Шаманы верхних и нижних духов

(«Белые» и «черные»)

Шаманы делятся на тех, которые совершают путешествие к верхним духам, и на тех, которые могут камлать только к нижним духам. Первые воспитываются в верхней стране, а нижние шаманы внизу, у корня девяти юёр (души людей, умершие до наступления естественной смерти) и превратившиеся в злых духов, «духов-пожирателей», как принято именовать их в новейшей этнографической литературе.

Шаманы светлых духов («айыы-ойуна») не могут приносить жертвы с убиением скотины («кэрэх») ; во всех случаях, когда люди болеют дурными болезнями, они не совершают служения. По рассказам, айыы-ойуна не имели шаманского облачения. Они совершали моления только Айыысыту (для испрошения бездетным людям ребенка) и Иэйэхситу (даятельница приплода рогатого скота, иначе называется Ынахсыт от «ынах» - корова).

Когда шаманы совершают предварительное моление «джалбыйыы» (разузнавание причины болезней), они обычно держат в руках пучок белого конского волоса или прутик с пучком таких же волос.

Барахов Трофим 68 лет,

Кентикского наслега,

Верхнее-Вилюйского улуса.

4-го марта 1925 г. г.Вилюйск.

КОНЬ – ПУТЕВОДИТЕЛЬ ШАМАНА

Предок нашего Кэнтикского наслега Сасыл-Ойун (Лиса-Шаман). Он первым выехал и поселился в здешних краях. Они видел во сне озеро Кэнтик и приехал – отыскать его.

Это озеро нашел его стреноженный конь. Он тут и поселился.

По рассказам, он был знаменитый шаман и в то же время замечательный бегунец. Он мог настигать жеребенка. Сына его, который был князем своего наслега, звали Кэлэгэй.

Шепелев Федор 27 лет,

Багарацкого наслега,

Западно-Кангаласского улуса.

7 января 1928 г.

ШАМАН, ИЗОБРАЖАЮЩИЙ КОНЯ ПРИ КАМЛАНИИ

В Орсюдском наслеге сравнительно недавно жил шаман, по имени Бётюрююнкэ (искаж. Петр). Он умер всего 7-8 лет тому назад. Мать или бабушка его была из Хоринского наслега, поэтому он своим богом («тангарата») делал старинного Хоринского шамана Тиитэп. Когда он садился шаманить, то прежде всего обращася с молитвенным восхвалением к духу этого шамана, призывая его на помощь.

Прежде чем стать шаманом, он два или три года прохворал расстройством умственных способностей.

Этот шаман при камлании надевал конскую узду и, выйдя на двор, ржал по конски. Входил же в юрту на четвереньках; при этом четыре человека все время держала за повод узды.

Попов Василий Федорович 45 лет,

2-го Бордонского наслега,

Хочинского улуса.

23 марта 1925 г. Хаданский наслег.

ШАМАН СВЕТЛЫХ НЕБОЖИТЕЛЕЙ – «АЙЫЫ»

Творцами и воспитателями «айыы-ойуна» являются небесные духи, имеющие конный скот чисто белой масти («кыыс кэрэ сылгылаах аймагыттах»). «Айыы-ойуна» - шаман светлых небожителей не может спускаться в подземный мир, откуда исходит всякое несчастье – болезнь и смерть.

К светлым небожителям может доходить только чистый, безгрешный шаман.

У нас в старину, когдя я еще был маленьким, могилы умерших называли – «киси-мэнгэтэ» (мэнгэ человека).

Попов Иннокентий Егорович 57 лет,

Хаданского наслега,

Хочинского улуса.

23 марта 1925 года.

ОБ ИМЕНИ «ДЖААРЫН»

По моему мнению, «Джаарын» - общее наименование старинных больших шаманов, а не собственное имя для одного из них.

Говоров Михаил 61 год,

Ольтекского наслега,

Борогонского улуса.

25 декабря 1924 г. г. Якутск.

БЕЛЫЕ ШАМАНЫ

Древние «айыы-ойуна», шаманы светлых духов (небожителей), никогда не совершали камланий к «абаасы» - злым духам. Только про позднего шамана, по имени Муочай Григорий, рассказывают, что он совершал камлание как к «айыы» - добрым духам, так и «абаасы» - злым духам. Он не был кровожаден. («Сиэмэгэ суох», т.е. не приносил кровавых жертв, не убивал скот и не вредил людям).

При совершении камлания к злым духам он прежде обращался с молением ко всем «айны» - духам творцам, говорил.

«Ввиду того, что созданных тобою людей и скот обижают злые духи «аджарай», ради защиты их я обращаюсь к ним с мольбою!».

Павлов Николай Устинович 76 лет,

2-го Мальжегарского наслега,

Зап. Кангаласского улуса.

16 января 1925 года.

ШАМАН ДЖЮСЭГЭЙ‘А

(Белый шаман)

Предком нашего наслега считается шаман Бюгэс-Джаарын, по прозванию – Хаппахчылаах. («Хаппахчы» в данном случае – козырек над глазами). Люди не могли выносить его взгляда, поэтому он прикрывал глаза козырьком и на людей не смотрел. Сына его звали Юёлэп-Бюкэс, этот тоже был шаман светлых, небесных духов.

В соседнем Харыйалахском наслеге (местное название 3-го Мальжегарского наслега) был внук нашего шамана по дочерней линии, по имени – «Эскэл-Дыдыйа Батыйалаах-Чынгыйдаах»; кратко именуют его просто Батыйалаах. («Батыйа» - охотничья пальма, в переводе это прозвище – «имеющий пальму»). Полное имя будто бы служило его кличкой в верхней стране среди абаасыларов, злых духов. Родичи последнего шамана однажды обратились к нему с просьбой пригласить своего дядю-шамана, чтобы совершить моление к подателю конского скота Джюсэгэй`ю, так как наш шаман считался шаманом Джюсэгэйя («Джюсэгэй ойуна»), а самого Батыйалаах`а это божество к себе не подпускало. Юёлэн Бюкэс поехал на приглашение.

Оба шамана совершили камлание Джюсэгэй`ю, вознеслись к нему; наш Бёртюнский шаман был впереди. Добрались до жительства Джюсэгэй`я. Но у бога их обоих встретили с березовыми кольями и стали гнать прочь. При этом нашему шаману сказали:

«Зачем ты привел с собой в наше широкое обзаведение его (Батыйалаах`а), который всегда бывает с окровавленным ртом (т.е. при совершении своих обрядов, эертвуя злым подземным духам, убивает домашний скот, что не одобряется верхними конскими духами), такого злодея, преступника и грешника».

После такой встречи Батыйалаах вынужден был тотчас же вернуться назад, а Юёлэн-Бюкэс остался еще стоять. Но вот промелькнула по воздуху длинная нить. Это он выхватил там пучок хвостовых, конских волос и с этой добычей спустился назад.

Возвратившись домой, шаман обратился к своему спутнику Батыйалааху:

«По твоей вине я лишился теперь возможности их лицезреть, но я успел стащить из их отборной кобылицы один пучок волос. Теперь меня там принимать не будут, прогонят!»

Эти волосы означают души конского скота, вообще конская благодать. («Сылгы кутун, быйангын ыллага буоло»).

Петров Алексей Иванович 67 лет,

2-го Одунинского наслега,

Зап. Кангаласского улуса.

Август 1921 г. Одунинцы.

Наши рекомендации