Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. Рабочая программа дисциплины
Рабочая программа дисциплины
История менеджмента
Направление подготовки
080200 «Менеджмент»
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
заочная
г. Ростов-на-Дону
Цели освоения дисциплины
Предлагаемый учебный курс направлен на освоение основных направлений и этапов развития практики и теории управления
Задачи курса:
- обеспечить учащемуся знание методологических основ теории и практики менеджмента;
- сформировать концептуальные представления об основных направлениях исследования, разделах и этапах управленческой науки;
- оценить влияние сформировавшейся в той или иной стране школы управленческой мысли на становление национальной модели менеджмента;
- рассмотреть совокупный исторический опыт менеджмента и дать его системное описание;
- оценить влияние национальных культурно-исторических особенностей на формирование системы менеджмента, принципов деловой культуры, моделей корпоративного управления;
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина входит в вариативную часть гуманитарного, социального и экономического цикла.
Входные знания, умения, навыки необходимые для изучения дисциплины:
- основные события мировой и отечественной новейшей истории;
- структура современного общества и взаимосвязь его элементов;
- источники общественных отношений;
- основные понятия и категории обществознания, базовые закономерности развития природы, общества и мышления;
- математики и начал анализа, функций и производных.
Учебная дисциплина является базой знаний для освоения таких дисциплин как: «Теория организации», «Организационное поведение», «Российская экономическая модель», «Современные методы управления», «Национальные модели управления человеческими ресурсами». Дисциплина является выборной и изучается студентами на первом курсе в течение одного семестра.
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «История менеджмента».
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
1. Категориальный аппарат учебной дисциплины «История менеджмента»
2. Основные этапы эволюции управленческой мысли (ПК-1)
3. Причины трансформации или смены основных парадигм управленческой мысли
4. Особенности развития управленческой практики в различных типах экономических систем
5. Особенности современной модели менеджмента в странах Запада и Востока
6. Предпосылки формирования и особенности российской модели управления
7. Возможные пути развития системы управления в России и перспективы ее дальнейшего совершенствования
Уметь:
1. Применять категориальный аппарат учебной дисциплины «История менеджмента»
2. Анализировать основные вехи эволюции практики и теории управления
3. Анализировать и оценивать исторические события и процессы (ОК-4)
4. Оценивать результаты инноваций в рамках различных парадигм управленческой теории
5. Определять исходные предпосылки теоретических концепций и подходов в области управления и их влияние на формирование национальной системы менеджмента;
6. Выделять особенности и этапы развития управленческой практики в различных типах экономических систем
7. Анализировать особенности функционирования современных моделей менеджмента в странах Запада и Востока
8. Выделять особенности, этапы и направления развития управленческой практики в России
9. Критически осмысливать западные инновации в практике менеджмента и адаптировать их к современному состоянию и актуальным задачам реформирования системы управления России
Владеть:
1. Категориальным аппаратом дисциплины «История менеджмента»
2. Культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5)
3. Навыками кооперации с коллегами и работы в коллективе (ОК -7)
4. Навыками анализа преемственности и новаций в рассмотрении важнейших разделов управленческой теории
5. Навыками анализа работ западных и отечественных классиков менеджмента
6. Навыками анализа особенностей развития управленческой практики в различных типах экономических систем
7. Навыками критического анализа западные инновации в практике менеджмента и адаптировать их к современному состоянию и актуальным задачам реформирования системы управления России
4. Структура и содержание дисциплины «История менеджмента»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
№ п/п | Раздел Дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации | ||
Л | ПР | СР | |||||
Раздел 1. Развитие теории менеджмента в «донаучный период» | - | Тестовый контроль теоретических знаний | |||||
Раздел 2. Теоретические школы управления | Написание экономического эссе | ||||||
Раздел 3. Национальные теории управления | Тестовый контроль теоретических знаний | ||||||
ИТОГО |
Раздел 1. Развитие теории менеджмента в «донаучный период»
Тема 1. Основные понятия и классификация истории менеджмента. Сущность управленческих революций
Тема 2. Вклад древних цивилизаций в развитие управления
Тема 3. Особенности развития управления в период средневековья и Нового времени