Глава вторая - механизм работы
Специфика судебного процесса
Инквизиция с самого начала задумывалась как орган, истребляющий ересь путем применения не средств убеждения, а насильственных методов. Главным ее инструментом был организованный террор. Внутреннее устройство инквизиции отличалось простотой. Верховным ее главой был наместник Бога на земле – папа римский. Именно ему подчинялась созданная церковная машина. Монахи и инквизиторы назначались на должности непосредственным начальством, но в правовом аспекте зависели от папства. А сам инквизиционный трибунал являлся чрезвычайным судом, не подлежавшем цензуре, контролю со стороны папских легатов или руководителей монашеских органов.
В некоторых странах, например, в Испании и Португалии, инквизиция зависела непосредственно от королевской власти. Однако главенствующая роль оставалась за Римом, куда отсылались многочисленные жалобы и прошения от жертв испанской и португальской инквизиции. Надо заметить, что в Риме в отношении этих несчастных никогда не принималось никаких защитных мер. После отмены должности генерал-инквизитора деятельность инквизиторов стала руководиться различными учреждениями римской курии. В 1542 году возникает главное из них, направленное на борьбу с протестантской ересью – священная конгрегация римской и вселенской инквизиции
Что касается самих инквизиторов, то они состояли главным образом из представителей двух монашеских орденов – доминиканцев и францисканцев. Минимальный возраст инквизитора определялся как 40 лет, социальное происхождение не бралось во внимание. Среди наиболее известных фигур, проявивших себя на этом кровавом поприще – Бернар Ги, доминиканец из Тулузы, ставший “теоретиком” инквизиции, автор целого руководства для инквизиторов.
Так же известна личность Николаса Эймерика – тоже доминиканца, но уже испанского происхождения. Эймерик написал около 37 богословских трактатов, включая знаменитый инквизиционный вадемекум (“Directorium Inquisitorum”), состоящий из подробного описания всевозможных ересей и способов борьбы с ними для его коллег. Инквизиторы обладали неограниченными правами. Даже папский легат был не в силах отстранить их от должности без разрешения папского престола. В своем могуществе инквизиторы превосходили даже епископов.
В XIV веке в помощь инквизиторам стали назначаться квалификаторы (специально подготовленные эксперты-юристы). В их обязанности входило формирование требований и приговоров, которые бы не противоречили гражданскому законодательству. Папы римские всячески старались подчеркнуть беспристрастность проводимого следствия – в этих целях они ввели в систему инквизиции нотариуса и понятых. Нотариус подписывал показания обвиняемых и свидетелей, то же делали и понятые, обязанные присутствовать на допросах. Среди прочих элементов инквизиционной машины можно выделить прокурора, врача и палача. Прокурор выступал в роли обвинителя. В обязанности врача входило следить за тем, что обвиняемый не скончался под пыткой до вынесения приговора.
Отдельного внимания заслуживают так называемые “родственники” – cсвоеобразный подсобный аппарат трибунала, в обязанности которых входили всевозможные доносы и оказание помощи следствию. В частности, они должны были уговаривать осужденных публично покаяться и примириться с церковью. Они же сопровождали жертв инквизиции на костер. “Родственники” обладали особыми правами, были неподсудны светскому и духовному судам. Инквизиция в целом являлась высшим органом государства, и духовные и светские власти обязаны были ей подчиняться во всем.
Обвинение, допрос
Если в самом начале деятельности инквизиции (XII I век) поиск еретиков не составлял особого труда, то в дальнейшем, после массовых расправ и казней, еретики вынуждены были прибегнуть к конспирации. Привлекать кого-либо к суду без оснований как таковых, инквизиция не могла. Поэтому она делала это на основании доносов.
На специальных богослужениях инквизитор зачитывал прихожанам проповедь, в которой призывал их в течение 10 дней сообщить ему все сведения о еретиках. В награду за сотрудничество Церковь предоставляла индульгенцию на три года. Действия инквизиции создавали среди населения атмосферу страха, неуверенности и террора. Доносы, в большинстве своем корыстные и необоснованные, регулярно поступали в “священные” трибуналы. Доносчиками, как и обвиняемыми, могли становиться юноши с 14 и девушки с 12 лет. В качестве гуманистического жеста инквизиторы объявляли особый “срок милосердия”, длившийся от 15 до 30 дней. За этот период еретик мог добровольно явиться в трибунал, отречься от своих убеждений в пользу католической церкви, и тем самым спасти свою жизнь.
Таким образом, основанием для ведения следствия являлся донос или показания подследственного, выдвинутые против третьего лица. На основании таких документов начиналось предварительное следствие, в ходе которого инквизитор вызывал на допрос свидетелей, собирал досье на подозреваемого, делал запросы в соответствующие инстанции на предмет наличия дополнительных улик. Далее собранные данные передавались квалификаторам, за которыми оставалось окончательное решение о предъявлении обвинения. При условии одобрения квалификатора, инквизитор мог отдать приказ об аресте подозреваемого. Смерть и умопомешательство подсудимого никак не влияли на ход следствия. Донос считался фактическим доказательством виновности обвиняемого, он буквально наделялся сакральным значением.
