Труды по проблемам литературного развития отдельных стран.

Французская литература

Андреев Л.Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и ХХ век. - М., 1994.

Андреев Л.Г. Сюрреализм. - М.. 1972.

Балашова Т. Французская поэзия XX века. - М., 1982.

Балашова Т. Эрве Базен и пути французского психологического романа. - М., 1987.

Бреннер Ж. Моя история современной французской литературы. – Пер. с фр. – М., 1994.

Буковская А. Сент-Экзюпери, или парадоксы гуманизма. - М., 1983.

Великовский С. В поисках утраченного смысла. - М., 1979.

Великовский С. В скрещении лучей. - М., 1987.

Великовский С. Грани «несчастного сознания». - М., 1973.

Григорьев В.П. Антуан Сент-Экзюпери. - Л., 1973.

Дюшен И.Б. Театр парадокса // Театр парадокса (Ионеско Беккет и др.). - М., 1991.

Евнина Е. Современный французский роман. 1940 - 1960. - М., 1962.

Еремеев Л. Французский литературный модернизм. - Киев, 1990.

Зонина Д. Тропы времени. - М., 1984.

Кирнозе 3. Франсуа Мориак. - М., 1970.

Кирнозе 3. Французский роман ХХ века. - Горький, 1977.

Кривина Т.М. Трагикомедия нивелированной личности в «парадоксальной» драме Эжена Ионеско.// Ученые записки. – Том I – Литературоведение - Выпуск 2. – Орел, 2007.

Мижо М. Сент-Экзюпери. - М., 1965.

Мориак К. Пруст: Литературная биография. – М., 1999

Мотылева Т. Творчество Ромена Роллана. - М., 1959.

Наркирьев Ф. Французский роман наших дней. - М., 1980.

Наркирьер Ф. Франсуа Мориак. - М., 1983.

Проскурникова Т. Французская антидрама. - М., 1968.

Пузиков А. Рыцари истины. Портреты французских писателей. - М., 1986.

Ревель Ж-Ф. О Прусте: Размышление о цикле «В поисках утраченного времени». – Пер. с фр. – М., 1995

Уваров Ю. Современный французский роман (60 - 80-е годы). - М., 1985.

Французская литература. 1945 - 1990. / Отв.ред. Н.И.Балашов. - М., 1995.

Фокин С. Альбер Камю: Роман. Философия. Жизнь. – СПб., 1999

Шифф С. Сент-Экзюпери: Биография. – М., 2003

Шкунаева И. Современная французская литература. - 1961.

Эткинд Е.Г. Три эссе. //ИЛ, 2000, №6.

Якимович Т. Драматургия и театр современной Франции. – М., 1968

Германия. Швейцария, Австрия.

Адмони В., Сильман Т. Томас Манн. - Л., 1960.

Апт С. Над страницами Томаса Манна. - М., 1980.

Апт С. Томас Манн. - М., 1972.

Белобратов А. Роберт Музиль. Метод и роман. - Л., 1990.

Беньянин В. Франц Кафка. – Пер. с нем. – М., 2000

Березина А. Герман Гессе. - Л., 1976.

Боголюбова Н.В. Стефан Цвейг – великая жизнь, великая трагедия. – М, 2004

Брод М. О Франце Кафке: Биография. – Пер. с нем. – СПб., 2000

Волков Е.М. Творчество Анны Зегерс. Книга для учителя. - М., Просвещение, 1987.

Девекин В. Не сгоревшие на костре. Немецкая антифашистская литература 1933 - 1945. - М., 1979.

Затонский Д. Австрийская литература в XX столетии. - М., 1988.

Затонский Д. Художественные ориентиры XX века. – М., 1987

Зачевский Е.А. Группа «47» и становление западногерманской литературы. - Л., 1989.

История немецкой литературы. - М., 1976. В 5-и тт. - Т.5.

История немецкой литературы. - М., 1986. В 3-х т.т. - Т.З.

История швейцарской литературы. – М., 2005

Кавкабадзе Н.М. Томас Манн: Грани творчества. – Тбилиси, 1985

Кайзер Дж. Стефан Цвецг – смерть современного человека. – Пер. с англ. - 1996

Каралашвили Р. Мир романа Германа Гессе. - Тбилиси, 1984,

Карельский А. От героя к человеку. - М., 1990.

