении Гражданского кодекса в действие. Естественно, данный кодекс распространился в странах, покоренных французами, что способствовало усилению римского права. Кодекс Наполеона являлся самым совершенным и удачным кодексом того времени. Понятие и содержание обязательства во французском праве, например, полностью совпадают с римскими.
Бонапарт сознавал значение юридического документа. В конце жизни, будучи пленником, на острове Святой Елены, он говорил: «Моя истинная слава не в сорока сражениях, выигранных мною; Ватерлоо их все зачеркнуло. Но не будет и не может быть забыт Гражданский кодекс».
Большое практическое применение римское право имело в Германии. В XI в. в Европе распространяется идея создания единого государства и права. Образование «Священной Римской империи немецкой нации» позволило объявить римское право действующим германским правом. Император Фридрих I (XII в.) заявил о римском праве, как о всемирном. Германский кодекс «Швабское зерцало» 1257 г. имел более 150 заимствований из Уложения Юстиниана.
Германский император пытался использовать нормы римского права в своей борьбе с крупными феодалами, часто приводя выражение римских юристов: «Слово императора – закон». В 1495-1530 гг. была проведена судебная реформа, создан имперский суд, рассматривающий дела на основе местного и римского права. В Германии в этот период закрепляются следующие правила: «кто ссылается на римское право, имеет основательный иск», «германское право в случаях коллизии должно уступать место римскому праву».
Германские императоры покровительствовали римскому праву, опекая университет в Болонье и создав ряд германских университетов, где изучалось римское право: в Праге (1348 г.), Вене (1368), Гейдельберге (1386), Кёльне (1388), Эрфурте (1392), Вюрцбурге (1402), Лейпциге (1409) и т. д. Выпускники – юристы данных вузов стали занимать ключевые места в правовой системе Германии.
К концу XVI—XVII в. римское право было реципировано в Германии прямо и непосредственно. Дигесты Юстиниана стал основным германским законом, на который ссылались стороны, которым мотивировали свои решения суды. Юстиниановский свод законов действовал вплоть до принятия общегерманского гражданского уложения 1898 г.
Переделанные нормы римского права в Германии назывались пандектами. Сложилась так называемая пандектная школа изучения римского права, просуществовавшая до XX века.
В Германии под влиянием римского права в 1898 г. был принят один из современнейших гражданских кодексов того периода – Германское гражданское уложение. В Уложении присутствует множество понятий, характерных для римского права, например такие, как «добрая совесть» и «добрые нравы».
Рецепция римского права характерна также для таких стран, как Нидерланды, Шотландия, Испания, Италия, Вьетнам.
На право Англии римское влияние было не столь существенное, как на государства континентальной Европы. Но тем не менее римское право существенно повлияло на формирование английской правовой системы.
После нормандского завоевания Англии в XI в. начинается возрождение римского права. В конце XII в. был опубликован труд Брактона «О законах и обычаях Англии», где содержалось более 500 отрывков Дигест Юстиниана.
«Право справедливости» одна из ветвей английской правовой системы была основана на нормах римского права, подпитывающая достаточно скудное право Англии.
Таким образом, трудно преувеличить роль римского права в становлении правовой базы Западной Европы. Европейская цивилизация является правопреемником Римской империи и, соответственно, право Рима становится основой европейского права. Римское право изучается во всех европейских странах, а юридическая терминология в основном пришла к нам из Рима. Также не следует забывать, что именно из римского права в Европу приходит концепция естественного права, сыгравшая огромную роль в становлении конституционного права многих государств.
Римское право оставило свой существенный след в средней и южной Америке, Африке и Азии. Римское право закреплялось там, как правило, мирным путем, благодаря своему авторитету и убедительному рационализму. Влияние римского права ощутимо в настоящее время: в Шотландии, Квебеке, штате Луизиана.
Прямое применение римского права имеет место в Южной Африке, где оно является составной частью римско-датского права. Римское право рассматривается как источник права, после законов, судебного прецедента и исторических голландских авторитетов права.
Безусловно, влияния римского права не избежала и Россия. Оно было не таким сильным, как в Западной Европе, но все же имело место.
Римское право проникало к нам из Византии (бывшей Восточной Римской империи), одновременно с принятием христианства. Для регулирования деятельности русской церкви в обществе был принят греческий Номоканон. Этот закон регламентировал в Греции не только церковную, но и гражданскую жизнь (церковь разбирала церковные и гражданские дела). Номоканон являлся одним из тех источником, на основании которых церковный суд выносил решения практически по всем семейным делам (браки, разводы, суды между родителями и детьми, дела по наследству и опеке и т.д.).
Многие судебники древней Руси прямо ссылаются на греческие переводы Дигест Юстиниана, заимствуя порой как систему, так и отдельные юридические нормы. Заметны следы римского права в своде церковного права «Кормчей книге» XII в.