Целью следствия было не доказательство правомерности доноса, а склонение обвиняемого к признанию в предписываемом ему преступлении. Что примечательно, имена доносчиков и свидетелей держались в тайне как от квалификаторов, так и от самих подсудимых и их защитников. Очные ставки свидетелей обвинения с арестованными запрещались. Все свидетели по сути были свидетелями обвинения. Выставлять свидетелей в свою защиту обвиняемый не мог – в таком случае они сами подвергались риску быть обвиненными в сочувствии ереси. Свидетель давал клятву хранения молчания о своих отношениях с инквизицией.
Для проведения следствия не существовало ограничительных сроков. Оно могло длиться от нескольких лет до целой вечности. Долгое заключение арестованного не представляло особых хлопот для инквизиторов, так как пребывание в тюрьме он оплачивал из своих средств, изымаемых при аресте.
Дальнейшим этап следственной процедуры являлся допрос. Его основная цель состояла в том, чтобы добиться признания от обвиняемого. Инквизитор тщательно готовился к допросу подозреваемого, изучая в мельчайших подробностях его биографию и собирая компромат. Допрос начинался с того, что обвиняемый насильно давал обязательство отвечать на заданные вопросы только правду и выполнять наложенное на него наказание. В ходе беседы инквизитор задавал массу посторонних, не касающихся темы вопросов, призванных сбить с толку подсудимого и усыпить его бдительность. Одно, случайно сказанное жертвой слово, могло стать достаточной основой для обвинения в неповиновении Церкви.
Позднее стали возникать специальные детальные инструкции для инквизиторов, где приводилась примерная схема допроса. Автором одного из подобных “вадемекумов” был известный инквизитор Бернар Ги. Он придерживался убеждения, что в каждом конкретном случае инквизитор должен разрабатывать новую тактику действий, применяя все доступные ему средства.
Пытки, аутодафе, казнь
Для того, чтобы добиться желаемого ответа от обвиняемого инквизиторы пускали в ход самые разнообразные средства из своего арсенала : от приемов психологического воздействия и угроз до фальсификации улик и фактов. И, конечно, самым действенным и бесчеловечным способом дознания были пытки, благодаря которым инквизиция вошла в историю как жестокий террористический
орган.
К физическому насилию инквизиторы прибегали в тех случаях, когда другие методы уже не оказывали должного эффекта. Официально пытки были узаконены папой Иннокентием IV в булле “Ad extirpanda”. Затем в 1311 году вселенский собор во Вьенне постановил, что пытки могут осуществляться только с согласия епископа. Другие постановления утверждали, что пытки должны быть “умеренными” и применяться к обвиняемому не более одного раза. Примечательно, что подобные запреты инквизиторы с легкостью обходили – пытка просто объявлялась “незаконченной”, “прерванной” и возобновлялась по усмотрению палачей бесчисленное число раз.
Процесс пытки проходил следующим образом: cначала обвиняемому зачитывали своеобразное “предупреждение”. Затем его знакомили с инструментами пытки, что служило некой психологической подготовкой к предстоящим испытаниям. С узником при этом говорили весьма вежливо, не повышая голоса, призывая к смирению и примирению с Церковью. Что касается видов пыток, то они поражают любой, даже самый пытливый ум современности, своим чудовищным разнообразием. В их число входили:
· Избивание кнутами
· Раздирание груди специальной вилкой с заостренными зубьями
· Срывание ногтей клешами
· Пытка “испанским сапогом” (затягивание ноги в специальном приспособлении, приводившее к разрыванию плоти и дроблению кости)
· Выкалывание глаз
· Разнообразные пытки водой (насильственное вливание через воронку в горло больших объемов жидкости)
· Пытка на дыбе (растягивание тела в подвешенном состоянии с разрыванием суставов)
· Пытка на “ведьмином кресле” (сиденье, усеянное острыми шипами)
· Пытка в “Нюрнбергской деве” (жертва запиралась в саркофаге, повторяющем форму человеческого тела и усеянном острыми шипами изнутри)
· Подвешивание вниз головой (смерть наступала вследствие чрезмерного прилива крови к головному мозгу)
· “Гаррота” (ввинчивание длинного винта в череп)
· “Вилка еретика” (втыкание острого шипа в подбородок жертвы)
Помимо всего вышеперечисленного широко применялись психологические пытки ( в частности мучение родственников и детей подсудимого у него на глазах). В Англии использовались пытки утомлением, бодрствованием, голодом, долгим хождением.
Создавались специальные трактаты по демонологии, где подробно описывались признаки, по которым можно узнать ведьму или колдуна. В частности, наиболее известный из них – “Молот Ведьм”, написанный доминиканскими инквизиторами Генрихом Крамером и Якобом Шпренгером, сообщал, что “отсутствие слез указывает самым определенным образом на вышеназванный колдовской дар” (Глава VIII, часть III, вопрос пятнадцатый). То есть ведьма, если она является таковой, не может плакать даже под пыткой. Авторы объяснили это тем, что “Благодать проливания слез у кающихся принадлежит к важным дарам Бога”.
