Понятие «овеществления» в «Истории и классовом сознании» Г. Лукача
Арашина А. С., 4 курс
Понятие «овеществление» является ключевым в Теории овеществления и одним из важнейших во всём творчестве Г. Лукача.
По мнению ряда исследователей, теория овеществления «стала … одним из главных источников для многих современных вариантов «культурной критики» капитализма (или «антикапитализма»)»[1].
Представитель Франкфуртской школы Т. В. Адорно утверждал, что именно Лукач «как диалектический материалист впервые применил категорию овеществления к философской проблематике»[2].
Г. Лукач, преступая к рассмотрению овеществления, отмечает тот факт, что «сущность товарной структуры состоит в том, что отношение, связь между лицами [Personen] приобретает вещественный характер и тем самым — «призрачную предметность», которая своей жесткой, с виду совершенно замкнутой и рациональной, автономной закономерностью стирает всякий след своей фундаментальной сущности, отношений между людьми»[3].
Описывая фундаментальный, по мнению Лукача, феномен овеществления, Маркс указывал на то, что товарная форма «… является зеркалом, которое отражает людям общественный характер их собственного труда как вещный характер самих продуктов труда, как общественные свойства данных вещей, присущие им от природы; поэтому и общественное отношение производителей к совокупному труду представляется им находящимся вне их общественным отношением вещей. Благодаря этому quid pro quo [появлению одного вместо другого] продукты труда становятся товарами, вещами чувственно-сверхчувственными, или общественными <…> Это — лишь определенное общественное отношение самих людей, которое принимает в их глазах фантастическую форму отношения между вещами»[4].
Лукач отмечает, что «проблема товарного фетишизма — это специфическая проблема нашей эпохи, современного [modern] капитализма»[5], поскольку ранее существовавшие в примитивных обществах формы предметности имели качественное отличие от «[modern] капитализма» и носили, с точки зрения К. Маркса, случайный, непостоянный характер[6].
Этому аспекту Лукач предавал особое значение, утверждая на основе выводов Маркса, что «развитие товарной формы, ставшей действительно господствующей формой общества в целом, имеет место только при современном капитализме»[7]. Именно при современном капитализме, утверждает Лукач, человеку противостоят, как нечто объективное, от него не зависящее, подчиняющее его своей антигуманной закономерности, — его собственная деятельность, его собственный труд. Причем, это верно как в объективном, так и в субъективном плане. Верно в объективном плане, поскольку возникает мир готовых [fertig] вещей и вещных отношений (мир товаров и их движения на рынке), чьи законы, хотя мало помалу и познаются людьми, но и в этом случае противостоят им как непреодолимые самостийные силы. Их познание, стало быть, может быть использовано индивидом к собственной выгоде, но и тут ему не дано своей деятельностью оказать активное влияние на реальный ход событий. Это верно и в субъективном плане, поскольку при сложившемся товарном хозяйстве человеческая деятельность становится товаром. Она подчиняется чуждой человеку объективности естественных законов общества, то есть должна совершать свое движение так же независимо от людей, как и любая другая потребительная ценность, ставшая товаровидной вещью [Warending]»[8]. Данный вывод автор подкрепляет мнением К. Маркса, который заявил: «Характерной особенностью капиталистической эпохи является тот факт, что рабочая сила для самого рабочего принимает форму принадлежащего ему товара, а потому его труд принимает форму наемного труда. С другой стороны, лишь начиная с этого момента, товарная форма продуктов труда приобретает всеобщий характер»[9].
Лукач обращает особое внимание на процесс абстракции людского труда, опредмечиваемого в товарах. Данный процесс как субъективно, так и объективно обусловлен универсальностью товарной формы. «Объективно, поскольку товарная форма как форма эквивалентности, обмениваемости качественно различных предметов становится возможной лишь в силу того, что они — только в этом отношении, в котором они впервые приобретают свою предметность в качестве товаров — выступают как формально эквивалентные. … Субъективно, поскольку данная формальная одинаковость абстрактного человеческого труда не только является общим знаменателем, под который подводятся различные предметы в отношении между товарами, но становится реальным принципом фактического производства товаров»[10].
Это говорит о том, «что абстрактный, одинаковый, сравнимый труд, измеряемый с все большей точностью общественно необходимым рабочим временем, труд в рамках капиталистического разделения труда, возникает одновременно как продукт и как предпосылка капиталистического производства только в процессе его развития, то есть только в ходе этого развития становится общественной категорией, которая решающим образом влияет на форму предметности как объектов, так и субъектов возникающего этим путем общества, на его отношение к природе, возможные в нем отношения между людьми»[11]. Этот процесс, сопровождаемый усугубляющейся рационализацией, ведёт к неминуемо возрастающему исключению «качественных, человеческо-индивидуальных свойств рабочего»[12].
Лукач отмечает, что даже психологические свойства и качества цельной личности работника отделяются от него, объективируются по отношению к нему и подвергаются калькуляции для того, чтобы их можно было ввести в специальные системы.
Рационализацию (не мыслимую без специализации, которой он придавал особое значение), калькулируемость субъекта трудовой деятельности и трудового процесса Лукач считает ключевым принципом, реализация которого ведёт к исчезновению единого продукта как предмета трудового процесса[13].
«Рационально-калькуляционное разложение трудового процесса уничтожает органическую необходимость соотнесенных друг с другом и сведенных в продукте в одно единство частичных операций. Единство продукта как товара более не совпадает с его единством в качестве потребительной стоимости…»[14].
