Раздел III. Историко-культурное наследие регионов как социальный и экономический ресурс России
Цели и задачи изучения дисциплины
1.1 Цель преподавания дисциплины
цель изучения дисциплины – знакомство с уникальными историко-культурными территориями России и региона, с особенностями их сохранения и развития.
1.2 Задачи изучения дисциплины
· познакомить с основными типами и видами уникальных историко-культурных территорий
· определить требования к сохранению их идентичности;
· показать примеры развития отдельных историко-культурных территорий;
· познакомить с успешными практиками развития историко-культурных территорий.
· 1.3 Межпредметная связь
Для изучения данной дисциплины должны быть усвоены курсы «Музееведение», «История музейного дела. Музеи мира».
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего зачетных единиц (часов) | Семестр | |||
Общая трудоемкость дисциплины | 5 (180) | 5 (180) | |||
Аудиторные занятия: | |||||
лекции | 1 (36) | 1 (36) | |||
практические занятия (ПЗ) | |||||
семинарские занятия (СЗ) | 0,5 (18) | 0,5 (18 | |||
лабораторные работы (ЛР) | |||||
другие виды аудиторных занятий | |||||
промежуточный контроль | |||||
Самостоятельная работа: | 2,5 (90) | 2,5 (90) | |||
изучение теоретического курса (ТО) | 2,5 (90) | 2,5 (90) | |||
курсовой проект (работа): | |||||
расчетно-графические задания (РГЗ) | |||||
реферат | |||||
задачи | |||||
задания | |||||
другие виды самостоятельной работы | |||||
Вид промежуточного контроля (зачет, экзамен) | 1 (36) | 1 (36) |
Содержание дисциплины
3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах
(тематический план занятий)
№ п/п | Модули и разделы дисциплины | Лекции зачетных единиц (часов) | ПЗ или СЗ зачетных единиц (часов) | ЛР зачетных единиц (часов) | Самостоятельная работа зачетных единиц (часов) | Реализуемые компетенции |
Раздел I. Историко-культурные территории: подходы к определению и типологизации | ||||||
Тема 1. | Определение историко-культурной территории | 0,055 (2) | 0,055 (2) | 0,111 (4) | ||
Тема 2. | Типы историко-культурных территорий | 0,278 (10) | 0,222 (8) | 0,166 (30) | ||
Раздел II. Историко-культурные территории: правовой и административный статус | ||||||
Тема 3. | Понятие «экологического каркаса» | 0,111 (4) | 0,055 (2) | 0,278 (4) | ||
Тема 4. | Порядок определения статуса территории и программы развития | 0,333 (12) | 0,111 (4) | 0,194 (24) | ||
Раздел III. Историко-культурное наследие регионов как социальный и экономический ресурс России | ||||||
Тема 5. | Использование историко-культурного наследия в качестве экономического ресурса | 0,222 (8) | 0,055 (2) | 0,333 (24) | ||
Итого: | 1 (36) | 0,5 (18) | 1,5 (90) | |||
3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса
Раздел I. Историко-культурные территории: подходы к определению и типологизации
Тема 1. Определение историко-культурной территории (аудиторные занятия – 4 часа, самостоятельная работа – 4 часа)
Развитие новых тенденций в культурной жизни страны. Оценка исторического наследия. Основные тенденции развития культуры страны. Специфика работы по инвентаризации памятников. Единство архитектурного и исторического ансамбля. Сохранение общего культурно-ландшафтного облика территории. Памятники традиционной городской среды. Объекты промышленной архитектуры. Переосмысление трактовки исторических событий. Исторические технологии и традиционные формы природопользования. Исторические технологии. Формирование системы историко-культурных территорий.
Тема 2. Типы историко-культурных территорий (аудиторные занятия – 18 часов, самостоятельная работа – 30 часов)
Характеристика типов историко-культурных территорий. Исторические города. Исторические сельские поселения и сельские территории. Монастырские комплексы. Усадебные комплексы. Этноэкологические районы проживания малочисленных народов. Поля сражений. Исторические производственные территории. Исторические пути и дороги. Археологические территории. Мертвые города.
Раздел II. Историко-культурные территории: правовой и административный статус
Тема 3. Понятие «экологического каркаса» (аудиторные занятия – 6 часов, самостоятельная работа – 4 часа)
Декларация Евроэкосети1999 года. Историко-культурный каркас страны. Система охраняемых территорий. Практика деятельности национальных парков. Программа сохранения и использования культурного наследия. Проблемы сохранения и использования наследия. Развитие рекреационной сферы.
Тема 4. Порядок определения статуса территории и программы развития (аудиторные занятия – 16 часов, самостоятельная работа – 24 часа)
Специализация ряда регионов на сохранении и использовании природного и культурного наследия. Наследие как важный фактор современного социокультурного и экономического развития отдельных районов. Ориентация на культурное богатство региона как одна из реальных возможностей социального подъема. Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия. Необходимости разработки особого статуса уникальных историко-культурных территорий. Законодательное определение системы мер по охране памятников культуры (выявление, постановка на учет, зонирование территории, режимы использования земель, осуществление охранных и реставрационных работ, экологический и архитектурный контроль). Создание экономических условий для сохранения и использования наследия. Законодательные акты по сохранению и использованию историко-культурного наследия.
Раздел III. Историко-культурное наследие регионов как социальный и экономический ресурс России
Тема 5. Историко-культурное наследие регионов как социальный и экономический ресурс России (аудиторные занятия – 10 часов, самостоятельная работа – 24 часа)
Вопрос разработки конкретных предложений в форме комплексной региональной программы, определяющей перспективы развития культуры, социальной среды и хозяйства конкретного региона. Программа развития отрасли культуры. Программа туристско-рекреационного развития. Программа развития производственной деятельности. Определение социальных факторов существования наследия.
3.3 Практические занятия
На практические занятия выделено 18 часов.
План проведения практических занятий:
№ п/п | № раздела дисциплины | Наименование практических занятий, объем в часах |
Раздел I. Историко-культурные территории: подходы к определению и типологизации | Проблемы определения историко-культурных территорий. | |
Характеристика различных типов историко-культурных территорий Исторические города. Исторические сельские поселения и сельские территории. Монастырские комплексы. Усадебные комплексы. Этноэкологические районы проживания малочисленных народов. Поля сражений. Исторические производственные территории. Исторические пути и дороги. Археологические территории. Мертвые города. | ||
Раздел II. Историко-культурные территории: правовой и административный статус | Составляющие экологического каркаса. | |
Определение статуса и характеристика с правовой и административной точек зрения известных в России историко-культурных территорий. | ||
Раздел III. Историко-культурное наследие регионов как социальный и экономический ресурс России | Презентация и защита самостоятельных проектов по анализу состояния, характеристике, культурному, социальному и экономическому развитию определенных историко-культурных территорий. |
3.4 Лабораторные занятия
Учебным планом не предусмотрено.
3.5 Самостоятельная работа
Изучение теоретического материала по основным разделам.
Изучение типологически разнородный историко-культурных территорий, их культурного, социального и экономического ресурса.
Презентация разработанного проекта по анализу состояния, характеристике , культурному, социальному и экономическому развитию определенных историко-культурных территорий.
3.6 Содержание модулей дисциплин при использовании системы зачетных единиц
Приложение В.