Византийская Империя - наследница Рима. 13 страница
50. Возле знаменитых деревьев и кладбищ, на горах и в пещерах пусть обитают эти, известные по знакам, и существующие своими честными занятиями.
51. Чудь (чадь, исчадья (Чандалас)) и Псари (щенопеки (Свапакас)) должны обитать за пределами селения , они должны быть сделаны Апапатрас, а их богатство — это псы и ослы.
52. Их платье — одежда мертвых, пища — с разбитых блюд, черное железо — их украшения, и они должны всегда бродить с места на место.
53. Муж, который исполняет священные обязанности, пусть не ищет общества у них; их жизнь* — среди них самих, и их браки — среди своих.
54. Их пища должна даваться им другими, не Гарными (Арьями) на разбитом блюде, ночью они не должны околачиваться по селениям и городам.
55. Днем они могут бродить по делам своей работы; отмеченные знаками*, при царских отрядах, и они должны выносить трупы, у кого нет родичей; это утвержденное правило.
56. По царскому указу они должны всегда наказывать преступников, в согласии с законом, и они могут брать себе одежды, постели и украшения преступников .
57. Мужа нечистого происхождения, не принадлежащего ни к какому сословию, неизвестного, не Гарного (Ария), производящего видимость Гарного (Ария) можно открыть по действиям.
58. Поведение, недостойное Гарного (Ария), грубость, жестокость и обычное пренебрежение предписанными занятиями выдает в этом мире мужа нечистого происхождения.
59. Низкорожденный муж поведением напоминает отца, либо свою мать, либо обоих; он никогда не сможет скрыть свою истинную натуру.
60. Даже если муж, рожденный в знатной семье, произошел от преступного совокупления, он будет , определенно , обладать недостатками своего отца, будь они малы или велики.
61. Но то царство, в котором рождаются такие вырожденцы, пятнающие сословие, быстро исчезнет вместе со своими подданными.
62. Гибель, без ожидания награды, ради волхвов и коров, или при защите женщин и детей, спасает блаженство тем, кто исключен.
63. Воздержание от вреждения, верность, воздержание от незаконного присвоения, чистоту, сдержанность Пра - Муж объявил вершиной закона для четырех сословий.
64. Если произошедшая от волхва и служанки родит кому-нибудь из высшего сословия, * то достигнет следующего сословия через семь поколений.
65. Служивый становится на ступень волхва, а волхв опускается до уровня служивого; но знай, что такое же и с потомством князя и барина.
66. Если сомнительно, у кого превосходство, у того, кого Гарный (Арий) случайно породил от женщины негарной (неарийки), или от волшебницы и негарного (неария) происшедшего,
67. То решение будет следующим: "Тот, кто был порожден Гарным (Арьем) от женщины негарной (неарийки), может стать Гарным (Арием) своей добродетелью*, но тот, которого Гарная (Арийка) родит отцу негарному (неарию) — не похож на Гарного (Ария).
68. Закон предписывает, что ни один из двух не должен получать посвящения, первый из-за низкого своего происхождения, второй — противным порядком сословий.
69. Как доброе семя, прорастающее в доброй земле, превращается в совсем хорошее, точно так сын Гарного (Ария) и Гарной (Арийки) достоин всех посвящений.
70. Некоторые мудрецы считают семя более важным, другие поле; опять же, другие — семя и поле; но законное решение по этому поводу следущее:
71. Семя, брошенное в бесплодную почву, пропадает в ней; так же и поле, в котором нет семян, бесплодно.
72. Как, через силу семени, урожденные от низших, становятся ценимыми и почитаемыми мудрецами, так семя считается более важным.
73. Рассмотрев негарных (неариев), действующих как Гарные (Арии), и Гарных (Ариев), действующих не как Гарные (Арии), Создатель * объявил: "Эти двое ни равны, ни не равны *. "
74. Волхвы, нацеленные на способы Велеса (Бранителя, Бога Славы (Брахмо)) и крепкие в своих обязанностях, должны жить правильным выполнением следующих шести действий по порядку:
75. Обучение, изучение, жертвоприношение для себя, жертвоприношение для других, раздача даров и получение их — шесть действий волхвов *.
