IV. Музыкальное восприятие

Музыкальное искусство 1 класс

Урок № 20

Тема. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.

Сегодня в центре нашего урока будет инструментальная музыка. Какая это музыка? Давайте вспомним каким составом музыкантов можно исполнять инструментальную музыку?

Особое внимание обратим на оркестр. Итак, он также как и хор, бывает разным. Оркестр бывает симфонический, духовой, народных инструментов, эстрадный. И сегодня мы подробнее узнаем о симфоническом оркестре, его звучании.

- Что вы знаете о симфонии? - Как создаётся симфония? - Кто её исполняет? - Где она исполняется?

Симфония– это развёрнутая музыкальная история, которая исполняется симфоническим
оркестром и состоит из нескольких разных по характеру частей. Симфонии мы слышим на концертах, по радио, телевидению.

Создателем (автором) симфонии является композитор. При сочинении симфонии (в отличие от оперы и балета) композитор не опирается на либретто, не ориентируется на театральное действие, певцов, хор, танцоров. Его задача – рассказать историю о музыкальных героях и их отношениях только музыкальными средствами – с помощью симфонического оркестра.

Композитору необходимо хорошо знать возможности симфонического оркестра. Он должен знать выразительные особенности всех групп инструментов оркестра, как следует обращаться с каждым инструментом в отдельности, знать, как сочетаются тембры разных инструментов между собой, как соотносятся их динамические и выразительные качества. Всё это позволяет композитору выбирать такое сочетание инструментов, которое ясно и доходчиво выражает его музыкальную мысль.

Симфонический оркестр состоит из нескольких групп музыкальных инструментов: струнно – смычковая, духовая, ударная и дополнительная.

Так, рассматривая инструменты струнной группы (скрипки, альты, виолончели, контрабасы), дети узнают, что они обладают самым тёплым, мягким тембром,
что звуки на этих инструментах извлекаются с помощью ведения
смычка по четырём струнам.

Звуки на духовых инструментах извлекаются посредством вдувания воздуха в трубки, сделанные из дерева (деревянные духовые) или из металла (медные духовые).

Исполняется симфония симфоническим оркестром под руководством дирижёра. Дирижёр не только следит, чтобы все инструменты звучали согласованно. Он тщательно продумывает исполнительский план произведения, стремясь раскрыть замысел композитора. Он разучивает произведение с исполнителями, указывает, когда нужно вступить тому или иному инструменту, играть быстрее или медленнее, громче или тише и т. д. В своей работе дирижёр опирается на партитуру. Партитура симфонии – это нотная запись, в которой композитором сведены воедино партии всех инструментов, исполняющих симфонию.
Композиторы (симфонисты) в течение жизни, как правило, сочиняют не одну, а несколько симфоний, и каждую из них обозначают порядковым номером. Свой порядковый номер имеют и части симфонии (ведь симфония – это многочастное произведение).

- Звучала ли у нас на уроках музыка какой-нибудь симфонии? Кто её автор? Что это за симфония? Какая её часть?

IV. Музыкальное восприятие

(Слушание Л.Бетховен. Симфония № 5 (1ч.))

Сейчас мы с вами прослушаем начальную фразу первой части Пятой симфонии Л.Бетховена. - Что это за музыкальный герой? Каким вы себе его представляете? (Грубый, гордый, злой, сильный, твёрдый, страшный) Давайте напоем эту тему, (напевают несколько раз ) добиваясь выразительности исполнения. - Как можно передать этот образ в пластическом интонировании? (Дети ещё раз слушают и во время звучания музыки пытаются найти подходящий жест)

