Считаете ли Вы себя патриотом России?

Проблема патриотизма

Нельзя сказать, что проблема патриотического воспитания в России в последние годы снята с повестки дня. Казалось бы, самые сложные времена (90-е годы), демонстрировавшие самый высокий уровень антипатриотических настроений в общественном сознании (в среднем около 70% молодых людей до 30 лет при любой удобной ситуации были готовы покинуть и покидали страну), прошли, и сейчас мы наблюдаем рост национального самосознания. Тем не менее обществу еще долго придется предпринимать значительные усилия, чтобы хотя бы в какой-то мере приблизится к легендарному патриотизму времен Великой Отечественной войны, породившему массовый героизм людей на фронтах.

В формировании высокого уровня исторического сознания и исторической памяти о ратных делах и военных победах России и ее воинов огромная роль принадлежит самой исторической действительности - драматической и героической. Но большая заслуга в этом принадлежит также литературе, искусству, кино, средствам массовой информации - в первую очередь телевидению, всей системе образования, особенно циклу общественных наук. В ряду последних, исключительную роль играют военно-историческая наука и военно-исторические научные учреждения и общественные и политические организации. Именно они во многом определяют специфику формирования патриотического сознания в обществе в различные периоды истории. Каковы итоги идеологической работы последних лет? Большая часть россиян -72,1% считают себя в той или иной степени патриотами. Особенно выражены патриотические настроения в среде людей с высшим и неполным средним образованием. Последнее объяснимо тем, что в эту группу попали в большей своей части россияне 50-60 лет и старше, т.е. выросшие в послевоенные годы и воспитанные тогда же. Они носители еще советского патриотизма. Подробно см. Таблицы 2,3

Таблица 2

Считаете ли Вы себя патриотом России?

  Образование Всего
Высшее или н/в Среднее специальное Полное среднее Неполное среднее
Да 47,8 41,9 42,8 53,2 45,3
Скорее да, чем нет 39,1 39,6 33,7 26,3 36,8
Скорее нет, чем да 5,6 6,9 9,1 5,1 6,8
Нет 4,0 5,0 5,1 5,8 4,8
Затруднились ответить 3,5 6,5 9,3 9,6 6,4

В возрастном разрезе ситуация наиболее интересно представлена в возрастных группах 18-49 лет. Скорее не считают и не считают себя патриотами 12,3% 18-24 летних россиян, 17,8% 25-29 летних, 14,8% 30-39 летних, 13,5% 40-49 летних. Т.е., самая молодая группа оказалась самой благополучной. Это можно объяснить тем, что это те люди, которые другой России не знали - они ровесники перестройки и они ее дети. Для них все существующее разумно.

Вторая группа, 25-29 летние, в которой зафиксированы самые высокие показатели непатриотических насторений, - это, фактически, потерянное поколение, вступившее в эпоху перемен с неокрепшим сознанием, пережившее ломку ценностей. Изучение смысложизненных ориентиров этого возрастного слоя важно в дальнейшем. В ближайшие годы это поколение войдет в социально активный возраст и будет определять содержание экономики, политики, культуры и т.п. в стране в целом.

Можно также предположить, что близкие по ценностным установкам 30-49-летние россияне, чье неприятие существующей действительности зафиксировано в среднем у 13,9%, - это те, кто не смог реализовывать себя в сложившихся условиях, те, кто не приемлет современную организацию жизни в России.

Таблица 3

Считаете ли Вы себя патриотом России?

  Группы возрастов
18-24 года 25-29 лет 30-39 лет 40-49 лет 50-59 лет 60 лет и старше Всего
Да 33,5 31,9 36,8 48,5 47,7 62,2 45,3
Скорее да, чем нет 46,1 42,9 42,8 31,3 38,2 26,0 36,7
Скорее нет, чем да 5,6 10,1 9,4 9,6 4,6 3,2 6,8
Нет 6,7 7,6 5,4 3,9 4,1 2,9 4,8
Затруднились ответить 8,1 7,5 5,6 6,7 5,4 5,7 6,4

С другой стороны, наши современники считают, что за ту родину воевать стоило. Эти выводы косвенно подтверждают ответы на вопрос "За что сражались советские люди в годы войны?". Во всех вышеуказанных группах преобладает ответ "За Родину" (более 80%). "За родных и близких" - более 60%.

В числе факторов, которые сыграли определяющую роль в достижении победы над фашизмом, были в первую очередь указаны:

- патриотизм - 62,7%;

- героизм на фронте и в тылу - 63,0%.

На вопрос: "Что из истории Великой Отечественной войны вызывает у Вас чувство гордости?" - также большая часть респондентов указала на "Массовый патриотизм и героизм на фронтах" - 84,6%. Причем, несмотря на появляющиеся многочисленные факты в СМИ об антигуманных действиях, заградительных отрядах, о штрафных батальонах и иных "издержках войны", идея великого героизма советских людей практически не претерпела изменений со времен первых послевоенных поколений. О принудительном героизме в годы Великой Отечественной войны заявили только 5,5% россиян.

