История российского мыловарения
На Руси секреты изготовления мыла унаследовали от Византии, а собственные мастера-мыловары появились у нас только в XV в. Известно, что некто Гаврила Ондреев завел в Твери "поварню мыльную с котлом мыльным и со всею поряднею", а в Москве существовал даже мыльный ряд.
Вообще русское мыловарение развивалось самобытным путем. Для этого были весьма благоприятные условия: большие запасы сала, огромные лесные массивы. "Потащным делом" занимались целые деревни. Рубили деревья, жгли их в котлах тут же в лесу, а золу заваривали, делали щелок, выпаривали его, получая поташ.
Такое истребление лесов привело к подорожанию дров, пропал и мед. Однако в 1659 г. "поташное дело", как прибыльное, передали в царскую казну.
Постепенно процесс мыловарения совершенствовался. Был открыт заводской способ получения кальцинированной и каустической соды, что значительно удешевило производство мыла.
Промышленное производство мыла было налажено при Петре I, но вплоть до середины XIX в. им пользовалась только знать. Крестьяне же стирали и мылись щелоком - смесью получаемой из древесной золы, залитой кипятком и распаренной в печи.
Главным центром мыловарения был город Шуя, на его гербе даже изображен кусок мыла. Широко известны были и московские фирмы - фабрика Ладыгина, фабрика Альфонса Рале "Рале и К" и парфюмерная фабрика Брокара.
Кстати, оборудование последней поначалу состояло всего из трех котлов, дровяной печи и каменной ступки. Но Брокар все же сумел стать признанным "королем парфюмерии", выпустив дешевое копеечное мыло для всех слоев населения. Кроме того, он старался придать недорогой продукции привлекательный вид. Например, его мыло "огурец" так походило на настоящий овощ, что покупалось даже из одного любопытства.
В 1839 г. по высочайшему соизволению императора Николая I было учреждено Общество для выделки стеариновых свечей, олеина и мыла. В том же году принадлежащий Обществу Санкт-Петербурский Невский завод начал производство этих товаров, и потому 1840 г. считается датой рождения знаменитой косметической линии "Невская косметика", которая пользовалась в дореволюционной России большой популярностью.
Мыло являлось для завода продуктом профильным и стратегически важным. Оборудование мыловарен постоянно модернизировалось, использовалась только самая передовая техника, сто обеспечивало отменное качество изделий. А в 1843 г. на Всероссийской мануфактурной выставке завод получил право изображать на своей продукции Герб Российской Империи - такого знака в то время удостаивались только товары высочайшего качества.
В 1855 г. заводом была проведена первая рекламная компания продукции Санкт-Петербурского Невского завода: рекламировалось мыло с простым названием "Черное".
В 1868 г. создается "Невское стеариновое товарищество", которое благодаря отменному качеству изделий быстро стало известно не только в России, но и в мире. Достаточно сказать, что продукции "Товарищества" было присвоено 10 Гербов Российской Империи. Уже в начале ХХ в. "Невское стеариновое товарищество" представляло собой солидной предприятие: оно производило 40 разновидностей свечей отличного качества, глицерин, стеарин, и, конечно, туалетное и хозяйственное мыло. Настоящую же славу российским мыловарам принесло мыло "Нестор", получившее международное признание и Золотую медаль на Парижской выставке.
Во время Первой мировой войны "Невское стеариновое товарищество поставляло на фронт мыло, свечи, динамитный глицерин. После революции и декрета о национализации предприятие было надолго "законсервировано". Восстановление производства началось только 1925 г. В конце 20-х и в 30-е годы ассортимент мыла расширился, появились такие марки, как "Ленинград", "Нева", "Петергоф", "Шипр", быстро завоевавшие любовь покупателей. Качество продукции оставалось традиционно высоким: в 1937 г. на Всемирной выставке в Париже мыло "Нева" было отмечено Золотой медалью и дипломом.
Эксперты едины в своем прогнозе развития рынка мыла. Времена, когда покупатель приобретал недорогие средства, постепенно проходят. Потребительские предпочтения смещаются в сторону более дорогих марок и сигментов, предлагающих четкую концепцию, высокое качество, привлекательную упаковку и целый набор дополнительных функций.
С ростом доходов населения и повышением покупательной способности тенденции все сильнее будут смешаться в сторону избирательного подхода к средствам гигиены для каждого члена семьи.
Твердое кусковое мыло не спешит сдавать позиции. Специалисты западного парфюмерно-косметического рынка говорят о репозиционировании твердого мыла. Сегодня к первоначальной гигиенической функции мыла добавились и некоторые другие, например, терапевтические задачи. Сегодня мыло используется для лечения акне, для чувствительной кожи, снятия напряжения, как продукт ароматерапии и для борьбы со старением кожи. Эксперты полагают, что будущее - за мылом с эстетическими качествами, когда цвет, форма, аромат становятся важнейшими критериями выбора продукции той или иной марки. Можно с уверенностью говорить о том, что Россия развивается приблизительно по такому же сценарию. Так, по мнению аналитиков ЭМГ "Старая Крепость", набирает силу новая для российского рынка категория - твердое мыло ручной работы, которое производится по иной технологии, чем мыло массового производства.