Современный человек, его важнейшие черты и особенности
Раскрытие темы общественного прогресса и его противоречивой природы логично подводит нас к проблеме бытия человека в современном мире. Все мы существуем в настоящее время на изломе крупных эпох в истории человечества. Осуществив с помощью впечатляющего научно-технического прогресса отрыв от природы и овладение ее силами, род человеческий оказался вместе с тем в ситуации выбора: Быть или не быть? Наше время переход по характеру, и это определяет важнейшие черты современного человека, его взаимосвязи и отношения с окружающим миром. Пришла пора изменять не столько мир, сколько природу самого человека, ставшего в ХХ в. человекобогом.
ХХ в. – весьма противоречивая эпоха в истории человечества. Это столетие принесло миру выдающие ся научные открытия, породило грандиозный прогресс орудий труда и техники, разрушило жестокие тоталитарные и колониальные режимы, разорвало цепи земного притяжения. Но это и век чудовищных войн и геноцида целых народов, разрушения природы и культуры, век цинизма и пошлых вкусов. Наше время есть время триумфа человека и одновременно — его падения. Человек отчетливо предстал как созидательи разрушительв одном лице. К началу третьего тысячелетия нашей эры передовая общественная мысль с большим беспокойством заговорила об эрозии гуманизма и даже конце прогресса, о смерти человека как человека. Остановимся на этой теме несколько более подробно.
В начале XX в. стал очевиден кризис антропоцентризмакак идеи особого места человека в мире, его всесилия и притязаний на господство над окружающей средой. Зародившись в эпоху Возрождения и будучи оправданным в свое время, в нашем столетии это мировоззрение стало одним из источников потенциальной опасности для мира. Бездумное следование принципам антропоцентризма означало бы в дальнейшем обострение конфликта между человеком и миром, вело бы к разрушению жизни на планете и физической гибели человека.
О кризисе и исчерпанности прежней формы гуманизма как идеи высшей ценности человека заговорили многие мыслители. Русские философы (Н.А.Бердяев, Е.Н.Трубецкой, С.Л.Франк и др.) отмечали, что мировоззрение антропоцентризма способствовало противопоставлению человека и внешнего мира. По их убеждению, культ человека бесперспективен, поскольку порождает в нем самоуверенность и эгоизм, чрезмерные амбиции вместо кропотливой работы над своей духовностью. Они считали, что в наше время наступил конец человечности, т.к. якобы все стало дозволенным. Антропоцентризм вылился в насилие над историей и привел к вражде в отношениях с природой. Об опасности «зверя» в человеке настойчиво предупреждал в ряде своих произведений русский писатель Ф.М.Достоевский.
В философском иррационализме (Ф.Ницше, А.Бергсон и др.) был сделан акцент на особой роли в человеке его низменных инстинктов и влечений. Именно они якобы и порождают волю к власти, жестокость и бесчеловечность в действиях людей. Представители этого течения призывали не идеализировать человека, как это часто было до сих пор, а рассматривать его и под углом зрения негативных форм его деятельности. Глубокий анализ противоречий природы человека сделал 3.Фрейд в своей концепции психоанализа. Он обосновывал идею об извечном конфликте между человеком и обществом, о наличии агрессивности в его действиях. Более детальный анализ деструктивных форм деятельности человека дал Э.Фромм в своей вариации психоанализа. Он выделил и охарактеризовал такие проявления «злокачественной» агрессии современного человека, как практика разрушения, принесение своей жизни в жертву кумиру, некрофильство, садизм. В отличие от иных эпох в истории общества, в XX столетии все это стало массовым явлением.
Некоторые современные философы (К.Лоренц и др.) стали подчеркивать, что в наше время человек оказался враждебен природе, превратившись в ее разрушителя и убийцу. Зло, исходящее от него, непреодолимо, а благо — проблематично. Велики «грехи» современного человека: насилие над природной средой, бездуховность, широкомасштабные военные конфликты и многое другое. В современной философии высказываются категоричные идеи о том, что «человек умер» и превратился в «расчеловечившегося зверя». Об этом заговорила и художественная литература нашего времени (Е.М.Замятин, Р.Брэдбери и др.), указывая на различные признаки духовного и физического вырождения человека и утери им человечности.
Современный человек и в самом деле значительно изменился в течение нынешнего столетия. Эти изменения коснулись не только его социальных, но и биологических качеств (характеристик). Отбросив в сторону крайние суждения, мы отметим следующее.
Изменения в современном человеке происходят в русле тех закономерных процессов, с которыми сопряжено становление постиндустриальнойцивилизации («на учно-технологическое общество») и формирование ноосферной культуры. В наше время наибольшее воздействие на человека оказал научно-технический прогресс. С бурным развитием техники и машин стал постепенно разрушаться так называемый «природный» («биосферный») человек, для которого природная среда на протяжении тысячелетий была естественной и привычной средой обитания. На смену медленному природному пришло динамичное социальное время. Люди стали концентрироваться в огромных городах, и естественная среда обитания человека уступила дорогу искусственнойсреде. Наступила техническая эрав истории человечества.
В своей статье «Человек и машина» Н.А.Бердяев подчеркивал, что данная эпоха влечет культуру к гибели, поскольку здесь вещь становится выше человека.По его убеждению, техника разрывает и противопоставляет плоть и дух, различные эпохи в истории. Она дает человеку чувство страшного могущества и подталкивает его к экспансии во внешнем мире. Поражается сама человеческая природа, его душевно-эмоциональная жизнь. Технизация мира безжалостна ко всему живому, поскольку совершенно чужда ему. И, как отмечал Бердяев, технический мир на какой-то ступени своего развития восстает против своего творца и более уже не повинуется ему.