В такой системе человек превращается всего лишь в источник погрешностей, а «вследствие «подчинения человека машине» создается ситуация, при которой «труд оттесняет человеческую личность»»[15], то есть человек перестаёт быть подлинным носителем трудового процесса и превращается в деталь механической системы, которой вынужден беспрекословно подчинятся. Даже рабочее «время утрачивает свой качественный, изменчивый, текучий характер: оно застывает, становится континуумом, точно ограниченным и заполненным количественно измеримыми «вещами» (овеществленными, механически объективированными, неукоснительно отделенными от совокупной личности человека «результатами» труда рабочего): время становится пространством…»[16].
Люди труда с помощью механизации производства превращаются «в изолированные абстрактные атомы, которые уже не имеют между собой того непосредственно-органического контакта, который устанавливали результаты их труда. Атомы, чья взаимосвязь, напротив, во все большей мере опосредствуется исключительно абстрактными механическими закономерностями, в которые они втиснуты»[17].
В такой ситуации даже ««специалист «виртуоз», продавец своих объективированных и овеществленных духовных способностей не только становится лишь зрителем общественных событий (насколько сильно современное административное управление и правоприменение и т. д. приобретает сущностный облик фабрики в ее противоположности ремеслу, на этом мы не имеем возможности остановиться даже вскользь), но занимает также созерцательную установку по отношению к функциям своих собственных объективированных и овеществленных способностей»[18].
Сформировавшаяся кризисная структура тотальной рационализации буржуазного общества, по мнению Лукача, носит формальный и скорее случайный характер, что проявляется в отсутствии общей осмысленности целостности развития общества, в несогласованности «рациональных» подходов (особенно в периоды кризисов). На актуальность данной проблемы в работе Лукача обратил внимание М. Харрингтон (США) особенно выделив такие положения теории овеществления как «отсутствие общей осмысленности в развитии общественного целого; «одичание» метафизики в тотально рационализованном мире; противоречие между рациональностью в деталях и иррациональностью в целом, проявляющееся ныне в угрозе экологических катастроф»[19].
Исходя из вышеизложенного, основные структурные элементы овеществления можно проиллюстрировать следующей схемой:
Современные исследователи отмечают, что в теории «овеществления» Лукача, и в его антикапиталистических построениях в целом, довольно много слабых мест. Также подвергают критике его радикализм. В тоже время отмечают, что настроения Лукача были «продиктованы отнюдь не абстрактной волей к разрушению, а, прежде всего, глубоким протестом интеллектуала против безыдейности и конформизма «культуры вещей». Антикапитализм Лукача, сколь бы ни была беспощадной по отношению к нему историческая ирония, несет в себе обаяние того духовного «прорыва в свободу», без которого потеряла бы смысл вся развернутая в «Истории...» концепция овеществленного человека»[20].
ЛИТЕРАТУРА
1. Лукач Г. История и классовое сознание Исследования по марксистской диалектике. М.: Логос-Альтера, 2003. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://royallib.com/book/lukach_georg/istoriya_i_klassovoe_soznanie_issledovaniya_po_marksistskoy_dialektike.html
2. Маркс К. Капитал. Т. I. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23.
3. Поцелуев С.П. «История и классовое сознание» Д. Лукача: теория «овеществления» и романтический антикапитализм [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/834/198/1208/Potseluev_Lukach.pdf
[1]Поцелуев С.П. «История и классовое сознание» Д. Лукача: теория «овеществления» и романтический антикапитализм [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/834/198/1208/Potseluev_Lukach.pdf
[2]Adorno Th. W. Erpresste Versöhnung // Lukács-recepcio Nyugat-Europaban (1956-1963). – MTA. – Filozófiai Intézet. – Lukács Archivum. – Budapest, 1964. – S. 23
[3]Лукач Г. История и классовое сознание Исследования по марксистской диалектике. М.: Логос-Альтера, 2003. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://royallib.com/book/lukach_georg/istoriya_i_klassovoe_soznanie_issledovaniya_po_marksistskoy_dialektike.html
[4] Маркс К. Капитал. Т. I. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. — С. 82.
[5]Лукач Г. История и классовое сознание Исследования по марксистской диалектике. М.: Логос-Альтера, 2003. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://royallib.com/book/lukach_georg/istoriya_i_klassovoe_soznanie_issledovaniya_po_marksistskoy_dialektike.html
[6] Маркс К. К критике политической экономии. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. - С. 36
[7]Лукач Г. История и классовое сознание Исследования по марксистской диалектике. М.: Логос-Альтера, 2003. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://royallib.com/book/lukach_georg/istoriya_i_klassovoe_soznanie_issledovaniya_po_marksistskoy_dialektike.html
[8] Лукач Г. История и классовое сознание Исследования по марксистской диалектике. М.: Логос-Альтера, 2003. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://royallib.com/book/lukach_georg/istoriya_i_klassovoe_soznanie_issledovaniya_po_marksistskoy_dialektike.html
[9] Маркс. Капитал. Т. I. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. — С. 181
[10] Лукач Г. История и классовое сознание Исследования по марксистской диалектике. М.: Логос-Альтера, 2003. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://royallib.com/book/lukach_georg/istoriya_i_klassovoe_soznanie_issledovaniya_po_marksistskoy_dialektike.html
[11]Лукач Г. История и классовое сознание Исследования по марксистской диалектике. М.: Логос-Альтера, 2003. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://royallib.com/book/lukach_georg/istoriya_i_klassovoe_soznanie_issledovaniya_po_marksistskoy_dialektike.html
[12] Там же.
[13] Там же.
[14] Там же
[15] Там же.
[16] Там же.
[17] Там же
[18] Там же
[19]Цитата по: Поцелуев С.П. «История и классовое сознание» Д. Лукача: теория «овеществления» и романтический антикапитализм [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/834/198/1208/Potseluev_Lukach.pdf
[20]Поцелуев С.П. «История и классовое сознание» Д. Лукача: теория «овеществления» и романтический антикапитализм [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/834/198/1208/Potseluev_Lukach.pdf