Контрольная работа и ее характеристика
Изучение дисциплины базируется на использовании материалов учебной литературы соответствующей направленности.
Наряду с изучением теоретического материала предусматривается выполнение по индивидуальному заданию контрольной работы.
Выполнение контрольных работ осуществляется по заданию кафедры, варианты которых определяются в соответствии с методическими указаниями по выполнению контрольных работ.
Прежде всего, необходимо ознакомиться с тематикой и программой дисциплины и подобрать соответствующую специальную литературу. На основе выбранной учебной литературы выполняется контрольная работа соответствующего варианта.
2.5.1. Примерный перечень тем контрольных работ:
1. Природа управления и исторические тенденции его развития.
2. Основные этапы развития менеджмента.
3. Древний период развития управления.
4. Роль промышленной революции в становлении управления.
5. Индустриальный период развития управления.
6. Социальный эксперимент Роберта Оуэна.
7. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента.
8. Основные подходы к формированию этапов и школ менеджмента.
9. Период систематизации в развитии теории и практики управления.
10. Школа научного управления, её в клад в теорию менеджмента.
11.Ф.У.Тейлор -основоположник научного управления производством.
12. Сущность концепции Ф.У. Тейлора.
13. Тейлоризм и его сущность.
14. Развитие менеджмента в трудах последователей Ф. Тейлора: Г. Гантта, Ф. и Л. Гилбрет, Г. Эмерсона, Г. Форда.
15. Эволюция системы Ф.У. Тейлора.
16. Развитие идей Ф. Тейлора в трудах Г. Гантта.
17. Вклад Френка и Лилиан Гилбрет в теорию и практику
менеджмента.
18. «Двенадцать принципов производительности» Г. Эмерсона.
19. Теория Генри Форда.
20. Основные положения фордизма.
21. Административная (классическая) школа менеджмента.
22. Теория администрации Анри Файоля.
23. Вклад А. Файоля в теорию менеджмента.
24. Функции управления и профессиональные требования к
руководителям предприятий по А. Файолю.
25. Принципы управления, сформулированные А. Файолем.
26.Сравнительный анализ теорий управления Ф. Тейлора и А.Файоля.
27. Вклад М. Вебера в развитие менеджмента.
28. «Идеальная бюрократия» М. Вебера.
29.Характеристика трёх типов организаций в зависимости от характера власти, сформулированных М. Вебером.
30. Возникновение и развитие школы человеческих отношений.
31. Вклад Гуго Мюнстерберга в развитие менеджмента.
32. Вклад Мери Паркер Фоллетт в развитие школы психологии и человеческих отношений.
33. Вклад Э. Мейо в создание теории и практики человеческих отношений.
34. Содержание и значение Хоторнского эксперимента в
возникновении школы человеческих отношений.
35. Суть и значение эксперимента Э. Мейо.
36. Основные положения доктрины «человеческих отношений».
37.Научные открытия, сделанные на основании Хоторнского
эксперимента Э. Мейо.
38. Методы обращения с людьми Дейла Карнеги.
39. «Человеческий фактор» в развитии менеджмента.
40. Школа поведенческих наук (бихевиористская).
41. Двухфакториая модель мотивации Ф. Герцберга.
42. Вклад Ф. Герцберга в развитие бихевиористского
направления.
43. Основные положения теории Ф. Герцберга.
44.Вклад Дугласа Макгрегора в развитие содержания теории
человеческих ресурсов.
45. Две концепции организации управления Дугласа Макгрегора («теория X» и «теория У»).
46. Четыре системы управления человеческими ресурсами Ренсиса Лайкерта.
47. Вклад Ренсиса Лайкерта в развитие школы «поведенческих
наук».
48. Теория потребностей Абрахама Маслоу.
49. Вклад Абрахама Маслоу в развитие бихевиористского
направления.
50. Школа науки управления (количественная, математическая).
51. Основные направления развития школы науки управления,
(количественной, математической).
52. Основные подходы к управлению, используемые школой науки управления: процессный, системный, ситуационный.
53. Процессный подход к управлению.
54. Системный подход к управлению.
55. Ситуационный подход к управлению.
56. Особенности японской модели менеджмента.
58. Модель европейского менеджмента.
59. Развитие теории и практики управления в 20-е, 30-е годы в
России.
60. Научная и практическая деятельность А.К. Гастева.
61. Вклад А.А. Богданова в развитие научной организации труда.
62. Вклад П.М. Керженцева в развитие научной организации труда.
63. Экономическая реформа системы управления экономикой 1965 года и её недостатки.
64. Критика затратных методов хозяйствования в СССР (70-80 гг.).
65. Особенности экономической реформы 1979 г. в СССР.
66. Сущность перестройки системы управления на основе рыночных
отношений в России.
67. Перспективы развития менеджмента.
2.6. Вопросы, выносимые на самостоятельную работу.
1. Углубление концепции А.Файоля в исследованиях Л.Урвика и Д.Муни.
2. Вклад Ч.Барнарда в развитие школы человеческих отношений.
3. Развитие теории мотивации А.Маслоу в концепциях К.Альдерфера, Д.Маккелланда, Ф.Герцберга.
4. Влияние национально-исторических факторов и развитие менеджмента.
5. Особенности западноевропейской модели менеджмента.
6. Основные черты шведской модели социализма.
7. Реорганизация системы управления в эпоху Александра 1.
8. Реформа Александра 11 в 1861 г.
9. Глобализация и инфрматизация общества
10.Проблемы экологии в развитии менеджмента.
11.Изменение базы профессиональных знаний менеджера.
12.Основные тенденции развития организационной культуры
менеджмента.