76. И среди шести действий три для него являются средствами существования: приношение жертв для других, обучение и принятие даров от чистых людей.
77. От волхва к князю переходя, запрещены три действия: учительство, жертвоприношение для других, в-третьих, принятие даров *.
78. То же самое, подобным образом, запрещено барам, таково постоянное правило; так как Пра - Муж (Ману), Пращур (Праджьапати) не предписывали этого для них.
79. Владение оружием для удара и метания — для князя, как средство существования; торговля, скот и земледелие — для барина; но их обязанностью является щедрость, изучение Вед и выполнение жертвоприношений (порождение потомства).
80. Среди различных занятий наиболее желательны: обучение Ведам для волхва, защита для князя и торговля для барина *.
81. Но волхв, не способный существовать своим особым занятием, только что упомянутым, может жить согласно закона, применимому к князю; так как он является следующим по порядку.
82. Если спросят: "Как быть, если он не сможет поддерживать себя и тем и другим?" – он может принять образ жизни барина, применяясь к земледелию и выращиванию скота.
83. Но волхв, или князь, живущий способом существования барина, должны старательно избегать земледелия, вредящего многим существам *и зависящего от других *.
84. Считают, что земледелие нечто превосходное; такие способы существования порицаются добродетельными: деревянная соха с железным лемехом вредит Земле и живущим в земле.
85. Но тот, кто строг в отношении своих обязанностей, ища средств к существованию, может продавать, с тем, чтобы увеличить свое богатство, товары, продаваемые барами *, и делая исключения.
86. Следует избегать приправ всех видов, приготовленной пищи и сезама, камней, соли, скота и людей.
87. Всей крашенной одежды, точно так же, как одежды из рогожи, или льна, или шерсти, даже если бы они были неокрашенными, плодов, кореньев и травы;
88. Воды, оружия, яда, мяса, Вина Сна (Сомы) и благовоний всех видов, свежего молоко, меда, простокваши, сливочного масла, постного масла, воска, сахара, кущи - травы;
89. Всех лесных животных, животных с клыками или бивнями, птиц, хмельного, краски индиго, лака и всех непарнокопытных животных.
90. Но тот, кто существует земледелием, может, пожалуй, продавать несмешанные зерна сезама для священных целей *, только если он сам вырастил их и не хранил долго.
91. Если он использует сезам для каких-нибудь других целей, кроме как пищи, умащения и милостивых даров, то родится как червь; вместе со своими предками будет плавать в нечистотах собак.
92. Продажей мяса, соли и лака духовный сразу становится отверженным; продажей молока он становится служивым через три дня *.
93. Но продажей, по собственному желанию *, в этом мире других товаров , волхв, через семь дней, приобретает вид барина.
94. Приправы могут меняться на приправы, но никоим образом соль на приправы; приготовленная пища на приготовленную пищу, и сезамовое семя на зерно в равных пропорциях.
95. Князь, который попал в несчастье, может существовать всем этим; но он никогда не должен , в гордыне, принимать образ жизни лучших *.
96. Мужа низшего сословия, который из-за жадности живет занятиями высших, царь обязан изгнать, лишив собственности.
97. Лучше выполнять кое-как свою обязанность, чем хорошо обязанность другого; так как тот, кто живет согласно закона другого (сословия), тут же исключается из своего собственного.
98. Барин, который не может существовать своими собственными занятиями, может даже поддерживать себя образом жизни служивого, избегая запрещенных действий, и он должен тотчас оставить его, как только сможет.
99. Но служивый, не могущий найти службы у дваждырожденных и под угрозой потери своих сыновей и жены, может поддерживать себя ручным трудом.
100. Всякими механическими занятиями и самыми разными ремеслами, которыми услужит дваждыржденным.
101. Волхв, который мучительно ищет средств к существованию, не желая принять образ жизни барина и решивший следовать своим собственным путем, может действовать следующим образом:
102. Волхв, который впал в нужду, может принимать от кого угодно; так как, согласно закона, невозможно, чтобы чистое могло запачкаться *.
103. Учительством, принесением жертв, принятием даров от презренных волхв не совершает греха; так как он — как огонь и вода.