Характеризуя бытие человека в современном мире; немецкий философ К.Ясперс писал, что до технической эпохи человек чувствовал себя единым с землей и небом. Это был «его мир»как нечто непреходящее,хотя и ничтожное. В современной же ситуации человек оказался как бы оторванным от своих естественных корней. Он теряет почву под ногами и становится беспомощным, будучи не в состоянии хоть как-то изменить стремительный ход событий и направить его в ту или иную сторону. Непомерная гордость человека XX в. и его уверенность в себе как в «господине мира» вступает в противоречие с осознанием собственной беспомощности. Как выйти из такой ситуации? - это основной, по убеждению Ясперса, вопрос современной ситуации с человеком. Вообще, человеку наших дней очень трудно понять, что же происходит в гигантском водовороте нынешнего времени. Будучи не в состоянии спастись на твердом «берегу», мы пытаемся сделать это в бурном «море» событий, которые увлекают и пленяют нас.
К.Ясперс отмечал также, что современный человек уже как бы не принадлежит себе. Он есть часть действующего гигантского и бездушного механизма. Человек распадается на отдельные функции, деловит и действует по правилам. Он нивелируется и теряет свое индивидуальное своеобразие, хотя и стремится к видимости самостоятельности. Над ним господствуют массаи всесильный аппарат государства, которые растаптывают человека и лишают его свободы существования.
Современный технический мир порождает кризис природного человека.Ученые отмечают, что в наше время по мере развития техники сам человек также становится похожим на техническое устройство, на машину. В своих действиях и образе жизни он автоматически воспроизводит логику развития и функционирования технической среды его обитания. Для «технологического человека» характерно вытеснение высокой духовности и любви, переживаний, других чувств и подмена их автоматическими реакциями, набором ежедневно выполняемых функций, как это делает обычно робот.
«Роботообразный человек» действует по программе как исполнитель чужой воли. Это — «постчеловек», идущий на смену естественному, из природы вышедшему человеку. Его душевная жизнь заменяется автоматическими реакциями, его мировоззрение есть техницизм, а целью является искусственный комфорт. Да и сама жизнь человека как организма является уже нередко жизнью с искусственными органами, вплоть до сердца.Техника освобождает человека от таких его естественных функций, как физический труд и активное движение, живое общение друг с другом. Человеческая мысль все больше заменяется машинным мышлением. Техника предлагает ему возможность даже де тей выращивать искусственнымспособом, лишая тем самым женщин материнского счастья. Все это и есть зримые признаки умирания природного (биосферного) человека. Он умирает через разрушение своих корней в виде естественного образа жизни, и трудно сказать, кем он станет в будущем.
Э.Фромм в своей книге «Революция надежды» писал о призраке, который бродит в наше время. Это призрак полностью механизированногообщества, которое нацелено на максимальное производство материальных благ и управляет компьютерами. «В ходе его становления, — размышлял ученый, — человек, сытый и довольный, но пассивный, безжизненный и бесчувственный, все больше превращается в частицу тотальной машины». С победой такого общества исчезнут индивидуализм и возможность быть наедине с самим собой. Чувства людей будут контролироваться с помощью психологических и иных средств, а общественное мнение станет манипулироваться с помощью разветвленной системы средств массовой информации. Контроль над сознанием— вот один из опаснейших признаков грядущего общества. В художественной литературе он был предсказан в романах-антиутопиях О.Хаксли, Дж.Оруэлла и других писателей-фантастов. Похоже, что человек в современном обществе как бы утрачивает контроль над собой и слепо выполняет те решения, которые принимают за него электронные машины. У него нет других целей, кроме производстваи потребления.Мы все пассивны, пишет Э.Фромм, и делает вывод: «Мы ничего не желаем, но и ничего не желаем».
Как же все это случилось? — вопрошает Э.Фромм. Почему человек превратился в узника собственных творений? Размышляя над этим, ученый пишет, что человек односторонне сосредоточился на технике и потреблении материальных благ. Тем самым он утратил живой контакт с собой и с жизнью. Расставшись с религиозной верой и ее гуманистическими ценностями, он лишился способности испытывать глубокие эмоциональные переживания. Созданная им машина оказалась настолько могущественной, что сама стала определять образ мышления человека, порождая дегуманизированноеобщество, пронизанное бесчеловечностью.
Как отдельную проблему, Э.Фромм затрагивал вопрос о влиянии техники на социальный характерчеловека. Он писал, что машинный мир развивает в человеке деструктивность в форме некрофилии (страсть к разрушению жизни). Любовь к неживому проявляется, в частности, в поклонении автомобилю, в увлечении фотографией, в аппаратомании. XX в. породил тип человека, для которого страсть к разрушению в форме войны стала естественным образом его жизни (А.Гитлер и др.).
Современный человек — это «рыночный» человек. Для него, как пишет Фромм, весь мир превращен в объект купли-продажи. Продаются не только вещи, но и сам человек, его физическая сила и ловкость, знания и умения, мнения, чувства и даже улыбка. Другой же человек воспринимается всего лишь как инструмент для достижения каких-либо целей, потребления и обогащения.
Мир изменился и, следовательно, изменился и сам человек. Теперь это уже человек, существующий не столько в природном, сколько в искусственном техническом мире, и потому он — неестественный человек,существо все более и более искусственное. Это человек, зачастую бессильный перед социальным миром и ощущающий себя заброшенным в него как чуждую и враждебную среду, а потому он — одинокийчеловек. Вместе с тем, это человек, ставший частицей единого планетарного сообщества, и поэтому, осознает он это или же нет, он является гражданином мира.Современный человек логикой собственной деятельности погружен в стихию острейших проблем, им же созданных и затрагивающих судьбы всехобитателей социального мира. Это есть не что иное, как глобальные проблемы человечества.