Карельский А. Метаморфозы Орфея. Беседы по истории западной литературы. - М., 1999.

Клюев В. Театрально-эстетические взгляды Брехта. - М., 1966.

Клод Д. Франц Кафка. – Ростов-на-Дону, 1998

Ковригина Н.В. На пути к эпическому театру. Ранняя драматургия Б. Брехта. – Иркутск, 1992

Мотылева Т. Анна Зегерс. Личность и творчество. - М., 1984.

Мотылева Т. Духовная драма Бехера // ИЛ. – 1988. - № 11.

Мотылева Т. Роман Анны Зегерс «Седьмой крест». - М., 1970.

Нартов К. Лион Фейхтвангер - писатель-антифашист. - М., 1984.

Павлова Н.С., Седельник В.Д. Швейцарские варианты. Литературные портреты. - М., 1990.

Седельник В. Гессе и швейцарская литература. - М., 1970

Сенэс Ж. Герман Гессе, или Жизнь Мага. – Пер. с фр. (ЖЗЛ) – М., 2004

Серебров Н.Н. Генрих Манн. - М., 1964.

Сучков Б. Лики времени. - М., 1976.

Федоров А. Зарубежная литература 19-20 веков. Эстетика и художественное творчество. - М., 1989.

Федоров А. Томас Манн. Время шедевров. - М., 1981.

Фрадкин И. Бертольд Брехт. Путь и метод. - М., 1965.

Шумахер Э. Жизнь Брехта. - М., 1989.

Английская литература

Английская литература 1945 - 1980. - М., 1987.

Английская литература XX века. - Воронеж, 1995.

Бабенко В. Драматургия современной Англии. - М., 1981.

Балашов П. Художественный мир Бернарда Шоу. - М., 1982.

Бушманова Н.И. Английский модернизм: психологическая проза. - Ярославль, 1992.

Бушманова Н.И. Беседы с Джоном Фаулзом // ИЛ – 1994. - № 1.

Васильева Е.В. Проблема истории в постмодернистском романе Великобритании. //История и поэтика зарубежных литератур. /Отв. ред. М.И. Воропанова. – Красноярск, 2008

Гражданская З.Т. Бернард Шоу: Очерк жизни и творчества. - М., 1979.

Дубашинский И. «Сага о Форсайтах» Джона Голсуорси. - М., 1978.

Дьяконова Н.Я. Джон Голсуорси. – Л. – М., 1960.

Дюпре К. Джон Голсуорси. Биография. - М., 1986.

Жантиева Д. Английский роман ХХ века. - М., 1965.

Жлуктенко Н. Английский психологический роман XX века. - М., 1988.

Зверев А. Об Оруэлле // Джордж Оруэлл «1984» и эссе различных лет. - М., 1989.

Ивашева В.В. Английские диалоги. - М., 1971.

Ивашева В.В. Что сохраняет время. - М., 1989.

Ионкис Г. Английская поэзия XX века. - М., 1980.

Кагарлицкий Ю. Вглядываясь в грядущее: Книга о Герберте Уэллсе. - М., 1989.

Литература Англии XX века. - Киев, 1987.

Литературный мир об «Улиссе» // ИЛ - 1989. - № 5,8,10,11.

Любимова А. Проблематика и поэтика романов Г.Уэллса 1900-1940гг. - Иркутск, 1990.

Михальская Н.П. Пути развития английского романа. 1920-1930гг. - М., 1966.

Михальская Н.П., Аникин Г.В. Английский роман XX века. - М., 1982.

Недокшвин В. Джорж Оруэлл - беглец из лагеря победителей // ИЛ, 1990, № 3.

Одиссея русского «Улисса» // ИЛ, 1990, № 1.

Ромм А.С. Бернард Шоу. – М., 1965.

Сидорова О.Г. Британский постколониальный роман последней трети ХХ века в контексте литературы Великобритании. – Екатеринбург, 2005

Соловьева Н. Английская драма за четверть века (1950-1975). – М., 1982.

Тугушева. Джон Голсуорси. - М., 1973.