104 Тот, кто в случае опасности для своей жизни, принимает пищу от кого бы то ни было, не более пятнается грехом, чем небо грязью.
105. Агигарта, который мучался голодом, собрался было убить сына, и не был запятнан грехом, так как он увидел лекарство от голода *.
106. Вамадева, который хорошо разбирался в правом и неправом, не запятнал себя, когда, мучимый голодом, он хотел съесть мясо пса, чтобы спасти свою жизнь.
107. Вхарадваджьа, исполнитель великих подвигов, принял много коров от плотника * Брибу, когда голодал вместе со своими сыновьями в глухом лесу.
108. Вищвамитра, который хорошо знал, что правое, а что неправое, вцепился, мучимый голодом, в ляжку собаки, получив ее из рук Чандала.
109. При милостыни, жертвоприношении и обучении, принятие даров — наименее подходящее и приемлемое для духовного ради следующей жизни *.
110. Участие в жертвоприношениях и обучение являются всегда выполнимыми для мужей, которые получили посвящение; но принятие даров имеет место даже от служивых низшего слоя.
111. Вина, навлеченная совершением жертвоприношений для обучения *, устраняется шептанием и приношением в сожжение, но что навлечено принятием даров — раздачей и подвижничеством.
112. Волхв, который не может поддерживать себя, пусть собирает колосья или зерно у кого-нибудь; собирание колосьев лучше, чем принятие даров, поднятие рассыпанных зерен , считается, остается наиболее похвальным.
113. Если волхвы, являющиеся Чистыми, страдают от голода, или ищут (утварь) из обычных металлов, или другой собственности, они могут просить царя об этом; если тот не расположен к щедрости, то должен быть оставлен *.
114. Принятие необработанного поля менее порицаемо, чем обработанного; коров, коз, овец, золота, зерна и приготовленной пищи — каждое предыдущее менее порицаемо.
115. Существует семь законных способов приобретения собственности: наследство, находка или дружеский дар *, покупка, завоевание, деньги в рост, исполнение работы и получение даров от честных людей *.
116. Учение, механическое ремесло, работа за плату, служба, выращивание скота, торговля, земледелие, накопление, милостыня и деньги в рост являются десятью видами существования.
117. Ни волхв, ни князь не должны давать деньги в рост; но, пожалуй, можно, лишь во времена нужды, ради святых целей, ссужать под очень маленький рост очень грешному мужу.
118. Князь *, который даже во времена нужды берет четвертую часть *, свободен от вины, если он изо всех сил защищает подданных.
119. Его особой обязанностью является завоевание, и он не должен обращаться вспять при опасности; защитив бар своим оружием, он может приказать, чтобы была собрана законная подать;
120. От бар одну восьмую — как подать от зерна, одну двадцатую* от стоимости, величина которой, по меньшей мере, одна каршапана; служивых и механиков следует облагать барщиной.
121. Если служивый ищет жизненных средств, он может служить князю, или он может также искать поддержки себе работой при богатом барине.
122. Но пусть служит волхвам либо ради небес, либо имея в виду обе* (жизни); так как тот, кто называется слугой волхва, этим достигает всех своих пределов.
123. Услужение волхвам, единственно, считается превосходным занятием для служилого; так как что - либо еще, кроме этого, что он может только выполнять, будет для него бесплодным.
124. Они должны выделить ему из их семейного состояния подходящее содержание, удостоверившись в его ловкости, умении и в числе тех, которых тот вынужден поддерживать.
125. Остатки их пищи должны отдаваться ему, точно так, как и старая одежда, остатки от зерна и их старая утварь.
126. Служивый не может совершить преступление, ведущее к потери сословия*(патака), и он недостоин получать посвящение; он не имеет права в священном законе, нет и запретов против закона *.
127. Кто желает накопить заслуги и знает свои обязанности, не совершают греха, но достигают значимости, если они подражают действиям честных людей — без чтения священных писаний.
128. Чем больше удерживается от зависти, подражает поведению благочестивых, тем большего он достигает, без осуждения, в этом мире и следующем.
129. Служивому не следует копить богатство, даже если бы он и был в силах; так как служивый, который разбогател, притесняет волхвов *.
130. Таким образом, обязанности сословий во времена нужды были разъяснены, и если их хорошо исполняют, достигают наиболее благостного состояния.