По окончании следствия выносился приговор. При этом формально обвиняемый имел право на защитника. Но жестокая ирония заключалась в том, что в ряде стран (например, в Испании) этот защитник назначался самой инквизицией. По сути, у несчастной жертвы не было не малейшего шанса избежать своей участи. Не спасали ни умопомешательство, ни пьянство, ни невежество. Совершение самоубийства расценивалось как признание вины. Исторически подтверждено, что инквизиция никогда не оправдывала свои жертвы. В лучшем случае приговор объявлял, что “обвинение не доказано”. Cами приговоры отличались особой жестокостью. На первом этапе наказания варьировались от легких епитимий до “унизительных” (сonfusibles).
Cледующим шагом было тюремное заключение (обычное или строгое), затем галеры и в качестве апофеоза – отлучение от церкви и передача осужденного светским властям с последующим неизбежным сожжением на костре. Отличительной чертой инквизиционного судопроизводства был наследственный характер несения наказания : потомки осужденного вплоть до третьего поколения лишались имущества и гражданских прав.
В качестве епитимий инквизиция принимала следующие: строгое соблюдение церковных обрядов, молитвы, изнурительные посты, пожертвования “на нужды церкви”. В XIII веке распространенным наказанием стало принудительное участие в крестовых походах.
В 1208 году св. Доминик ввел специальные позорящие знаки в виде крестообразных нашивок шафранового цвета, которые должны были носить все еретики. В качестве меры наказания за определенные проступки и преступления против веры было распространено публичное бичевание, которое осуществлял священник в церкви во время богослужения.
Интересно заметить, что пожизненное тюремное заключение рассматривалось не как репрессивная мера, а как высший акт милосердия. Оно делилось на три вида : Заключение в каторжной тюрьме (одиночная камера, кандалы на руках и ногах), Строгое тюремное заключение (одиночная камера, осужденный прикован к стене), Простое тюремное заключение (общие камеры, заключенные содержатся без кандалов). Все заключенные содержались на хлебе и воде, в полной изоляции от мира. Освободиться из таких тюрем было практически нереально – еретиков-рецедивистов преследовали повсюду. Инквизиция не оставляла в покое даже мертвых. Их останки показательно сжигались, а пепел развевался по ветру. Часть конфискованного у погибшего имущества шла на строительство тюрем, часть делилась между инквизиторами, городскими властями и епископом. Неудивительно, что в скором времени из-за подобного стремления инквизиции к обогащению экономика многих развитых регионов пришла в упадок.
Что касается непосредственного осуществления приговора, то тут инквизиция не скупилась на средства. Наказание церкви – сожжение на костре и предшествующее ему аутодафе – было одним из самых ярких зрелищ для среднестатистического горожанина той поры. Церковь не убивала, не уничтожала, она “отпускала на волю”. Под этой формулировкой подразумевалось, что Церковь отказывается от забот по спасению души подсудимого и отрекается от него. При этом стоит заметить, что исполнение приговора находилось в компетенции не духовных а гражданских властей, которые зачастую отказывались прибегать к высшей мере наказания – костру.
Средневековые казни еретиков вошли в историю как самые чудовищные по своей жестокости и зрелищные по характеру проведения мероприятия. Казни устраивались по праздникам, и на них приглашались все жители города. Накануне костра на центральной площади устраивалось торжественное аутодафе - религиозная церемония, на которой совершалось богослужение, выступление проповедников, публичное покаяние осужденных еретиков и чтение их приговоров. В честь события город украшался флагами и гирляндами, на балконах домов выставлялись цветы. На центральной площади строился специальный помост, над которым возводили алтарь с балдахином, где должны были сидеть король, члены его семьи и другие высокопоставленные лица. Накануне самой церемонии устраивалась ее генеральная репетиция. По городским улицам проходила процессия прихожан во главе с членами конгрегации св. Петра Мученика. За ними шествовал весь персонал местной инквизиции (инквизиторы, фискалы, “родственники”).
Осужденных очень тщательно готовили к экзекуции. Их мыли, стригли, брили, предлагали им хорошую чистую одежду, сытно кормили. Затем, с наброшенной на шею петлей и зеленой (символ инквизиции) свечой в руках, выводили на улицу. Заключенные, сопровождаемые стражниками и “родственниками”, шли к кафедральному собору. Монахи пели траурные церковные гимны и призывали неверных к покаянию.
На площади, где должна была совершаться казнь, всегда было многолюдно – помимо горожан собирались светские и духовные власти и гости. Заключенных усаживали на специальных скамьях позора, где они выслушивали траурную мессу и грозную проповедь инквизитора, завершавшуюся вынесением приговоров.
