Общие рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Дисциплина «История и культура Чувашии» - мировоззренческая гуманитарная дисциплина, требующая системного подхода в её овладении. Поэтому студенты должны опираться, главным образом, на знания и умения, сформированные на лекционных и практических занятиях. Опираясь на них, студент получает возможность для дальнейшего углубленного изучения дисциплины. Однако этот потенциал необходимо активизировать.
Квалифицированный специалист должен разбираться в прикладных вопросах этнической культуры для того, чтобы грамотно строить отношения с её носителями, повышать свой культурный уровень, разбираться в культурных процессах современности. Этой проблематике уделяется большое внимание в процессе изучения дисциплины.
Для самостоятельной подготовки можно рекомендовать следующие источники:
- конспекты лекций и материалы практических занятий;
- учебную литературу соответствующего профиля для вузов;
- специализированную литературу – монографии, статьи в научных и научно – популярных изданиях;
- средства массовой информации, Интернет-ресурсы и др.
Из учебной литературы в первую очередь рекомендуются учебные пособия с рассмотрением общетеоретических вопросов и основной фактографии, а также научная литература конкретной тематики, где разрабатываются актуальные проблемы, включённые в программу курса. При поиске литературы следует пользоваться, библиотечными каталогами, справочными изданиями, программными операционными поисковыми системами и др.
Хорошие результаты приносит занятие студентами научной работой, формами которой является участие в студенческих научных конференциях как внутривузовских, так и региональных и всероссийских, выполнение самостоятельной творческой работы- эссе и др.
В целях промежуточного контроля проводится коллоквиум, который позволяет определить уровень текущих знаний студентов по предмету. Опираясь на него, преподаватель корректирует учебную работу студента, да и сам студент делает соответствующие выводы.
Одной из форм самостоятельной работы является выполнение творческой работы (реферата). Данный вид работы позволяет студенту углубить свои знания по конкретному вопросу и приобрести общие навыки и умения по работе с литературой, подготовке научного сообщения и устного выступления.
Самостоятельная, мотивированная работа студента при изучении курса служит гарантией успешной сдачи зачета, что предусмотрено учебной программой.
Самостоятельная работа включает несколько видов активной умственной деятельности студента:
1. изучение источников, научной литературы;
Для изучения предложены труды историков и этнографов наиболее полно отражающие разные стороны жизни чувашского народа:
- Михайлов С.М. Собрание сочинений. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2004. 510 с.
- Сбоев В.А. Заметки о чувашах. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2004. 142 с.
- Риттих А.Ф. Материалы для этнографии России, XIX. Казанская губерния. Казань, 1870. Ч. I и II.
- Никольский Н.В. Краткий конспект по этнографии чуваш // Собрание сочинений: в 4 т.
- Фукс А.А. Записки о чувашах // Лик Чувашии. – 1994. – № 2. – С. 163–175; – № 3. – С. 161–175; – №4. – С. 147–158.
- Хрестоматия по культуре Чувашского края. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2001. (В данной хрестоматии см. труды Георги И.И. «Чуваши», Герберштейн С. «Извлечения из «Записок о Московитских делах», Миллер Г.-Ф. «Описание живущих в Казанской губернии языческих народов... », Курбский А.М. «Чуваша зовомые, язык особливый…», Лебедев В.И. «Симбирские чуваши», Вишневский В.П. «О религиозных поверьях чуваш»).
- Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Перевод А.П. Ковалевского. Харьков. 1956. http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Fadlan/text.phtml?id=6123
2. работа над лекциями;
3. изучение учебника, совмещенное с работой над лекциями, позволяет сформировать целостные знания по истории и культуры чувашей;
4. практические занятия (составление доклада, подготовка к выступлению;
5. работа в библиографическом отделе библиотеки ЧГУ и сети Интернет по подбору литературы (кроме указанных преподавателем интернет-адресов студенты самостоятельно ищут необходимую информацию);
6. работа на коллоквиуме;
7. подготовка и работа на консультации.