Русское библиологическое общество (1899-1931)
Инициатором создания Общества, первым и многолетним его президентом (1899-1903; 1907-1916) был А.М. Ловягин, крупнейший русский и советский книговед-теоретик.
В Уставе Общества задачи этой организации были определены как. «содействие объединению работающих по вопросам книговедения и теоретической выработки и практическому применению ряда мер для облегчения обозрения всех родов литературных произведений, а также изучение книжного дела в его прошлом и настоящем».
Общество объединяло в своих рядах библиографов, библиотековедов, историков, литературоведов, библиофилов Петербурга. Из книговедов разных специализаций активными деятелями Общества были Н.М. Лисовский (почетный член), М.Н. Куфаев, А.В. Мезьер, А.И. Малеин, П.К. Симони, А.Г. Фомин (президент Общества с 1927 по 1931 гг.), А.Д. Торопов, К.Н. Дерунов, Б.С. Боднарский (почетный член), У.Г. Иваск и др. Среди членов Общества были также ныне всем известные литературоведы, филологи, историки: С.А. Венгеров, Н.П. Лихачев, С.Ф. Ольденбург, Н.К. Пиксанов, С.М. Бонди и др.
Деятельность Общества отличалась разнообразием тематики и осуществлялась по двум основным направлениям. Одно можно назвать библиологическим, другое - историко-литературным. Балансирование между книговедением и историей литературы было предопределено начальными установками Общества, которые потом и пришлось преодолевать.
Разнообразие тематики привело к группировке членов Общества в секции и комиссии. Две из них были книговедческими. Секцию книговедения и печатного дела (1905) возглавлял Н.М. Лисовский, секцию библиотековедения (1903) - Э.А. Вольтер. Последняя была настолько определенной в своей деятельности и популярной, что в 1907 г. была преобразована в самостоятельное Общество библиотековедения. Кроме этих двух секций, оправдывавших название всего общества, существовали еще историческая, историко-литературная, филологическая, археологическая, историко-географическая.
Основными формами деятельности Библиологического общества были регулярные заседания и общие собрания с заслушиванием докладов (всего около 300), подготовка и выпуск собственных изданий, участие в проведении литературных юбилеев (Н.А. Некрасова, Ф.М. Достоевского), других юбилейных мероприятий (например, 200-летнего юбилея русской периодической печати). Большую работу осуществляло Общество в деле собирания биобиблиографических материалов о деятелях книги, в подготовке мемориальных заседаний, посвященных памяти или деятельности библиографов, библиотековедов, библиофилов, филологов, историков.
Общество организовало Библиографическое справочное бюро (1900-1901), в задачу которой входила выдача справок как членам Общества, так и другим организациям и частным лицам. Начала осуществляться еще одна практическая библиографическая идея - создание карточного библиографического указателя ко всем русским журналам. Естественно, что немногочисленная группа членов Общества не могла справиться с такой огромной работой даже частично.
Во всех библиографических работах и начинаниях Общество ставило задачу совершенствования классификации и регистрации изданий и стремилось даже историко-литературные разыскания вести не столько в литературоведческом, сколько в библиографическом плане, сохраняя свой статус книговедческой организации.
Результаты деятельности Общества находили отражение в его изданиях. В первые годы существования Общества выходили «Отчеты Русского библиологического общества», которые составлял сам А.М. Ловягин. В 1901-1904 гг. основным печатным органом Общества стал «Литературный вестник», имевший литературоведческий характер.
С 1908 по 1917 гг. вышло 4 выпуска «Докладов и отчетов» Русского библиологического общества (Новая серия). Издание имело книговедческий характер; в нем печатались наиболее интересные доклады, выдержки из протоколов заседаний Общества с названиями всех докладов, иконографический (изобразительный) материал, отчеты правления Общества. В 1915-1916 гг. и в 1918 г. Общество издавало также «Библиологический сборник» (т. 1, вып. 1-4; т. 2, вып. 1-2), в котором материалы были организованы по тематическому принципу. Наиболее интересными представляются два выпуска: в одном содержатся достаточно подробные сведения о книговедческих организациях и обществах в России; во втором - книговедческие работы А.М. Ловягина.
Комиссия по описанию журналов XIX в. издала «Литературно-исторический сборник» под редакцией Л.К. Ильинского. В 1922 г. совместно с Петроградским (с 1924 г. - Ленинградским) обществом библиофилов Русское библиологическое общество выпустило три номера журнала «Библиографические листы», которые, однако, не содержали существенных материалов, интересных в книговедческом плане.
Деятельность Общества и издаваемая им специальная литература, несомненно, способствовали повышению популярности и общественной значимости книговедения, укреплению престижа новой области знания.