131. Итак, все законные правила для четырех сословий были объявлены; далее я объясню правила, подходящие для наказаний.
Глава XI
1. Того, кто хочет потомства, того, кто хочет совершить жертвоприношение, путника, того, кто отдал свою собственность *, того, кто просит ради учителя, отца или матери, ученика Веды и больного мужа —
2. Этих девятерых волхвов следует рассматривать как Чистых, просящих с тем, чтобы исполнить священный закон; таким беднякам дары должны даваться соответственно их знаниям *.
3. Этим, наиболее превосходным среди дваждырожденных, должны раздаваться пища и дары *; известно, что пища должна даваться другим* за оградой жертвенника.
4. Царь должен, соответственно, подносить драгоценные камни всех видов и подарки, ради жертвоприношений, волхвам, сведущим в Ведах.
5. Если муж, имеющий жену, женится на второй жене и просит денег, то (ему) — ничего, кроме чувственного удовольствия; а потомок — подателю денег.
6. Нужно подавать, по возможности, богатство — волхвам, сведущим в Ведах и живущим в одиночестве; (так) достигнешь после смерти небесного блаженства.
7. Тот, кто только запас провиант, достаточный для поддержания тех, кто зависит от него, в течение трех лет, или больше, достоин пить Вино Сна (Сомы)*.
8. Но дваждырожденный муж, который, хотя обладает меньшим, чем это количество, и тем не менее пьет Вино Сна (Сомы), не извлекает какого-либо блага из этого, хотя даже если раньше и пил Вино Сна (Сомы)*.
9. Богатый муж, щедрый к странникам, в то время, как его семья живет в нужде, — эта его лицемерная праведность сначала даст ему вкусить сладости , а потом заставит проглотить яд.
10. Если делает что-нибудь ради своего счастья в другом мире в ущерб* тем, кого он вынужден поддерживать, это производит зло для него, как при жизни, так и после смерти.
11. Если жертвоприношение жертвователя, особенно волхва, останется несовершенным по (отсутствию) составляющих, пока правит праведный царь *,
12. Это , для его совершения, может быть взято из дома какого-нибудь барина, у которого большое поголовье скота , но не выполняющего жертвоприношений , ни питья Вина Сна (сомы);
13. Может взять, пожалуй, две или три (головы) из дома служилого *, так как служилый не имеет отношения к жертвоприношениям.
14. Если владеющий сотней коров не возжигает священного огня, или кто владеет тысячей коров не пьет Вина Сна (Сомы), можно без колебаний — из домов даже этих двух;
15. Он может взять от того, кто всегда берет и никогда не дает, и кто отказывается дать это; так слава распространится, а заслуга увеличится.
16. Подобным образом, тот, кто не ел шесть трапез (трое суток), может взять седьмую трапезу* у мужа, пренебрегающего своими священными обязанностями, без запаса на утро,
17. Либо с тока, либо с поля, или около дома, или где только найдет это; но если спросят его, он должен объяснить им все это.
18. Князь никогда не должен брать собственности волхва; но тот, кто голодает, может отобрать принадлежащее Дасью*, или того, кто пренебрегает своими священными обязанностями *.
19. Тот, кто отбирает собственность у вредных и преподносит ее праведным, превращает себя в лодку и перевозит обоих *.
20. Собственность тех, кто ревниво приносит жертвы, мудрый называет собственностью Богов; но богатство тех, кто не приносит жертвоприношений, называется собственностью Чуров (Асуров).
21. На такого праведный царь не должен накладывать наказания *, так как волхв мучается от голода по недосмотру князей.
22. Определив число тех, кто зависит от такого мужа, и полностью рассмотрев его знание и поведение, царь должен выделить ему из своего собственного имущества содержание, которым он может жить по закону *;
23. И после выделения ему содержания царь должен защищать его в любом случае, так как он получает от того, кого защищает , шестую часть его духовной заслуги *.
24. Волхв никогда не должен просить у служилого собственности для жертвоприношения, так как жертвователь, попросив, после смерти рождается как Исчадье (Чандала)*.
