Развиваем способность познавать
Одним цветом
1. Положите перед ребенком два кубика - красный и синий. Возьмите еще один красный кубик и поставьте его на первый, назвав его цвет. Протяните ему второй синий кубик и попросите поставить его на такой же синий. Повторите это задание несколько раз. Возьмите затем кубики других цветов (черные, белые, желтые и зеленые).
2. Дайте малышу лист красной или синей бумаги (можно взять кусок ткани). Попросите его найти в комнате что-нибудь такого же цвета (цвет назовите). Помогите ему, если он затрудняется.
3. Дайте ребенку красный карандаш, пусть проведет им на бумаге несколько линий. "А что у нас в комнате такого же цвета, красного? Правильно, вот это яблоко. Оно красное". Зеленый карандаш - и лист вашего комнатного растения. Желтый карандаш - и банан. (Нарисуйте их для малыша.)
4. Высыпьте на стол красные, синие, зеленые, желтые, белые, черные пуговицы. Пусть малыш попробует рассортировать их по цвету - разложит на кучки. Покажите ему, как это делается.
5. Вводите в описанные занятия новые цвета, например, оранжевый и коричневый, которые требуют более тонкого цветовосприятия.
Всегда наывайте цвета ребенку, просите его повторить за вами эти названия. Но не ожидайте, что все они сразу же войдут в его речь.
Выбери одно из двух
1. Дайте ребенку возможность выбирать - еду, одежду, игрушки, книжки или занятия. "Что ты будешь пить - молоко или сок?". (Именно так, а не просто: "Что ты хочешь пить?") И будьте готовы дать ему именно то, что он выбрал. Если он ничего не выбрал, спросите его еще раз попозже.
2. Когда вы готовитесь почитать малышу сказку перед сном, пусть он сам скажет, какую книжку взять. Так он учится делать выбор, а кроме того, тут он может получить возможность заглянуть в будущее, понять значение ваших обещаний. Так, если ребенок выбрал две книги, скажите: "Одну из них я прочту сегодня, а вторую давай положим в особое место и вспомним о ней завтра вечером".
3. Пусть малыш выбирает себе занятие: "Что ты будешь сегодня делать - рисовать красками или лепить из пластилина?" Изобразительная деятельность вообще дает широкие возможности выбора. Рисуешь - надо выбрать краску или карандаш. Занимаешься аппликацией - надо взять нужную цветную бумагу.
4. Предложите ребенку перед сном два одеяльца. Какое он выберет сегодня? Вы купаете малыша. Пусть выберет одну из двух игрушек, с которой он поиграет в ванне. Затем предложите выбрать еще - из двух других. И так несколько раз.
Одно из нескольких
1. Идете за покупками - возьмите ребенка с собой. (Пусть поможет вам выбрать в овощной лавке, скажем, кочан капусты.)
2. Когда вы просите ребенка что-то передать вам, подчеркивайте, что вам нужен один предмет: одно полотенце, одна ложка...
3. Приготовьте набор из десяти кубиков. Попросите ребенка отложить для вас в пустую коробку один кубик. Похвалите его за то, что он выполнил вашу просьбу. Если же он берет несколько, еще раз скажите, что вам нужен только один кубик. Покажите на него - пусть ребенок сам положит его в коробку.
4. Чтобы подчеркнуть понятие "один", используйте парные предметы. Когда малыш надевает ботиночки, скажите: "Ты взял только один ботинок. А где другой?" Помогая ребенку надеть курточку, "спрячьте" одну его руку в рукав и скажите: "Интересно! Я вижу только одну твою руку!" Встав перед зеркалом, покажите ребенку на два его глаза, два уха, две щеки. А потом удивитесь: "А где твой второй нос? У тебя только один нос? Сколько у тебя носов? Только один!"
5. Подчеркивайте значение выражения "только один". "Возьми только одно печенье", "Можешь еще только один раз скатиться с горки, и пойдем домой". Выработке понятия "один" помогут и задания, в которых ребенку предлагается делать выбор (их мы описали выше): "Можешь выбрать одну игрушку, которую мы возьмем с собой к бабушке", "Выбери одну книжку, которую я тебе почитаю".
6. Когда ребенок усвоит понятие "один", дайте ему более трудное задание. Попросите его положить по одному печенью на каждое блюдечко, по одной ложке рядом с каждой тарелочкой. Возможно, вам придется помочь ему шаг за шагом выполнить задание: "Положи одно печенье на это блюдечко. Теперь положи одно печенье на другое блюдечко". А вот малыш занят своими грузовичками. Попросите его посадить в кузов каждой машины по одной игрушке.