Далее узников подводили к эшафоту со столбом в центре и привязывали к нему. Эшафот обкладывался хворостом, соломой и дровами, которые подкладывали в костер особо уважаемые прихожане. Что примечательно, если по случайности осужденный умирал до казни (под пытками или путем суицида), то сожжению подвергался его труп. В некоторых странах (Испания, Португалия) была распространена и символическая казнь, когда за неимением осужденных сжигались изображавшие их куклы. Позднее на таких кострах инквизиторы сжигали запрещенные произведения писателей-вероотступников.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что не было такой сферы в жизни средневекового общества, где бы ни проявила себя инквизиция. Ее зловещий дух присутствовал во всем, начиная от религии и заканчивая гражданским судопроизводством.
Глава третья - наиболее известные процессы
3.1 Жанна д’Арк
В процессе своей деятельности инквизиция загубила сотни жизней – дети, женщины, обвиненные в колдовстве, старики. Всех их постигла одна и та же участь. Но их имена навеки стерлись со страниц истории, оставив за собой лишь сухие статистические данные и цифры. Однако есть среди жертв инквизиции и те, чьи судьбы волновали не только современников, но и потомков, живших несколько сотен лет спустя. К числу наиболее известных судебных процессов, несомненно, можно отнести дело Жанны д’Арк, трагическая история которой и по сей день находит отклик в сердцах людей, вдохновляет скульпторов, писателей, поэтов и художников.
Жанна д’Арк, прозванная Орлеанской девой, – это национальная героиня Франции, поднявшая свой народ на защиту родины от англичан в столетней войне 1337—1453 годов. Она была осуждена за мнимые преступления и предана костру в возрасте 19 лет. Приговор Жанны был приведен в исполнение в Руане 30 мая 1431 года. Жанна родилась в 1412 году в деревне близ Лотаргинии в крестьянской семье. С 13 лет, по ее собственным утверждениям, Жанна начала слышать голоса архангела Михаила и других святых, призывавших ее исполнить предначертание свыше - снять осаду с Орлеана и изгнать захватчиков из королевства.
В 17 лет Жанна решает помочь претенденту на трон Карлу стать королем Франции. Его положение на тот момент было весьма плачевным – англичане и бургундцы захватили большую часть Франции, за исключением Орлеана и близлежащих регионов. Боевой дух армии был безнадежно сломлен. Появление Жанны, молодой, горящей патриотизмом девушки, вселило надежду в сердца простых людей.
Жанна возглавила 10тысячное войско, разгромившее англичан под Орлеаном. Следом был освобожден Реймс, где впоследствии прошла торжественная коронация Карла VII. И если французы приписывали военные успехи Жанны божественному провидению, то англичане считали, что она находится в связи с дьяволом. 23 мая 1430 года в одном из сражений под Парижем Жанна д’Арк была взята в плен бургундцами. Что характерно, король Карл VII, столь многим обязанный Жанне, не сделал ничего, чтобы ее спасти. Вскоре бургундцы продали пленницу англичанам. А в ноябре — декабре 1430 года Орлеанская дева была доставлена в Руан.
Ведение судебного процесса Жанны было поручено епископу города Бовэ - Пьеру Кошону. Его полномочия были подтверждены богословами Парижского университета – цитаделью католической веры в те времена. Кошон созвал инквизиционный трибунал из 12 известных богословов и привлек экспертов из множества самых различных областей.
Процесс, начавшийся 21 февраля 1431 года в общей сложности длился около 5 месяцев. Все это время Жанну содержали в ужасных условиях, надеясь таким образом сломить волю девушки. Однако она держалась мужественно, всячески отвергая предъявленные ей обвинения. В итоге в мае 1431 года суд обвинил Жанну д’Арк в ношении мужской одежды и коротких волос, ереси, колдовстве, богохульстве, отрицании таинств и авторитета Церкви. Голоса святых, слышанные ею, были признаны демоническими.
24 мая в Руане состоялось торжественное аутодафе, на котором Жанна признала все обвинения и заявила, что готова отречься от своих убеждений. Ее хитростью вынудили подписать бумагу с формулой отречения и приговорили к пожизненному заключению на хлебе и воде. Однако уже через несколько дней в виду того, что Жанна вновь надела мужскую одежду (за неимением женской)— трибунал приговорил её к смерти.
30 мая 1431 года Жанна д’Арк была сожжена заживо на площади Старого Рынка в Руане. Эта казнь вошла в историю как одна из самых драматичных и жестоких в своем роде. Впоследствии, в 1456 году, после окончания войны в Нормандии, дело Жанны будет пересмотрено. В 1909 папа Пий X провозгласит Орлеанскую деву блаженной, а 16 мая 1920 года папа Бенедикт XV причислит ее к лику святых.
Джордано Бруно
Не менее трагическая участь постигла и одного из наиболее выдающихся мыслителей эпохи Возрождения – Джордано Филиппе Бруно. Он был философом и поэтом, сторонником материалистического мировоззрения и учения Н. Коперника. Примечательно, что формально Бруно числился членом доминиканского монашеского ордена, однако сам ненавидел “псов господних” и всячески отвергал их мораль и устав.