Вы все по-разному показывали героя. Давайте выберем самый подходящий для этой музыки жест. Учитель показывает детям несколько вариантов жеста из
их пластической импровизации: руки с растопыренными пальцами, руки с плоской ладонью, руки с ладонью, сжатой в кулак. (Как правило, дети выбирают вариант с руками, сжатыми в кулак, точнее передающий грозный характер этой музыки)
- Как вы считаете, исполнять эту музыку лучше одной или двумя руками? (Двумя, потому что герой очень сильный, большой) - А что должны делать руки на последний длинный звук: остановиться или двигаться? (Двигаться) «А если двигаться, то как? Давление будет сильнее, когда обе руки двигаются в одном направлении (параллельно) или в разные стороны? (Конечно, когда две руки двигаются в одном направлении)
Давайте подумаем о том, что будет происходить в музыке дальше: «Как вы думаете,
герой обращается к самому себе или к кому-то другому?» (Дети говорят, что к самому себе так не обращаются – себя жалеют, успокаивают. Так разговаривают с кем-то другим, поэтому в пластическом интонировании музыки первого героя руки должны двигаться вперёд от себя) - Можем мы по характеру первого героя определить, каким будет второй герой? На какого человека может подействоать такое агрессивное обращение? Он будет такой же сильный
и грозный? (Нет, сильный не испугается; скорее всего, второй герой будет контрастный первому – более слабым, мягким, робким,неуверенным). - Какими средствами его можно воплотить в музыке? Противоположными первому герою: если музыка первого звучит громко, второго – тихо; если музыкальная речь первого – утвердительная, то у второго – вопросительная, если в музыке первого преобладает нисходящее движение, то у второго будет преобладать восходящее движение.
- А можно из музыки первого героя вырастить музыку второго?
- Что нужно изменить в музыке первого героя, чтобы она звучала робко, трепетно? - Какой звук самый угрожающий в музыке первого героя? (Последний длинный) Для того чтобы получился трепетный, робкий образ, нам надо в теме первого героя укоротить четвёртый длинный звук, так как именно он сообщает образу наступательный характер. Учитель предлагает детям спеть тему первого героя с коротким четвёртым звуком. - Музыку второго героя будем петь громко или тихо? (Тихо) - Тема первого героя звучала утвердительно и двигалась вниз, а тема второго героя будет звучать так же? (Нет, она будет звучать вопросительно и двигаться вверх) - Музыку первого героя исполнял весь оркестр, а музыку второго героя кто будет играть? (Отдельные инструменты) - Как можно передать контраст двух этих образов в движении? Если тему первого героя исполняем двумя руками, то второго – одной; если тему первого исполняем кулачками, то второго – собранными, закруглёнными пальчиками руки. Если у первого движения решительные, наступательные (движение вперёд), то у второго – робкие, взволнованные, осторожные, беспокойные
(движение вверх). Если в пластическом интонировании темы первого героя каждый звук «скандируется», то в музыке второго интонации из четырёх звуков исполняются одним движением руки. Особое внимание учителю следует уделить исполнению детьми окончаний фраз первого и второго героев. В теме первого героя руки следует постепенно выпрямлять, «дотягивая» до конца
звучания длинных звуков каждой фразы, а в теме второго героя в окончаниях фраз рука должна слегка застывать на месте (как бы в вопросе)

- Первый, грозный герой будет удовлетворён ответом второго? Этим всё закончится? (Нет, скорее всего, ответ второго героя покажется ему неубедительным. Значит, первый образ появится вновь в ещё более грозном состоянии) - Дослушает ли он второго героя? (Нет, он, наверное, его перебьёт)

- Действительно, музыка первого героя стала грубее, громче ещё решительнее. А как поведёт себя второй герой? (Дети предполагают, что он ещё больше смутится, разволнуется, заторопится. Дети слушают продолжение, обращают внимание на то, что музыкальная речь второго героя стала более развёрнутой, в ней появились и просьба, и жалоба, и возмущение, нисходящее движение сочетается с восходящим и др)

Диалог героев (первый этап экспозиции) заканчивается двумя резкими ударами.

V. Вокально – хоровая работа

Распевка

ма, ма, мэ, мэ, ми, мо, му – два телёнка на лугу.

Да, да, дэ, дэ, ди, до, ду – щиплют сочную траву.

А.Филлипенко «Веселый музыкант» - продолжение работы над интонацией, выразительным пением. – Какие из инструментов, на которых играл веселый музыкант есть в симфоническом оркестре?

Наши рекомендации