Образное мышление
1. Пусть ребенок сыграет роль папы или мамы, взяв что-нибудь из одежды взрослого, нацепив на нос мамины очки или нахлобучив на голову папину шляпу. А вы позвоните по игрушечному телефону и попросите подозвать того, чью роль он играет.
2. Пусть малыш нарядится зайчиком (заячьи уши и хвостик) и попрыгает. Спойте песенку про зайчика. Разыграйте историю, героем которой станет зайчик.
3. Покажите, как кормить и купать куклу; пусть малыш подражает вашим действиям. Предложите ему поиграть сразу с несколькими куклами. Побуждайте его к игре, в которой последовательно связаны несколько тем: готовим еду, накрываем на стол, едим. Покажите, как кукла пьет чай "как бы" или "как бы" расчесывает волосы; при этом не обязательно, чтобы была чашка (ее может заменить кубик) или расческа (вместо нее - карандаш).
4. Пусть малыш имитирует вашу повседневную работу по хозяйству. Купите или сделайте сами уменьшенные копии таких предметов, как швабра или грабли. Учите ребенка мести пол, стирать пыль с мебели, сгребать листья в саду. Когда вы готовите обед, дайте малышу поиграть ложками, пустыми мисками, кастрюльками.
5. Когда ваш ребенок играет один в песочнице, обеспечьте его машинами, грузовиками и контейнерами различной формы. Убедитесь в том, что у вашего ребенка в коробке с игрушками есть набор кубиков различного размера, формы и цвета. Когда это уместно, давайте ребенку большую картонную коробку, через которую он может пролезть, в которой он может спрятаться или использовать в игре как домик. Подобного рода материалы будут стимулировать игру.
Развиваем речь
Ребенок слушает сказки
1. Выберите время, когда малыш готов хотя бы недолго посидеть спокойно, и почитайте ему. Начинайте со сказок и стихов (простых, звучных, ритмически ясных). Позвольте ребенку самому выбрать книжку, которую он хотел бы послушать. Поощряйте и удовлетворяйте интерес малыша к картинкам. Обязательно отвечайте на вопросы, которые могут у него возникнуть. Пусть он сам переворачивает страницы.
2. Вы прочли малышу сказку - теперь расспросите его о том, про кого сказка, что в ней происходит. Выслушайте его внимательно, не стремитесь поправлять его, даже если он понял что-то не так или не может правильно назвать героев сказки.
3. Всякий раз, когда это возможно, соотносите сказку с жизненным опытом ребенка. Если в сказке встретилась собака, заметьте: "Эта собачка как у твоего друга, правда?"
4. Старайтесь читать с выражением, интонации вашего голоса помогут ребенку понять чувства героев, смысл происходящего. Можно помочь себе и жестами.
5. Сделайте свою собственную книжку с картинками, вырезанными из журналов, или сочините сами сказку по картинкам в книжке с иллюстрациями.
Что больше?
1. Подберите пары одинаковых предметов, различающихся лишь размерами. Это могут быть две ложки - чайная и столовая, две шапки - взрослого и ребенка, ботинки, книжки, тарелки, кубики, куклы, игрушечные машинки; словом, любые предметы, знакомые ребенку. Попросите его: "Покажи мне большую ложку", "Поцелуй маленькую куклу". Попросите ребенка надеть вам на голову большую шляпу. Спросите: "Этой кукле годятся большие туфли? Или ей нужны маленькие?" Предложите ребенку построить большую башню из больших кубиков и маленькую башню из маленьких. Покажите ребенку один из двух разных мячей и спросите: "Это большой мяч или маленький?"
2. Попросите малыша найти в комнате что-нибудь большое и что-нибудь маленькое. Пользуйтесь любым случаем, чтобы сравнивать предметы по величине. Легко увидеть разницу между "мамиными большими туфлями" и "Дашиными маленькими туфельками", когда они стоят рядышком на полу. Покажите ребенку папину большую рубашку и Димину маленькую, когда они висят рядом и сохнут после стирки. Поговорите о разнице между "нашей маленькой собачкой" и "большой соседской собакой". Гуляете - обратите внимание ребенка на большие деревья и маленькие деревья, на большие листья и на маленькие...
3. В подвижных играх приходится делать разные шаги, разные прыжки - маленькие и большие. А вот вы играете с детьми, скажем, в "Каравай" - в этой игре, взявшись за руки, расходятся и сближаются, и получается большой круг ("вот такой ширины") и маленький ("вот такой ужины")... Или другая игра - попросите ребенка сделаться большим-большим (пусть широко расставит ноги и разведет руки в стороны), а потом маленьким-маленьким (тут надо свернуться калачиком).