Джордано Бруно сделал существенный вклад в развитие астрономии: развивая гелиоцентрическую теорию Коперника, он доработал ее и устранил ряд неточностей. Бруно полагал, что Солнце не является неподвижным центром мира, поскольку Вселенная бесконечна. Также он учил, что во Вселенной бесчисленное множество звезд, подобных Солнцу, в ней господствуют одни и те же законы, а следовательно, между Землей и небом нет противоположности. Кроме того, из учения Бруно следовало утверждение о множественности обитаемых миров, в корне противоречившее библейским догматам. В 1575 году Бруно был обвинен католической церковью в ереси и приговорен к смертной казни через сожжение. Приговор был приведен в исполнение 17 февраля 1600 года на площади Кампо деи Фиори в Риме.
Филиппо Бруно (мирское имя) родился в 1548 году в Неаполе в семье солдата. В возрасте 15 лет он вступил в доминиканский орден и стал монахом, получив имя Джордано. Еще в молодости Бруно активно читал запрещенную литературу, проявлял интерес к науке. Известно, что он выносил из своей кельи иконы, оставляя лишь Распятие. Все это в совокупности привлекло к его личности внимание инквизиции.
В 28 лет Бруно был вынужден покинуть монастырь. Спасаясь от преследований он бежал в Рим, а затем далее, в Северную Италию. В течение 13 лет Бруно жил во Франции, Швейцарии, Англии, Германии, общался с выдающимися мыслителями той поры, преподавал философию и создавал научные труды. В трактатах Джордано Бруно прослеживаются первые основы “новой философии” – научного атеизма. Все это время шпионы инквизиции тщательно отслеживали каждый шаг ученого.
В 1591 году Бруно приезжает в Венецию. Следует отметить, что в то время она находилась на пике расцвета. Венецианская республика представляла собой некий островок свободы от гнета католической церкви. Здесь были налажены торговые отношения со многими странами, активно развивалась научная мысль, создавались научные общества и академии. Кроме того, в силу специфического характера венецианской инквизиции, учрежденной в XV веке, в городе довольно терпимо относились к еретическим учениям. Разумеется, церковь устраняла неверных, но несколько отличными от других местностей методами. В частности, в Венеции никогда не устраивались аутодафе – еретиков тайно казнили и бросали трупы в каналы.
23 мая 1592 года Джованни Мочениго, по приглашению которого Бруно приехал в город, направил венецианскому инквизитору свой первый донос на него. После двух последующих философ был арестован и заключён в тюрьму. 12 сентября 1592 года папская инквизиция потребовала выдать ей Бруно. 27 февраля 1593 года Бруно был доставлен в Рим, в казематах которого он провёл около шести лет. Римская инквизиция приступила к допросу ученого лишь в декабре 1596 года. 9 февраля 1600 года инквизиционный трибунал объявил Бруно «нераскаявшимся, упорным и непреклонным еретиком». Его лишили священнического сана и отлучили от церкви. Губернаторский суд вынес окончательный приговор – высшая мера наказания.
Казнь Джордано Бруно на Площади цветов в Риме запомнилась современникам своей жестокостью – ученого приковали к столбу железной цепью и перетянули его тело мокрой веревкой, причинявшей дополнительную боль. По словам очевидцев, в своих последних словах Бруно говорил, что умирает мучеником добровольно. Стоит также добавить, что Все научные труды Джордано Бруно были занесены в 1603 году в католический Индекс запрещённых книг и оставались в нём до его последнего издания.
Галилео Галилей
Еще одним нашумевшим процессом стало дело Галилео Галилея – итальянского ученого, физика и астронома, заложившего основы точного естествознания. Галилей активно поддерживал и развивал гелиоцентрическую теорию мироустройства, что и стало впоследствии причиной его серьёзного конфликта с католической церковью.
Следует отметить, что после того, как в 1543 году вышло сочинение польского астронома Николая Коперника “Об обращении небесных тел” церковники разделились на два лагеря – сторонников и противников гелиоцентрической системы. Открытия Галилея подтверждали основной тезис его предшественника о вращении Земли вокруг своей оси.
Разумеется, это вызвало недовольство папского престола и инквизиции. Галилею и его сторонниками был предложен компромисс : они должны были признать свои открытия лишь гипотезой, а не абсолютной истиной. К тому же, дальнейшая их научная деятельность не должна была опровергать библейскую теорию мироздания. Однако Галилей и его единомышленники отвергли подобное предложение. В ответ доминиканские иерархи во главе с папой римским начинают подготовку судебного разбирательства, который войдет в историю как “Процесс Галилея”.
После нескольких компрометирующих доносов 19 февраля 1616 года была организована специальная теологическая комиссия, в задачу которой входило поставлены рассмотрение двух основополагающих положений учения Коперника. 24 февраля на заседании экспертов и консультантов оба положения были признаны ошибочными и еретическими.