После падением Константинополя в 1453 г. и гибелью Восточной римской империи русскими царями были унаследованы некоторые принципы и положения публичного римско-византийского права.
Влияние римского права обнаруживается и в Литовском статуте (XVI в.). Законодательством Московского государства были заимствованы многие нормы Литовского статута.
С XVIII в., со времени царствования Петра I и последующих императоров началось строительство российских законов на принципах европейских гражданских институтов, стала заметна в России рецепция римского частного права. Во второй половине XVIII в., во время царствования Екатерины II (Великой), находившейся, как известно, под сильным влиянием идей французских просветителей, начало формироваться в России частное право.
После революции в России в октябре 1917 г. и приходом к власти большевиков негативно относившимся к частной собственностью, влияние римского права сохранилось.
В отношении к римскому праву в стране Советов можно выделить ряд периодов:
1. 1917-1922 гг. Отношение к римскому праву крайне негативное. Данное право рассматривается, как чуждое, рабовладельческое право Древнего Рима.
2. 1922-1937 гг. – значительное смягчение к римскому праву. Так, принятый в 1922 г. Гражданский кодекс был основан на известном Германском гражданском уложении 1898 г. Данный кодекс послужил моделью для последующих «романизированных» российских кодексов.
3. 1937-1961 гг. Отношение к римскому праву изменчивое. Постановление ЦК ВКП (Б) от 14 ноября 1938 г., заявило об отставания юридических наук в СССР и разрешило пользоваться теорией римского права. Однако, уже с 1939 г. начинаются преследования исследователей римского права, обвиняя их во «вредительстве».
4. 1961-1990 гг. В стране растет авторитет римского права. Издается учебная и научная литература, правда с поправкой на социалистическое мировоззрение.
5. 1991 – по сей день. Колоссальный интерес к наследию римских юристов. Происходит рецепция римского права, выраженная, прежде всего в действующем Гражданском кодексе Российской Федерации 1994 г.
Изучение и понимание римского права очень важно и в наше время, время установления частных капиталистических отношений в России. Возможно, опыт римского права улучшит решение проблем, связанных с установлением частной собственности на землю.
1.2. Источники римского права:
Обычное право
Римское право развивалось сотни лет, пройдя три основных периода.
Период древнего права (745–242 гг. до н.э., время возникновения «вечного» города (т.е. Рима) и установления магистратуры перегринского претора).
Период классического права (242 г. до н.э. – 212 г. н.э., до эдикта императора Каракаллы).
Период постклассического права (212–476 гг., до падения Западной Римской империи).
Источники права имеют ряд значений. Мы рассматриваем источник права как форму правообразования.
В римском праве произошло деление права на частное и публичное. Как писал известный римский юрист Ульпиан (III в. н.э.): «Право изучается в двух аспектах, публичном и частном. Публичное право обращено на состояние римского государства в целом, частное же относится к имущественным выгодам отдельных лиц». Нормы публичного права реализуют интересы государства, а нормы частного права интересы отдельных лиц. Это определение окончательно теоретически разграничило частное и публичное право.
Публичное право – «юс публикум» (ius publicum) – не может быть отменено отдельными лицами и должно неукоснительно исполняться. Частное право – «юс приватум» (ius privatum) – дозволяет лицам реализовывать свои права по собственному усмотрению.
Для римского частного права характерен приоритет индивидуализма, частной собственности, развитости договорных отношений.
Большое значение римское право придавало воле, намерению, умыслу лица. Воля определялась поведением лица, направленным на достижение какой-либо цели. Некоторые виды воли: намерение заключать договор, намерение обмануть, убить кого-то, воля попавшего в плен вернуться на родину, намерение сделать подарок и т.д.
Первым источником римского права было обычное право. Обычное право, mos («нрав, обычай»), – это постоянно повторяющееся правило поведения, переходящее из поколения в поколение и не имеющее письменной фиксации. Обычай в Риме имел разные названия: обычаи предков, обычная практика, обычай. Применение обычаев характерно, прежде всего, в догосударственном обществе, хотя они продолжали действовать и при образовании государства и письменного права.
Но и при возникновении государства у древних римлян, обычное право остается. Постоянно повторяющиеся правила поведения в течение многих лет стали приравниваться к законам.
Римский юрист Гермогениан подчеркивал: «Но и то, что одобрено долговременным обычаем и соблюдалось в течение многих лет, должно быть соблюдаемо как молчаливое соглашение граждан не менее чем записанное право».
Римский юрист Гай Светоний Транквилл так описывает обычай, введенный императором Гальбой: «все вольноотпущенники и рабы дважды в день собирались перед ним и утром здоровались, а вечером прощались с хозяином поодиночке».
Часто правовой обычай носил черты религиозного правила, опирающегося на авторитет жреческого толкования, обращение к оракулу.