Увы, церкви в формировании патриотического и героического духа нашего народа в годы войны, благодаря которому СССР одержал победу, респондентами было отведено незначительное место - всего 9,7%. Роль этого института, активно сегодня лоббирующего свои ценностные и смысловые позиции в общественном сознании российского общества, в годы войны явно представляется смутно. Слишком широк разброс ответов и, кроме того, более 22,4% просто затруднились ответить. Казалось бы, что наиболее близкими к действительности должны быть ответы старшего поколения - фактического свидетеля деятельности церкви в те годы. Однако, расхождения в ответах с респондентами других возрастных групп почти отсутствуют (см. Таблица 4).

Активно выделилась только позиция - "сбор денежных средств для Красной Армии". С другой стороны, старшее поколение в меньшей степени отдает дань церкви в деле духовной поддержки народа. Велико число затруднившихся и тех, кто вообще не видит никакого вклада, в том числе и россияне старше 60-ти лет. Причины такого распределения требуют дополнительного исследования.

Таблица 4

В чем состоял вклад православной церкви и других конфессий в достижение победы над фашистской Германией?(Сумма ответов не равна 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов.)

  Группы возрастов
18-24 года 25-29 лет 30-39 лет 40-49 лет 50-59 лет 60 лет и старше Всего
В сборе денежных средств для нужд Красной Армии 13,4 15,1 11,7 17,2 29,5 20,9 18,0
В духовной поддержке народа 42,0 39,5 32,8 42,5 43,6 36,6 39,3
В воспитании патриотизма 9,3 10,9 7,4 10,5 11,2 9,7 9,7
В сплочении народа 26,4 22,7 19,1 19,0 22,0 26,5 22,6
В другом 0,4 0,8 0,7 0,6 1,7 - 0,6
Не вижу никакого вклада 17,8 20,2 18,4 16,6 14,1 20,4 17,8
Затруднились ответить 21,6 18,5 27,8 23,5 19,1 20,9 22,4



Великая Отечественная война в контексте международных отношений

Тот факт, что 82,1% россиян считает, что именно СССР внес решающий вклад в Победу, а не союзники (2,0% - США, 1,9% -Англия), конечно, отраден. Но показательно и то, что 9,7% россиян считают это делом коалиции в целом. Вопрос коалиционности сегодня непраздный. Объединение стран на новых основаниях (после распадов "соцлагеря и каплагеря) в наше время весьма актуально. Создание Европейского Союза, расширение НАТО и аналогичные процессы демонстрируют перераспределение сил и позиций на мировой арене.

Во всероссийском опросе, посвященном Великой Отечественной войне, выявлялось отношение россиян к странам, принимавшим участие в войне. Полученные результаты заставляют задуматься. Казалось, потери в Великой Отечественной должны были вызвать стойкую отрицательную реакцию по отношению к стране-захватчице - Германии. Однако россияне четко дифференцируют фашистскую Германию и современную, которая является по их оценкам партнером России - в 51,2% случаев и нейтральной по отношению к России страной в 27,3% случаев. Только около 6 % продолжают считать Германию противником России.

С другой стороны, весьма неоднозначна оценка отношений с США. Треть россиян считает США противником России, пятая часть - признает ее нейтральное отношение к нашей стране и только треть считает США нашим партнером. И это при значительном количестве затруднившихся - 19,4%. В российском массовом сознании продолжает складываться новый "образ врага"в лице США. Причиной этому могут служить расхождения между Россией и США на международной арене по ряду значимых для страны вопросов (пересмотр договора по ПРО, ситуация на Балканах, расширение НАТО, война в Ираке и т.д.), а также новый внешнеполитический курс администрации Дж. Буша.

В анализируемом социологическом опросе проблема международного партнерства была высвечена через призму борьбы с международным терроризмом (нужна ли сегодня коалиция России с другими странами, подобная антигитлеровской коалиции, для борьбы с международным терроризмом). О необходимости в той или иной степени объединения на данной основе высказалось 75,1% респондентов.

Однако, анализ результатов выявил противоречия в оценке США. Если на вопрос общего характера (как было описано выше) значительная часть россиян высказалась о США как противнике России, то при выборе стран-партнеров по борьбе с терроризмом США были указаны в 661 случае. Для сравнения:

Англия - 290;

Франция - 260;

Германия - 253;

Европа в целом - 134;

Страны бывшего СССР - 55 (а также Украина - 23, Белоруссия -20);

Страны Восточного региона: Китай - 91, Израиль - 87, Япония - 70, а также страны Ближнего и Дальнего Востока в целом - 30. Фактически, здесь можно говорить о столкновении представлений о США эпохи "холодной войны" и современных - как о сильном, опытном и способном противостоять террористической угрозе государстве-конкуренте, но не противнике.

Тот факт, что 76% посчитали необходимым ответить на достаточно серьезный вопрос о том, с кем необходимо России объединяться сегодня для борьбы с терроризмом, говорит о важности этих проблем для населения страны. Вопросы безопасности и мер по их обеспечению - это функции государства, а не населения. Если население стремиться ответить на подобные вопросы - значит, они стали для него повседневно важными.

Наши рекомендации