После официального церковного запрета гелиоцентризма перед Галилеем встает новая задача: продолжать научную деятельность, формально не нарушая запрета. Теперь в своих трудах он вынужден прибегать к иносказаниям и различным уловкам, однако читателю понятно, что ученый остался при своих убеждениях. В 1630 году Галилей решает издать в Риме свою новую рукопись “Диалог о двух главнейших системах мира – птолемеевой и коперниковой”. Книга представляет собой диалог между тремя любителями науки: коперниканцем Сальвиати, нейтральным участником Сагредо и Симпличио, приверженцем Аристотеля и Птолемея. В книге нет авторских выводов, но приводится ряд весомых аргументов в пользу системы Коперника.
Через несколько месяцев «Диалог» был запрещён и изъят из продажи, а 30 сентября 1632 года Галилея вызвали в Рим на инквизиционный суд по подозрению в ереси. Первый допрос Галилея состоялся лишь спустя 2 месяца после его прибытия в столицу - 12 апреля 1633 года.
Следствие длилось с 21 апреля по 21 июня. Основными были два вопроса: сознательно ли Галилей нарушил эдикт 1616 года, и раскаивается ли он в содеянном. Галилей на первом же допросе объявил, что не является коперниканцем, а главной задачей его книги было развенчать мнение о движении Земли. В общей сложности 70летнего больного ученого подвергли трем пристрастным допросам, по результатам которых он был взят под арест.
Галилей провёл в заключении всего 18 дней (с 12 по 30 апреля 1633 года), что, вероятно, было вызвано ходатайством его бывшего ученика, тосканского герцога Фердинанда II. Однако, стоит отметить, что сам папа Урбан VIII всячески отвергал просьбы облегчить участь заключенного ввиду его преклонного возраста и других смягчающих обстоятельств. По данным историков, во время допроса к нему даже применялись пытки.
22 июня 1633 года в церкви святой Марии на Минерве инквизиционный трибунал вынес приговор Галилею – тюремное заключение на неопределенный срок. После процесса Галилей поселился на своей вилле близ Флоренции, где жил под неусыпным надзором инквизиции. Ему запрещалось принимать посетителей, посещать города. Все его печатные работы подлежали особо тщательной цензуре.
Галилей скончался 8 января 1642 года, в возрасте 78 лет, в своем доме. Папа Урбан запретил хоронить Галилея в семейном склепе во Флоренции. Его похоронили в Арчетри без почестей, ставить памятник Папа также запретил. Процесс Галилея вошел в историю как символ противостояния науки и религии, прогрессивной мысли и закостенелого консерватизма.
Глава четвертая - инквизиция в новое время
4.1 Индекс запрещенных книг
Помимо таких зловещих атрибутов как тюрьмы, пытки и костры инквизиция располагала иными средствами воздействия на неверных. Одним из самых действенных ее орудий стал так называемый Индекс запрещённых книг (лат. Index Librorum Prohibitorum) - список публикаций, запрещенных к чтению Римско-Католической Церковью под угрозой анафемы.
Главной задачей составления Индекса было очищение веры от еретических примесей и богословских разногласий. Первое официальное издание Индекса вышло в Риме в1559 году. Оно было составлено римской инквизицией под личным контролем папы Павла IV, занимавшего должность верховного инквизитора. В дальнейшем Индекс издается уже конгрегацией римской инквизиции.
История Индекса берет свое начало с 405 года, когда папа Иннокентий I составляет первый список еретических писаний, подлежащих уничтожению. Особую роль сыграло распространение книгопечатания в 1448-1500 годах. Оно способствовало развитию грамотности среди населения. И это, как благодатная почва для развития вольнодумства, представляло угрозу для папства.
В 1471 году папа Сикст IV впервые объявил о введение предварительной цензуры на книги. Папа Лев X добился у V Латеранского собора одобрения на распространение предварительной цензуры печатных произведений на весь христианский мир. В 1546 году Индекс запрещенных книг появляется в Испании под руководством короля Карла . Аналогичные Индексы создавались в Португалии, Венеции, Флоренции, Милане. С 1559 года, когда издается первый римский индекс, контроль над цензурой всех католических стран становится прерогативой папской инквизиции.
В 1571 году папа Пий V cсоздал специальную конгрегацию Индекса. Помимо всего прочего, она обладала и судебной властью, могла накладывать на неугодных Церкви авторов определенные наказания. С XVII века конгрегация Индекса переходит во власть иезуитов. 5 марта 1917 года папа Бенедикт VI осуществил объединение конгрегации Индекса непосредственно с инквизицией, где она именовалась Цензурным департаментом. Индекс был упразднен лишь в 1966 году решением II Ватиканского собора. Последнее издание вышло в 1948 году.