Обычаи пронизаны сакральными действиями и имели определенный магический смысл. Нарушение этих норм влекло за собой наказание, одно из которых было изгнание из рода.
Обычай не должен противоречить требованиям нравственности и общественному порядку. Средством познания обычного права для судьи служили его собственный опыт, указания сведущих людей, данные, почерпнутые из судебных решений и научных работ.
1.3. Цивильное право
Цивильное право – «юс цивиле» (jus civile, переводится, как город, народ, государство) – означает право города Рима. Цивильное право называлось еще квиритским или строгим. Древнее право характеризуется примитивизмом, архаичностью, жесткостью.
Квиритское право означает национальное право римлян. Римляне именовали себя квиритами в честь бога войны Яна Квирина. Цивильное право состояло из законов – leges («легес»). Римский юрист Папиниан писал, что «закон есть общее (для всех) предписание, решение опытных людей, обуздание преступлений, совершаемых умышленно или по неведению, (общее для всех граждан) обещание государства».
Законы принимались следующим образом: магистрат зачитывал законопроект перед народным собранием, которое принимало или отвергало проект. После его одобрения сенатом, он становился законом (в классический период ратификация законов сенатом была отменена). Принятые законы устанавливались на форуме и хранились в государственной казне.
Самым важным и значимым являлись законы XII таблиц, но существовали также и другие законы. Царские законы создавали: царь Ромул, основатель Рима, цари Нума Помпилий, Сервий Туллий, Секст Папирий.
Постановления второго римского царя - Нумы Помпилия (715-672 гг. до н.э.): запретили совершать возлияние богам вином из необрезанной лозы, потреблять рыбу, не покрытую чешуей, упорядочили деятельность государственных жрецов (авгуры, понтифики, фециалы), выполняющих судебные, следственные и нормотворческие функции. Царь ввел жесткие санкции по защите частных земельных владений и договоров. Законы Нумы Помпилия были записаны на деревянных досках, это были первые записанные законы в Древнем Риме. Царские законы регулировали процессы жертвоприношений и магические ритуалы.
Развитие писаного права в Риме продолжился после упорной борьбы плебеев и патрициев, когда были изданы законы XII таблиц. Отсутствие законов использовали в своих целях патриции, игравшие главную роль в обществе.
По словам Цицерона, «для всякого, кто ищет основ и источников права, одна небольшая книжица законов XII таблиц весом своего авторитета и объемом пользы воистину превосходит все библиотеки философов».
В 462 г. до н.э. трибун Гай Терентил Арса потребовал письменного издания законов. Сенаторы активно сопротивлялись, а плебеи 10 лет подряд выбирали в трибуны тех людей, которые поддерживали эту идею. Состояние анархии в государстве привело к компромиссу. Сенат согласился на учреждение комиссии по разработке законов, состоящей из 10 патрициев и плебеев. Комиссия децемвиров (буквальный перевод – члены коллегии десяти для записи законов) в составе 10 человек, в 451 г. до н.э. приняла 10 таблиц. Во время работы над законами им давалась высшая власть в государстве. На следующий год появились еще две таблицы, одобренные центуриатными комициями. Принятые таблицы устраняли пробелы прежних законов.
Существует предание, что при разработке таблиц в Грецию для изучения законов Солона были направлены три посланца. Некоторые ученые склоняются к версии, что римляне побывали лишь в Сицилии, где существовали греческие колонии. При подготовке законов XII таблиц был приглашен грек Гермодор, выступавший в качестве переводчика греческого законодательства.
Законы XII таблиц составлены в казуистичной форме. Гражданское, уголовное, процессуальное право было слито в законах воедино. Принятие законов остановило борьбу плебеев и патрициев. Плебеи настаивали на опубликовании письменных законов, чтобы прекратить беззаконие, творящееся против них. Все двенадцать таблиц были утверждены сенатом лишь в 448 г. до н.э., при консулах Горации и Валерии.
Законы XII таблиц были написаны на медных, возможно, мраморных, деревянных или пластинах из слоновой кости и установлены на форуме. В римском обществе законы имели большой авторитет. Древние медные таблицы хранились в храме Юпитера Капитолийского. В 390 г. до н.э. Рим был захвачен галлами, которые уничтожили римское правовое сокровище, и до наших дней в подлиннике эти законы не дошли.
Хотя, имеются ряд свидетельств, что часть законов была спасена и охранялась римскими жрецами. И лишь Гнеей Флавией, секретарь жрецов выкрал календарное расписание судебных дней, а также формулы судебных исков и публично зачитал их на народном собрании.
Составленный в наши дни текст законов XII таблиц имеет искусственный характер, состоящий из цитат этого закона, приводимых римскими юристами. Этот факт дает основание некоторым ученым заявлять, что законы XII таблиц являются подделкой.