25. Волхв, попросивший какую-нибудь собственность для жертвоприношения и не использовавший ее полностью, станет на сто лет ( коршуном) Бхаса, или вороном.
26. Тот грешный муж, который из жадности присваивает собственность Богов *, или собственность волхвов, питается в другом мире* остатками от коршунов.
27. В случае, если животное или Сно (Сома)- жертвоприношения не могут быть совершены, пусть, по прошествии года, принесет в наказание Вайщванари* Еству (Иштис)(Вселенскую).
28. Но дваждырожденный, не находясь в нужде, совершающий свои обязанности согласно закону времен нужды, не получает награды за них в следующем мире; таково мнение.
29. Вседивами (Вищвадевас), Судьбами (Садхьяс) и великими мудрыми волхвами, которым угрожали гибелью времена нужды, были сделаны поправки для правил.
30. Тот злонамеренный муж, который, будучи способным на первоначальный закон, живет согласно дополнительным правилам, не получает награды за это после смерти.
31. Волхв, который знает закон, не нуждается в донесении чего-либо до сведения царя; одной собственной силой* он может наказать тех, которые оскорбили его.
32. Его собственная сила больше, чем сила царя; поэтому волхв может наказать своих врагов одной своей собственной силой.
33. пусть пользуется без колебаний священными писаниями, произнося Атхарван и Дополнения (Аньгирас)*; речь, воистину, является оружием волхва, этим он может убивать своих врагов.
34. Князь должен проходить сквозь несчастья, которые обрушились на него, силой своего оружия, барин и служивый своим богатством; главный из дваждырожденных шептанием молитв и возлиянием в сожжение.
35. Волхв считается создателем, карателем, учителем, благодетелем; пусть никто не говорит ему чего-либо недоброго, ни пользуется каким-либо грубыми выражениями.
36. Ни девушка, ни молодая женщина, ни малограмотный мужчина, ни дурак, ни глубоко несчастный муж, ни посвященный не должны жертвовать при Огнехотье (Агнихотра).
37. Так как такие (люди), приносящие возлияние в огонь, погружаются в ад, точно так, как и тот, кому это (Огнехотье) принадлежит; поэтому тот, кто жертвует, должен быть умелым в Вайтана* и знать всю Веду.
38. Волхв, который, хотя и богат, не дает, как плату за выполнение Огневого (Агнидхея)* лошади, посвященной Пращуру, становится как тот, кто не разжигал священного огня.
39. Пусть тот, кто хранит веру и самообладание, исполняет другие достойные действия, но пусть не рассчитывает принести жертвы, за которые он даст награду поменьше*.
40. Члены, честь, небеса, долголетие, слава, потомство и скот разрушаются жертвоприношением, в котором дана малая плата; поэтому муж малого достатка не должен приносить жертвоприношений.
41. Волхв, который , являясь Огнехотником (Агнихотрин)*, самовольно пренебрежет священными огнями, должен исполнить в течение месяца лунное наказание*, так как это равно убийству сына.
42. Те, которые получают богатство от служилых для приношения при Огнехотьи (Агнихотра), являются жрецами, служащими для служилых, порицаемыми среди тех, кто читает Веды.
43. Наступи своей ногой на головы тех дураков, которые почитают Огонь служилого; податель всегда должен проходить поверх своих просителей.
44. Муж, который опустит предписанное действие, или исполнит дурной поступок, или склонный к чувственным удовольствиям, должен исполнить наказание.
45. Мудрецы предписывают наказание для греха, совершенного ненамеренно; некоторые считают, при свидетельстве откровенных писаний, — даже за намеренный.
46. Грех, совершенный ненамеренно, искупается произнесением стихов Веды; но то, что совершают в своем безумии намеренно — разными наказаниями.
47. Дваждырожденный муж, обязавшийся совершить наказание, будь это по судьбе, или совершенное в прошлой жизни, не должен, пока наказание не будет исполнено, общаться с праведными мужами.
48. Некоторые виновные люди претерпевают изменения своей внешности в соответствии с преступлениями, совершенные в этой жизни, и некоторые — из-за совершенного в прошлом.