Уайт М. Джон Р.Р. Толкиен: Биография. – Пер. с англ. – М., 2002

Урнов М. Вехи традиции в английской литературе. - М., 1986.

Урнов М. Ричард Олдингтон. - М., 1965.

Филюшкина С.Н. Современный английский роман. - Воронеж, 1988.

Чаликова В. Несколько мыслей о Дж.0руэлле // 3намя - 1989. - № 9.

Энциклопедический словарь английской литературы ХХ века. – М., 2005

Яхнин Л.Л. Волшебный мир Толкина. – М., 2004

Другие страны Европы.

Ведина В. Послевоенная польская проза. - Киев, 1991

Гарсиа Лорка в воспоминаниях современников. – Пер. с исп. – М., 1997

Залесский М. Польская литература – какая она сегодня? //ИЛ, 2006, №8

Зверев А. Герои Кундеры между пустотой и ничем. //ИЛ, 1993, №11

История итальянской литературы XIX - ХХ веков. - М., 1990.

История литератур Восточной Европы после второй мировой войны. /Отв. ред. Хорев В.А. – В 2-х ч. – М., 2001

Карху Э.Г. История литературы Финляндии ХХ века. - Л., 1990.

Литературные итоги ХХ века (Центральная и юго-восточная Европа) /Институт славяноведения РАН. – М,,2003

Неустроев В. Литература Скандинавских стран (1870 – 1970). - М., 1980.

Ничев Б. Современный болгарский роман. - М., 1983.

Овчаренко О. Португальская литература: Историко-теоретические очерки. – М., 2005

Силюнас В. Федерико Гарсиа Лорка. Драма поэта. - М., 1989.

Силюнас В. Испанская драма ХХ века. - М., 1980

Современная болгарская проза и литература европейских стран и социалистических стран. - М., 1985.

Тертерян И. Современный испанский роман. - М., 1989.

Литература США и Канады.

Анастасьев Н. Творчество Эрнеста Хемингуэя. Книга для учащихся. - М., 1981.

Анастасьев Н. Фолкнер. Очерк творчества. - М., 1976.

Анастасьев Н. Владелец Йокнапатофы. - М., 1991.

Батурин С. Джон Стейнбек и традиции американской литературы. - М., 1984.

Венедиктова Т.Д. Обретение голоса. Американская национальная поэтическая традиция. - М., 1994.

Горбунов А. Романы Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. - М., 1974.

Грибанов Б. Фолкнер. – М., 1976.

Грибанов Б. Хемингуэй: герой и его время. - М., 1980.

Денисова Т. Экзистенциализм и современный американский роман. - Киев, 1983.

Засурский Я. Н. Теодор Драйзер. – М., 1977.

Засурский Я.Н. Американская литература XX века. - М., 1984.

Зверев А. Американский роман 20-30-х годов. – М., 1982.

Зверев А. Дворец на острие иглы: Из художественного опыта ХХ века. – М., 1989.

Злобин Г. По ту сторону мечты: Страницы американской литературы XX века. - М., 1985.

Иткина Н.Л. Эстетические проблемы американской литературы XIX-XX веков. – М., 2002

Кашкин И. Эрнест Хемингуэй. – М., 1966.

Коренева М. Творчество Юджина О'Нила и пути американской драмы. - М., 1990.

Лидский Ю. Скотт Фицджеральд. - Киев, 1982.

Лидский Ю. Творчество Хемингуэя. - Киев, 1973.

Литература США XX века. - М., 1978.

Литература США в 70-е годы XX века. - М., 1983.

Литературная история Соединенных Штатов Америки. –Т.3. - М., 1978

Михайлов В.Д. «Старику снились сны...»: штрихи к портрету писателя и спортсмена Э. Хемингуэя. – М., 2006

Мулярчик А. Послевоенные американские романисты. - М., 1980.

Мулярчик А. Современный реалистический роман США. - М., 1988.

Мулярчик А. Творчество Джона Стейнбека. - М., 1963.

Николюкин А. Человек выстоит: Реализм Фолкнера. - М., 1988.

Основные тенденции современной литературы США. - М., 1973.