Следует отметить, что наиболее плодотворными в деятельности конгрегации Индекса были XVIII и XX века. XVIII век –это эпоха гуманизма, время просветителей и энциклопедистов, рьяно призывающих к искоренению религиозных пережитков и обличающих пороки духовенства. В XX веке главными противниками Ватикана становятся научный прогресс и коммунизм. В XIX веке было принято 2 вида запретов : “в целом” (все книги, покушающиеся на авторитет Церкви) и “в частности”(отдельные произведения конкретных авторов). При этом Книги, прошедшие цензуру, в обязательном порядке печатались с грифом Nihil obstat («никаких препятствий») и Imprimatur («да будет напечатано») на титульном листе.
В 1917 году папой Бенедиктом XV был принят верховный закон католической церкви - канонический кодекс. В нем, в частности, были сформулированы положения, регулирующие распространение печатной продукции. Так, например, канон 1385 запрещал публикацию любой религиозной литературы без предварительного согласования с церковными властями. В этот список попали книги по истории церкви, библеистике, различным религиозным и моральным дисциплинам. Запрет налагался также на перевод молитвенников и Библии на местные языки.
Канон 1393 устанавливал во всех епархиях должность церковного цензора, заключение которого решало окончательную судьбу рукописи. За нарушение установленных запретов инквизиция налагала наказание в виде отлучения от церкви. Индекс запрещенных книг стал своеобразными тисками, сдавившими выдающиеся умы той эпохи. В его последнее издание внесены такие авторы как Джордано Бруно, Томас Гоббс, Рене Декарт, Оноре де Бальзак, Жан Жак Руссо и многие другие. Запрещались отдельные произведения Генриха Гейне, Иммануила Канта, Стендаля, Флобера. Однако Индексу не суждено было оправдать надежд, возлагаемых на него его создателями – он был отменен после реорганизации инквизиции.
Силлабус
Переломным моментом в истории католической церкви стала Французская революция, подорвавшая ее вековые устои, лишившая ее большей части земельных владений и львиной доли прихожан.
В 1814 году ситуация коренным образом меняется. Власть инквизиции в Испании, Португалии и папских владениях была восстановлена. Светские и духовные власти стремились искоренить все французское, вселяющее в сердца людей дух вольнодумства. В 1835 году папство ликвидировало местные инквизиционные трибуналы, сохранив при этом конгрегацию римской и вселенской инквизиции с ее анафемами и Индексом запрещенных книг. В 1846 году на папский престол взошел Пий IX, правление которого продлилось 32 года. Он выступал против объединения Италии, научного прогресса, демократии и защищал светскую власть пап.
В 1865 году Пий X опубликовал “Силлабус” – cписок осуждаемых общественно-политических и религиозных движений, научных принципов, противоречащих учению католической церкви и подрывающих авторитет папства. В их число входили пантеизм, натурализм, либерализм, протестантизм, рационализм, социализм. “Силлабус” также осуждал приверженцев идеи отделения церкви от государства, признавал преимущество светской власти над духовной.
Однако, несмотря на все старания Пия X, папская власть неотвратимо теряла былое могущество, старый феодальный порядок рушился. Отныне власть папства ограничивалась в основном угрозами – она была не в праве применять пытки, заковывать в кандалы, предавать людей мученической смерти на кострах.
Преемник Пия X – Лев III(1878-1903) впервые в истории предложил установить союз между папством и международной буржуазией. В 1891 году он издал социальную энциклику католической церкви “Рерум новарум”, в которой обрисовывал несостоятельность коммунизма, социализма и революционного рабочего движения. Все это способствовало укреплению позиций сторонников нового течения – христианского социализма, ставшего главной помехой на пути консервативных кругов духовенства.
Инквизиция XX века
Само слово “инквизиция” в сознании среднестатистического человека прочно ассоциируется с дикостью, жестокостью и отсталостью средневекового общества. Мало кому придет в голову проводить параллель с цивилизованным благоустроенным миром XX века. А, между тем, история инквизиции обрывается именно здесь, на пороге новой эпохи. Как же это возможно? Как мог существовать столь аморальный исторический институт в годы, когда совершались великие научные открытия, когда человечество шагнуло так далеко, что все пережитки прошлого должны были остаться далеко позади?
В конце XIX века многие церковники и миряне становятся сторонниками нового течения, выступающего за обновление церкви, ее адаптацию к условиям капиталистического общества. Это течение получило название модернизма. Что характерно, в модернизме сложно выделить какую-то единую доктрину. Его приверженцы считали религию личным делом каждого человека, отрицали церковные обряды и ставили под сомнение фактическую истинность библейских откровений. Некоторые осмеливались даже отвергать верховную власть папы, иные сомневались в божественной природе самого Иисуса Христа. Стремительное распространение модернизма в странах Западной Европы взбудоражило итальянскую церковную иерархию, где по-прежнему сохранялись традиции средневековья.