49. Тот, кто украдет золото, имеет больные ногти; пьяница (за) горилку ( Суру )— черные зубы; убийца волхва — чахотку; осквернитель ложа Гораздого (Гуру) — больную кожу;
50. Доносчик — дурно пахнущий нос;. клеветник — смрадное дыхание; вор зерна — ущербность в членах; тот, кто портит (его) — лишние члены;
51. Ворующий пищу — несварение; ворующий слова* — немоту; ворующий одежду — белую проказу; конокрад — хромоту.
52. Укравший светильник станет слепым; тот, кто потушит его, станет одноглазым, вреждение наказывается общей болезненностью; прелюбодейство — опухолями.
53. Так, в зависимости от неискупленного преступления рождаются придурки, немые, дураки, слепые, глухие, уроды, которые презираются праведными.
54. Поэтому наказания должны всегда исполняться ради очищения, потому что те, чьи грехи не были искуплены, рождаются с неблагоприятными знаками.
55. Убийство духовного, употребление горилки ( Суры), кража*, прелюбодеяние с женой Гораздого (Гуру) и сообщество с такими считают смертными грехами (махапатака)*.
56. Ложное присвоение себе высокого рождения, донос царю и ложное обвинение своего учителя — равны убийству волхва.
57. Забвение Веды, извращение Вед, лжесвидетельство, убийство друга, ядение запретной пищи являются шестью, равными питью горилки ( Суры).
58. Кража клада или людей, лошади и серебра, земли, алмазов и самоцветов считается равной краже золота.
59. Плотское совокупление с сестрами одной матери, с девушками , женщинами низших каст, с женами друга или сына, считаются равными осквернению ложа Гораздого (Гуру).
60. Убийство скота, жертвоприношение для тех, кто недостоин жертвовать, прелюбодейство, продажа самого себя, оставление своего учителя, матери, отца или сына, оставление изучения Вед и пренебрежение огнем,
61. Позволение своему младшему брату жениться первым, женитьба поперед своего старшего брата, выданье дочери и жертвоприношение для (таких),
62. Осквернение девушки, ростовщичество, нарушение обета, продажа водоема, сада, своей жены или ребенка,
63. Жизнь в качестве Отвратного (Вратья)* , (неисполнение священных обязанностей), оставление родича, обучение за плату, изучение (Веды) у оплачиваемого учителя и продажа добра, которым он не должен торговать,
64. Заведование рудниками любого вида, исполнение механических работ*, повреждение растений, существование на (средства) своей жены, колдовство и приготовление кореньев (для чародейства),
65. Порубка зеленых растений на топливо, совершение действий только ради собственной пользы*, ядение запретной пищи,
66. Небрежение в разожжении священных огней, кража*, неуплата долгов*, изучение дурных книг* и занятия танцами и пением,
67. Кража зерна, обычных металлов* или скота*, совокупление с женщинами-пьяницами, убийство женщины, служивого, барина или князя, и безверие* — малые преступления, ведущие к утрате сословия (упапатака).
68. Оскорбление волхва, нюхание запретных веществ или хмельного, мошенничество и противоестественное преступление с мужчиной считаются обуславливающими утерю сословия (Джьатибхрамса).
69. Убийство осла, лошади, верблюда, оленя, слона, козла, овцы, рыбы, змеи или буйвола, да будет известно, низводят к смешанному сословию (Самкарикарана).
70. Принятие подарков от порицаемых людей*, торговля, услужение работникам и изречение лжи делает недостойным получения даров (Апатра).
71. Убийство насекомых, малых и больших, или птиц, ядение чего-либо, хранившегося рядом с хмельным, кража фруктов, дров или цветов — создают нечистоту (Малаваха).
72. Узнай полностью те наказания, посредством которых все разные упомянутые преступления будут искуплены*.
73. Для своего очищения убийца волхва* пусть построит хижину в лесу и обитает в течение двенадцати лет, существуя милостыней и взяв себе в знамя череп мертвеца;
74. Или пусть, по своему собственному вольному желанию, (в битве) станет мишенью лучников, которые знают (это); или он может трижды броситься головой в пылающий огонь;.
75. Или он может принести жертвоприношение коня, Сварджьит, Госава, Абхиджьит, Вищваджьит, Триврит или Агништут;
76. Или чтобы отвести убийство волхва*, он может пройти сотню йоджанас*, повторяя одну из Вед, сосредоточившись и едва питаясь.