Паскуаль А. Эрнест Хемингуэй. – М., 2006

Хемингуэй Л. Эрнест Хемингуэй – обреченный победитель. – Пер. с англ. – М., 2003

Петрушкин А. В поисках идеала и героя: Творчество Э.Хемингуэя в 20-е-30-е годы. - Саратов, 1986.

Проблемы новейшей литературы США. – М., 1973.

Ромм А.С. Американская драматургия первой половины ХХ века. – М., 1978.

Толмачев В.М. От романтизма к романтизму. Американский роман 1920-х годов и проблема романтической культуры. - М., 1997.

Фёдоров А. Джон Стейнбек. – М., 1965.

Финкельстайн С. Экзистенциализм и проблема отчуждения а американской литературе. - М., 1967.

Финкельштейн И. Хемингуэй - романист. - Горький, 1977.

Овчаренко Н. Канадская литература XX века. - Киев, 1991.

Латинская Америка.

Ариас Х. Пауло Коэльо: Исповедь паломника. – М.-София, 2003

Земсков В. Габриэль Гарсиа Маркес. - М., 1986.

История литератур Латинской Америки. /Редкол. Балашов Н.И. и др. – В 2-х ч. – М., 2004

История литератур Латинской Америки: Очерки творчества писателей ХХ века. /Отв. ред. Земсков В.Б., Кофман А.Ф. – М., 2005

Кутейщикова В. , Осповат Л. Новый латиноамериканский роман. - М., 1983.

Мамонтов С. Испаноязычная литература Латинской Америки. - М., 1976.

Папоров Ю. Габриэль Гарсиа Маркес. – СПб., 2003

Современные прозаики Латинской Америки. - М., 1972.

Тейтельбойм В. Два Борхеса: Жизнь, сновидения, загадки. – СПб., 2003

Художественное своеобразие литератур Латинской Америки. - М., 1976.

Япония

Герасимова М. Бытие красоты. Традиции и современность в творчестве Ясунари Кавабата. - М., 1990.

Григорьева Т. Японская литература ХХ века. - М., 1983.

Григорьева Т. Путь японской культуры. //ИЛ, 2002, №8.

Культура и литература современной Японии: Литературный гид. //ИЛ, 1993, №5.

Рехо К. Современный японский роман. - М., 1977.

Федоренко Н. Ясунари Кавабата. - М., 1973.

Уважаемые студенты!

Обратите внимание на предлагаемую вам схему анализа художественного текста (прозаического). Читая то или иное произведение, работая с читательским дневником, не забывайте о тех важных моментах, которые здесь обозначены как ключевые. Совсем не обязательно следовать данной последовательности явлений. Не во всех случаях вам необходимо охватить все аспекты анализа. Конечно, конкретный текст никогда не укладывается в рамки сухой схемы, но, надеемся, эти положения станут для вас своего рода ориентиром, который поможет вам лучше разобраться в содержании прочитанного. Хорошо, если вы добавите к ним свои собственные идеи.

Не забывайте обращаться к литературоведческим словарям и справочным пособиям для выяснения того, что означает тот или иной термин, если вы не очень уверены в своих знаниях.

ПРИБЛИЗИТЕЛЬНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (эпические жанры*).

1. Род и жанр произведения.

2. Основная тема (проблема) произведения.

3. Основная идея произведения (авторская мысль).

4. Композиция.

5. Смысл названия, его соотношение с содержанием, композицией произведения, системой образов.

6. Место и время действия.

7. Основные действующие лица и их роль в произведении.

8. Особенности сюжета, принципы его развертывания в пространстве и во времени. Ключевые эпизоды и их роль в произведении.

9. Тип рассказчика, степень выраженности авторского «я».

10. Особенности образного языка (стилистические приемы, символика, портрет, пейзаж, описание окружающей персонажей обстановки и пр.).

11. Особенности художественного метода писателя в целом

12. Ваше отношение к прочитанному.

*Анализ драмы чаще всего исключает некоторые из предложенных выше пунктов (например, 9-й, частично – 10-й). В то же время он предполагает особый интерес к характеру диалога, к ремаркам, к принципам деления произведения на отдельные сцены и некоторым другим моментам.

Наши рекомендации