Первая книга Паралипоменон
Эти греческие названия так загадочны! Особенно, в не-греческих книгах. Я понимаю, «у них» написано иначе: нечто вроде «дэбра химим».
Чтобы нам было проще, скажем, что в русском языке есть простой аналог — летопись. Проще говоря — хроники.
Название говорит за себя. С самого начала книги перечисляются все действующие лица Ветхого Завета — с короткими комментариями их деяний.
Мы будем останавливаться по мере нахождения того, что нас интересует — в моральном аспекте.
Ведь наших детей решили обучать христианской этике — насильно! Нужно знать — что будут вколачивать в их головки.
Упоминая историю с Фамарью, автор стыдливо умалчивает о смерти Онана и о том, что она спала с отцом двух своих мужей. Целомудренно так — «родила ему (кому?) Фареса и Зару».
Вот хороший пассажик.
«...и пришли сии во дни Езекии, царя Иудейского, и перебили кочующих и оседлых, которые там находились, и истребили их навсегда,ипоселились на месте их, ибо там были пастбища для стад их...»
Во всяком случае, честно. Не потому что бог так сказал, а потому, что там были пастбища — жизненное пространство, но не для людей, а для скота. Этого достаточно, чтобы истребить всех аборигенов навсегда.
Помните гибель Саула? — Конечно. Мы помним её дважды: оригинал и кавер-версию. Но есть ещё один римейк — в Первом Паралипоменоне.
Саул зарезался мечом, его оруженосец тоже совершил харакири, а филистимляне отрезали царю голову и воткнули её на кол в храме Дагона.
С безголового царя сняли одежду и повезли голый труп в Финикию — чтобы все на него посмотрели. Страсти-то какие!
Тут же описывается, как израильтяне похитили безголовое тело любимого царя и похоронили.
Как они могли это сделать, если тело находилось в финикийском паноптикуме — маленький израильский секрет.
Римейки продолжаются. Оказывается, весь израильский народ в едином порыве помазал Давида на царство и он собрался захватывать Иерусалим у иевуситов, чтобы устроить там столицу.
Но мы помним, что Давиду дали по носу — он получил два иудиных колена, а Израилем стал править Иевосфей.
Давид сидел в своём Хевроне, а его бандит (пардон, начальник генерального штаба) Иоав грабил окрестности.
Потом был сговор с израильским военачальником Авениром и его подлое убийство. Был захват первой жены Мелхолы.
Потом было убийство самого Иевосфея. Было бегство малолетнего Мемфивосфея. Только после этого было помазание пастушка на израильский трон. А уж потом — штурм Иерусалима.
Но хронист всё это пропускает и рассказывает душещипательную байку о том, что Давид присуждает маршальский жезл храбрецу, который первым ворвётся на Сионский холм.
Храбрецом оказывается Иоав, и Давид назначает (только теперь!) его своим главным стратегом.
Зато подвиги Ванея, умудрившегося найти в придорожной канаве (в Израиле!) снежный сугроб, а в этом сугробе — льва, и убить его! — эти подвиги описаны без изменений.
Опять описана милая привычка Давида — выводить население захваченного города в чисто поле и «умервщлять пилами, секирами и молотилками». Это его фирменный знак. Так поступил он со всеми аммонитянскими городами.
Начинаются и более серьёзные ремарки. Перепись населения, например, Давид сделал якобы по наущению сатаны. Враньё — в Книге Царств чётко сказано — по чьему приказу это было сделано.
Ещё момент: сразу видно, что это намного более поздняя вставка — во времена Давида о сатане никто и не слыхивал. Слышали о Вельзевуле, который был племенным божком какого-то селения.
Оказывается, перепись проводил Иоав. Вот результаты: израильтян насчитали целый миллион человек, но воинов из них оказалось только 100 тысяч.
Если десять израильских колен могли выставить только 100 тысяч бойцов, то два иудиных колена держали под ружьём 460 тысяч воинов!
Враки, конечно, но всё-таки...
Если учесть, что в Книге Царей результаты переписи были иными — 800 и 500 тысяч соответственно, то становится ясно, что с числами у авторов библии были большие проблемы.
После этого следует пространное перечисление родословных левитов — этих священников по рождению.
Конечно же, для них это было важно, ведь библия — это книга, которая была написана священниками для священников.
Давид лично составил проект храма в Иерусалиме и торжественно на собрании израильских вождей вручил его Соломону — чтобы тот воплотил его в жизнь.
На чертеже всё было чётко обозначено — размеры, материал, стоимость. Всё, как положено. После акта вручения проекта царь прочистил горло и обратился к старейшинам.
— Дело это богоугодное, как вы понимаете, но очень дорогое. Поэтому, я тонко намекаю вам, уважаемые, на то, что нужно поддержать такое благое начинание — кто сколько может.
Смогли. Помогли. 5 миллионов талантов и 10 тысяч драхм золота. Серебра, меди и железа было поменьше, но тоже порядочно.
В общем, храм был построен на народные деньги. Лепта Давида — проект. Лепта Соломона — руководство строительством. Финансирование — народное. Конец книги.