77. Или он может подарить волхву , сведущему в Ведах, всю свою собственность, столько богатств, сколько нужно для жизни, или дом вместе с обстановкой;
78. Или, существуя жертвенной пищей, он может идти против течения вдоль (реки ) Сарасвати; или , воздерживаясь от пищи , шептать трижды Самхиту из Веды.
79. Обрившись, он может обитать в отдалении от селения, или в хлеву, или в ските, или на корнях дерева, удовольствуясь совершением добра для коров и волхвов.
80. Тот, кто без колебания отдает жизнь за волхвов и коров, свободен от (вины) убийства волхва, и кто спасает коров или волхва.
81. Либо если он сражается, по крайней мере, три раза (за) волхва, или полностью отвоюет собственность волхва, или если он поплатится жизнью в таком поединке — он свободен.
82. Тот, кто так крепок всегда в своем обете, целомудрии и сосредоточенности, отводит по истечению двенадцати лет (вину) убийства волхва,
83. Или тот, кто после исповеди о своем преступлении в собрании Богов Земли*( волхвов) и Богов Людей *(князей) , омоются в конце жертвоприношения коня, — свободен.
84. Волхв считается корнем Священного закона, а князь — его вершиной; поэтому тот, кто исповедуется в своем грехе перед собранием таких мужей, становится чистым.
85. Одним своим происхождением волхв является божеством даже для Богов, и указанием для людей, потому что Веда — основа этому.
86. Только трое из них, кто сведущ в Веде, объявят прощение преступления — это уже очищает; так как слова ученых мужей являются средством для очищения.
87. Волхв, который со сосредоточенным умом следует какому-нибудь из правил, отводит грех, совершенный убийством волхва, путем самообладания.
88. За убийство зародыша (волхва, пола) неопределенного, за убийство князя или барина, совершавших жертвоприношения, или женщины (волшебницы), которая омылась после месячной нечистоты (Атрейи), он должен исполнить одинаковое наказание.
89. Подобным образом за лжесвидетельство, за грубое оскорбление учителя, за кражу клада и за убийство жены или своего друга.
90. Это искупление было предписано за ненамеренное убийство волхва; но за намеренное убийство волхва не предписано искупления*.
91. Дваждырожденный муж, который по заблуждению ума пил горилку ( Суру)*, должен пить эту жидкость кипящей; когда его тело полностью обварится этим, он освободится от своей вины;
92. Или он может пить коровью мочу, воду, молоко, сливочное масло или навоз кипящими, пока не помрет;
93. Или, для того чтобы отвести (вину ) питья горилки (Суры), он может в течение года есть раз в день зерна, или лепешку, нося одежды, сделанные из коровьего волоса, и волосы в косах, а как знамя (кубок)*.
94. Горилка ( Сура), в самом деле, является грязным подонком от зерна (мала), грех также называется грязью (мала); поэтому волхвы, князья и баре не должны пить горилки (Суры).
95. Горилка ( Сура), следует знать, может быть трех видов: та, что выгнана из черной патоки (гауди)*, та, что выгнана из земляного риса*, и та, что (названа выше)*, — все являются запрещенными главе дваждырожденных.
96. Горилка ( Сура), дурманящие напитки и настои, и мясо являются пищей Ягшей (печенегов) (Якшас), Рогшей (Ракшасас) и Пышачей (Пищакас); волхв, который ест (от) приношений, посвященных Богам, не должен пробовать такое.
97. Волхв, одурманенный выпивкой, может впасть в какую-нибудь нечистоту, или перепутать Веды, или совершить другие какие-либо непотребства.
98. Если Воля ( "Слава" (Брахман)), которая обитает в его теле, однажды помутится хмельным, его "Славие"-способность оставит его, и он станет служивым.
99. Так, различные искупления за питье горилки (Суры ) были объяснены; следующим я назову искупления за кражу золота.
100. Волхв*, который украл золото, должен пойти к царю и, исповедуясь в содеянном, сказать: "Государь, накажи меня!"*
101. Взяв дубину, царь должен сам ударить его; сразу , своей смертью, вор становится чистым; или волхв — подвигом*.