Письменные, лингвистические (этнонимика, топонимика и др.).

Тема 2. Источники по изучению истории первобытного общества

1. Исторические источники: археологические, этнологические,

письменные, лингвистические (этнонимика, топонимика и др.).

2. Источники естественно-исторического характера: антропологические,

геологические, палеоклиматические, географические.

3. Генетика и её значение для реконструкции происхождения человека

в ходе антропогенеза.

4. Возможности в реконструкции истории первобытности.

Учебная литература

1. Алексеев, В.П. История первобытного общества. Учебник для студентов вузов. Изд. 6-е / В.П. Алексеев, А.И. Першиц. – М.: АСТ, Астрель, 2007. – 350 с.

2. Марков, Г.Е. Первобытное общество. Учебное пособие / Г.Е. Марков. – М.: Издательство сторического факультета Московского университета, 2009. – 210 с.

3. Першиц, А.И. История первобытного общества. Учебник / А.И. Першиц, А.Л. Монгайт, В.П. Алексеев. – М.: Высшая школа, 1974. – 223 с.

4. История человечества: в 8 т. Т.1. Доисторические времена и начала цивилизации / Под ред. З.Я. Де Лаата. – ЮНЕСКО - ООО «Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС», 2003

5. История первобытного общества: в 3-х томах. Т.1. История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропогенеза. Академия наук СССР. Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая / Ред. колл. Ю.В. Бромлей, А.И. Першиц, Ю.И. Семенов, Л.Е. Куббель, В.А. Шнирельман. – М.: Наука, 1983. – 432 с.

6. История первобытного общества: в 3-х томах. Т.2. Эпоха первобытной родовой общины. Академия наук СССР. Институт этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая / Ред. колл. Ю.В. Бромлей, А.И. Першиц, Ю.И. Семенов, Л.Е. Куббель, В.А. Шнирельман. – М.: Наука, 1986. – 574 с.

7. История первобытного общества: в 3-х томах. Т.3. Эпоха классообразования. Академия наук СССР. Институт этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая / Ред. колл. Ю.В. Бромлей, А.И. Першиц, Ю.И. Семенов, Л.Е. Куббель, В.А. Шнирельман. – М.: Наука, 1988. – 566 с.

8. Семёнов, Ю. О методике реконструкции развития первобытного общества по данным этнографии/Ю.Семёнов // Этнография как источник реконструкции истории первобытного общества. – М.: Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 1979. – С. 108-125.

1. Исторические источники: археологические, этнологические,

письменные, лингвистические (этнонимика, топонимика и др.).

Историческое прошлое изучается с помощью самых разно­образных средств информации, рассказывающих историкам об интересующих их объектах и явлениях прошлого. Эта исто­рическая информация может быть извлечена из них только после соответствующей обработки, включающей в себя ряд исследовательских процедур, полнота и тщательность проведения которых существенно влияет на объективность и многосторонность полу­чаемого с их помощью исторического знания.

Объекты, несущие информацию о прошлом, называются историческими источниками.Историческим источником является любой объект изуче­ния, из которого можно извлечь исторические сведения и любые данные естественноисторического цикла: антропологические, географические и палеогеографические, геологические, физические, химические и др.

По ме­тоду обработки и способам извлечения из них исторических све­дений исторические источники различны и их набор зависит от специфики каждой отдельной отрасли исторического знания. В полной мере это касается и эпохи первобытности.

История первобытного общества с самого начала складывалась как комплексная научная дисциплина, впитывавшая в себя крупнейшие результаты широкого круга наук, так или иначе связанных с изучением человека и его культуры. По этой же причине и исторические источники, на базе которых история первобытного общества строит свои реконструкции, очень разнообразны и являются компетенцией разных наук как гума­нитарного, так и естественноисторического циклов. В случае с историей первобытности чёткие границы указанных наук теряются и предмет науч­ного познания из одной сферы науки постепенно перетекает в другую.

На первом плане, однако, по праву находится археология[1], ибо именно она снабжает историю первобытного общества прямыми фактами, имеющими бо­лее или менее твердую хронологическую приуроченность, опираю­щуюся на методы абсолютного датирования или, при их отсутствии, на сравнительно-типологический метод. Археологический материал появляется с самого начала человече­ской истории, т. е. с самого начала истории первобыт­ного общества. Хронологически археология полностью охва­тывает временные границы существования первобытного общества.

Однако археологический материал выборочен и зави­сит от того, что земля сохраняет нам не весь комплекс культуры, а лишь некоторые следы жизнедеятельности человека – прежде всего то, что попадало в мусорные кучи, терялось или закладывалось в могилы. При перемене местожительства всё ценное забиралось с собой, на прежнем месте обитания оставался хлам, который и попадает в руки археологов. Многое разрушалось при стихийных бедствиях и опять в распоряжении археологии остается только деформированная разрушением часть. В погребения заведомо по­падала также только часть бытового культурного инвентаря, объём кото­рого предопределялся бытующими в конкретном обществе погребальными обычаями и обрядами, а также представлениями о загробном мире. Можно не сомневаться, что в процессе археоло­гического исследования мы получаем лишь жалкую часть достоверной информации. В ка­кой-то части археологических реконструкций они, возможно, со­ответствуют действительности, в других случаях процент достовер­ности больше, а что-то вообще не может быть адекватно восста­новлено ни при каких обстоятельствах.

