Считаете ли Вы себя патриотом России?
Проблема патриотизма
Нельзя сказать, что проблема патриотического воспитания в России в последние годы снята с повестки дня. Казалось бы, самые сложные времена (90-е годы), демонстрировавшие самый высокий уровень антипатриотических настроений в общественном сознании (в среднем около 70% молодых людей до 30 лет при любой удобной ситуации были готовы покинуть и покидали страну), прошли, и сейчас мы наблюдаем рост национального самосознания. Тем не менее обществу еще долго придется предпринимать значительные усилия, чтобы хотя бы в какой-то мере приблизится к легендарному патриотизму времен Великой Отечественной войны, породившему массовый героизм людей на фронтах.
В формировании высокого уровня исторического сознания и исторической памяти о ратных делах и военных победах России и ее воинов огромная роль принадлежит самой исторической действительности - драматической и героической. Но большая заслуга в этом принадлежит также литературе, искусству, кино, средствам массовой информации - в первую очередь телевидению, всей системе образования, особенно циклу общественных наук. В ряду последних, исключительную роль играют военно-историческая наука и военно-исторические научные учреждения и общественные и политические организации. Именно они во многом определяют специфику формирования патриотического сознания в обществе в различные периоды истории. Каковы итоги идеологической работы последних лет? Большая часть россиян -72,1% считают себя в той или иной степени патриотами. Особенно выражены патриотические настроения в среде людей с высшим и неполным средним образованием. Последнее объяснимо тем, что в эту группу попали в большей своей части россияне 50-60 лет и старше, т.е. выросшие в послевоенные годы и воспитанные тогда же. Они носители еще советского патриотизма. Подробно см. Таблицы 2,3
Таблица 2
Считаете ли Вы себя патриотом России?
Образование | Всего | ||||
Высшее или н/в | Среднее специальное | Полное среднее | Неполное среднее | ||
Да | 47,8 | 41,9 | 42,8 | 53,2 | 45,3 |
Скорее да, чем нет | 39,1 | 39,6 | 33,7 | 26,3 | 36,8 |
Скорее нет, чем да | 5,6 | 6,9 | 9,1 | 5,1 | 6,8 |
Нет | 4,0 | 5,0 | 5,1 | 5,8 | 4,8 |
Затруднились ответить | 3,5 | 6,5 | 9,3 | 9,6 | 6,4 |
В возрастном разрезе ситуация наиболее интересно представлена в возрастных группах 18-49 лет. Скорее не считают и не считают себя патриотами 12,3% 18-24 летних россиян, 17,8% 25-29 летних, 14,8% 30-39 летних, 13,5% 40-49 летних. Т.е., самая молодая группа оказалась самой благополучной. Это можно объяснить тем, что это те люди, которые другой России не знали - они ровесники перестройки и они ее дети. Для них все существующее разумно.
Вторая группа, 25-29 летние, в которой зафиксированы самые высокие показатели непатриотических насторений, - это, фактически, потерянное поколение, вступившее в эпоху перемен с неокрепшим сознанием, пережившее ломку ценностей. Изучение смысложизненных ориентиров этого возрастного слоя важно в дальнейшем. В ближайшие годы это поколение войдет в социально активный возраст и будет определять содержание экономики, политики, культуры и т.п. в стране в целом.
Можно также предположить, что близкие по ценностным установкам 30-49-летние россияне, чье неприятие существующей действительности зафиксировано в среднем у 13,9%, - это те, кто не смог реализовывать себя в сложившихся условиях, те, кто не приемлет современную организацию жизни в России.
Таблица 3
Считаете ли Вы себя патриотом России?
Группы возрастов | |||||||
18-24 года | 25-29 лет | 30-39 лет | 40-49 лет | 50-59 лет | 60 лет и старше | Всего | |
Да | 33,5 | 31,9 | 36,8 | 48,5 | 47,7 | 62,2 | 45,3 |
Скорее да, чем нет | 46,1 | 42,9 | 42,8 | 31,3 | 38,2 | 26,0 | 36,7 |
Скорее нет, чем да | 5,6 | 10,1 | 9,4 | 9,6 | 4,6 | 3,2 | 6,8 |
Нет | 6,7 | 7,6 | 5,4 | 3,9 | 4,1 | 2,9 | 4,8 |
Затруднились ответить | 8,1 | 7,5 | 5,6 | 6,7 | 5,4 | 5,7 | 6,4 |
С другой стороны, наши современники считают, что за ту родину воевать стоило. Эти выводы косвенно подтверждают ответы на вопрос "За что сражались советские люди в годы войны?". Во всех вышеуказанных группах преобладает ответ "За Родину" (более 80%). "За родных и близких" - более 60%.
В числе факторов, которые сыграли определяющую роль в достижении победы над фашизмом, были в первую очередь указаны:
- патриотизм - 62,7%;
- героизм на фронте и в тылу - 63,0%.
На вопрос: "Что из истории Великой Отечественной войны вызывает у Вас чувство гордости?" - также большая часть респондентов указала на "Массовый патриотизм и героизм на фронтах" - 84,6%. Причем, несмотря на появляющиеся многочисленные факты в СМИ об антигуманных действиях, заградительных отрядах, о штрафных батальонах и иных "издержках войны", идея великого героизма советских людей практически не претерпела изменений со времен первых послевоенных поколений. О принудительном героизме в годы Великой Отечественной войны заявили только 5,5% россиян.