В связи с этим правление тогдашнего папы Пия X ознаменовалось ожесточенной борьбой против ереси нового века – модернизма и социальных католиков. На борьбу с ними Пий мобилизовал конгрегацию инквизиции. 3 июля 1907 года он издает декрет, осуждающий и подвергающий анафеме сразу 65 модернистских суждений. По указу всего того же Пия X была учреждена тайная организация – “Благочестивое содружество” . В ее обязанности входило вести слежку за всеми церковными иерархами в целях выявления их модернистских симпатий.
В 1910 году Пий вводит специальную антимодернистскую присягу, принести которую обязывались лица, поступающие на духовные должности. 29 июня 1908 года название римской и вселенской конгрегации было заменено на священную конгрегацию священного судилища (канцелярии). По сути, ее функции и задачи остались прежними.
Пий X был противником массовых движений христианско-демократического характера, выступавшим за проведение буржуазно-демократических реформ. Он распускает несколько католических организаций, в частности “Cиллон” 1910 года. Параллельно Пий X продолжает политику своего предшественника Льва XIII на развитие отношений с крупной буржуазией Италии и других стран.
Папы, пришедшие на смену Пию X, после его смерти, отличались крайней реакционностью, антисоветизмом и антикоммунизмом. При Пие XI (1922-1939) церковь на почве вражды к СССР стала поддерживать мировой империализм, нацизм и фашизм. Он благословил фашистскую агрессию в отношении Эфиопии, расправу Гитлера над рабочим и демократическим движением Германии, захват Чехословакии и Австрии. Последующий папа Пий XII придерживался того же курса, надеясь на победу фашистских держав над СССР во Второй мировой войне.
Однако победа осталась за советскими войсками. Что характерно, после поражения фашистской Германии многие верующие и религиозные деятели активно участвовали в движении Сопротивления, нарушая тем самым волю Ватикана. Повсеместно создавались профсоюзы, объединявшие коммунистов и социалистов в народных массах. Разумеется, это в Ватикане это вызывало беспокойство. Пий XII продолжал активно выступать за создание агрессивного блока НАТО, исключение коммунистов из правительств национального единства в Италии и Франции, принятие плана Маршалла. Однако многие верующие отказались следовать антикоммунистическому курсу Ватикана, что породило соответствующую реакцию со стороны папы римского – испытанные веками анафемы, отлучения, угрозы.
В 1949 году приказом Пия XII конгрегация “священного” судилища официально отлучила коммунистов от церкви и наложила запрет на распространение среди верующих печатной продукции, пропагандирующей их деятельность.
В 1953 году во Франции был упразднен институт так называемых священников-рабочих. Изначально он создавался епископатом в целях борьбы с коммунистическими настроениями в среде рабочего класса. Однако многие священники, поступившие на заводы и фабрики, прониклись сочувствием к коммунистам и стали их единомышленниками. Многочисленные протесты священников-рабочих и их сторонников вынудили священную конгрегацию не предпринимать репрессивных мер в отношении них.
Но тем не менее, инквизиция никогда нее переставала преследовать церковных деятелей, отошедших от традиционных догматов католической веры. После смерти Пия XII его место занял Иоанн XXIII (1958-1963) – основоположник политики приспособления церкви к современным условиям. Он не стал продолжать антикоммунистический курс своего предшественника, а выбрал свой путь – путь реформ. Его политика была призвана установить диалог между разными странами, религиями и конфессиями, а также улучшить социальное положение верующих в разных регионах мира. По сути деятельность Иоанна XXIII можно назвать одним из примеров христианского социализма, - новом направлении общественной мысли, пришедшем на смену невежеству и террору Средних веков.
Заключение
Богословы и церковные историографы не в силах объяснить инквизицию, предпосылки ее появления, различные формы ее деятельности, вскрыть причины ее долговечного существования. Марксистский подход к пониманию истории предлагает искать корни данного явления в классовой борьбе, раздиравшей феодальное общество, а так же в положении, которое занимала в нем католическая церковь.
В течение своей многовековой истории инквизиция служила феодализму и абсолютизму, колониализму и капитализму. С ходом времени менялся и характер ее деятельности: если в средние века она была связана с тюрьмами, пытками, аутодафе и кострами, то в новое и новейшее время инквизиция применяет более утонченные методы – ее оружием становятся анафемы, отлучения, Индекс запрещенных книг, куда заносились произведения многих выдающихся мыслителей и ученых.
Так или иначе церковь всегда стояла на защите интересов правящих классов. И возможно именно этим объясняется долговечность этого террористического института.
Список использованной литературы
1) Иосиф Ромуальдович Григулевич// «Инквизиция»: Политиздат; Москва; 1976
2) Яков Шпренгер , Генрих Инститорис// «Молот ведьм» Амфора; Москва, 2007
3) . С. Г. Лозинский “ Святая инквизиция” М: 1927 г.
4) 4. Х. А. Льоренте “Критическая история испанской инквизиции” М: 1936 г.
5) История средних веков / Под ред. Колесницкого Н.Ф. – М.: Просвящение, 1986
6) Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU
7) Агибалова Е., Донской Г. История средних веков. Учебник 20-е изд. - М.: Просвещение, 1981.