4. Попросите ребенка нарисовать большой или маленький круг, большое дерево и маленький цветок. Пусть вылепит из пластилина большой пирог и маленький пирожок.
5. После использования предметов, имеющих очевидные различия в размере, возьмите предметы, различия между которыми менее очевидны. Покажите ребенку, как их сравнить, держа их рядом или показывая со словами: "Этот помещается у меня в руке, а этот - нет. Этот мне по ноге, а этот - нет".
Что нарисовано?
1. Подберите книжки с ясными и занимательными картинками. Попросите ребенка рассказать вам о том, что изображено на картинках, внимательно выслушайте его. Если он что-то не понял, задайте ему наводящие вопросы, помогите правильно построить высказывание.
2. Сделайте книжку с рассказом о каком-нибудь недавнем событии из жизни ребенка. Используйте фотографии, сделанные в этот день. Это может быть празднование дня рождения, "выход в свет" всей семьей или просто "субботник" по уборке садового участка. Пусть ребенок называет картинки и персонажей по мере того, как вы рассказываете историю.
3. Рассмотрите с малышом изображения животных, которых он знает. Поговорите с ним о том, где вы видели то или иное животное, и напомните, какие звуки оно издает, - так ребенку будет легче назвать его.
4. Рисуйте простые изображения - домик, солнце, забор, - которые малыш мог бы назвать. Чтобы заинтересовать его картинками, которые вы нарисовали, расскажите что-нибудь занимательное по этому поводу.
Сложное поручение
1. Пришло время давать ребенку поручения, состоящие из двух частей, когда он должен сначала выполнить одно действие, а потом другое: "Положи книжку, а потом закрой дверь". Если ему трудно выполнить вашу просьбу, покажите, что именно нужно сделать, сопровождая свои действия разъяснениями.
2. Можно устроить игру. Скажите: "Подойди к двери и открой ее", "Поцелуй свою куклу и положи ее в кроватку", "Найди свой мяч и дай его папе".
3. Если ребенок выполняет только первую часть просьбы, скажите: "А о чем я еще просил?" Если он не может вспомнить, повторите просьбу целиком и помогите ему справиться с обеими ее частями.
4. Поиграйте в игру, в которой ведущий отдает команды, состоящие из двух частей: например, сесть на пол и похлопать в ладоши. Сначала показывайте, что нужно делать; по мере того, как ребенок будет осваивать игру, переходите только к словесным командам.
5. Над этим навыком хорошо работать во время полдника. Скажите ребенку: "Отпей глоток и поставь чашку. Сними свою салфетку и вытри рот. Доешь сыр, а потом можешь попросить еще сока".
Развиваем активность
Игра под песенку
1. Есть песенки и стишки, которые можно естественно сопровождать движениями. (Вроде: "Полетели, полетели; на головку сели...") Несколько раз произнесите стишок, спойте песенку вместе с ребенком. Побуждайте малыша повторять за вами не только слова, но и действия.
2. Старайтесь именно играть с малышом, меняйте выражение лица, жестикулируйте; так будет интереснее. Помогайте ребенку выполнить нужное движение, но не принуждайте его. Пусть наблюдает за вами и присоединяется к вам по своему желанию, делая те же движения.
3. Как только малыш начнет запоминать слова, последнее слово в строчке опускайте - пусть он его скажет сам. Или пропустите хлопок в ладоши, другой какой-то жест и подождите, пока его сделает ребенок.
4. Сочиняйте свои собственные песенки и стишки - обо всем, что вы делаете сейчас с ребенком. Застегивая на ребенке пальтишко, напевайте: "Одна маленькая, две маленькие, три маленькие пуговки". Или, купая ребенка, пойте о том, как вы моете его ушки, шею, локти и коленки.
5. Не уставайте повторять слова и жесты. Ребенку нужно слышать слова снова и снова, чтобы они стали ему хорошо знакомы.
Без напоминаний
1. В этом возрасте ребенок учится понимать последовательность действий и переходить от одного вида занятий к другому без напоминаний. Теперь вы уже можете заранее предупреждать ребенка: "После того как мы кончим играть с кубиками, мы спустимся к почтовому ящику за газетой", "После того как мы высушим твои волосы, ты сможешь поиграть в поезд".
2. Если вы видите, что ребенок действительно готов без вашего дополнительного напоминания перейти к новому занятию, похвалите его.
3. Помогайте ребенку перейти к следующему делу, косвенно подсказывая, что именно нужно делать. Не говорите: "А сейчас будем готовиться к купанию". Спросите: "Куда мы сегодня поставим ванночку?"