Увы, церкви в формировании патриотического и героического духа нашего народа в годы войны, благодаря которому СССР одержал победу, респондентами было отведено незначительное место - всего 9,7%. Роль этого института, активно сегодня лоббирующего свои ценностные и смысловые позиции в общественном сознании российского общества, в годы войны явно представляется смутно. Слишком широк разброс ответов и, кроме того, более 22,4% просто затруднились ответить. Казалось бы, что наиболее близкими к действительности должны быть ответы старшего поколения - фактического свидетеля деятельности церкви в те годы. Однако, расхождения в ответах с респондентами других возрастных групп почти отсутствуют (см. Таблица 4).
Активно выделилась только позиция - "сбор денежных средств для Красной Армии". С другой стороны, старшее поколение в меньшей степени отдает дань церкви в деле духовной поддержки народа. Велико число затруднившихся и тех, кто вообще не видит никакого вклада, в том числе и россияне старше 60-ти лет. Причины такого распределения требуют дополнительного исследования.
Таблица 4
В чем состоял вклад православной церкви и других конфессий в достижение победы над фашистской Германией?(Сумма ответов не равна 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов.)
Группы возрастов | |||||||
18-24 года | 25-29 лет | 30-39 лет | 40-49 лет | 50-59 лет | 60 лет и старше | Всего | |
В сборе денежных средств для нужд Красной Армии | 13,4 | 15,1 | 11,7 | 17,2 | 29,5 | 20,9 | 18,0 |
В духовной поддержке народа | 42,0 | 39,5 | 32,8 | 42,5 | 43,6 | 36,6 | 39,3 |
В воспитании патриотизма | 9,3 | 10,9 | 7,4 | 10,5 | 11,2 | 9,7 | 9,7 |
В сплочении народа | 26,4 | 22,7 | 19,1 | 19,0 | 22,0 | 26,5 | 22,6 |
В другом | 0,4 | 0,8 | 0,7 | 0,6 | 1,7 | - | 0,6 |
Не вижу никакого вклада | 17,8 | 20,2 | 18,4 | 16,6 | 14,1 | 20,4 | 17,8 |
Затруднились ответить | 21,6 | 18,5 | 27,8 | 23,5 | 19,1 | 20,9 | 22,4 |
Великая Отечественная война в контексте международных отношений
Тот факт, что 82,1% россиян считает, что именно СССР внес решающий вклад в Победу, а не союзники (2,0% - США, 1,9% -Англия), конечно, отраден. Но показательно и то, что 9,7% россиян считают это делом коалиции в целом. Вопрос коалиционности сегодня непраздный. Объединение стран на новых основаниях (после распадов "соцлагеря и каплагеря) в наше время весьма актуально. Создание Европейского Союза, расширение НАТО и аналогичные процессы демонстрируют перераспределение сил и позиций на мировой арене.
Во всероссийском опросе, посвященном Великой Отечественной войне, выявлялось отношение россиян к странам, принимавшим участие в войне. Полученные результаты заставляют задуматься. Казалось, потери в Великой Отечественной должны были вызвать стойкую отрицательную реакцию по отношению к стране-захватчице - Германии. Однако россияне четко дифференцируют фашистскую Германию и современную, которая является по их оценкам партнером России - в 51,2% случаев и нейтральной по отношению к России страной в 27,3% случаев. Только около 6 % продолжают считать Германию противником России.
С другой стороны, весьма неоднозначна оценка отношений с США. Треть россиян считает США противником России, пятая часть - признает ее нейтральное отношение к нашей стране и только треть считает США нашим партнером. И это при значительном количестве затруднившихся - 19,4%. В российском массовом сознании продолжает складываться новый "образ врага"в лице США. Причиной этому могут служить расхождения между Россией и США на международной арене по ряду значимых для страны вопросов (пересмотр договора по ПРО, ситуация на Балканах, расширение НАТО, война в Ираке и т.д.), а также новый внешнеполитический курс администрации Дж. Буша.
В анализируемом социологическом опросе проблема международного партнерства была высвечена через призму борьбы с международным терроризмом (нужна ли сегодня коалиция России с другими странами, подобная антигитлеровской коалиции, для борьбы с международным терроризмом). О необходимости в той или иной степени объединения на данной основе высказалось 75,1% респондентов.
Однако, анализ результатов выявил противоречия в оценке США. Если на вопрос общего характера (как было описано выше) значительная часть россиян высказалась о США как противнике России, то при выборе стран-партнеров по борьбе с терроризмом США были указаны в 661 случае. Для сравнения:
Англия - 290;
Франция - 260;
Германия - 253;
Европа в целом - 134;
Страны бывшего СССР - 55 (а также Украина - 23, Белоруссия -20);
Страны Восточного региона: Китай - 91, Израиль - 87, Япония - 70, а также страны Ближнего и Дальнего Востока в целом - 30. Фактически, здесь можно говорить о столкновении представлений о США эпохи "холодной войны" и современных - как о сильном, опытном и способном противостоять террористической угрозе государстве-конкуренте, но не противнике.
Тот факт, что 76% посчитали необходимым ответить на достаточно серьезный вопрос о том, с кем необходимо России объединяться сегодня для борьбы с терроризмом, говорит о важности этих проблем для населения страны. Вопросы безопасности и мер по их обеспечению - это функции государства, а не населения. Если население стремиться ответить на подобные вопросы - значит, они стали для него повседневно важными.