С) Казанский федеральный университет, 2015

ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ИСТОРИИ

И ВОСТОКОВЕДЕНИЯ

ВЫСШАЯ ШКОЛА ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК

И ВСЕМИРНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

КАФЕДРА ИСТОРИИ РОССИИ И СТРАН БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ

КУРСОВЫЕ И ВЫПУСКНЫЕ

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ

(НАПИСАНИЕ, ОФОРМЛЕНИЕ, ЗАЩИТА)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОТДЕЛЕНИЯ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК И ВСЕМИРНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ»

КАЗАНЬ – 2015

Печатается по решению учебно-методической комиссии Института международных отношений, истории и востоковедения

Протокол № 2 от 25 октября 2015 г.

Рекомендовано к печати решением заседания кафедры Истории России и стран ближнего зарубежья

Протокол № 4 от 29 июня 2015 г.

С о с т а в и т е л и:

д.и.н., профессор Г.В. Ибнеева;

К.и.н., доцент А. И. Мухамадеев.

Р е ц е н з е н т ы :

д.и.н., профессор И.П. Ермолаев;

К.и.н. И.И. Мингалеев (ИЭУП, г. Казань).

Курсовые и выпускные квалификационные работы (написание, оформление, защита): Методические рекомендации для студентов отделения «Высшая школа исторических наук и всемирного культурного наследия» / Г.В. Ибнеева, А.И. Мухамадеев. – Казань, 2015. – 64 с.

В методическом пособии освещён круг проблем, связанных с написанием и оформлением курсовых и выпускных квалификационных работ студентов. Изложены основные принципы поиска, фиксации и анализа информации для написания учебной и научной работы. Рассмотрены основные особенности подготовки учебных научных текстов. Подробно показаны основные правила защиты курсовых и выпускных квалификационных работ.

Пособие может быть использовано студентами гуманитарных специальностей, преподавателями средней и высшей школы, всеми, интересующимися проблемами обучения, навыками научно-исследовательской работы.

С) Казанский федеральный университет, 2015

Цель пособия – дать разумные и необходимые советы студентам Казанского университета, работающим над курсовыми работами по дисциплине и по направления, а также выпускными квалификационными работами. И то и другое является важной частью их учебы, а потому требует к себе самого пристального внимания. Написание курсовых и дипломных сочинений, действительно, способно выявить творче­ские воз­можности студентов, стремление к самостоятельному размышлению, умение правильно организовать свой труд.

В современных условиях модернизации высшего образования принципиальный упор сделан на развитие компетентностного подхода, когда в качестве задачи всего классического университетского образования выделяется необходимость формирования целостной системы универсальных умений, способности студентов к самостоятельной деятельности и ответственности, т.е. формированию ключевых компетенций, определяющих современное качество образования.

Письменные самостоятельные научно-исследовательские работы в этой связи приобретают очень большое значение. Значительно воз­растает роль научного руководителя студенческих курсовых и выпускных квалификационных работ, который призван всемерно помочь своим ученикам сделать пра­вильный выбор темы и найти новые пути ее исследова­ния. Особенно важно заложить основы исследовательского мастерства на первом курсе обучения.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.01 — История (уровень бакалавриата) предполагает, что «в результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции».

В результате освоения всего комплекса дисциплин данного направления обучения в академическом бакалавриате студент должен:

Знать:

· основные направления, проблемы, теории и методы истории;

· движущие силы и закономерности исторического процесса;

· место человека в историческом процессе, политической организации общества;

· различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории;

· основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней;

· выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

· важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.

Уметь:

· логически мыслить, вести научные дискуссии;

· работать с разноплановыми источниками;

· осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;

· получать, обрабатывать и сохранять источники информации;

· преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

· формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории;

· соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

· извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения.

Владеть:

· представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма;

· навыками анализа исторических источников;

· приемами ведения дискуссии и полемики.

Интегрированным результатом всего процесса обучения должно стать приобретение студентами совокупности компетенций.

Данное междисциплинарное учебно-методическое пособие ориентировано, прежде всего, на поддержку формирования следующих компетенций:

общекультурные компетенции (ОК):

· способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

· способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

общепрофессиональные компетенции (ОПК):

· способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);

профессиональные компетенции (ПК):

· способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1);

· способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК-3);

· способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области теории и методологии исторической науки (ПК-4);

· способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5);

· способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);

· способностью к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7);

· способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории (ПК-8);

· способностью к работе в архивах и музеях, библиотеках, владением навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-9);

· способностью к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10);

· способностью к работе с базами данных и информационными системами (ПК-13);

В данном пособии обобщен многолетний опыт преподавателей Казанского университета по научному руководству курсовыми и выпускными квалификационными сочине­ниями. В учебно-методическом пособии последова­тельно описываются основные этапы студенче­ского исторического исследо­вания: от выбора темы до защиты сочинения пуб­лично.

Подчеркнём, что каждый студент должен внести – и, как правило, вносит – свой личный, индивидуальный опыт в процесс работы над курсо­выми и ди­пломными сочинениями, особенно на старших курсах обучения, когда такой опыт у него уже имеется.

Наши рекомендации