Римские законы делились на три части. В первой части – прескрипции (praescriptio) – содержались имена автора законопроекта и председателя комиции, также место и время голосования. Вторая часть – рогация (rogatio) – состояла из самого предложения магистрата. Третья часть состояла из санкции (sanctio) – следуемого наказания в случаях нарушения закона. Большинство законов не имели санкций, что доказывает их второстепенное значение по отношению к правомочию магистратов.
Особенностью принятия законов было то, что многие из них регулировали одни и те же общественные отношения, и в качестве их усовершенствования применялись все новые и новые нормы. Таким образом оттачивалось римское право. В основном, принимались законы, направленные на решение земельных вопросов, более 13 законов были приняты против предвыборных злоупотреблений кандидатов в магистраты, законы об основании колоний, о распределении хлеба, против вымогательства и взяточничества должностных лиц, против чрезмерной роскоши и т.д. В случае неприменения закона длительное время, он терял силу.
В качестве наглядного примера приведем ряд законов, среди которых закон о поручительстве, законы о судоустройстве, закон Акилия (193 г. до н.э.), запрещавший злоупотребления жрецов при добавлении дней в календарь.
Закон Сенциа запрещал господину моложе 20 лет отпускать на свободу раба старше 30 лет.
Закон, принятый в 115 г. до н.э., ограничивал подачу блюд на пиру.
Закон Цинция (204 г. до н.э.) запрещал принимать в дар сумму, превышающую определенную (неизвестную нам).
Закон 218 г. запрещал сенаторам иметь суда тоннажем свыше 300 амфор.
Закон 177 г. до н.э. диктовал латинам и другим римским союзникам необходимость оставлять в родном городе не менее одного сына при переселении в Рим.
Закон, запрещавший исключение из сената без проведения судебных разбирательств и согласия обоих цензоров.
Закон, разрешавший пари только при атлетических играх.
Закон, установивший 10-летний перерыв между переизбраниями на одну магистратскую должность.
Закон Фаниа (161 г. до н.э.) ограничил затраты на пиры до 10 ассов, во время игр – до100 ассов, количество блюд и гостей – до 3 человек, в базарные дни – до 5 человек
Закон 139 г. до н.э. вводит тайное голосование при избрании магистратов в народных собраниях.
Закон 67 г. до н.э. выделил февраль как время приема иностранных послов.
Закон Цезаря (59 г. до н.э.) предоставил земельные участки в Италии ветеранам и малоимущим гражданам, имевшим не менее 3 сыновей.
Закон Августа (18 г. до н.э.) уменьшил толщину стен строящихся зданий (закон направлен против роскоши).
Закон Августа (17 г. до н.э.) предоставил первые 14 рядов в театре самым знатным гражданам.
Закон Августа освобождал из рабства того, кто сообщит о деликтах своих хозяев.
Закон Лициниа (62 г. до н.э.) определял необходимость сдачи вновь принятого закона на хранение в архив.
Закон Порциа (62 г. до н.э.) установил, что для признания триумфа необходимо уничтожение на поле брани не мене 5 тыс. врагов, а завышение цифр приводило к наказанию полководца.
Закон Оппиа (215 г. до н.э.) запретил женщинам носить разноцветную одежду, передвигаться в городе на повозке, запряженной двумя лошадьми, ограничивал массу носимых женщинами золотых изделий.
Закон Пупиа (57 г. до н.э.) запретил проведение заседания сената тогда, когда происходит голосование комиций.
Закон 9 г. до н.э. обеспечивал охрану водопровода.
Закон Гая С. Гракха 123 г. до н.э. вывел сенаторов из судов, судьями теперь могли быть только всадники.
Закон 106 г. до н.э. определил, что судьями могут быть сенаторы и всадники (места делились пополам между ними).
По закону 88 г. до н.э., из сената изгонялся всякий имеющий долг более 2000 денариев.
Закон Валерия 509 г. до н.э. устанавливал наказание в виде смертной казни любому лицу, стремившемуся стать царем.
Закон 300 г. до н.э. позволил осужденному гражданину подать апелляцию к народному собранию.
Плебейское собрание также могло принимать решения – плебисцит (plebiscita), имевшие силу закона.
К цивильному праву относились и постановления сената – сенатусконсульты. Сенатусконсульты (senatus consulta) являлись постановлением римского сената. Первоначально решение сената выглядело как инструкции магистратам, но постепенно постановления сената приобретают силу законов. Юрист Гай причислил их к источникам права, оперируя тем, что сенатусконсульты имеют принудительную силу, как и закон. Юрист Помпоний писал: «Сенатусконсульт … вводится одним утверждением сената, без закона или конституции принцепса, т.е. соблюдается как закон то, что установил сам принцепс». По отношению к римскому народу сенат играл роль опекуна.