Разрушения в ходе времени были грандиозны по масштабам и трагически по их культурно-исто­рическим последствиям. Любая культура и любое общество безжа­лостно уничтожали все следы предшествующих обществ и культур, почти всегда делали и делают это сознательно (классическим примером современного вандализма стало разрушение в 2001 г. талибами памятника доисламской эпохи в центральной афганской провинции Бамиан – вырезанные в горном склоне между 2-м и 5-м вв. н.э. две уникальные скульптуры Будды – Вайрочана (55 метров в высоту) и Шакьямуни (37 метров) были взорваны; ещё более новый пример – разгром в феврале 2015 г. боевиками «Исламского государства» (ИГ) Музея древности в городе Мосул на севере Ирака, когда фанатики кувалдами и дрелями уничтожали экспонаты музея, в основном ассирийской и парфянской эпох).

В то же время люди бессознательно использовали технические и духовные достижения предшественников. Пещеры и другие естественные укрытия ис­пользовались неоднократно людьми разных эпох, более ранние культурные напластования в пещерах при этом естественным обра­зом нарушались. Но разрушительная сторона человеческой деятельности дополнялась ещё и разрушительными силами природы, т. е. естест­венными причинами. Для самых ранних палеолитических пещер­ных стоянок это обвалы и геологические процессы погребения пе­щер. Далеко не все предметы, изготовленные людьми, сохранялись в земле, что зависит и от характера почвы, и от материала: изделия из кости, дерева, кожи и металла вообще сохраняются плохо – дерево и кожа недолговечны, кость подвержена разложению, металл окисляется, керамика раздавливается землей. Наконец, сам культурный слой деформируется при действии осадков, оползней, затоплении и т. д.

Но всё-таки археологический материал бесспорно позволяет проводить научное исследование и делать достаточно определённые выводы. Он даёт возможность проследить динамику внеш­них форм культуры, отделяя ранние формы от поздних и ус­танавливая хронологическую последовательность их изменений. На этой базе создается целостная картина прогресса человеческой культуры от её простейших форм до более сложных. Археологические раскопки доставляют богатый палео­антропологический, археозоологический и археоботанический ма­териал, который является неоценимым источником сведений о физических особенностях древних людей, одомашненых им животных, растений.

Этнология[2] нацелена на то, что­бы с наибольшей полнотой и тщательностью, наиболее адекватно описать культуру и быт, социаль­ные институты и общественную структуру того или иного народа. Традиционно при этом наибольшее внимание уделялось отсталым народам, и в этом пункте особенно этнология смыкается с историей первобытного общества, так как культура отсталых народов служит основным материалом для первобытно-исторических реконструк­ций. Если бы не было этнологических данных, то многие стороны формирования общественных отношений и социальной структуры в первобытных человеческих коллективах просто не могли бы стать предметом внимания, они известны лишь по этнологическим опи­саниям. Главная задача состоит в том, чтобы хронологически со­отнести эти описания с теми или иными этапами первобытной истории.

Однако этнологические описания относительны и эта относительность, проецируясь на отмеченную выше немоту археологических материалов, должна осоз­наваться как препятствие на пути к полностью объективному вос­становлению жизни первобытного общества во всех её проявлениях.

К тому же не следует забывать, что этнологическое описание является современным или почти современным описанием. А архаичных обществ в 19 – 20 вв., абсолютно аналогичных первобытным обществам древности, не существовало и в принципе существовать не могло. Отсталые современные общества невозможно впрямую сравнивать с первобытными коллективами. А это приходится делать, учитывая неизбежность серьёзных погрешностей.

Тем не менее, указанные проблемы не дол­жны приводить нас к выводу о малом значении этнологических наблюдений и описаний, как ис­точника сведений об истории первобытного общества. Без них не­возможно было бы судить о таких явлениях жизни первобытного общества, как формы брака и семьи, системы родства, формы об­щины, коллективные формы хозяйственной деятельности, экономические отношения, религиозно-магические ритуалы, народ­ное творчество. Образно говоря – на каркас хронологически организованных археологических фактов этнология накладывает плоть первобытной культуры.

Лингвистика(языковедение)[3] даёт намданные о языковой ситуации. Опираясь на знание фо­нетических соответствий внутри каждой языковой семьи и внут­ренних законов развития языка, она проделала колос­сальную работу по восстановлению конкретной истории отдельных языков и их генетического ветвления, реконструкции праязыка и праязыковых диалектов для многих языковых семей, наконец, ус­тановления внешних связей для каждой языковой семьи с другими семьями. Правда, это не исключает споров по отдельным вопросам.

Письменные источникиявляются второстепенным ис­точником информации для истории первобытного общества по сравнению с данными рассмотренных выше дисциплин. Это объяс­няется характером письменных источников. В древних текстах содержится часто богатый запас сведений о культуре сосед­них с греками, римлянами и китайцами народов, их быте и хозяйст­ве, однако по полноте и точности он далеко не соответствует требо­ваниям, предъявляемым к ним современной наукой о первобытной истории. Часто эти сведения фантастичны и содержат очевидные не­доразумения.

Работать с древними письменными источниками очень непросто. Для этого надо иметь серьёзную подготовку. Для специалистов важен не только сам текст. Важны особенности письма, внешний вид рукописи: писчий материал (бумага, пергамент, папирус), переплёт, линии, сокращения, украшения и т. п. Важным моментом для палеографа является определение инструмента письма (гусиное перо, калам и т. д.). Кроме самих букв, внимательно изучаются следующие моменты: «угол» письма, то есть положение орудия письма к строке; «дукт», то есть последовательность и направление в начертании отдельных линий, составляющих букву; размер буквы в мм. и пропорции высоты и ширины; «вес» письма («тяжелое» письмо с жирными линиями начертывается мягким, то есть податливым пером, «лёгкое» письмо с тонкими линиями – жёстким пером). Всем эти занимается такая наука, как палеография[4]

Наши рекомендации